ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Высшей математики и методики преподавания математики
Индивидуальная работа
по дисциплине ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Донецк – 2023 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Информационные и коммуникационные технологии в современном образовании 5
2. Возможности и преимущества применения ИКТ в образовательном процессе 6
3. Недостатки использования информационных и коммуникационный технологий в современном образовании. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 14
Информатизация образовательного процесса как целенаправленной деятельности по обучению, воспитанию и развитию личности обучающегося в общеобразовательных учреждениях определена нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и раскрывает перед участниками этого процесса такие возможности, которые обеспечивают доступность к информации в любой сфере деятельности, позволяют модернизировать системы преподавания и воспитания. И если в учебном процессе информатизация подразумевает, в первую очередь, обеспечение системы обучения теорией и практикой внедрения новых информационных технологий, формирование информационной культуры всех участников этого процесса – педагогов и иных сотрудников образовательного учреждения, учеников, родителей, то в системе воспитания главная цель – повышение эффективности воспитательного процесса. Это значит, что использование информационных и коммуникационных технологий должно способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, а также способствовать выработке у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
Таким образом, актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе несомненна. Рассмотрим особенности использования ИКТ в реализации воспитательных задач.
Объектом исследования в рамках поднятой проблемы являются современные информационные и коммуникационные технологии.
Предметом – особенности информационных и коммуникационных технологий в процессе воспитания.
Цель работы: выявить эффективность использования современных ИКТ в воспитательном процессе.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
· выявить основные современные информационные и коммуникационные технологии, используемые в образовательном процессе;
· рассмотреть особенности информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания;
· изучить преимущества информационно-коммуникационных технологий воспитания;
· рассмотреть недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе
· определить степень эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в системе воспитания и образования.
Для реализации в учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и воспитания, более эффективно использовать урочное и внеурочное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. В ряду наиболее часто используемых технологий – информационные и коммуникационные.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии». [1]
В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационные технологии обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Таким образом, ИТО следует понимать, как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности учащегося в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке учащихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества». [1]
Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества. Информационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
В современных условиях невозможно представить образовательный процесс в образовательном учреждении без использования информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ) ИКТ в обучении – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Диапазон использования компьютера в воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть, как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания.
Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ, которые позволяют усилить мотивацию учащихся и вовлечь их в активную деятельность. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют обучающемуся не только освоить значительное количество понятий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Рассмотрим возможности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
1. ИКТ позволяют модернизировать и разнообразить образовательный процесс.
2. Возможность задействовать сразу несколько каналов восприятия информации при использовании ИКТ повышает степень усвоения получаемых знаний и опыта, а значит, имеют более значимый образовательный эффект.
3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления образовательных мероприятий.
4. Процесс воспитания становится более привлекательным для детей, мотивация участия в образовательных мероприятиях выше.
5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
6. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга образовательного процесса.
7. Повышают качество педагогического труда.
8. Позволяют легко обмениваться опытом.
Грамотное, системное использование информационно-коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности образовательного процесса.
Применение ИКТ в образовательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера для подготовки каких-либо иллюстративных материалов и демонстрации презентаций. Использование ИКТ – это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему и стимулирует познавательную и творческую активность детей.
Кроме того, многофункциональность ИКТ оптимизирует работу классных руководителей и повышает качество воспитательной работы в школе.
Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей, обучающихся и их развитие, а также развитие классных коллективов, рост профессиональной деятельности классных руководителей. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.
Контрольная функция - контроль за документацией классных руководителей, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.
Методическая функция - поиск и сбор информации в помощь классным руководителям (сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработка грамот, дипломов и пр., подготовка педсоветов на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей (памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Для внедрения ИКТ в образовательный процесс осуществляется их использование в различных направлениях деятельности.
1. Внеклассная работа с учащимися.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
К такой деятельности относятся:
- классные информационные часы с использованием презентаций, составленных либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций;
- представление проектов;
- информационные буклеты.
ИКТ используются при подготовке музыкального сопровождения школьных мероприятий. Ведутся фото- и видеосъемки мероприятий, которые обрабатываются, систематизируются и освещаются на сайте школы и в социальных сетях.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.
2. Организация каникулярной занятости.
Организация каникулярной занятости учащихся сегодня просто невозможна без ИКТ: составление базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовка Программы смены и сопровождающих документов, отчётность по окончании работы лагеря. Применение фото- и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным.
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность
При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, но и сами включаются в поиск информации, в создание профилактических роликов, буклетов, информационных листовок.
4. Профилактическая работа
Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
5. Ученическое самоуправление
Работа школьного актива также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в воспитательном процессе. Работа включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование (через печатную газету), выпуск стендового материала – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:
· Поиск информации в сети Интернет.
· Обозначение темы занятия.
· В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.
· Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы,
Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
6. Работа с родителями
Работа с родителями обоснована необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями. Уместно привлечение родителей к созданию презентаций, видеоматериала, съемкам.
Использование ИКТ в воспитательной работе не только актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации упомянутых направлений повышается интерес учителей к использованию новых технологий, возрастает заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах.
Результатом работы можно считать разработку, внедрение, апробацию и удачное функционирование воспитательной системы школы. ИКТ помогают реализовать основную цель воспитательной системы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении в учебной и профессиональной деятельности.
Использование средств ИКТ позволяет сделать образовательные мероприятия наглядными, мобильными и интересными, позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, а также родителей обучающихся.
Таким образом, в образовательной работе ни одно мероприятие не обходится без применения ИКТ. Внеклассная работа с использованием ИКТ обеспечивают широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создают ситуацию успеха, высвобождают добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества с использованием информационных технологий заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.
Несмотря на свою привлекательность и массу преимуществ, информатизация современного образования имеет и ряд существенных недостатков:
1. Ограничение живого общения между учителем и учениками. При использовании ИКТ основная роль в обучении отводится техническим средствам, учитель занимается отбором необходимого материала и последующей его презентацией.
2. Снижение коммуникативных навыков из-за наличия диалога: ученик - компьютер. Чем больше времени учащийся общается с техническими средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и другими учениками.
3. Снижение социальных контактов. Общение с компьютером снижает уровень социальной активности не только на уроке, но и в жизни в целом.
4. Использование готовой информации. Используя современные ИКТ, дети мало времени уделяют поиску и обработке информации. Они пользуются готовыми докладами и рефератами, не проводя детального подбора и анализа материала. В дальнейшем таким детям будет довольно сложно самостоятельно писать курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.
5. Постоянная работа за компьютером может стать причиной зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.
6. Снижение здоровья. Постоянная работа за компьютером отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.
Опыт показывает, что организация образовательного процесса вне информационного пространства или без использования информационно-коммуникационных технологий в современных условиях невозможна, т.к. не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки иллюстративных материалов и не ограничивается только демонстрацией презентаций. Использование ИКТ - это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Создание единого информационного пространства учреждения путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в образовательном учреждении, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в тоже время – яркой. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развить самостоятельность, творчество и критическое мышление.
1. Гужеля Д.Ю. и др. Информационные технологии в управлении образованием. Часть I: Пособие для системы доп. проф. образования. - Москва: НФПК, 2016. - 168 с.
2. Информационные технологии: учебник / И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев ; Гос. ун-т упр. - Москва: Проспект, 2017. - 224 с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — Москва: Академия ИЦ, 2022. с. 57
4. Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668. — URL https://moluch.ru/archive/93/20666/
5. Использование ИКТ в воспитательной работе. https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-ikt-v-vospitatelnoi-rabote.html
6. Информатизация образования. Изменение роли учителя в условиях информатизации образования. Мультимедийная дидактика. https://infourok.ru/informatizaciya-obrazovaniya-izmenenie-roli-uchitelya-v-usloviyah-informatizacii-obrazovaniya-multimediynaya-didaktika-ispolzova-1756355.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.