Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

  • Педсоветы
  • doc
  • 21.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровье сберегающих технологий в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: Валеологические песенки – распевки. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Например, "Цветок». И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Иконка файла материала Здоровьесберегающие технологии.doc
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий   для   развития   детей   с   использованием   здоровьесберегающих   технологий   в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Система музыкально­оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий: Валеологические песенки ­ распевки.  Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной  гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира,  улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например, «Здравствуйте, ладошки» Доброе утро! Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)  Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)  Будет веселее. (хлопают в ладоши)  Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)  Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")  Как в саду цветочки!  Разотрем ладошки (движения по тексту) сильнее, сильнее!  А теперь похлопаем смелее, смелее!  Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)  И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)  Улыбнемся снова, будьте все здоровы! Дыхательная гимнастика.   Периферические   органы   слуха,   дыхания,   голоса,   артикуляции   неразрывно   связаны   и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать   незаметный   добор   воздуха;   неправильная   осанка.   В   результате   проведения   на занятии   дыхательной   гимнастики   повышаются   показатели   диагностики   дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения   на   развитие   дыхания   играют   важную   роль   в   системе   оздоровления дошкольников.   Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: 1. Укрепление физиологического дыхания детей (без речи). 2. Тренировка силы вдоха и выдоха. 3. Развитие продолжительности выдоха.  Например, "Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха) И.П. ­ Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают  движение вперед, при этом делая губами "брр­р». Дети, как обычно, копируют работу  мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании. "Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет  физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходитрасслабление гладкой мускулатуры бронхов). И.П. ­ стоя. Руки опущены. Глаза закрыты.  Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.  "Собачка"(закаливание зева) И.П. ­ стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь  охлаждения зева. (как это делает собачка) Артикуляционная гимнастика.   Основная   цель   артикуляционной   гимнастики   ­   выработка   качественных,   полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.    Артикуляционная   гимнастика   способствует   тренировке   мышц   речевого   аппарата.   В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. "Жаба Квака"(упражнение для мышц мягкого нёба и глотки) Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)  Сладко­сладко позевала. (дети зевают) Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) Да водички поглотала.  На кувшинку села, песенку запела:  "Ква­а­а­а! (произносят звуки отрывисто и громко) Квэ­э­э­! Ква­а­а­а! Жизнь у Кваки хороша! Пальчиковые игры.   Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно­ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например, «Два мышонка» "Кошка" Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")  По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по  левой руке)  С такими усами! (показывают "длинные усы")  С такими глазами! (показывают "большие глаза")  Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)  Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)  Речевые игры.   Позволяют   детям   овладеть   всеми   выразительными   средствами   музыки.   Речевое музицирование   необходимо,   так   как   музыкальный   слух   развивается   в   тесной   связи   со слухом   речевым.   Основой   служит   детский   фольклор.   К   звучанию   можно   добавить музыкальные   инструменты,   звучащие   жесты,   движение.   Пластика   вносит   в   речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например, «Два мышонка», «Дождь»: Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)Веселится детвора! (легкие прыжки на месте) Шлёп по лужам, шлеп­шлеп. (притопы) Хлоп в ладоши, хлоп­хлоп. (хлопки) Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем). А скорее догоняй! (убегают) Музыкотерапия ­ важная составляющая музыкально­оздоровительной работы в ДОУ. Это создание   такого   музыкального   сопровождения,   которое   способствует   коррекции психофизического   статуса   детей   в   процессе   их   двигательно­игровой   деятельности. Слушание   правильно   подобранной   музыки   повышает   иммунитет   детей,   снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую   музыку,   используют   ее   в   качестве   фона   для   занятий,   свободной деятельности. Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, и цель её определяется выявлением и развитием музыкальных и творческих способностей, а также формированием привычки   к   здоровому   образу   жизни.   Успех   занятий   невозможен   без совместной   деятельности   музыкального   руководителя   и   воспитателя,   который   активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. Результатами этой работы могут быть: ­ повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;      ­ стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка; ­ повышение уровня речевого развития; ­ стабильность физической и умственной работоспособности. Организация   в   детском   саду   музыкально­оздоровительной   работы   с   использованием современных   методов   здоровьесбережения   обеспечивает   более   бережное   отношение   к физическому   и   духовному   здоровью   детей,   помогает   в   комплексе   решать   задачи физического,   интеллектуального,   эмоционального   и   личностного   развития   ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.  Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  Литература.  Арсеневская О.Н. "Система музыкально­оздоровительной работы в детском саду" г.  Волгоград, изд. "Учитель", 2009. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6­7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера",  2208.

Посмотрите также