Здоровьесберегающие образовательные технологии
Оценка 4.7

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
музыка +1
Взрослым
14.11.2018
Здоровьесберегающие образовательные технологии
В материале отражены основы здоровьесберегающих технологий, организация приемов, методов для сохранения здоровья обучающихся. Анализ причин "школьных болезней" , способы рационального использования времени на уроках, рационального составления расписания, соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока. Критерии и характеристики здоровьесбережения на уроке.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.doc
Здоровьесберегающие образовательные технологии Н. Зейналова  (преподаватель по классу фортепиано) Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   (ЗОТ)   можно рассматривать   и   как   технологическую   основу   здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, и   как   совокупность   приёмов,   форм   и   методов   организации   обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно­ воспитательный   процесс   школы   способствует   становлению   и   развитию психически, физически нравственно здоровой личности. Развитие творческого потенциала   учащихся   становится   одной   из   основных   задач   современного образования. Анализ   причин   «школьных   болезней»   привёл   врачей   к   заключению   о неудовлетворительной   организации   обучения,   приводящей   к   нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:        недостаточная освещённость классов;        плохой воздух школьных помещений;        неправильная форма и величина школьных столов;        перегрузка учебными занятиями. В   современной   школе   добавилось   много   других   недостатков.   Так,   в школу   всё   активнее   входит   компьютеризация,   создающая   дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. В современных условиях усилилась роль «внутришкольных фкторов»: интенсификация обучения, переход на новые формы обучения с длительной учебной   неделей,   учебный   стресс,   который   испытывают   до   80%   учащихся, снижение   двигательной   активности,   ещё   более   выраженная   гипокинезия школьников. То есть процесс обучения, как правило, организуется без учёта воздействия на здоровье обучающихся.  В   числе   важнейших   причин   неблагополучия   здоровья   учащихся необходимо назвать следующие:         стресогенные   (дидактогенные)   технологии   проведения   урока   и оценивания знаний учащихся;         недостаток   физической   активности   учащихся,   приводящий   к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;         перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная   интенсификация   образовательного   процесса,   вызывающие   у учащихся переутомление и стресс;         невозможность   (неспособность)   многих   учителей   в   условиях современной   организации   образовательного   процесса   реализовать индивидуальный   подход   к   школьникам   в   процессе   учебно­воспитательной работы,   с   учётом   психологических,   физиологических   особенностей   и состояния здоровья. Главное   внимание   справедливо   уделяется   рационально   составленному расписанию учебных занятий. «Надо составлять расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» — этот тезис должен стать девизом для администрации школы. Физиолого­гигиенические требования к составлению расписаний уроков в   школе   определяются   динамикой   изменения   физиологических   функций   и работоспособностью   учащихся   на   протяжении   учебного   дня   и   недели.   В рационально   составленном   школьном   расписании   должны   быть   учтены сложность   предметов   и   преобладание   динамического   или   статического компонентов во время занятий. Ухудшение работоспособности как у учащихся младших классов, так и старших классов, может приходиться на разные часы дня.  У   учащихся   младших   классов   на   первом   уроке   работоспособность довольно   низкая,   так   как   происходит   «врабатывание»   в   учебную   работу. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на 2–3 уроках. Начиная с 4 урока, у   большинства   учащихся   начинается   снижение   работоспособности.   Самый низкий   уровень   физиологических   функций   и   работоспособности   учащихся наблюдается на последних уроках.  Недельная   динамика   изменения   работоспособности   выглядит следующим образом. В понедельник происходит «врабатывание» в учебную работу,   вторник   и   среда   –   дни   оптимальной   работоспособности,   период оптимальной   регуляции   физиологических   функций.   В   четверг работоспособность падает, а наиболее низок её уровень в пятницу и субботу. Рациональная   организация   урока   –   важная   составная   часть здоровьесберегающей   работы   школы.   От   соблюдения   гигиенических   и психолого­педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное   состояние   школьников   в   процессе   учебной   деятельности, возможность   длительно   поддерживать   умственную   работоспособность   на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать   и  о том, что  гигиенические условия  влияют  на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. Физиологически обоснованной продолжительностью урока считается 45 минут. Исключение составляют ученики 1 классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних   10   минут   для   снятия   утомления   (чтение   художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и   др.).   В   остальных   классах   рекомендуется   проведение   физкультминуток, примерно   через   20   минут   от   начала   урока   или   с   развитием   первой   фазы умственного   утомления   у   значительной   части   учащихся   класса   (фазы двигательного   беспокойства).   Такая   работа   необходима   для   повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.  Оценка   соблюдения   гигиенических   требований   проводится   по   ряду регламентированных позиций с использованием хронометража:         плотности   урока   (процентов   времени,   затраченного   школьниками   на учебную работу);        числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, рассматривания наглядных пособий, ответа на вопрос, решения примеров);        длительности каждого вида учебной деятельности (в мин.);         частоты   чередования   видов   учебной   деятельности   (среднее   время   в минутах смены деятельности);         числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельной работы);        места, длительности и условий применения ТСО;        частоты чередования видов преподавания;         наличия, физкультминуток.   содержания   и   длительности   своевременности, Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления.  Кроме того, определяются и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока. Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые 3–5 минут любого урока занимает «врабатывание», т. е. привыкание   к   учителю   и   предмету.   Оптимально   устойчивая работоспособность длится около 10–15 минут для младших школьников, 20– 25   –   для   среднего   звена,   25–30   –   для   старшеклассников.   После   этого   на несколько   минут   наступает   «предутомление»,   или   неустойчивая работоспособность.   Если   не   изменить   педагогическую   тактику,   наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников  заметно падает, ещё больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока ещё утомление, но, если не устраивать физкультминуток и оно от урока к уроку   накапливается,   наступит   переутомление,   с   которым   невозможно справиться только педагогическими методами. Каждый   учитель   должен   уметь   проводить   физкультминутки   на   своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Термином «физкультминутка» принято   обозначать   кратковременные   серии   физических   упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3–5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2–3 минуты) или урока специальности (5–7 минут). Они проводятся зачастую с   музыкальным   сопровождением,   с   элементами   самомассажа   и   другими средствами,  помогающими  восстановить   оперативную  работоспособность. В течение урока проводится 1–2 физкультминутки. В состав упражнений для физкультминуток   обязательно   должны   быть   включены   упражнения   по формированию осанки, укреплению зрения, и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега,   а   также   в   условиях   относительного   мышечного   покоя.   Неправильное дыхание   приводит   к   нарушению   деятельности   сердечно­сосудистой   и дыхательной   систем,   снижению   насыщения   крови   кислородом,   нарушению обмена   веществ.   Нужно   вводить   упражнения   для   выработки   глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были   загружены   при   выполнении   текущей   деятельности,   а   также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико­динамическую нагрузку. Обязательное   условие   эффективного   проведения   физкультминуток   – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.  Критерии здоровьесбережения на уроке Критерии                                               Характеристики Обстановка и гигиенические условия  • Температура   и   свежесть   воздуха, освещение   класса   и   доски,   монотонные неприятные звуковые раздражители. • Виды   учебной   деятельности:   опрос, письмо,   чтение,   слушание,   рассказ, ответы   на   вопросы,   решение   примеров, рассматривание, списывание и т. д. • Виды     преподавания: словесный,   самостоятельная   работа, наглядный, аудиовизуальный, практическая работа • • в классе  • • деятельности Количество видов учебной  Средняя продолжительность и  • частота чередования видов деятельности. Количество видов преподавания.  Чередование видов преподавания. • Эмоциональные разрядки на уроке. • Момент наступления утомления и  снижения учебной активности . • •  Темп окончания урока Наличие, место, содержание и  • • продолжительность на уроке моментов  оздоровления • учащихся на уроке Наличие мотивации деятельности  • Психологический климат на уроке • Наличие и место методов,  способствующих активизации  познавательной деятельности • Место и длительность применения  ТСО • Поза учащегося, чередование позы • Шутка,   улыбка,   юмористическая   или   поговорка,   минутка, поучительная   картинка, афоризм,   музыкальная четверостишие     Спокойный двигательных   дыхательная Физкультминутки, • Определяется   в   ходе   наблюдения   по возрастанию   или пассивных   отвлечений   в   процессе учебной деятельности • •   динамические паузы, гимнастика, гимнастика   для   глаз,   массаж   активных точек • Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,   соревновательный   момент. Стимуляция   внутренней   мотивации: стремление   больше   узнать,   радость   от активности,   интерес   к   изучаемому материалу • а) учитель — ученик   комфорт—  напряжение,   сотрудничество   —   авторитарность,   учет возрастных особенностей);  б)      ученик — ученик    сотрудничество   —   соперничество, Взаимоотношения на уроке:   —   пассивность, Метод   свободного   выбора   выбор   способа дружелюбие — враждебность,  активность заинтересованность — безразличие • (свободная   беседа, действия, свобода творчества). • Активные   методы   (ученик   в   роли: учителя,   исследователя,   деловая   игра, дискуссия).   Методы,   направленные   на самопознание   и   развитие   (интеллекта, эмоций, самооценки, взаимооценки) общения,     • Умение   учителя   использовать   ТСО   как   беседы, средство   для   дискуссии, обсуждения • Правильная   посадка   ученика,   смена видов деятельности требует смены позы

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018