Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии на
музыкальных занятиях ».
Составила музыкальный руководитель: Позднякова М.А.
Музыка из всех видов искусств является самым сильным средством воздействия на человека. Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений, а в настоящее время её лечебный эффект доказан научно.
Музыкальный руководитель, опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, ставит в своей работе следующие задачи:
1.Установить проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки,
2. В начало и конец занятия вставить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
3. Внедрять элементы во время танцев, игр и драматизаций с использованием современных здоровьесберегающих технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
3.Логоритмика: Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Особое место в работе над речью детей отводится музыкальным играм, пению и движению под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритм декламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями. Интегрированные занятия, музыкальный руководитель должен проводить с логопедом и психологом, следуя следующим педагогическим принципам — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.
Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и логопедом.
Регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности детей, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование музыкальным руководителем сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Пальчиковая гимнастика.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры музыкальный руководитель проводит чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.
Упражнения с младшими дошкольникам выполняется в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами (ручные знаки)
Например, упражнение
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
(Сопровождается поступенным пением мелодии вверх и вниз.)
Постепенно разгибая пальцы, начиная с большого, из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии вверх, что позволяет включить в работу оба полушария, заставить их взаимодействовать друг с другом. Такое упражнение развивает не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.
- упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняется, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания, варьируется использование мелодий (постепенный переход от поступенного движения к движениям по трезвучию, скачкообразным движениям).
В отличие от малышей, для которых используются упражнения только с симметричными движениями и сопровождаемые пением звуков только октавы, старшим дошкольникам музыкальный руководитель предлагает одновременные разнотипные движения рук, сопровождаемые пением интервалов,
Психогимнастика.
Чтобы научить ребенка сдерживать и контролировать свои эмоции применяется релаксация для снятия эмоционального напряжения; коррекции настроений и отдельных черт характера; педагог упражняет детей в умении выразительно и эмоционально изображать отдельные эмоции, движения; обучает ауторелаксации.
Такие занятия музыкальный руководитель проводит с детьми с чрезмерной утомляемостью и непоседливостью, вспыльчивым и замкнутым, с неврозами и нарушениями характера, с легкими задержками психического и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Психогимнастику в психопрофилактической работе можно использовать с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Она помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Чтобы голос ребенка звучал беспрепятственно, объёмно и ровно музыкальный руководитель ставит перед собой следующие задачи:
• повышать общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям
• развивать дыхательную мускулатуру, улучшать вентиляцию и кровообращение в лёгких
• отработать механизм физиологически правильного речевого и певческого дыхания.
• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
Педагог должен использовать кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательную гимнастику А. Стрельниковой. Стрельниковская гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Ладошки»,«Погончики», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник», «Кошечка»,«Обними плечи», «Ушки», «Повороты головы», «Перекаты», «Шаги».
Артикуляционная гимнастика помогает музыкальному руководителю в тренировке мышц речевого аппарата детей, развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений следовать рекомендациям учителя-логопеда. В результате этой совместной работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память и внимание. Гимнастикой музыкальный руководитель может заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.
Арттерапия:
Арттерапия – это буквально лечение искусством. Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала ребенка, помогает музыкальному руководителю решить следующие задачи:
• снизить эмоциональную тревожность;
• повысить самооценку;
• развить коммуникативные навыки;
• способствовать закреплению положительных поведенческих реакций
На музыкальных занятиях можно использовать следующие виды арттерапии: музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия. Для проведения арттерапии, необходимо в каждой группе уголки, оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры, различные виды кукольных театров, и т. д.
Эта работа эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей и в целом на создание положительного климата в группе, что в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.
Вокалотерапия.
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса, музыкальный руководитель включает в каждое музыкальное НОД.
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги;.
Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух;
Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха;
Звук «М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Ритмопластика.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях - это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Музыкальный руководитель занимаясь с ребенком ритмопластикой, способствует развитию у него организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка и движения, доступные возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.
Ритмопластика являются средством профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развивают музыкальность, двигательные способности, благотворно влияют на психическую сферу ребенка.
Движения современных танцев укрепляют мышцы стопы, укрепляют мышечный каркаса вокруг позвоночника, способствуют увеличению подвижности суставов.
Стренчинг. Элементами стренчинга педагог обучает детей в игровой форме. Детям предлагается сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых, выполняют сложные упражнения в интересной форме.. Упражнения выполняются под музыку, охватывая все группы мышц.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.