Здоровьесберегающие технологии в современной школе.
Токарева М.И., МБОУ «Гимназия»
Поколение Z или поколение 2000-х, дети, которые родились с кнопкой на пальце. Научно доказано, что современные дети более компьютеризированные, быстрее воспринимают наглядную и краткую информацию, имеют быстрое переключение внимания: средний период концентрации на одном объекте – 8 СЕКУНД, информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями, а наглядная информация лучше воспринимается в виде иконки, смайлика и картинки, которые заменяют текст. Все эти факторы и влияют на здоровье подрастающего поколения. А, как известно, состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для детей от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. В современное время, школа должна не только успешно справляться со своими образовательными, воспитательными и социальными задачами, но способствовать охране и улучшению здоровья обучающихся. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Задача педагога, не только дать детям знания, но и сформировать личность, готовую полноценно жить и растить здоровое поколение. Именно поэтому в настоящее время так широко реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.
Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина [4], - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией [3] понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности
Ученые В.Ф. Лахтман и Н.К. Смирнов считают [5], что, кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных факторов образовательного процесса, необходимо последовательно и планомерно обучать их ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. Причем делать это не в традиционных формах проведения большинства уроков, а в режиме активных методов обучения, с использованием игр, тренингов, показом и обсуждением видеоматериалов, анализом реальных жизненных ситуаций и т.п. Заметно повысить эффективность этой работы можно путем приобщения к ней родителей школьников, но в традиционных формах взаимодействия семьи и школы, а именно по тематике заботы о здоровье учащихся. К элементам технологии просвещения родителей относятся: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и другие формы работы.
Рассматривая различные виды здоровьесберегающих технологий, следует обратить внимание на основные принципы внедрения и реализации их в деятельность образовательных организаций:
• комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;
• непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
• максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;
• интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;
• преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
• использование простых и доступных технологий;
• формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;
• реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;
• повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил. Таким образом, залогом успешного осуществления здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является понимание педагогами особенностей применяемых технологий, их видов, условий и принципов реализации в образовательном учреждении.
Литература:
1. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Соц. педагогика" / А. М. Митяева .— 2-е изд., стер. — Москва : Академия, 2010 .— 192 с.
2. Науменко, Ю.В. Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Вестник Московского ун-та, Сер. 20. Педагогическое образование. – 2014. – № 1. – С. 52-56.
3. Петров О.В. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. – 2005. - №2. – с. 19-22.
4. Сонькин В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М. : ИВФ РАО, 2002. – 181 с.
5. Смирнов, Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования / Н.К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2008. – 288 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.