«Здоровье – это здорово!»
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Одной из приоритетных задач нового этапа формирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту обучающихся.
Актуальность здорового образа жизни во все времена не вызывала сомнения, особенно на современном этапе развития общества. Если сравнить поколения детей прошлого столетия с современными, то можно проследить тенденцию возникновения иных проблем со здоровьем. Несомненно, с ростом интеллектуального потенциала и развитием новых технологий, облегчающих деятельность и быт, быстрый темп жизни, экологические проблемы, стрессы приводят к ослаблению здоровья детей.
База здорового образа жизни закладывается с раннего возраста и этому способствуют семья, педагоги, социум. Именно они формируют основы знаний о режиме дня, правильном питании, личной гигиене и культуре.
Одна из ключевых целей педагогов дополнительного образования – формирование здорового образа жизни через внедрение в процесс обучения и воспитания, здоровьесберегающих технологий. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс на занятиях способствует становлению и развитию соматически, психически, физически и нравственно здоровой личности.
Работая в системе дополнительного образования, прежде всего мы определяем четкие направления в проведении занятий с обучающимися:
– Организация учебного процесса – нестандартные, комбинированные занятия с применением валеопауз.
– Спортивно-оздоровительное содержание – экскурсии по городу, соревнования, игры.
– Работа с классными руководителями, родителями – пропаганда здорового образа жизни, совместные мероприятия, выставки, родительские собрания.
В работе используются комбинированные занятия, смена различных видов деятельности, включая физкультурные минутки. В состав упражнений в физкультурные минутки включаются: упражнения на формирование осанки, укрепления мышц шеи, кистей рук, укрепления зрения, использую релаксационные упражнения, включаю спокойную музыку. Во время занятий обращаем внимание на осанку, переключаем детей с одного вида деятельности на другой. На занятиях царит благоприятный эмоциональный настрой.
В процессе учебной деятельности применяются разные виды занятий: творческие конкурсы, соревнования, экскурсии, игры. Обучающиеся с интересом выполняют творческие задания – сочиняют сказки, стихи, составляют кроссворды. Разработаны методические рекомендации по проведению воспитательных мероприятий с целью сбережения и укрепления здоровья.
Так, например, важно учитывать и использовать творческий потенциал обучающихся при организации занятий. В этом отношении особенно продуктивно проходят инсценировки, беседы, диспуты о здоровом образе жизни при изучении следующих тем: «С чего начинается Родина?», «Семья», «Сирены, поющие в мозгу (отличное здоровье – качество новой жизни)», «Сотовые телефоны: польза или вред?», «Не говори «да», если хочешь сказать «нет»», «Свободное время – твое богатство», «Полезные сладости» (защита проекта). Вместе с детьми принимаем участие в конкурсах: «Люблю тебя, мой край родной!», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья», «Веселые старты», «Озеленение пришкольного участка», «Мы за чистый город», «Береги природу», «Есть идея!».
Успех мероприятий состоялся благодаря тесному общению с классными руководителями и семьями обучающихся. Родители с интересом принимают участие в подготовке различных праздников, интересуются успехами своих детей.
Здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог успешного жизненного будущего. Задача педагогов – научить детей с малых лет ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Необходимо демонстрировать личный пример здорового образа жизни и тогда можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым, развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Список литературы
1. Махов С.И., Махова И.П. Учет возрастных и индивидуальных особенностей
школьников в туристско-краеведческой деятельности //Материалы
научно-теоретической межвузовской конференции «Геоэкология. Краеведение.
Туризм». – СПб, 2000. 83-86 с.
2. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.:
Педагогика, 1985. 98-125 с.
3. Слово к родителям. О путях улучшения экологического воспитания детей в
семье. - Нижний Новгород, 1993.45-64 с.
4. http://ripo.unibel.by/cvr/vlp/05/show.php?art=7&auth=butrim
5. http://www.kmvline.ru/lib/turizm/index.php
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.