Сценарий внеклассного мероприятия: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Целевая аудитория: 6 класс
Направление: духовно-нравственное.
Актуальность: проблема бездомных животных.
Планируемые результаты: смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с детьми сформулировать тему внеклассного мероприятия.
Личностный:
проявляют интерес к теме внеклассного мероприятия; осуществляют нравственный самоконтроль;
Метапредметный:
дети проявляют личностные УУД: действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Проявляют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать индивидуально; умение слышать и слушать других. Проявляют познавательные УУД (общеучебные):
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; (логические): анализ объектов с целью выделения признаков.
Предметный: узнают о понятиях «отзывчивость, приручить»; понимают роль животных в жизни человека; знают правила заботливого хозяина.
Форма проведения: нравственная беседа с элементами дискуссии
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма»;
· Воспитание через взаимодействие;
· Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
· Принцип деятельности;
· Принцип наглядности;
· Принцип систематичности и последовательности;
· Принцип психологической комфортности;
Методы воспитания:
· Методы осмысления социального опыта:
· Беседа;
· Художественное слово
Методы обучения:
· Словесные:
· Беседа;
· Объяснение
· Наглядные:
· Иллюстрации
· Практические:
· Упражнение.
Дидактические средства:
· Наглядные (раздаточный материал- демонстрационный материал)
1. План
1. Организационный момент (1 мин)
2. Мотивационно - целевой этап (7мин)
3. Основной этап (25 мин)
4. Подведение итогов (рефлексия) (7мин.)
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:
Развитие духовно-нравственных чувств личности — сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки.
Задачи:
1. Способствовать осознанию основ морали:
представлений о добре и зле, должном и недопустимом. Опрос детей с
предоставлением наглядного материала с применением цифровых технологий. (
фотоотчет)
2. Вспомнить рассказ Антуана де Сент- Экзюмпери «Маленький принц».
3. Дать определение понятиям: приручить, отзывчивость.
4. Предложить напутствия и пожелания всем людям о заботе к животным .
Подготовка:
1. Классный руководитель адаптирует текст рассказа для своего класса.
2. В классе ученики оформляют фотоотчет на тему «Наши любимые животные».
3. Классный руководитель и учащиеся подбирают фотографии домашних питомцев.
Оформление: Фотоотчет «Наши любимые животные», иллюстрации и фото домашних животных, презентация «Мои домашние питомцы», рассказ «Брошенный пес», «Маленький принц»
Ход мероприятия
1. Введение
2. Понятия: приручить и отзывчивость по книге «Маленький принц»
3. Права животных
3. Они нуждаются в защите
4. Оформление листовок, призыв к людям заботиться о животных.
5. Подведение итогов.
Введение
Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их,
но потому, что он сострадателен
ко всему живому.
Буддийская мудрость
(слайд 2)
Ведущий
- Ребята! Прочитайте эпиграф. Сформулируйте тему нашего занятия.
-Учитель сообщает тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
-Послушайте краткий рассказ и подумайте, как наша тема воспитательного мероприятия связана с текстом. (Учитель читает, у детей заранее на партах лежат листы с текстом).
Рассказ: «Брошенный пес»
Этот
брошенный пес. Он стоял на трамвайной остановке и ждал каждый трамвай,
скрипящий колёсами на повороте. Он смотрел на раскрывающиеся двери, встречал
взглядом каждого, кто появлялся оттуда и провожал его глазами. А каждый шёл
мимо, не обращая на пса ни малейшего внимания.
Этот пес был тут каждый день, и, когда наступала ночь, он шел на помойку и
что-нибудь там находил. Подкрепившись, он возвращался в свой брошенный дом и
ложился на старый рваный диван. Он закрывал глаза, и ему казалось, что он лежит
в ногах у хозяина, который по вечерам, лёжа на этом диване, слушал старинную
музыку, и вот он сейчас поднимется и сварит ему его любимый суп. Ему казалось,
что над головой есть крыша, и не идёт дождь. Он погружался в тёплые грёзы и
приятные воспоминания. Однако скрип колёс первого утреннего трамвая, где-то там
- на дальнем повороте, ещё задолго до рассвета, разрушал этот сладкий сон. Пёс
просыпался, слезал со своего дивана и шёл по улице, на которой уже никто не
жил, на трамвайную остановку. Он садился и ждал. Он опять заглядывал в
раскрытые двери пустого вагона и никак не мог понять, что брошен он навсегда.
Трамваи шли один за другим. Из них выходили чужие люди и шли мимо. Изредка
какой-нибудь мальчишка мог уронить мороженное, или сердобольная старушка могла
оторвать и бросить ему кусок хлеба. Только на это мог отвлечься этот пёс. И
даже дети, обстреливающие его из рогаток камнями с другой стороны улицы, не
волновали его. Он всё сидел и ждал, он всё верил, что когда-нибудь, как и в
былые добрые времена, сойдёт прихрамывая с подножки его хозяин.
А ночь шла за ночью. Пёс ложился на свой диван, закрывал глаза, и перед ним
вставали картинки в цветах и запахах: жена хозяина печёт пироги, куски которых
достаются и псу, или приходят они с хозяином в небольшой парк, где много других
хозяев и собак, хозяин бросает ему палку, а он ищет её, находит и приносит её
хозяину, или же маленькая девочка, засовывающая ему (тогда ещё щенку) травинки
в нос. И тогда же, во сне он начинал чихать, отчего просыпался и видел, что от
кухни, где хозяйка пекла пироги, остались лишь две стены и ржавая газовая
плита. От неё давно уже не пахло газом.
Жены хозяина давно уже не стало. Она умерла, после чего в этом доме исчезло
множество вкусных вещей. Однако она приходила и ласкала его во сне. Он
просыпался и выл, а на глазах были слёзы. Ещё ему снилось, как хозяин берёт его
с собой в лес за грибами, где вдоволь можно было набегаться, увидеть всяких
диковинных птиц и зверей, а потом, вернувшись домой, вдыхать запах собранных
грибов, пахнувших всё тем же лесом. Иногда псу снился скрип калитки, отчего он
вздрагивал во сне, переворачивался на другой бок. А калитка в это время уже
лежала на земле, но на одном гвоздике всё ещё продолжала болтаться табличка:
" ОСТОРОЖНО! ЗЛАЯ СОБАКА! "
А собака вовсе не была злой. Она просто хорошо знала своё дело и место в этом
доме. Они ещё долго жили вдвоём с хозяином после смерти его супруги, но как-то
утром пёс почуял неладное. Он перегородил собой калитку хозяину, когда тот
выходил. Он с трудом отодвинул пса в сторону и ушёл. Пёс больше никогда его не
видел. Но в нем всё ещё жила вера в то, что он когда-нибудь положит ему на
колени свою серую морду или лизнет ему руку, а тот погладит его или почешет за
ухом.
Каждый день одни и те же трамваи с грохотом проносились по улице, ядовито
шипели открываясь и закрываясь двери, строгий голос напоминал о неоплаченном
проезде, входили и выходили люди, а пёс всё сидел и смотрел им вслед.
Как-то раз ночью пёс возвращался домой. Он увидел, что там, где раньше была его
улица, среди битого кирпича стояли большие массивные машины, и что и следа не
осталось от его дома, от рваного дивана. Вот только угол калитки торчал из-под
груды развалин, и только ветер игрался с полуоторванной табличкой: "
ОСТОРОЖНО! ЗЛАЯ СОБАКА! ".
Пёс сел, привалился к кирпичной глыбе и завыл. Он выл всю ночь, он был лишён
всего того, что у него оставалось - приятных снов и тёплых воспоминаний.
Он выл, пока не услышал где-то там, на дальнем повороте скрип колёс того самого
ненавистного трамвая, что по утрам лишал его сна, разрушал воспоминания и
грёзы. Пёс встал и медленно побрёл ему навстречу по остаткам улицы,
единственным жителем которой он оставался до последнего вечера. Он с трудом
выбрался на брусчатую мостовую. Споткнулся о камни, переходя её, и упал на холодные
гудящие рельсы. У него не было сил подняться - не то от холода, не то от
смертельной усталости.
Огромное одноглазое чудовище из металла и стекла с грохотом проносилось по
улицам, с надрывным воем взбиралось на гору и слетало вниз, размахивая, как
хвостом, из стороны в сторону своим прицепным вагоном, слепя перед собой всё и
пробуждая ото сна ещё дремлющий город. Оно со скрежетом вылетало на свой
последний поворот. Рельсы уже не гудели, а дрожали и подпрыгивали. А пёс лежал.
Он не боялся конца, ему было всё равно. Он уже ничего не терял. Вдруг грохот
прекратился, и внезапно воцарила такая тишина, что псу показалось, что его уже
нет, что он уже где-то очень далеко от своего окровавленного, и разорванного на
части тела. Но чей-то строгий и настойчивый голос в одночасье разрушил эту
твёрдую, как камень, тишину: "Эй, поднимайся - здесь лежать
нельзя..."
Он открыл глаза и послушно встал, забыв от удивления о смертельной усталости и
о том, что ему холодно. Он впервые после потери хозяина услышал хоть что-то в
свой адрес.
Он медленно побрёл вдоль улицы, быть может, ведущей в то самое навсегда,
бесследно поглотившее его хозяина. Майк
Эйдельберг
Ведущий
- Ребята, о ком текст? Что хотел донести до нас автор? (Ответы детей: не стоит думать человеку, будто мир существует только для него одного. Не думать ему о других — грех, и наказания ему не избежать, нужно относится к животным бережно)
Тема нашего воспитательного мероприятия очень важная и серьезная: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Давайте подумаем, что означают эти слова. (Ответы детей)
Ведущий
- Да, совершенно верно, слова, которые помогли обозначить тему, сказал один известный французский писатель А. Сент-Экзюпери. (слайд 2) Вы летом читали повесть-сказку «Маленький принц». Давайте с вами вспомним, о ком шла речь? ( Ответы детей.)
Ведущий
-Верно, речь шла об отношении человека к животным, которых он приручил.
Давайте вспомним, кем был Антуан Сент Экзюпери? ( Ответы детей)
Ведущий
- Верно, Антуан Сент Экзюпери – французкий лётчик, он воевал с фашистами во второй мировой войне, погиб. Был писателем и написал удивительную историю – историю о Маленьком принце, который жил на маленькой планете, на ней было только три вулкана и роза. Однажды Маленький принц отправился в путешествие по планетам, встретил много героев и узнал много важных вещей.И вот эти слова об ответственности за тех, кого мы приручили, сказал Лис - один из героев с которым встретился Маленький принц.
Ведущий
- Ребята, какие два главных слова вы можете выделить в этой фразе? (Ответы детей)
Ведущий
- Конечно-же, приручать и ответственность. Давайте вместе с вами очень внимательно послушаем отрывки из разговоров принца с Лисом и постараемся услышать, как Лис говорил , о том что это значит – приручить и нести ответственность ? (Показ видеоролика) (слайд 3)
Ведущий
- Ребята, обратите внимание на доску, у нас есть ваза с цветами: цветок- приручать, цветок –нести ответственность и цветок со знаком ?. Но два из них пока ещё не расцвели, давайте поможем им зацвести. Предлагаю поработать командами (детей разделить на две команды )
Задача 1 к. написать на лепестках что значит - приручить.
Задача 2 к. написать что значит – нести ответственность.
А затем приклеить лепесточки к цветам.
Ведущий
- Посмотрите, как замечательно расцвели наши два цветка. Первая команда, пожалуйста, вам слово. Как же вы понимаете, что значит приручить? (Дети называют свои варианты.)
Ведущий
-Ну, а сейчас слово второй команде - нести ответственность-это… ( дети продолжают). (Варианты, которые могут быть предложены детьми ПРИРУЧИТЬ - подружиться, завести питомца, завести домашнее животное, сделать ручным, сделать послушным, одомашнить, прикормить, взять домой, и т. д. Нести ответственность -- отдавать все свои дни, заботиться каждые день, относиться серьезно, выполнять обязанности, ухаживать, отвечать за свои поступки, не обманывать и т.д.)
-Помните, Лис сказал Маленькому принцу: « Если тебе нужен друг - приручи меня, и мы будем самыми близкими на свете!» Ребята, какое животное первым было приручено? Да, это собака. А у кого из вас есть собака? А кто бы хотел, чтобы у вас была собака? Конечно, всем нам известна поговорка – « Собака - друг человека!». (Ребята заранее принесли фотографии своих домашних питомцев). Показ презентации
- Собака - очень преданный друг.
Слайд 4. Всему миру и вам, конечно, известны собака по кличке Хатико .
9 лет верный Хатико ждал своего хозяина .
В нашей стране тоже есть памятники верным друзьям человека.
Слайд 5. Это и памятник Лайке в Москве.
Памятники фронтовым собакам в разных городах России.
Собака Бобка ( Г. Кострома) – спасла из огня детей.
Но помимо, собак есть и другие любимые животные. Дети рассказывают о своих питомцах. ( Заранее в презентации собраны фото детей с их питомцами) .( Слайд 6,7,8,9, 10)
Ведущий
- Ребята, а всегда ли люди отвечают любовью и преданностью своим домашним питомцам?
(Ответы детей.)
Ведущий
- К сожалению, на улицах очень много брошенных собак, кошек. Иногда встречаются совсем маленькие животные.
(Слайд 11)
Вы
смотрели бездомным животным в глаза? …….
Вы когда нибудь видели столько печали? …….
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза. ……..
Сколько боли, несчастья у нихза плечами……..
Разве
Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли , ………..
Когда Вам надоело и после утех.
Вы за ними двери дома закрыли?...............
А
они до сих пор верят людям и ждут,
Хоть сомненья давно их гложат,
Что хозяин (какой бы он не был) - ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
Ведущий
- Ребята, какие чувства у вас вызвали эти строки? (Грусть, печаль, жалость)
- Что происходит с животными, которых бросают люди?
- Как вы считаете, что необходимо, чтобы бездомных животных становилось меньше? (Ответы детей)
- Но прежде всего, необходимо, чтобы каждый человек ответственно относился к решению завести домашнего питомца. Животное - это не игрушка, это живое существо. Оно не сможет нам рассказать о своей боли, но оно так же как мы может боль испытывать. Если человек способен обидеть живое существо, того кто слабее, можем ли мы считать его достойным человеком?
- Скажите несколько добрых слов о своих питомцах.
-А вы смогли
бы выбросить своего питомца?
- Давайте сейчас попробуем составить призыв - обращение как напоминание людям о
том, что они в ответе за тех, кого приручили. (Дети пишут на листочках
напутствия и пожелания всем людям про заботу к животным, оформляя листовки,
затем размножаем и расклеиваем группами на улице.) (Слайд 12)
-Очень часто мы не задумываемся о том, что чувствуют, о чем думают животные.
Рефлексия: Сейчас я попросила бы вас рассказать, о чем думают ваши питомцы.
- О чем же они думают? (Ответы детей)
- Вот и расцвел наш третий цветочек. Запомните, мы навсегда в ответе за тех, кого приручили.
И в заключении хочу я пожелать,
Вам этой фразы никогда не забывать.
Прошу, запомните друзья!
Того, кто верит, доверяет вам -
Предать нельзя!
Список использованных источников и литературы
1. Рассказ «Брошенный пес» https://www.chitalnya.ru/work/4882/
2. Видеоролик «Ютуб»
4. Фото (снимки детей)
5. Забота к животным http://skosh-nadegda.com.ru/library/294-literature-roz
6. Толковый словарь Ожегова
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.