ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-8 класс

  • pptx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала петухова ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУСКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ.pptx

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-8 класс

«Здоровье не купишь! – эта фраза приобрела в настоящее время огромное значение, ведь самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться становится не только актуально, но и необходимо. Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье – основная задача педагога. К счастью, это именно та область, которую мы, учителя, в силах регулировать сами.
Ребенка можно назвать здоровым, если он: в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение; в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Цель работы по здоровьесбережению учителя русского языка и литературы - создание условий, способствующих сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья учащихся, оптимизация условий работы школы по эффективному развитию здоровьесберегающей среды

Задачи:
изучить и обобщить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни;
на основе изучения закономерностей влияния современной школы на здоровье детей определить основные направления деятельности по здоровьесбережению на уроках и во внеурочной деятельности;
использовать способы улучшения среды для внедрения в практику учителя здоровьесберегающих технологий.
 создать такие условия, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом школьнике положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье; 
 формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;                                                                                         
 знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.      

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы - это

условия обучения школьника (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)

рациональная организация уроков (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Три основные группы здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках русского языка и литературы

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

Учитель должен учитывать следующие факторы, от которых зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности:
воздушно-тепловой режим;
звуковые раздражители;
естественное и искусственное освещение;
цветовая гамма в интерьере;
гигиенические требования к использованию учащимися новых технических и аудиовизуальных средств, персональных компьютеров (ПК);
правильная организация урока, его рациональность ;
гигиенические условия урока: обстановка и гигиенические условия в классе, виды учебной деятельности, их продолжительность и смена, виды преподавания, использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, позы учащихся.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Показатели рациональной организации учебного процесса
Необходимый объем учебной нагрузки;
количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий, факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

По шкале трудности предметов для старших классов: русский язык -11 баллов); литература - 7 баллов.

Биологическая потребность школьника в движении реализуется на уроках посредством ежедневной двигательной активности при проведении физкультминуток (пауз) (3-4 упражнения, корригирующего характера).

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-3

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

смена через 11-15 минут

смена через 15-20 минут

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 минут

Критерии рациональной организации урока (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – упражнения для снятия локального утомления и общего воздействия. Для их проведения можно использовать различные предметы и подручные средства. Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволяет развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность

Формы проведения физкультминуток
1. Общеукрепляющие упражнения. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (прыжки, ходьба, приседания т.д.).
2. Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения, предложив учащимся музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года», попросить их выполнить различные движения: кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем саду и т.д.
3.. Ритмические упражнения. Данные физминутки отличаются от танцевальных четким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать заранее записанное на носитель музыкальное произведение или ритмическое стихотворение. Это позволит учителю акцентировать внимание на выполнение учащимися двигательного задания.
4. Двигательно-речевые упражнения. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом необходимые движения. Данный вид физминуток способствует развитию интереса школьников к изучению того или иного предмета, например, русского языка при изучении темы «Нарицательные и собственные имена существительные»: Мы отправились в поход Посмотреть, кто как живет. На пути у нас овраг – Перепрыгнули вот так. Переплыли Ниагару, Посмотрели на Сахару, И пришли мы вновь домой. Вот такой наш шар земной.
5. Познавательные упражнения. Целенаправленное использование физминуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует интерес к изучаемому предмету и заряжают энергией.

Комплексы упражнений для проведения физкультминуток

ФМ для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку завести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п., 3 – то же правой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук: 1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2– переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. И. п. – сидя, руки вверх, 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища.43 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову, 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. И.п. – стойка ноги врозь, 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и. п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Упражнения для мобилизации внимания: И.п. – стоя, руки вдоль туловища, 1 – правую руку на поясе, 2 – левую руку на поясе, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плеча, 11 – левую руку44 на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 –медленный.

Комплекс упражнений гимнастики глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-6 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вперед, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения, используемые на уроках и во внеурочной деятельности

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач;
введение в урок литературных, лингвистических и исторических экскурсов, юмористических отступлений, которые позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения;
прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление;
прием использования пословиц при изучении различных понятий;
прием использования текстов, содержащих информацию по здоровому образу жизни.

Основные приемы здоровьесбережения, используемые на уроках и во внеурочной деятельности

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
Рефлексия (обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены).
использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы;
выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса;
проведение обучающих игр, проектная деятельность, коллективная деятельность;
профилизация образования;
медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Основные приемы здоровьесбережения, используемые на уроках и во внеурочной деятельности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ УРОКОВ
Уроки-игры
Уроки - дискуссии
Уроки - соревнования
Театрализованные уроки
Уроки-консультации
Уроки с групповыми формами работы
Уроки в парах сменного состава
Уроки творчества
Уроки - аукционы
Уроки-конкурсы
Уроки-обобщения
Уроки-фантазии
Уроки-концерты
Уроки-экскурсии

Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Н.К. Смирнов

Принципы учителя в работе по здоровьесбережению:
Не навредите!
Сохраняйте приоритет заботы о здоровье учащегося, непрерывность и преемственность.
Помните: каждый учащийся - непосредственный участник здоровьесберегающих мероприятий (объект-субъектные, субъект-субъектные взаимоотношения).
Не забывайте о соответствии содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения («хороший смех дарит здоровье»).
Применяйте комплексный, междисциплинарный подход.
Успех порождает успех!