Конспект занятия «В мире прав и обязанностей»
Автор методической разработки:
Шамурова Наталья Викторовна,
социальный педагог отделения
семейно- воспитательных групп
ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник»
г. Рыбинск Ярославской области
Возрастная категория: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: формирование у детей основ правовой грамотности.
Задачи:
- Знакомить детей с основными правами, дать представления понятий «права» и «обязанности».
- Развивать у детей умения рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать у детей чувство уважения к закону и правам других людей.
Материалы и оборудование: флипчарт, карточки со словами «гражданин», «паспорт», «свидетельство о рождении», «закон», «право», «обязанность», «конституция»; коробочка с бумажными сердечками, набор букв для составления имён, яркие иллюстрации сказок «Колобок», «Лиса и заяц», «Айболит».
Ход занятия
Педагог: Ребята, знаете ли вы, как называется наша страна, в которой мы живём? (Ответ воспитанников). Россия очень большая и сильная страна. В ней много городов, деревень, очень богатая природа, много полезных ископаемых. В России живёт много разных народов. Все мы, и взрослые, и дети живём в нашем государстве, в России. Мы являемся ГРАЖДАНАМИ России.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, с какого возраста человек становится гражданином своей страны? (Ответы детей).
Ребёнок становится гражданином своей страны с самого рождения и это его право. Вы – тоже граждане России, россияне. О вас заботятся не только ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, но и государство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (записали) вас, дали вам имя и свою фамилию. И вы стали новыми гражданами России. С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ(педагог показывает документ, даёт детям время рассмотреть его). В нём записаны ваши фамилия, имя, отчество, ваша дата рождения, ваши мать и отец. Этот документ отличает вас от всех других детей, но все вы – граждане России. К документу необходимо относиться очень бережно, его нельзя пачкать, рвать, терять, он должен храниться в определенном месте дома. Тот день, когда вы родились, стал вашим праздником, и каждый год вы его отмечаете. Догадались, как он называется? (день рождения). А вы знаете дату своего дня рождения? (Ответы воспитанников).
Педагог:Ребята, подумайте и скажите, что, на ваш взгляд, общего у детей и взрослых и в чём отличие?(Педагог демонстрирует картинки с изображением детей и взрослых, предлагает детям рассмотреть картинки и поразмышлять.Затем заслушивает ответы воспитанников). Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. А люди могут радоваться и огорчаться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать… Но дети и взрослые отличаются друг от друга: дети – маленькие, ещё мало знают, мало умеют, а взрослые большие и сильные, многое умеют делать, работать, могут защитить слабых. Все взрослые раньше были детьми. Потом они выросли, многому научились и теперь сами учат детей.
Педагог: А вы знаете, кто считается ребёнком? (Ответы детей). Ребёнком (несовершеннолетним) считается человек в возрасте до 18 лет. С 18 лет человек считается взрослым, совершеннолетним. А когда человеку исполняется 14 лет, он получает свой новый документ, который называется ПАСПОРТ(рассматривают паспорт педагога). В паспорте есть фотография человека, записаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, прописка (адрес, где проживает человек). Паспорт – главный документ взрослого человека. К нему тоже надо относиться бережно и аккуратно.
Педагог: Ребята, а как вы считаете, что такое «закон»? (Ответы детей).
- Может ли государство существовать без основных законов?Конечно нет. Если бы не было никаких законов, правил, люди бы делали, что хотели, то в стране был бы беспорядок, люди бы ссорились друг с другом, не уступали бы никому. У нас в России есть важная книга законов, она называется КОНСТИТУЦИЯ. Конституция – это основной закон России, где прописаны все права и обязанности граждан. Каждый гражданин нашей страны должен знать Конституцию, исполнять свои обязанности, знать свои права.
Конституция – главный закон!
Исполняться должен он,
В нем права и в нём свободы,
Строй общественный народа.
Все должны мы твёрдо знать
Конституцию на «5»!
- Как вы думаете, что такое «права» людей? (Ответы детей).
-ПРАВА– это то, что разрешено человеку обществом и государством, это то, что человек может и хочет делать без вреда для других людей. Это возможность пользоваться различными благами (добром), то есть пользоваться чем-то нужным человеку. Например, получать жильё, бесплатную медицинскую помощь, бесплатное образование.
- Подумайте и скажите, что вы можете делать, что вы хотите делать?(рисовать, петь, гулять, играть, читать, ходить в кино и др.).
- А что такое обязанности? (Ответы детей).
-ОБЯЗАННОСТЬ – это то, что человек должен делать. Кто знает свои обязанности? (Помогать родителям, близким, быть аккуратным, вести здоровый образ жизни, хорошо учиться).
- Как вы думаете, какие права есть у вас, у детей? (Ответы детей).
- Право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на заботу и любовь со стороны родных и близких, право на бесплатное медицинское обслуживание, право на жилище, право на образование.
Педагог: Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьётся? Какое это счастье жить и радоваться жизни. У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботится государство, родители, педагоги, врачи, полицейские и многие другие люди. – А как вы думаете, зачем человеку жить? (Ответы детей). Правильно, чтоб дружить, учиться, узнавать много нового, помогать родным и друзьям. Есть такая пословица «Жизнь дана на добрые дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей).
Игра «Добрые дела». Педагог даёт детям бумажные сердечки и предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошее он сегодня сделает или уже сделал. Когда сердечки окажутся в коробке, педагог говорит: «Ребята, вы только подумайте, сколько разных добрых дел мы можем сделать. Мы можем сделать нашу жизнь интересной. Надо уметь любить и заботиться о своих близких, заниматься любимым делом.
Педагог: В конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребёнок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители ему дают имя и фамилию. Нравятся ли вам ваши имена? Знаете ли вы, что означает ваше имя? (Ответы детей).
Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы вас видеть ваши родители.
Арина–это имя означает мир и покой.
Даша – владелица блага, богатая, добрая, положительная.
Ксюша- означает «гостеприимная».
Наталья – означает «родная».
Алексей - защитник.
Андрей – мужественный.
Владимир – владеет миром.
Педагог: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Жила была одна девочка. Когда она была маленькой, её звали Оленькой. Затем она подросла и пошла в школу и стали звать её Олей. Девочка выросла, стала взрослой и сейчас её называют Ольгой Ивановной.
- А вы, когда станете взрослыми, как вас станут называть? (Ответы детей).
Игра «Выложи своё имя»(дети выкладывают свои имена) или «Ласковое имя» (дети называют друг друга ласковыми именами).
Педагог: А вы знаете, что слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. Хорошо, если приветствуя человека, вы назовёте его имя, улыбнётесь. Так вы подарите друг другу здоровье и радость.
- А что такое здоровье, как можно сохранить и укрепить здоровье? (утренняя зарядка, чистить зубы и утром и вечером, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, уборка своей комнаты, чистая одежда, чистые руки).
-Опишите здорового человека! Какой он? (человек сильный, умный, смелый, счастливый, ловкий, жизнерадостный, аккуратный, чистоплотный).
- Опишите, как выглядит больной человек(ленивый, слабый, мрачный, грустный раздражительный).
Педагог: В Конституции записано, что у каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Вы растёте, физически развиваетесь, но ваш организм недостаточно защищён от разных детских болезней. Поэтому детям необходима постоянная забота врачей, медицинская помощь. Ребёнок имеет право на медицинскую помощь с самого рождения. Врач советует мамам, как нужно ухаживать за малышами, чем кормить, какие давать витамины, чтобы детишки росли крепкими. О вашем здоровье заботятся ваши близкие, родные люди, врачи, государство, так как здоровье- главная ценность человеческой жизни. Вспомните и расскажите, как взрослые заботятся о вашем здоровье (взрослые дают знания о строении организма, о болезнях, которые могут его поразить, как сохранить хорошее и крепкое здоровье, строят спортивные школы, катки, детские городки, детские лагеря, санатории).
Физкультминутка «Мы хлопаем руками…»
Педагог читает стихи и демонстрирует движения, дети повторяют каждое движение за ним.Я хочу здоровым быть-
Буду с лыжами дружить.
Подружусь с закалкой,
С обручем, скакалкой,
С теннисной ракеткой.
Буду сильным, крепким!
Игра «Неоконченные предложения»
- Я буду здоров, если буду… (каждый день делать гимнастику, чистить зубы, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня, правильно и вовремя питаться, протирать пыль, мыть руки и т.д.).
-Хочешь быть здоровым, прояви волю, терпение, ведь наше здоровье зависит от нас самих.
Право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их любовь и заботу(педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрацию).
-Семья, близкие люди, родной дом – это самое дорогое, что есть у человека.
-Попробуйте произнести слово «СЕМЬЯ» вот так: семь – я. – Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. В семье заботятся друг о друге, помогают друг другу. Как вы думаете, зачем люди создают семьи? (Ответы воспитанников).
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Педагог: В Конвенции о правах ребёнка говорится, что каждый ребёнок имеет право на жилище и его неприкосновенность. Ребята, а как вы понимаете выражение «Мой дом – моя крепость»(Ответы воспитанников). Вспомните сказку «Три поросёнка», за что поросята наказали волка? (Ответы воспитанников). Никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности. Никто не имеет права лишать вас жилья или без разрешения входить в ваш дом.
Упражнение «Назови свой домашний адрес»
Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать адрес своего места проживания, номер телефона, своё имя, фамилию?(Ответы воспитанников). Давайте представим, что вы потерялись в большом торговом центре и вам нужно сообщить охраннику всю информацию о себе, чтобы вас как можно скорее нашли. Попробуем! (воспитанники по очереди выполняют упражнение).
Право на бесплатное образование
Педагог: Все вы скоро пойдёте или уже учитесь в школе. Вас называют школьниками или учениками.Вы знаете, какие правила должен знать и выполнять школьник? (Ответы детей). – Чему вас научат в школе? Какую пользу приносит образование человеку.(Размышления воспитанников). – Чтобывырасти умным, образованным человеком и найти хорошую достойную работу, вам необходимо хорошо учиться. В Конвенции написано, что каждый ребёнок имеет право на образование. Где мы получаем образование? (дома, в детском саду, в школе, в колледже, в институте). Есть такая пословица «Грамоте учиться – всегда пригодиться».
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с основными правами детей в нашей стране. Можете назвать их?( Ответы детей).
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем – то новым
И любит и быт любим
Он на свете не один!
- Но у вас, детей есть не только права, но и обязанности. Какие? Правильно. Нужно слушать советы родителей, учителей, выполнять их просьбы и требования, помогать по дому маме, бабушке. В обязанности детей входит наводить порядок в своей комнате, следить за своим внешним видом, соблюдать правила поведения в общественных местах, ходить в школу, ежедневно делать уроки. Вот сколько обязанностей есть и у детей.
Педагог: Давайте вспомним с вами сказки, героев этих произведений и поговорим, какие права нарушались в этих сказках (рассматривание иллюстраций из сказок).
1. Русская народная сказка «Колобок».С кем встретился колобок по дороге? Что угрожало ему в дороге? Какое право нарушено в этой сказке? Нарушено право на жизнь. Жизнь – это великая ценность человека, и никто не имеет право отнимать её у других или покушаться на неё.
2.Сказка «Лиса и заяц». Что случилось с зайцем в сказке? Почему он оказался на улице? Какие права героя нарушены в этой сказке? Каждый ребёнок имеет право на жилище и его неприкосновенность. Никто не имеет права лишать вас жилья, и никто не имеет права без вашего разрешения входить в ваш дом.
3.Сказка «Айболит». Кто такой Айболит? Чем он занимался? Какие обязанности по отношению к детям выполняют врачи? Да, ребята, вы имеете право на медицинскуюпомощь, но вы и сами должны заботиться о своём здоровье. Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим дня и заниматься спортом.
Педагог: Дети, посмотрите друг на друга. Вы все такие разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права, и никогда не будет нарушать права других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастете и будете взрослыми, помните, что все люди – и маленькие и большие – имеют права.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.