«Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания при организации дистанционного обучения»
Самойлов Евгений Александрович,
учитель истории,
ГКОУ ВСШ №1 Волгоградской области
E-mail: samoilov81@yandex.ru
Аннотация. В работе представлены некоторые аспекты использования здоровьесберегающих технологий во время дистанционных уроков истории и обществознания в школе при исправительной колонии.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дистанционное обучение.
Дистанционное
обучение в вечерней общеобразовательной школе – это не будущее, а скорее, наше
сегодня. Вечерняя общеобразовательная школа имеет свою специфику, поэтому перед
учителем стоит проблема, которая заключается в том, чтобы найти наиболее приемлемую
форму обучения, с помощью новых технологий, учитывая при этом, особенности
обучающегося, а также, удовлетворяя социальный заказ государства.
Дистанционная форма урока – это, в условиях пандемии новой коронавирусной
инфекции, единственная возможность организовать занятия для обучающихся –
осуждённых вечерней школы. А в будущем, может быть использована как
основа для формирования новой простейшей структуры урока дистанционного
обучения учащихся общеобразовательных учреждений при ИК.
Дистанционное обучение – это форма образования, способ получения образования через опосредованную (на расстоянии) интерактивную коммуникацию с определённой дидактической системой, которая предусматривает, прежде всего, самостоятельную деятельность обучаемых.[1]
При организации и реализация дистанционного обучения во время лекционных и практических занятий, сопровождающихся длительным использованием в учебном процессе визуальных и мультимедийных средств, выявляется потребность формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Проблема внедрения в дистанционный учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий является очень актуальной.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.[2]
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, так как, согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье представляет собой «состояние полного, физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья обучающихся в формате дистанционного образования необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии.
В нашей школе большинство участников дистанционных занятий оказалось не подготовленным к инновационной форме учебной деятельности. Те же слова можно сказать и в адрес учителей, приступивших к использованию в учебном процессе новых дистанционных технологий обучения. Широкое использование в дистанционной учебной деятельности средств ИКТ предполагает не только совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм дистанционной работы с обучающимися, но и формирование соответствующей информационной культуры всех участников образовательного процесса. Со стороны педагогов это формирование культуры дистанционной учебной деятельности, базирующейся на ИКТ компетентности, личностном и деятельностном потенциале педагога. Со стороны обучающихся — повышение уровня компьютерной грамотности, что является сегодня одним из существенных и необходимых факторов эффективного использования возможности удаленного доступа к образовательным ресурсам и обеспечения оперативного учебного взаимодействия. Многие участники дистанционных занятий оказались не компетентны в области знаний техники безопасности и санитарно-гигиенических правил и норм работы с компьютером.
Таким образом, при реализации здоровьесберегающих технологий в дистанционном образовательном процессе, можно выделить следующие направления работы:
- содействовать сохранению здоровья обучающихся - участников дистанционного образовательного процесса;
- формировать у обучающихся представления о технике безопасности и санитарных нормах и правилах работы с персональным компьютером;
- формировать ответственность за собственное здоровье;
- обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять здоровье в дистанционной учебной деятельности;
Для решения поставленных задач необходимо действовать в следующих направлениях:
1. Включение в учебный план занятий элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании (знакомство обучающихся с требованиями СанПиНов, правилами техники безопасности, оздоровительными комплексами упражнений для снятия общего утомления, утомления глаз, гиподинамии).
2. Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий дистанционного обучения требованиям СанПиНов: чистота в помещении, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов, проветривание (частичное - в перерывах между занятиями, сквозное - до и после занятий).
3. Постоянное внимание к охране зрения: проведение упражнений но гигиене зрения, своевременная коррекция освещенности.
4. Соблюдение гигиенических требований к осанке, систематический контроль позы пользователя ПК.
5. Проведение на каждом занятии физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
6. Обеспечение своевременной педагогической, психологической и эмоциональной поддержки обучающегося.
Очень важным компонентом дистанционного обучения является психологический комфорт обучающегося во время урока. Спокойное, доброжелательное изложение материала, положительная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, искренняя заинтересованность к каждому высказыванию обучающегося, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, небольшое историческое отступление, уместный юмор помогут раскрытию творческих способностей обучающихся и снизить их утомление на уроке. Психологический комфорт и эмоциональный позитив положительно влияет на качество освоенных знаний и умений обучающихся. По окончании дистанционного урока ученик прощается с учителем как правило с хорошим настроением, потому как в течение времени проведения урока отрицательные факторы практически отсутствовали.
Технологии личностно-ориентированного обучения учитывают особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциальных возможностей. К технологиям личностно-ориентированного обучения можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, разнообразные игровые технологии. Учителю в организации и проведении дистанционного урока следует принять во внимание:
1. Число видов учебной деятельности, используемых педагогам. К их числу относятся: опрос учащихся, рассказ, слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы, практические занятия, видео, медиа-материалы. Допустимо использовать 4-7 видов за дистанционный урок. Монотонность и однообразность урока не повышает интерес обучающегося к процессу дистанционного обучения, но нужно помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных усилий.
2. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут.
3. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок.
4. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это методы свободного выбора (свободная беседа, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, дискуссия и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций общения, самооценки) и др.
5. Умение учителя использовать возможности показа медиаматериала для привития интереса к познавательным программам, обсуждения, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
6. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть дистанционного урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителем выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев педагогического профессионализма.
7. Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: обучающиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, похвалить обучающегося за работу во время занятия и попрощаться.
Многие темы на уроках истории и обществознания так или иначе затрагивают проблемы, связанные со здоровьем человека. И вопросы, рассматриваемые на них, сами являются элементами в воспитании здорового образа жизни, в формировании ответственного отношения к своему здоровью. Например, во время знакомства с жизнью средневековой Европы в 6 классе, постоянными спутниками которой были мор и эпидемии, уделяется внимание на важности соблюдения норм санитарной гигиены, регулярной смены белья. На уроках истории в 8 классе, посвящённых внешней политике во второй половине XVIII в., когда знакомимся с генералиссимусом А. В. Сувoрoвым (родившимся тщедушным и больным) можно поговорить o важности закаливания, как тела, так и духа, o воспитании упорства в достижении цели. На уроках обществознания обсуждаются, в том числе, проблемы физического и психологического здоровья человека в сложный период его жизни. Отмечается важность быть особенно внимательным к своему организму, чтобы не допустить серьезных сбоев в этот период. При обсуждении глобальных проблем современности, прежде всего такой, как демографическая, говорим o тех последствиях, которые несет безответственное отношение людей к своему здоровью. На уроках присутствует и такой оздоровительный момент как гимнастика для глаз. Практически каждый урок истории — это своего рода наглядная пропаганда здорового образа жизни.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – это организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, ресоциализация и перевоспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Литература.
1. Городецкая Н.И. Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса в дистанционном повышении квалификации работников образования / Н.И. Городецкая, О.С. Гладышева // Здоровье человека - 5. Материалы V международного конгресса валеологов, Санкт-Петербург, Россия.19-21 сентября 2007. -С . 42-43.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.