Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
К сожалению. в ДОУ с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит дальнейшее развитие и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе мы соблюдаем основные принципы:
- «Не навреди!»
- принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
- индивидуальности - соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
В настоящее время в ДОУ в работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Сохранение и стимулирование здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика).
2 Обучение здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротренинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж).
3 Коррекционные (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика).
Теперь подробнее рассмотрим каждую из здоровьесберегающих технологий.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы проводим во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики . Динамические паузы способствуют снижению утомляемости и повышению работоспособности детей.
Физкультминутки: во время проведения организованной образовательной деятельности их длительность составляет 1,5-2 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.
Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.
Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Используем для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Проводим их в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей.
Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Проводим ее с детьми с речевыми проблемами.
Выделяем следующие виды пальчиковой гимнастики.
1) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
2) Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли).
3) Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр) и др.
Развитие мелкой моторики проводим ежедневно, в любое удобное время, а также в НОД.
Ежедневно используется дыхательная гимнастика ,как система упражнений на развитие речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
-развитие силы, плавности и длительности выдоха.
В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос.
Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды наших групп (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры и мн.др.).
Проводим в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.
Также применяем артикуляционную гимнастику. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционную гимнастику проводим с детьми, начиная с трехлетнего возраста. Отводим на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс включает от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности. Рекомендуется детям с ОНР)
Любят наши дети упражнения для глаз, которые проводим с целью:
- укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
- снятия напряжения;
- общего оздоровления зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требуется специальных условий. Длительность 2 — 4 мин.
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Гимнастику для глаз проводим ежедневно, в неделю планируем для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида. Используем в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки
Ортопедическую гимнастику проводим для детей с плоскостопием и нарушениями осанки в качестве профилактики болезней опорно-двигательного аппарата.
2. Обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия проводим в соответствии с программными требованиями. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность.
1. Утренняя гимнастика. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения посленочного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утренняя гимнастика проводится перед завтраком. Формы и методы проведения, длительность зависит от возрастных особенностей детей.
2. Гимнастику пробуждения проводим после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Она является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводим ежедневно, она состоит из упражнений в кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.
Также применяем самомассаж – как дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажёры.
Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас. Рекомендуется детям с гипертонусом мышц.
Одним из новых направлений являются игры в «сухом» бассейне.
Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция тактильной чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц, поэтому игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для психоэмоционального развития ребенка.
Проводим в течение дня в физкультурно-оздоровительной работе.
3. Коррекционные технологии:
Психогимнастика. Одним из ее составляющим является мимическая гимнастика.
Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
-познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
-развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
-усилить глубину и устойчивость чувств;
-разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Проводится в непосредственно-образовательной деятельности, как часть занятия.
Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Привлекаем к логоритмике и учителя-логопеда.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В. А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную, (Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А., Ю. А. Флоренская). Проводится как часть НОД.
Арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре, которую используем вместе с педагогом-психологом. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. На своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Одно из направлений арт-терапии - технология воздействия цветом или цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса). Нервная система ребенка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития. Выделяем следующие формы:
-ассоциативное рисование. Темы для рисунков самые различные: мой дом, моя мама, моя любовь, мой страх, радость, свет, тепло и др. Дети используют разнообразные изобразительные средства по желанию, подбирая цвет, который, по их мнению, ассоциирует с данной темой.
-медитативное рисование служит хорошим средством развития творческой фантазии ребёнка.
На первом этапе занятия, дети, представляя себя тем или иным предметом или явлением, осуществляют под музыку разнообразные движения. Последующим этапом занятия является отражение услышанной и воспроизведённой движением музыки через цвет в изобразительной композиции акварелью или гуашью. Эти приемы позволяют быстро снизить уровень тревоги, страха, и неуверенности в своих возможностях.
В изобразительной деятельности используем психотерапевтические нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, комочком бумаги, поролоновым тампоном, ватными палочками и др.); рисование по сырому фону и др.
Еще одна форма коррекционных технологий для регулирование эмоциональных состояний ребенка, которую мы применяем: «Сухой дождь». Используются два цвета: холодный и теплый. Если ребенок в возбужденном состоянии — он проходит через струи теплого дождя и успокаивается. Если ребенок в подавленном настроении — через струи холодного дождя. Получает заряд бодрости, улучшается настроение. Также мы регулируем эмоциональные состояния детей.
Песочная терапия получила широкое применение в нашем детском саду. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.
Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями в развитии мелкой моторики.
Наши музыкальные руководители активно используют музыкотерапию и звукотерапию (лечение звуками природы) . Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии)..
Сказкотерапию используют психологи и воспитатели. Многие игровые технологии, которые мы применяем на занятиях, сопровождаются сказками, которые сами придумываем, и даем возможность придумать детям, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.
Для самостоятельной двигательной деятельности детей, во всех группах оборудованы спортивные уголки, которые оснащены разнообразным спортивным инвентарем, используется нестандартное оборудование, изготовленное совместно с родителями.
Оказываем всестороннюю помощь родителям в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Используем разнообразные формы работы:
§ педагогические беседы на родительских собраниях;
§ консультации;
§ участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование.
§ наглядные стенды ;
§ широко используем информацию в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.).
Всю работу ведем во взаимодействии с семьей. Организован семейный клуб «Здоровячок». Цель работы клуба - повышение психолого - педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с СП.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства детского сада и семьи, используем формы работы:
§ открытые занятия с детьми для родителей;
§ педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания;
§ консультации;
§ занятия с участием родителей;
§ выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
§ Дни открытых дверей;
§ участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;
§ совместное создание предметно – развивающей среды;
§ анкетирование.
Информация на стендах знакомит родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.).
Сравнительный анализ диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно- оздоровительную работу детей компенсирующей направленности в детском саду .
Дети стали гибче, выносливее. Повысилось на 14% качество и техника выполнения движений , появилась выразительность в общей моторике.
У 15 % детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Повысилась выносливость в различных видах деятельности, умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. Улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях- свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, прямой взгляд, открытое, заинтересованное, радостное, светлое, осмысленное выражение лица , живая мимика , выразительная речь, которая стала намного внятней и мелодичней.
Можно смело сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий, которые мы применяем в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ способствует:
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
- социальной адаптации детей с ОВЗ.
В итоге формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова И. А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И. А., Давыдова М. А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.
2.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
4. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с.
5. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Вареник Е. Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
6.Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.
7. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009.
8.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
9.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.