Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Клубничка»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
г. Майкоп
Республика Адыгея
2020
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Здоровьесбережение и здоровьесохранение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Это отражено в ФГОС ДО и одна из задач которых следующая: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами. Поданным Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека.
Это дает основание считать вопросы охраны и укрепления здоровья детей приоритетными направлениями работы дошкольных образовательных учреждений.
Эта работа будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии. Дошкольная образовательная организация должна постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»
«Здоровьесберегающие технологии» - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия («ребёнка и педагога», «ребёнка и родителей», «педагога и родителей»). Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало и конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья.
Основные задачи:
- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
- охрана и укрепление психофизического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами здоровьесберегающих технологий;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре;
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- технологии просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОО: - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
- Мониторинг здоровья
- Организация профилактических - мероприятий
- Рациональное питание
- Рациональный режим дня
- Здоровьесберегающая среда
- Контроль и помощь в обеспечении требований СаН ПиН
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
· Двигательный режим
· Динамические паузы
· Закаливание
· Гимнастика
· Подвижные и спортивные игры
· Дни здоровья
· Спортивные развлечения, праздники
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие.
- Тренинги
- Релаксация
- Музыкотерапия
- Психогимнастика
- Сказкотерапия
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОО:
Семинары-тренинги,
Консультации для педагогов,
Практикум для педагогов ДОО,
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах.
Взаимодействие ДОО с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
• Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств;
• Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОО;
• Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОО;
• Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
· Динамические паузы;
· Подвижные и спортивные игры;
· Релаксация;
· Пальчиковая гимнастика;
· Гимнастика для глаз;
· Дыхательная гимнастика;
· Гимнастика после сна
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
Технологии обучения здоровому образу жизни;
Коррекционные технологии
Динамические паузы.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
· Утренняя гимнастика;
· Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию;
· Самомассаж;
· Активный отдых
Коррекционные технологии:
· Артикуляционная гимнастика;
· Арт-терапия;
· Сказкотерапия;
· Психогимнастика;
· Технология музыкального воздействия;
· Цветотерапия
Работа с родителями:
Педагогические беседы, общие и групповые родительские собрания, консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов, совместное создание предметно развивающей среды.
Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложнённое развитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.