Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях Крайнего севера
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
4 кл
20.02.2018
Среди современных проблем, стоящих перед человечеством, особенно выделяется одна – как сохранить и укрепить здоровье. Проблема сохранения здоровья подростков, проживающих в России и районах Крайнего Севера, сохранение будущего потенциала страны – чрезвычайная задача современности.Не секрет, что и в школу приходят все меньше и меньше здоровых детей. Может, настало то время, когда каждый должен задуматься сам над своим здоровьем и не только своим? Наша привычка вспоминать о здоровье, когда его уже нет, не кажется ли это странным? И где же, как не в школе нужно об этом говорить. Данная работа может представлять интерес для учителей начальных классов.Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях Крайнего севера
«Оказание первой помощи в образовательном учреждении»
Наталья Валентиновна Трофимова,
заместитель директора по УВР,
высшая категория,
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях
МБОУ «СШ № 12» г. Новый Уренгой, ЯНАО, РФ
Крайнего севера
1. Введение
2. Содержание
3. Заключение
4. Список использованных источников и литературы
Среди современных проблем, стоящих перед человечеством, особенно выделяется одна – как
сохранить и укрепить здоровье. Проблема сохранения здоровья подростков, проживающих в России
и районах Крайнего Севера, сохранение будущего потенциала страны – чрезвычайная задача
современности. Не секрет, что и в школу приходят все меньше и меньше здоровых детей. Может,
настало то время, когда каждый должен задуматься сам над своим здоровьем и не только своим?
Наша привычка вспоминать о здоровье, когда его уже нет, не кажется ли это странным? И где же,
как не в школе нужно об этом говорить. Данная работа может представлять интерес для учителей
начальных классов.
Здоровьесберегающая технология:
условия обучения ребенка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый,
достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
формирование системы спортивнооздоровительной работы.
Для достижения цели и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
необходимо определить основные средства обучения:
средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы;
гигиенические.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Средства двигательной направленности. Это движение. Известно, что движения являются
основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения
активизируют защитные силы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем
двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем младше
школьник, тем сильнее у него выражена потребность в движении, и длительное статическое
напряжение, связанное с учебным трудом, неизбежно ведет к утомлению в центральной нервной
системе, и навык, сформированный в состоянии утомления, не будет отличаться точностью.
Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%.
Поэтому в начальной школе назрела необходимость введения дополнительных занятий спортивно
оздоровительного направления в рамках внеурочной деятельности (уроки ритмики, танцевальный
кружок); физкультминутки; подвижные перемены; игры. Замечено, что если после урока ученики
младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены.
Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять
утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры
с малой и средней подвижностью мы проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных
классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не
только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций. Итоги исследования
показывают, что среди подрастающего поколения практически не отмечается положительных
сдвигов в сторону здорового образа жизни. Наиболее остро стоит проблема охраны здоровья
учащихся в школах Крайнего Севера. Северяне испытывают ряд неблагоприятных воздействий:
климатогеографических, экологических и социальных. В силу биологических причин дети более
подвержены всем этим влияниям, так как у них интенсивнее протекают процессы роста и
созревания организма. К этому следует добавить нерациональное питание, вредные привычки,
неблагоприятный режим труда и отдыха, приводящий к гиподинамии, неграмотность в вопросах
сохранения здоровья. Учащиеся уже в школе должны ознакомиться с опытом здоровьесбережения, посредством
которого расширят свои представления о здоровье, проанализируют собственные ресурсы
здоровьесбережения, освоят предпочтительные для себя методы сохранения здоровья, выработают
ценностное отношение к здоровью, реализуют сформированные навыки здоровьесбережения в ходе
внеурочной и досуговой деятельности.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно
использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению проблемы сохранения здоровья
детей в условиях Крайнего Севера. Показателем рациональной организации учебного процесса
являются следующие моменты:
объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на
выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе;
занятия активнодвигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры,
спортивные мероприятия и.т.п.
Особое внимание на уроках уделяется проведению физкультминуток, которые благотворно
влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления,
повышают эмоциональный настрой учащихся:
1) физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения;
2) физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
3) физкультминутки для снятия утомления с мышц туловища;
4) физкультминутки для кистей рук;
5) гимнастика для глаз.
Я разработала серию буклетов учащихся и родителей для применения их на практике. Оформляем
с обучающимися «Уголок здоровья», где пропагандируем ЗОЖ. Формирование здоровья ребенка
на этапе 7 10 лет в значительной мере зависит от условий обитания, характера учебного
процесса и образа жизни. Семья и школа должны дать знания о здоровье и сбережению его
каждому ребенку
В преддверии зимних каникул тема неотложной помощи очень актуальна, так как
в каникулярный период дети особенно активны. Им хочется бегать, прыгать, играть. Но иногда это
приводит к серьёзным последствиям. И цена каждой минуты промедления — жизнь и здоровье
ребёнка.
Давайте рассмотрим, каковы симптомы обморожения.
Холодные конечности (нос, пальцы на ногах и руках, уши, лицо, руки).
Онемение, затрудненность движения.
Обмороженный участок может выглядеть желтовато – белым или покрыться синими пятнами.
Обмороженный участок может быть затвердевшим или мягким на ощупь. Может казаться промороженным насквозь.
Ощущения покалывания, жжения, продолжительной боли. (При отогревании)
Выводим алгоритм действия при обморожении
Алгоритм действия при обморожении
Исключить источник обморожения (снять мокрую одежду)
Переместить пострадавшего в теплое место
Провести отогревающие действие (Отпаивать горячим чаем)
Что может быть для человека ценнее собственной жизни и жизни его близких? Таких
ценностей на свете нет. И нужно помнить, что рано или поздно каждому приходится сталкиваться с
большими или маленькими опасностями для жизни. В такие минуты первые минуты несчастного
случая – первая помощь очень важна для жизни пострадавшего, поэтому умение оказывать её на
месте, знать, как и что нужно делать, должен уметь каждый. Опасности подстерегают нас на
каждом шагу, будь то людное место или стихийное бедствие на природе вдали от цивилизации. У
каждого из нас были в жизни ситуации, когда нам приходилось оказывать первую помощь. Может
быть, это были небольшие порезы. А комуто приходилось накладывать простейшие повязки. Кому
то из нас приходилось принимать решение, какую помощь оказывать при какихто болевых
ощущениях. Поэтому уметь оказывать первую помощь должен каждый человек – это может спасти
жизни! Я считаю, что это очень важно. По статистике людям, которым оказана грамотная первая
доврачебная помощь в первые 5 минут, после инцидента выживают в 95% случаев. Никакая
профессиональная помощь, к сожалению, не успеет подъехать за это время.
Такие умения можно получить на уроках ОБЖ. Однако часто бывает, что люди, которые
могут и знают, как оказывается первая помощь, «входят в ступор», они оказываются не готовы
психологически к экстремальной ситуации. Чтобы этого избежать, нужна практическая отработка
навыков. Можно, например, как я, участвовать в различных олимпиадах по ОБЖ и в соревнованиях
«Школа безопасности». На таких мероприятиях ты оказываешься в условиях близких к реальным и
учишься действовать в них. К счастью, мои знания в жизни мне ещё не пригодились, но я знаю, как
оказывать первую помощь в экстремальной ситуации и надеюсь, что буду готова это сделать в
случае необходимости.
Сами наши многодневные соревнования по спортивному туризму и «Школе безопасности»,
длительные и однодневные походы, которые мы совершаем с нашим туристскокраеведческим
клубом «Юный спасатель», приучают нас к выживанию в ситуациях, связанных если не с
экстримом, то уж точно не лёгких и далёких от комфорта.
В нашей стране многое делается для повышения знаний граждан о первой помощи.
Например, в вагонах метро часто можно встретить памятки с инструкциями по определению
признаков инсульта у человека, а так же способы оказания ему помощи. Благодаря этому, каждый
пассажир «невольно обучается» и это хорошо! А ещё в 2015 году в России стартовал проект
«Научись спасать жизнь!», суть которого в том, чтобы любой человек, не имеющий специального образования, мог научиться оказывать первую помощь. В МЧС сейчас разрабатываются опросники
по первой помощи, которые войдут в комплекс ГТО. Совместными усилиями государства и
каждого человека мы сможем сделать нашу жизнь более безопасной и снизить количество горя,
которое несут чрезвычайные ситуации и катастрофы.
Все люди, ради здоровья своих близких и своего собственного, должны уметь и быть
готовыми к оказанию первой помощи в экстремальной ситуации.
Заключение
Исход повреждений, особенно тяжелых и опасных, часто решается в течение нескольких минут
после происшествия и зависит, прежде всего, от своевременности и качества первой помощи,
которую получит пострадавший. Поэтому жизненно важно, чтобы любой человек, оказавшийся на
месте несчастья или вблизи него, владел приемами быстрой и эффективной первой помощи. От
знаний, умения может зависеть жизнь человека, попавшего в беду. Это великое дело! Оно стоит
усилий!
Оказывая первую помощь, будьте всегда осторожны — не повредите тому, кому вы хотите помочь.
Помните, что ваша помощь — только начало лечения. Она очень важна, но никогда не заменит
квалифицированных действий врача — специалиста. Вы не должны пытаться лечить пострадавшего
— это дело врачей. Ваша задача — оказать только первую помощь. И если она нужна — спешите ее
оказать.
Итак, что бы ни случилось, постарайтесь сохранить самообладание и выдержку. Помните, что
самое главное для вас: оказать помощь тем, кто попал в беду. От вашего поведения, уверенных и
активных действий будет зависеть многое.
И еще один совет. Оценив обстановку на месте и видя, что ктото ранен и нуждается в помощи,
немедленно пошлите к ближайшему телефону одного из окружающих с просьбой позвонить по
номеру 03 («скорая помощь»). В разговоре следует упомянуть о необходимости вызова к месту
происшествия работников милиции.
Если этот телефон занят, звоните по номеру 02 (дежурный полиции), сообщите о случившемся, и
попросите немедленно вызвать машину «скорой помощи».
Список литературы
1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебновоспитательном процессе: проблемы и
пути их решения//Школа.2005.№3
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. — М.: Вако,
2007.
3. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. — № 10
4. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.2005.№6 5. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.2005.№2
6. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные
технологии.2004.№2
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. —
М.: АПК и ПРО,2002
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях Крайнего севера
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях Крайнего севера
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях Крайнего севера
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях Крайнего севера
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях Крайнего севера
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе в условиях Крайнего севера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.