«Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного»
Чтобы сделать
ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым
Ж.
Ж. Руссо
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными на современном этапе. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
В своей педагогической деятельности мы постоянно применяем здоровьесберегающие технологии. Чтобы разнообразить здоровьесберегающие технологии я изучила методику Владимира Филипповича Базарного.
Методика Владимира Филипповича Базарного - это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить образовательный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе ребёнка, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья детей в целом.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
Ø Режим динамической смены поз. За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.
«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчики, в 4-6 раз больше.
Ø Упражнения на зрительную координацию. Зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Автоматизированная система сенсорнокоординаторного тренажера (бегущие огни)
Позволяет выполнять зрительно-двигательные упражнения более интенсивными ритмическими движениями глаз, головы, туловища. Для этого в классе устанавливают в углах 4 сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами. По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.)
Ø Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов (картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры размещены по углам, по сторонам)
«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классе.
На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.) Педагог периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
Влияние таких упражнений:
данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции;
скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни;
у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация;
дети становятся зоркими, внимательными.
Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, что оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат.
Технологии В.Ф.Базарного дают:
1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся.
2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3.Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервнопсихических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой патологии.
Здоровьесберегающие технологии профессора В.Ф. Базарного апробированы, дают хорошие результаты укреплении здоровья и развития детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.