Здоровьесберегающие технологии на уроках физики в условиях обучения ФГОС ООО
Выступление учителя физики МБОУ «Гимназия» г. Протвино Белой Е.И.
Быстрые темпы развития современного общества предъявляют более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровье – «состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (устав Всемирной организации здравоохранения).
Здоровье всегда считалось высочайшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Важнейшим достоянием любого государства является здоровье его граждан, а здоровье молодого поколения – первостепенная задача общества, т.к. именно молодежь определяет генофонд нации и будущее страны.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Понятие "Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Комментируя это определение, напомним, что задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
На уроках физики не изучают комплексы физических упражнений для укрепления здоровья, но воспитывать у учащихся сознание великой ценности здоровья, стремление его сохранить и укрепить необходимо и возможно.
На своих уроках я стараюсь решить эту проблему с помощью подбора для решения задач определенного рода. В физике практически любая изучаемая тема может быть использована для формирования правильного отношения учеников к своему здоровью:
ü при изучении мех. движения, явления инерции–профилактика детского травматизма (7кл. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?);
ü при изучении электрических явлений – профилактика несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях (8 класс. Почему нельзя прикасаться к оголенному проводу?);
ü при изучении резонанса – показать опасное влияние низких звуковых частот (в рок-музыке) на функционирование внутренних органов (9 класс. Почему нельзя слушать музыку громкостью более 130 дБ?)
ü при изучении видов электромагнитных излучений – указать воздействие электромагнитных волн на живые организмы (11класс. Почему длительное использование компьютера способствует снижению зрения?)
Чтобы длительно поддерживать умственную работоспособность учеников на высоком уровне и предупреждать перегрузки, а также преждевременное утомление, я стараюсь грамотно спланировать и провести урок, учитывая гигиенические критерии рациональной организации урока, а именно:
1) 4 – 7 раз за урок сменяю виды деятельности (около 10 мин. каждый),
2) применяю не менее 3 видов преподавания с чередованием в 10 – 15 мин.
3) предусматриваю на уроках оздоровительные моменты: соблюдение учащимися правильной позы, физминутки (между 20 и 35 минутами урока 3 легких упражнения с 3–4 повторами); часто они удачно переплетаются с организацией хода урока:
· задаю вопросы, на ответ «ДА» – поднята правая рука, «НЕТ» – поднята левая;
· задаю вопросы, на ответ «ДА» – ученики закрывают глаза, «НЕТ» – глаза открыты;
· для закрепления новой темы часто использую кроссворды. Они разряжают обстановку, создают элемент соревновательности; меняется род деятельности, ребята становятся подвижными. Дети ждут кроссворды - повышается интерес к предмету;
4) стараюсь создать благоприятный психологический климат на уроке, т.е. сделать так, чтобы на уроках преобладали положительные эмоции и 2 – 3 эмоциональные разрядки, (в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что приводит к качественному усвоению знаний, к более высоким результатам);
5) на моих уроках прошу учеников пофантазировать, придумать мысленно какой – то эксперимент – это помогает развитию творчества ребят, преодолению усталости, ведь ученик может сосредоточиться лишь на том, что ему интересно.
Все это позволяет добиться того, что утомление у обучающихся наступает не ранее, чем через 45 минут от начала урока, что способствует повышению познавательной деятельности учащихся.
Школьная оценка также является одной из важнейших технологий здоровьесбережения. Чтобы избежать субъективизма при оценивании ученика, использую:
§ самооценку, когда учащийся знает заранее критерии оценивания его работы,
§ оценка товарища по парте, когда ученики меняются своими работами,
§ окончательная оценка (оценка в конце изучения темы).
Как часть психолого – педагогической технологии здоровьесбережения использую игровые технологии (провожу уроки – викторины, уроки – соревнования, уроки – путешествия и т.д.), игровые обучающие программы, введения в урок исторических экскурсов и отступлений, что снимает эмоциональное напряжение, обеспечивает психологическую разгрузку учащихся, побуждает к активизации познавательной деятельности.
Как здоровьесберегающую технологию использую личностно – ориентированное обучение, учитывающее особенности каждого ученика, направленные на раскрытие его потенциала (проектная деятельность, дифференцированное обучение и т.д.).
Большую роль в решении вопроса здоровьесбережения, играют технические средства обучения, в первую очередь персональный компьютер с мультимедиа проектором. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию, предоставленную мультимедийным образом, чем при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Во многие уроки я вставляю презентации, которые составляю сама или даю ученикам задание составить по какой – либо теме презентацию. Это стимулирует творческую деятельность учащихся и активизирует познавательный процесс обучения. При использовании компьютерных презентаций нельзя злоупотреблять ненужной анимацией объектов, надо подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний, выдерживать время работы с экраном (не более 10–12мин.).
Здоровьесберегающие технологии в обучении физике – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские; это самостоятельный поиск информации, подбор интересных задач и способов их решения, разработка проектов, творческих заданий; это игры, общение, создание образов, идей, ролей, без чего не будет творчества, познавательного интереса и хорошего самочувствия.
Здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на виды:
• запланированный «урок здоровья» в конце изучаемой темы. Например: «Махани-
четкое движение и ДТП», «Электричество каждый день среди нас», «Излучения
электробытовых приборов», «Диффузия и экология» и другие;
• стандартный урок, на котором не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий
урок, т.к. учитель:
§ активизирует познавательную деятельность учеников;
§ создает умственный, психологический и нравственный комфорт;
§ максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Главным критерием такого урока, я считаю, является желание школьников после урока снова прийти на физику, где комфортно, интересно, есть душевное взаимодействие учеников и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, и физика понятна.
Еще одним видом здоровьесберегающих уроков является урок с элементами здоровьесбережения, когда тема урока имеет отношение к здоровью. Например, тема «Масса» – лишний вес создает угрозу здоровью; тема «Смачиваемость – необходимо соблюдать гигиену кожи; тема «Архимедова сила» – надо знать правила поведения на воде.
Как вариант здоровьеразвивающих технологий – пропаганда здорового образа жизни, я разработала авторскую программу «Физика. Человек. Здоровье», считая, что если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Применение программы позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Данная программа является дополнением к изучению физики в различных классах и предусматривает пропаганду здорового образа жизни, используя связь с изучаемым материалом.
Целью моей программы является формирование у учащихся ценности здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью, используя понятия и законы физики, приобретение навыков проведения исследовательских работ по определению влияния различных факторов физического содержания на здоровье человека и изыскание способов устранения их вредного действия.
В таблице №1 приведена лишь небольшая часть применения авторской программы в разных классах по темам:
Таблица №1
Класс |
Тема |
Форма обучения |
Цель |
7 класс |
1. Диффузия |
Лекция |
Показать физич. природу смогов (вредное задымление воздуха при курении), кислотных дождей (проникновение никотина в легкие, в кровь), загрязнение почвы (использовать в пищу овощи без ядохимикатов – значение здорового питания). Показать, что даже малые дозы алкоголя нарушают процессы тонкого мышления и снижают творческий потенциал личности (Пифагор и Ландау). |
2. Инерция |
Лекция, решение задач |
Объяснить правильность перехода улицы на перекрестке, правильность приземления во время прыжков и безопасного спуска на лыжах с гор. |
|
8 класс |
1.Тепловые двигатели |
Лекция |
Рассказать о загрязнении воздуха автомобилями, привлечь учащихся чаще использовать для передвижения велосипед. |
2.Оптические явления |
Лекция |
Глаз – оптический прибор и орган зрения, показать необходимость контроля зрения, тренировать глазные мышцы упражнен-ми. |
|
9 класс |
1.Равноускоренное движение |
Лекция, решение задач |
Профилактика дорожного травматизма. |
2.Звуковые колебания |
Лекция |
Показать воздействие шума на человека. Музыка-источник звуковых колебаний, способствующих психологическому настроению человека. Показать вред инфразвука, приводящего к нарушению работы практически всех внутренних органов, возможен смертельный исход из-за остановки сердца, или разрыва кровеносных сосудов. |
|
3.Электромагнитное поле |
Лекция |
Воздействие электромагнитных полей на живые организмы. Показать способы уменьшения этого воздействия. |
|
10 класс |
1.Электрический ток в газах |
Лекция |
Раскрыть природу электрического разряда в газах (молния), убедить в необходимости знаний правил поведения во время грозы. |
2.Влажность воздуха |
Лекция |
Показать, что комфортное состояние человека возможно при влажности 60%; использовать дома увлажнители воздуха. |
|
11 класс
|
1.Излучения |
Лекция |
Показать, что биологическая активность ионизированного воздуха определяется наличием в нем однозарядных отрицательных ионов кислорода и что они являются обязательным фактором жизни. Необходимость создания благоприятных условий жизнедеятельности человека (лампа Чижевского). Показать пользу и вред излучения от Солнца (загар и зрение). |
2.Колебания и волны |
Лекция |
Объяснить «физику сердца»; «физику мозга»; «физику слуха». Научить правильно тренировать сердце, мозг, слух. |
Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращая внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираю на уроке, а на дом остается повторение.
Состояние кабинета, где проходят уроки физики должно соответствовать гигиеническим рекомендациям СаНПиН, что является неотъемлемой чертой здоровьесберегающей технологии. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, проветриваю помещение. Стены в моем кабинете физики окрашены в светло-зеленый тон и на них нет ничего лишнего, что благотворно влияет на снижение нервного напряжения учеников, не вызывает тревогу, раздражение учащихся.
В медицине широко распространена теория функциональной асимметрии мозга: правое полушарие воспринимает все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. На уроках стараюсь, чтобы обе части мозга учащихся были в работе. Эта технология является здоровьеразвивающей, т.к. развивает сразу два полушария.
Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Я считаю, что на уроках физики создается благодатная среда для применения ЗОТ, т.к. здесь рассматриваются факты, которым невозможно возразить. Все используемые мною здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию личности ученика, осознающего необходимость здорового образа жизни.
Вообще, собственный пример лучше всяких слов познакомит ребят с правилами здорового образа жизни. Свое свободное время я посвящаю туризму, активному отдыху, а также занятиям спортом (каждый день делаю зарядку, бегаю, плаваю в школьном бассейне, совершаю велосипедные прогулки), научилась кататься на гироскутере.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.