Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 «Золотой петушок»
ПРИНЯТО: Протоколом Педагогического совета № 1 от 31.08.2022г. |
УТВЕРЖДЕНО: Заведующим МБДОУ д/с № 33 «Золотой петушок» _______________И. С. Шилеева Приказ № ___ от 31.08.2022
|
Рабочая программа учителя-логопеда
подготовительной группы компенсирующей направленности .
Учитель-логопед: Буравкина Е. Н., Нагорная Ю. Н.
п.Кадамовский
2022г.
Содержание
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………..3
1.1.1.Цель и задачи рабочей программы………………………………………………..3
1.1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса………….….4
1.1.3.Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи ………….……..4
1.2.Планируемые результаты освоения Программы……………………………………6
1.2.1.Целевые ориентиры………………………………………………………………..6
1.2.2.Педагогическая диагностика………………………………………………………6
II. Содержательный раздел
2.1. Способы реализации Программы…………………………………………………7
2.2. Методы реализации Программы………………………………………………….8
2.3. Приемы реализации Программы………………………………………………….8
2.4. Средства реализации Программы…………………………………………………9
2.5. Тематическое и перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности ……………………………………………………………………………………9
2.6. Преемственность во взаимодействии педагогических работников…………….10
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………………13
III.Организационный раздел
3.1. Основные направления коррекционно-образовательной деятельности………..14
3.2. Система коррекционно-образовательной деятельности…………………………16
3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов……………………………...17
3.4. Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда…………………………………20
3.5. Список методической литературы и дидактических пособий…………………..21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Адаптированной основной образовательной программы МБДОУ д/с № 33 «Золотой петушок» для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июня.
1.1.1. Цель и задачи рабочей программы.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:
· охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
· создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
· обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
· воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
· воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
· развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
· пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
· учет государственной политики;
· особенности контингента детей и кадрового состава группы;
· учет запроса родителей;
· особенности региона.
1.1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов:
· принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей каждого ребенка;
· принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
· принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
· принцип интеграции усилий специалистов;
· принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
· принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
· принцип постепенности подачи учебного материала;
· принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического профиля и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Группу посещают дети 6 года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, фонетическим недоразвитием речи).
1.1.3. Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи и фонематическим недоразвитием речи.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые 64 нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. Д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоциональнооттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.
ТАБЛИЦА 1
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей – 13 человек
Группа (возраст) |
Группа здоровья |
Диагноз (психолого-педагогическая классификация) |
||||||
Подготовительная группа (6-7 лет) |
1 |
2 |
3 |
ОНР II- III |
ОНР III |
ОНР III-IV |
ОНР IV |
ФНР |
13 человек |
- |
13 |
- |
|
|
|
|
|
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1. Целевые ориентиры
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;
• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность; • ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
1.2.2. Педагогическая диагностика
Мониторинг в логопедической группе проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначен для индивидуализации работы с ним.
Общей целью диагностики является- выявление особенностей развития детей и качественный анализ уровня психологического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений у дошкольников.
Задачи:
-обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов;
-обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.
Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания обучения, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.
Установлена следующая периодичность проведения исследований-три раза в год:
-в начале учебного года- первичная (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;
-в середине учебного года- промежуточная (январь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности;
-на конец учебного года- итоговая (май) – с целью сравнения полученного и желаемого результата.
Проводят диагностику воспитатели, узкие специалисты, диагностику уровня развития речи проводят учителя-логопеды.
II. Содержательный раздел
2.1. Способы реализации Программы.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
-общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
-внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства,
-помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
-помогать детям, обнаружить конструктивные варианты поведения;
-создавать ситуации, в которых дети могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду.
Формирование доброжелательных, внимательных отношений
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует:
-устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
-создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
- поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
Развитие самостоятельности
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
-учиться на собственном опыте;
-быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
Создание условий для развития познавательной деятельности
Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:
-регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
-регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
-обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
-позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
-организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
-строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
-помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
-помогая организовать дискуссию;
-предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. Ч. Наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Создание условий для самовыражения средствами искусства
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен:
-создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности (творческое рассказывание);
-предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными;
-поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств.
2.2.Методы реализации Программы.
В Программе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука использованы практические и наглядные методы, такие как различные игры и упражнения, показ правильной артикуляции, многократные повторы. С целью автоматизации поставленного звука , особенно в связной речи, используются беседа, пересказ, рассказывание стихотворений, скороговорок и т. Д., т. Е. словесные методы. Данная группа методов также используется для развития лексико-грамматических средств языка.
Широко использовано знаково-символическое моделирование при формировании звукового анализа и синтеза. Применяются графические схемы слогового и звукового состава слова.
Наблюдение, как используемый в Программе метод связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
2.3. Приемы реализации Программы.
Большое коррекционное значение имеют приемы, которые использует учитель-логопед в своей работе:
-игры дидактические;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;
-беседы, ситуативные разговоры с детьми;
-викторины, сочинение загадок, рассказов;
-инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений;
-рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
-упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, воздушной струи;
-упражнения на развитие мелкой моторики;
-упражнения на развитие мимики;
-физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений для развития координации речи и движений.
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены виды деятельности, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии. Представленные в Программе речевые игры и упражнения имеют большое коррекционное значение. Собрано большое количество материала по автоматизации звуков, развитию лексико-грамматического строя речи, компенсации недоразвития фонематического слуха, развитию слухоречевой памяти, логического мышления.
При автоматизации слов и предложений используются игры и упражнения на изолированное произнесение звука, повторение слогов и слоговых цепочек, слогов с изменением ритмического рисунка, называние предметных картинок и т.д.
Для развития лексико-грамматических категорий в программу включены игры: «Назови ласково», «Один – много», упражнения на согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, упражнения на образование относительных, притяжательных прилагательных и т.д.
При формировании фонематического слуха помогут быть использованы игры и упражнения «Подскажи словечко», «Исправь взрослого», подбери слово на заданный звук, найди лишнюю картинку, замени звук в слове и т.д.
В работе используются различные игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, обучение элементам грамоты, формирование графомоторных навыков и др. Так же адаптированные тексты для автоматизации и дифференциации звуков.
2.4. Средства реализации Программы.
Средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов:
-демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные(используемые детьми);
-визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
-естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
-реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные).
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: игровой (игры, игрушки); коммуникативной (дидактический материал); чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); продуктивной (оборудование и материалы для развития мелкой моторики рук); музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал для работы над голосом, темпом и ритмом речи).
Должны применяться не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Также следует отметить, что они должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.
2.5. Тематическое и перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности.
Тематическое планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности
Месяц, неделя |
Лексическая тема |
Сентябрь 4 неделя |
Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью. Звук [j], буква Йй |
Октябрь 1 неделя |
Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах. Звук [j], буква Йй |
Октябрь 2 неделя |
Фрукты. Труд взрослых в садах. Звук [j], буква Ее |
Октябрь 3 неделя |
Насекомые и пауки. Звук [j], буква Ее |
Октябрь 4 неделя |
Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Звук [j], буква Ее |
Ноябрь 1 неделя |
Ягоды и грибы. Лес осенью. Звук [j], буква Ёё |
Ноябрь 2 неделя |
Домашние животные. Звук [j], буква Юю |
Ноябрь 3 неделя |
Дикие животные наших лесов. Звук [j], буква Ёё |
Ноябрь 4 неделя |
Одежда. Обувь. Головные уборы. Звук [j], буква Яя |
Декабрь 1 неделя |
Зима. Зимующие птицы. Буквы Йй, Ее, Ёё, Юю,Яя |
Декабрь 2 неделя |
Мебель. Буквы Йй, Ее, Ёё, Юю,Яя |
Декабрь 3 неделя |
Посуда. Звук [ц], буква Цц |
Декабрь 4 неделя |
Новогодний праздник. Звук [ч], буква Чч |
Январь 2 неделя |
Транспорт. Звук [ч], буква Чч |
Январь 3 неделя |
Профессии. Звук [щ], буква Щщ |
Январь 4 неделя |
Труд на селе зимой. Звуки [ч], [щ]. Буквы Чч, Щщ |
Февраль 1 неделя |
Орудия труда. Инструменты. Звук [л], буква Лл |
Февраль 2 неделя |
Животные жарких стран. Звуки [л], [л’], буква Лл
|
Февраль 3 неделя |
Комнатные растения. Звуки [л], [л’], буква Лл |
Февраль 4 неделя |
Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов. Звуки [л], [л’], буква Лл |
Март 1 неделя |
Ранняя весна. Мамин праздник. Первые весенние цветы. Звуки [р], [р’], буква Рр |
Март 2 неделя |
Наша родина-Россия. Звуки [р], [р’], буква Рр |
Март 3 неделя |
Москва-столица России. Мы читаем. Русские народные сказки. Буква Ь |
Март 4 неделя |
Санкт-Петербург. Буква Ь |
Апрель 1 неделя |
Мы читаем. С. Я. Маршак. Буква Ь |
Апрель 2 неделя |
Мы читаем. К. И. Чуковский. Буква Ъ |
Апрель 3 неделя |
Мы читаем. С. В. Михалков. Буква Ъ |
Апрель 4 неделя |
Мы читаем. А. Л. Барто. |
Май 2 неделя |
Поздняя весна. Весенние цветы. Перелетные птицы весной. Насекомые весной. |
Май 3 неделя |
Мы читаем. А. С. Пушкин. |
Май 4 неделя |
Школьные принадлежности. Лето. |
Перспективный план работы в подготовительной группе представлен в Приложении 1.
2.6. Преемственность во взаимодействии педагогических работников.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям . В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика 2 служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы .
В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционноразвивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родители дошкольников. Интеграция образовательных областей на таких занятиях оказывается очень эффективной. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры игры-драматизации и т. п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом.
Занятия с участием разных специалистов и родителей дошкольников могут проводиться как еженедельно, так и раз в две недели или раз в месяц. Вопрос частоты проведения таких занятий решается всеми специалистами, участвующими в них: учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором по лечебной физкультуре, массажистом и т. п. Проведение интегрированного занятия, освобождает специалистов от проведения их занятий, внесенных в этот день в сетку занятий. Например, в понедельник в сетке стоят музыкальное занятие, непосредственно организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми и подгрупповые занятия логопеда. Именно эти специалисты и могут принимать участие в интегрированном занятии в этот день. Продолжительность интегрированного занятия может варьироваться от 20 до 35 минут в разных возрастных группах. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, в частности, логоритмических приемов, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы, обязательная релаксационная пауза в середине занятия и обязательная физкультурная пауза позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени.
После интегрированного занятия организуется свободная деятельность детей в игровом пространстве группового помещения на 25—30 минут, затем дети отправляются на прогулку, во время которой логопед осуществляет индивидуальную работу с детьми. Можно поменять порядок этих режимных моментов и сначала отправить детей на прогулку, а затем предоставить детям время для самостоятельной деятельности.
Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов.
При подготовке интегрированного занятия логопеду следует четко выполнять следующие действия:
• определить тему и цель занятия;
• обозначить основные этапы занятия и определить специалистов, которые будут проводить работу на этих этапах, сформулировать задачи каждого этапа совместно с этими специалистами, обеспечив взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия, а также интеграцию образовательных областей;
• включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения; • предусмотреть на всех этапах занятия использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям;
• при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности;
• определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать на занятии, и распечатать его для всех участвующих в занятии специалистов, обеспечив тем самым переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
• отобрать уже отработанные с детьми грамматические конструкции с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей и предоставить возможность всем специалистам использовать этот материал на разных этапах занятия, организовав, таким образом, речевую практику, в которой закрепляются лексические и грамматические значения;
• обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
• включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключить к этому всех участвующих в занятии специалистов;
• привлечь каждого ребенка к участию в диалогах.
Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Предполагается свободное размещение детей во время занятия: сидя или лежа на ковре, сидя или стоя полукругом возле мольберта или наборного полотна и т. п. с тем, чтобы детям было удобно рассматривать предметы и пособия, предъявляемые им во время занятия, смотреть друг на друга и на педагога, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи. Причем на каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется. Если, занимаясь с логопедом, дети сидели на стульчиках возле мольберта, то, переходя к музыкальному руководителю, они выполняют движения под музыку на ковре в центре группового помещения, а затем выполняют задания воспитателя по развитию математических представлений, сидя за столиками или стоя у магнитной доски.
Занятие строится таким образом, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости.
Пособия для занятия отбираются и готовятся заранее, педагоги, не участвующие в занятии на данном этапе, могут оказывать помощь в размещении или уборке пособий с тем, чтобы темп работы на занятии не снижался, и внимание детей не рассеивалось.
Если говорить о коррекционной работе логопеда на интегрированных занятиях, то она разнообразна и может охватывать все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая, естественно, осуществляется на индивидуальных занятиях с детьми.
Логопед может включать в свои этапы занятия элементы артикуляционной гимнастики, работу над просодической стороной речи, дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. В занятия могут включаться упражнения по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываться пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, в играх и игровых упражнениях может проводиться работа по закреплению уже сформированных навыков словообразования. В подготовительной группе в ходе интегрированных занятий дети учатся связно рассказывать об увиденном, высказывать свои впечатления об играх, в которые они играли, об упражнениях, которые они делали. На таких занятиях дети учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи, у них формируется языковое чутье, чувство языка.
На таких занятиях дошкольники готовы к неожиданностям, ждут сюрпризов и с удовольствием включаются в игры, предложенные педагогами.
На интегрированных занятиях с успехом может решаться задача включения в работу всех анализаторов дошкольника, развития его эмоционального мира, мира его чувств. А ведь именно эмоции и чувства участвуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого приходится на дошкольный возраст, характеризующийся значительными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятии информации через все органы чувств. На интегрированных занятиях у ребенка совершенствуются механизмы восприятия, развиваются сенсомоторные и эмоциональные реакции, и на этой основе осуществляется становление мотивационно-потребностной сферы и высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.
Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность. Использование самых разных видов деятельности на одном занятии обеспечивает постепенную и плавную подготовку ребенка к переходу от игровой к учебной деятельности.
Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении, подключаясь к работе на разных этапах занятия
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».
Специально для родителей детей, посещающих группы компенсирующей направленности, в методический комплект к Программе включены материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Полезные для родителей материалы включены и в книгу «Если ребенок плохо говорит».
III.Организационный раздел
3.1. Основные направления коррекционно-образовательной деятельности.
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Развитие просодической стороны речи
Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
Учить говорить в спокойном темпе.
Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза
Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.
Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.
Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).
Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
3.2 Система коррекционной-образовательной деятельности
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:
Iпериод – сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период – декабрь, январь, февраль;
III период – март, апрель, май, июнь.
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и ОАОП ДО.
С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.
Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ОАОП ДО. Психолого-медико-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.
В младшей, средней и старшей группах логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х детей) по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине для или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня; этот же день отводится для совместных приемов с неврологом, если такой специалист работает в дошкольном образовательном учреждении. Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным руководителем и учителем-логопедом , так как в этот день у логопеда нет подгрупповой работы. Приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.
На работу с одной подгруппой детей в младшей группе отводится 10 минут, в средней группе – 15, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной к школе - 30. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную работу.
Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.
Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по сравнению с группами общего вида. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.
В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.
В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10–15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
3.3.Распорядок дня, организация режимных моментов
Образовательная область. Направление деятельности |
Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы |
2 |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность |
2 |
Познавательное развитие. Развитие математических представлений |
2 |
Художественно эстетическое развитие. Рисование |
1 |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация |
1 |
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие |
2 |
Физическое развитие. Физическая культура
|
3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом |
4 |
Индивидуальные занятия с логопедом |
2-3 |
Индивидуальное занятие с воспитателем |
3 |
Режим дня подготовительной группы компенсирующей направленности (6-7 лет)
Длительность пребывания детей в группе: 12 часов
Холодный период
Режимные мероприятия |
Время |
|
||
наименование |
содержание |
|
||
Утренний прием |
Осмотр детей, термометрия; Игры детей |
07.00-08.00 |
|
|
Игровая деятельность |
Утренний круг |
8.00-8.20 |
|
|
Утренняя зарядка |
Упражнения со спортивным инвентарем и без него |
08.20-08.30 |
|
|
Завтрак |
Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; Прием пищи; Гигиенические процедуры после приема пищи |
08.30-09.00 |
|
|
Образовательная нагрузка |
Занятие |
09.00-09.30 |
|
|
Перерыв |
Физкультурные минутки |
09.30-09.40 |
|
|
Образовательная нагрузка |
Занятие |
09.40-10.10 |
|
|
Игровая деятельность |
игры, кружки, занятия со специалистами |
10.10-10.30 |
|
|
Второй завтрак |
Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; Прием пищи; Гигиенические процедуры после приема пищи |
10.30-10.50 |
|
|
Прогулка, двигательная активность |
Подготовка к прогулке: переодевание; Прогулка: подвижные игры Возвращение с прогулки: переодевание |
10.50-12.40 |
|
|
Обед |
Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; Прием пищи; Гигиенические процедуры после приема пищи |
12.40-13.00 |
|
|
Дневной сон |
Подготовка ко сну: поход в туалет, переодевание, укладывание в кровати; Дневной сон; Пробуждение: постепенный подъем, переодевание |
13.00-15.30 |
|
|
Игровая деятельность |
игры, кружки, занятия, занятия со специалистами |
15.30-16.00 |
|
|
Уплотненный полдник |
Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; Прием пищи; Гигиенические процедуры после приема пищи |
16.00-16.30 |
|
|
Игровая деятельность |
Вечерний круг |
16.30-16.50 |
|
|
Прогулка, уход домой |
Подготовка к прогулке: переодевание; Прогулка |
16.50-19.00 |
|
|
|
|
|||
Режим дня подготовительной группы компенсирующей направленности (6-7 лет)
Длительность пребывания детей в группе: 12 часов
Теплый период
Режимные мероприятия |
Время |
|
наименование |
содержание |
|
Утренний прием |
Осмотр детей, термометрия; Игры детей |
07.00-08.00 |
Игровая деятельность |
Утренний круг |
8.00-8.20 |
Утренняя зарядка |
Упражнения со спортивным инвентарем и без него |
08.20-08.30 |
Завтрак |
Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; Прием пищи; Гигиенические процедуры после приема пищи |
08.30-09.00 |
Игровая деятельность |
игры, кружки, занятия со специалистами(на прогулке по погодным условиям) |
9.00-10.30 |
Второй завтрак |
Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; Прием пищи; Гигиенические процедуры после приема пищи |
10.30-10.50 |
Прогулка, двигательная активность |
Подготовка к прогулке: переодевание; Прогулка: подвижные игры Возвращение с прогулки: переодевание |
10.50-12.40 |
Обед |
Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; Прием пищи; Гигиенические процедуры после приема пищи |
12.40-13.00 |
Дневной сон |
Подготовка ко сну: поход в туалет, переодевание, укладывание в кровати; Дневной сон; Пробуждение: постепенный подъем, переодевание |
13.00-15.30 |
Игровая деятельность |
игры, кружки, занятия, занятия со специалистами |
15.30-16.00 |
Уплотненный полдник |
Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами; Прием пищи; Гигиенические процедуры после приема пищи |
16.00-16.30 |
Игровая деятельность |
Вечерний круг |
16.30-16.50 |
Прогулка, уход домой |
Подготовка к прогулке: переодевание; Прогулка |
16.50-19.00 |
3.4. Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда
Оснащение логопедического кабинета
1. Логопедический стол-1 шт.
2. Детские столы -2 шт.
3. Детские стулья-6шт.
4. Полки для пособий и документации-3 шт.
5. Стеллажи напольные для пособий -2шт.
6. Магнитная доска-1шт.
7. Магнитная азбука-1шт.
8. Зеркала для индивидуальной работы-15 шт.
9. Набор постановочных логопедических зондов(7шт)-1 набор.
10. Шпатели медицинские одноразовые
11. Спирт медицинский.
12. Вата
13. Салфетки
14. Ватные палочки
15. Компьютер
16. Диски(CD, DVD)
Игры на развитие звукопроизношения, звуковосприятия
Вспомогательный материал для постановки звуков.
1. Шпатели.
2. Вата ,ватные палочки.
3. Салфетки.
4. Спиртовые салфетки.
5. Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.
6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
7. Индивидуальные зеркала.
Материал по звукопроизношению
1. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
2. Картотека для автоматизации и дифференциации звуков.
3. Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
4. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
5. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и щипящих звуков.
6. Словесные игры.
7. Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Игры на звуковосприятие:
1. Звучащие игрушки.
2. Игры на развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.
Центр обогащения и активизации словаря
1. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам
2. Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок
3. Лото по изучаемым темам
4. Альбом по лексическим темам
Игровой материал по развитию грамматического строя речи.
1. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
2. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза
3. Азбука
4. Наборы букв
Игровой материал по развитию связной речи
1. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, др. по лексическим темам.
2. Наборы игрушек для инсценировки сказок.
3. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
Игровой материал по развитию мелкой моторики
1. Разрезные картинки по изучаемым лексическим темам
2. Массажная щеточка.
3. Игрушки-шнуровки.
4. Мячи среднего размера.
3.5 Список методической литературы и дидактических пособий
1. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
3. НищеваН.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
4. НищеваН.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
5. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
6. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
7. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
8. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
9. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
10. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018
11. Нищева Н. В. Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР ( с 6 до 7 лет).— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
12. Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
13. Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
14. Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 3. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
15. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
16. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
17. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
18. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
19. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. Выпуски 1-5 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
20. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. Выпуски 1-5 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
21. Нищева Н. В. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1, 2 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
22. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
23. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2017.
24. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 50. Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
25. Нищев В. М., Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
26. Нищева Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1, 2— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
27. Нищева Н. В. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1, 2 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
28. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1, 2 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
29. Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома. Эксмодетство, 2018г. Москва.
30. Молчанова Е.Г. Как важно выбрать нужный звук.- Ростов н/Д: Феникс, 2020.
31. Теремкова Н. Э. Я учусь пересказывать. Часть 5. –СПб. Детство-Пресс, 2018.
32. Теремкова Н. Э. Логопедические задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1,2,3,4. Издательство Гном. Москва. 2019г.
33. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ. Москва. 2018.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.