В мире прав и обязанностей
Оценка 4.7

В мире прав и обязанностей

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
обществознание +1
6 кл—7 кл
08.04.2021
В мире прав и обязанностей
Данное занятие позволяет познакомить детей с основными правами, дать представления понятий «права» и «обязанности»; развивать у детей умения рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.; воспитывать у детей чувство уважения к закону и правам других людей.
конспект занятия.docx

Конспект занятия   «В мире прав и обязанностей»

 Автор методической разработки:

                                                                                                    Шамурова Наталья Викторовна,

                                                                                                  социальный педагог отделения

семейно- воспитательных групп

                                                                                                   ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник»

 г. Рыбинск Ярославской области

 

Возрастная категория: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: формирование у детей основ правовой грамотности.

Задачи:

- Знакомить детей с основными правами, дать представления понятий «права» и «обязанности».

- Развивать у детей умения рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

- Воспитывать у детей чувство уважения к закону и правам других людей.

Материалы и оборудование: флипчарт, карточки со словами «гражданин», «паспорт», «свидетельство о рождении», «закон», «право», «обязанность», «конституция»; коробочка с бумажными сердечками, набор букв для составления имён, яркие иллюстрации сказок «Колобок», «Лиса и заяц», «Айболит».

 

Ход занятия

Педагог: Ребята, знаете ли вы, как называется наша страна, в которой мы живём? (Ответ воспитанников). Россия очень большая и сильная страна. В ней много городов, деревень, очень богатая природа, много полезных ископаемых. В России живёт много разных народов. Все мы, и взрослые, и дети живём в нашем государстве, в России. Мы являемся ГРАЖДАНАМИ России.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, с какого возраста человек становится гражданином своей страны? (Ответы детей).

Ребёнок становится гражданином своей страны с самого рождения и это его право. Вы – тоже граждане России, россияне. О вас заботятся не только ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, но и государство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (записали) вас, дали вам имя и свою фамилию. И вы стали новыми гражданами России. С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ(педагог показывает документ, даёт детям время рассмотреть его). В нём записаны ваши фамилия, имя, отчество, ваша дата рождения, ваши мать и отец. Этот документ отличает вас от всех других детей, но все вы – граждане России. К документу необходимо относиться очень бережно, его нельзя пачкать, рвать, терять,  он должен храниться в определенном месте дома. Тот день, когда вы родились, стал вашим праздником, и каждый год вы его отмечаете. Догадались, как он называется? (день рождения). А вы знаете дату своего дня рождения? (Ответы воспитанников).

Педагог:Ребята, подумайте и скажите, что, на ваш взгляд, общего у детей и взрослых и в чём отличие?(Педагог демонстрирует картинки с изображением детей и взрослых, предлагает детям рассмотреть картинки и поразмышлять.Затем заслушивает ответы воспитанников). Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. А люди могут радоваться и огорчаться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать… Но дети и взрослые отличаются друг от друга: дети – маленькие, ещё мало знают, мало умеют, а взрослые большие и сильные, многое умеют делать, работать, могут защитить слабых. Все взрослые раньше были детьми. Потом они выросли, многому научились и теперь сами учат детей.

Педагог: А вы знаете, кто считается ребёнком? (Ответы детей). Ребёнком (несовершеннолетним) считается человек в возрасте до 18 лет. С 18 лет человек считается взрослым, совершеннолетним. А когда человеку исполняется 14 лет, он получает свой новый документ, который называется ПАСПОРТ(рассматривают паспорт педагога). В паспорте есть фотография человека, записаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, прописка (адрес, где проживает человек). Паспорт – главный документ взрослого человека. К нему тоже надо относиться бережно и аккуратно.

Педагог: Ребята, а как вы считаете, что такое «закон»? (Ответы детей).

- Может ли государство существовать без основных законов?Конечно нет. Если бы не было никаких законов, правил, люди бы делали, что хотели, то в стране был бы беспорядок, люди бы ссорились друг с другом, не уступали бы никому. У нас в России есть важная книга законов, она называется КОНСТИТУЦИЯ. Конституция – это основной закон России, где прописаны все права и обязанности граждан. Каждый гражданин нашей страны должен знать Конституцию, исполнять свои обязанности, знать свои права.

 Конституция – главный закон!

                      Исполняться должен он,

                      В нем права и в нём свободы,

                      Строй общественный народа.

                      Все должны мы твёрдо знать

                      Конституцию на «5»!

- Как вы думаете, что такое «права» людей? (Ответы детей).

-ПРАВА– это то, что разрешено человеку обществом и государством, это то, что человек может и хочет делать без вреда для других людей. Это возможность пользоваться различными благами (добром), то есть пользоваться чем-то нужным человеку. Например, получать жильё, бесплатную медицинскую помощь, бесплатное образование.

- Подумайте и скажите, что вы можете делать, что вы хотите делать?(рисовать, петь, гулять, играть, читать, ходить в кино и др.).

- А что такое обязанности? (Ответы детей).

-ОБЯЗАННОСТЬ – это то, что человек должен делать. Кто знает свои обязанности? (Помогать родителям, близким, быть аккуратным, вести здоровый образ жизни, хорошо учиться).

- Как вы думаете, какие права есть у вас, у детей? (Ответы детей).

- Право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на заботу и любовь со стороны родных и близких, право на бесплатное медицинское обслуживание, право на жилище, право на образование.

Право на жизнь

Педагог: Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьётся?  Какое это счастье жить и радоваться жизни. У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни   заботится государство, родители, педагоги, врачи, полицейские и многие другие люди. – А как вы думаете, зачем человеку жить? (Ответы детей). Правильно, чтоб дружить, учиться, узнавать много нового, помогать родным и друзьям. Есть такая пословица «Жизнь дана на добрые дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей).

 

Игра «Добрые дела». Педагог даёт детям бумажные сердечки и предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошее он сегодня сделает или уже сделал. Когда сердечки окажутся в коробке, педагог говорит: «Ребята, вы только подумайте, сколько разных добрых дел мы можем сделать. Мы можем сделать нашу жизнь интересной. Надо уметь любить и заботиться о своих близких, заниматься любимым делом.

Право на имя

Педагог: В конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребёнок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители ему дают имя и фамилию. Нравятся ли вам ваши имена? Знаете ли вы, что означает ваше имя? (Ответы детей).

Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы вас видеть ваши родители.

Арина–это имя означает мир и покой.

Даша – владелица блага, богатая, добрая, положительная.

Ксюша- означает «гостеприимная».

Наталья – означает «родная».

Алексей - защитник.

Андрей – мужественный.

Владимир – владеет миром.

 

 

Педагог: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Жила была одна девочка. Когда она была маленькой, её звали Оленькой. Затем она подросла и пошла в школу и стали звать её Олей. Девочка выросла, стала взрослой и сейчас её называют Ольгой Ивановной.

- А вы, когда станете взрослыми, как вас станут называть? (Ответы детей).

 

Игра «Выложи своё имя»(дети выкладывают свои имена) или «Ласковое имя» (дети называют друг друга ласковыми именами).

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание

Педагог: А вы знаете, что слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. Хорошо, если приветствуя человека, вы назовёте его имя, улыбнётесь. Так вы подарите друг другу здоровье и радость.

- А что такое здоровье, как можно сохранить и укрепить здоровье? (утренняя зарядка, чистить зубы и утром и вечером, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, уборка своей комнаты, чистая одежда, чистые руки).

-Опишите здорового человека! Какой он? (человек сильный, умный, смелый, счастливый, ловкий, жизнерадостный, аккуратный, чистоплотный).

- Опишите, как выглядит больной человек(ленивый, слабый, мрачный, грустный раздражительный).

Педагог: В Конституции записано, что у каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Вы растёте, физически развиваетесь, но ваш организм недостаточно защищён от разных детских болезней. Поэтому детям необходима постоянная забота врачей, медицинская помощь. Ребёнок имеет право на медицинскую помощь с самого рождения. Врач советует мамам, как нужно ухаживать за малышами, чем кормить, какие давать витамины, чтобы детишки росли крепкими. О вашем здоровье заботятся ваши близкие, родные люди, врачи, государство, так как здоровье- главная ценность человеческой жизни. Вспомните и расскажите, как взрослые заботятся о вашем здоровье (взрослые дают знания о строении организма, о болезнях, которые могут его поразить, как сохранить хорошее и крепкое здоровье, строят спортивные школы, катки, детские городки, детские лагеря, санатории).

 

Физкультминутка «Мы хлопаем руками…»

Педагог читает стихи и демонстрирует движения, дети повторяют каждое движение за ним.Я хочу здоровым быть-

                                        Буду с лыжами дружить.

                                        Подружусь с закалкой,

                                        С обручем, скакалкой,

                                        С теннисной ракеткой.

                                        Буду сильным, крепким!

 

Игра «Неоконченные предложения»

- Я буду здоров, если буду… (каждый день делать гимнастику, чистить зубы, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня, правильно и вовремя питаться, протирать пыль, мыть руки и т.д.).

-Хочешь быть здоровым, прояви волю, терпение, ведь наше здоровье зависит от нас самих.

Право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их любовь и заботу(педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрацию).

-Семья, близкие люди, родной дом – это самое дорогое, что есть у человека.

-Попробуйте произнести слово «СЕМЬЯ» вот так: семь – я. – Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. В семье заботятся друг о друге, помогают друг другу. Как вы думаете, зачем люди создают семьи? (Ответы воспитанников).

                        Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка.

                            Этот пальчик – бабушка.

                            Этот пальчик – папочка.

                            Этот пальчик – мамочка.

                            Этот пальчик – я.

                            Вот и вся моя семья.

Право на жилище

Педагог:  В Конвенции о правах ребёнка говорится, что каждый ребёнок имеет право на жилище и его неприкосновенность. Ребята, а как вы понимаете выражение «Мой дом – моя крепость»(Ответы воспитанников). Вспомните сказку «Три поросёнка», за что поросята наказали волка? (Ответы воспитанников). Никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности. Никто не имеет права лишать вас жилья или без разрешения входить в ваш дом.

 

Упражнение «Назови свой домашний адрес»

Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать адрес своего места проживания, номер телефона, своё имя, фамилию?(Ответы воспитанников). Давайте представим, что вы потерялись в большом торговом центре и вам нужно сообщить охраннику всю информацию о себе, чтобы вас как можно скорее нашли. Попробуем! (воспитанники по очереди выполняют упражнение).

 

Право на бесплатное образование

Педагог: Все вы скоро пойдёте или уже учитесь в школе. Вас называют школьниками или учениками.Вы знаете, какие правила должен знать и выполнять школьник? (Ответы детей). – Чему вас научат в школе? Какую пользу приносит образование человеку.(Размышления воспитанников). – Чтобывырасти умным, образованным человеком и найти хорошую достойную работу, вам необходимо хорошо учиться. В Конвенции написано, что каждый ребёнок имеет право на образование. Где мы получаем образование? (дома, в детском саду, в школе, в колледже, в институте). Есть такая пословица «Грамоте учиться – всегда пригодиться».

                             Если хочешь строить мост,

                             Наблюдать движенье звёзд,

                             Управлять машиной в поле

                             Иль вести машину ввысь –

                             Хорошо работай в школе,

                             Добросовестно учись.

 

Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с основными правами детей в нашей стране. Можете назвать их?( Ответы детей).

                                Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

                                У него уже с пелёнок веские права!

                                Он имеет право жить, развиваться и дружить;

                                Иметь просторный добрый дом,

                                Видеть тихий, мирный сон.

                                Врачей помощь получать,

                                Обучаться, отдыхать,

                                Быть весёлым и здоровым,

                                Восхищаться чем – то новым

                                И любит и быт любим

                                Он на свете не один!

 

- Но у вас, детей есть не только права, но и обязанности. Какие? Правильно. Нужно слушать советы родителей, учителей, выполнять их просьбы и требования, помогать по дому маме, бабушке. В обязанности детей входит наводить порядок в своей комнате, следить за своим внешним видом, соблюдать правила поведения в общественных местах, ходить в школу, ежедневно делать уроки. Вот сколько обязанностей есть и у детей.

 

Педагог: Давайте вспомним с вами сказки, героев этих произведений и поговорим, какие права нарушались в этих сказках (рассматривание иллюстраций из сказок).

1. Русская народная сказка «Колобок».С кем встретился колобок по дороге?  Что угрожало ему в дороге? Какое право нарушено в этой сказке? Нарушено право на жизнь. Жизнь – это великая ценность человека, и никто не имеет право отнимать её у других или покушаться на неё.

2.Сказка «Лиса и заяц». Что случилось с зайцем в сказке? Почему он оказался на улице?  Какие права героя нарушены в этой сказке? Каждый ребёнок имеет право на жилище и его неприкосновенность. Никто не имеет права лишать вас жилья, и никто не имеет права без вашего разрешения входить в ваш дом.

3.Сказка «Айболит». Кто такой Айболит? Чем он занимался? Какие обязанности по отношению к детям выполняют врачи? Да, ребята, вы имеете право на медицинскуюпомощь, но вы и сами должны заботиться о своём здоровье. Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим дня и заниматься спортом.

Педагог: Дети, посмотрите друг на друга. Вы все такие разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права, и никогда не будет нарушать права других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастете и будете взрослыми, помните, что все люди – и маленькие и большие – имеют права.


 

Конспект занятия «В мире прав и обязанностей»

Конспект занятия «В мире прав и обязанностей»

А когда человеку исполняется 14 лет, он получает свой новый документ, который называется

А когда человеку исполняется 14 лет, он получает свой новый документ, который называется

Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы вас видеть ваши родители

Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы вас видеть ваши родители

Хочешь быть здоровым, прояви волю, терпение, ведь наше здоровье зависит от нас самих

Хочешь быть здоровым, прояви волю, терпение, ведь наше здоровье зависит от нас самих

Видеть тихий, мирный сон.

Видеть тихий, мирный сон.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2021