Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Здоровьесберегающие технологии на уроках химии Создание и организация здоровьесберегающего урока - это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе. Иногда он характеризуется комплексом факторов риска для здоровья учащихся (гиподинамия, выраженные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, интенсивность большой объем учебного материала, игнорирование учителем индивидуальных особенностей учащихся и др.), что требует корректировки существующих подходов к организации урока.Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Иконка файла материала статья .doc
Алимова Эльвие Назимовна учитель химии магистр химии МОУ «Вольновская школа» п.Вольное, Джанкойский район Республика Крым  Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Здоровьесберегающие технологии на уроках химии   Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. Цицерон                Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового   подрастающего   поколения   у   нации   нет   будущего.   Проблема сохранения   здоровья   социальная,   и   решать   её   нужно   на   всех   уровнях общества. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой   модели   школы,   которая   отвечает   актуальным   и   перспективным потребностям   личности,   общества   и   государства.   Одна   из   них   –   здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Это важный показатель благополучия общества. Эту проблему нужно решать и вклад. Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения). жизни; ∙          среды; ∙          программы; ∙          ∙            медицины.             И   хотя   традиционно   считается,   что   основная   задача   школы   –   дать необходимое   образование,   не   менее   важная   задача   сохранить   в   процессе обучения   здоровье   детей.   С   состоянием   здоровья   связана   и   успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной на –   25%   –   от   наследственной возможностей состояния   окружающей   15%   10%   на на на –   от 50%   решили –   от   внести образа   я   свой         отжизни:   создание   оптимальных   гигиенических,   экологических   и   других условий,   обеспечение   организации   образовательного   процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.         Создание и организация здоровьесберегающего урока ­ это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии,   гигиены   и   других   наук.   Урок   является   основной   формой организации   обучения   в   школе.   Иногда   он   характеризуется   комплексом факторов   риска   для   здоровья   учащихся   (гиподинамия,   выраженные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, интенсивность большой объем учебного материала, игнорирование  учителем индивидуальных особенностей учащихся   и   др.),   что   требует   корректировки   существующих   подходов   к организации   урока.   Именно   поэтому   вопрос   использования  здоровьесберегающих   технологий   неоднократно   становился   предметом  обсуждения   на  МО.    От  уровня   рациональности   урока  во   многом   зависит функциональное   состояние   школьников   в   процессе   учебной   деятельности, возможность   длительно   поддерживать   умственную   работоспособность   на высоком   уровне   и   предупреждать   преждевременное   утомление.    Учитывая   сказанное,   в   своей   работе   я   придерживаюсь    здоровьесберегающей процесса. 1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка   в   творческий   процесс,   поиск   решений   служит   развитию   человека, снижает   наступление   утомления.   Это   достигается   использованием: а) уроке; Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной   последовательности   будет   осуществлять   определённые умственные   и   практические   действия   и   их   операции   во   взаимосвязи.   В качестве примера рассмотрим возможности использования на уроках химии технологии обучения.          В программу 9­го класса введён раздел "Органическая химия”, который из­за   обширности   материала   и   малого   количества   времени   изучается   в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не "спугнув” ученика сложностью материала, я использую обобщающие таблицы, которые помогают даже слабому ученику в усвоении целого раздела органической   химии,   не   вызывая   при   этом   психологического   страха   и затруднений.       Представленная таблица "Органика в твоих руках” позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение организации адаптивной ситуаций системы   учебного   на     игровыходного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов. Работая с таблицей, обращаю внимание учеников на тот факт, что "пальцы” рук углерода: пронумерованы порядку атомов по                 в         ­,   эта   ­, тетра­   и   заносим   пропа   мета­, наглядности (демонстрации занимательных С1,С2,   С3……С10   и   возле   каждого   из   них   соответствующее   ­   название приставки: т.д. Следующий   этап   –   работа   с   понятиями   "Общая   формула”,   "Суффикс”, "Класс”,   рассматриваем   все   данные   о   радикалах,   об   алканах,   алкенах   и алкинах, таблицу: б)   разных   форм   уроков   (КВН,   викторины,   сказки,   игра);   Например,   урок  ­химическая сказка «Колобок» в 6 классе; урок ­  игра «Своя игра» между 8­ 11 классом; урок­путешествие «Путешествие океаном веществ» в 8 классе. в) опытов): упражнений; г) д) фантазирования; е) химии.   Всё   это   способствует   развитию   коммуникативных   навыков,   двигательной активности,   познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.   Так   в   самом   начале   изучения   неорганической   химии   можно загадки:  предложить   В газ, алмаз? Фосфор, нас Дышит Каждый час? природа? Без Правильно, … из каждый     водород, любой и   концентрации   внимания,     чем миг чего   воображения, такие   загадки мертва       и               дрова   по   без чем горятвсюду без           воздухе   он       элемент клеточках жизнь   главный     него, наших газ, нас. растений удобрений. живет … (Кислорода) В   Окружает Угасает Без В Важный (Азот)          Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств   веществ   моментально   проходит,   когда   обучающимся демонстрируется   химический   эксперимент,   да   ещё   и   с   их   обязательным привлечением   в   качестве   добровольных   помощников.   Занимательные упражнения   хороши   потому,   что   с   их   помощью   можно   привлечь   ребят   к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения химических   Вот   некоторые   примеры   занимательных   упражнений: реакций. Химики заслуги Соотнесите   и       их   Открыл периодический закон.    2.   Он   исследовал   прохождение   электрического тока   через   многие   типы   растворов.   АРРЕНИУС МЕНДЕЛЛЕВОн установил     касающихся   ряд 3. закономерностей, зависимости направления   реакций   замещения,   отщепления, присоединения по двойной связи и изомеризации от   химического   строения   (в   частности,   правило его имени).     МАРКОВНИКОВ                     время урока с на   во         ответы   примеры   решение наглядных некоторые   таких   Чередование рассматривание   учащихся; работа   различных   (тонкие   видов   и   толстые     2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным является:   учебной   деятельности: а)   и   вопросы). –   опрос учебником; –   – пособий; вопросы; – – задач. Вот задач.  Задача 1. В лаборатории был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Её   собрали   в   сосуд,   который   закупорили.   Учитель   химии   дал   строгое распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной   кислотой   раствором   марганцовки   с   массовой   долей   перманганата калия 10%.  Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12­литровом ведре. точно?  Задача 2. Чтобы шампуни оставались прозрачными при любой температуре, в них добавляют пропиленгликоль  (пропантриол – 1,2). Напишите уравнение реакции пропилена.  Применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении алканов и алкенов, химическое домино при закреплении знаний об   углеводах,   морской   бой   при   решении   задач,   как   по   химии,   так   и   по биологии и т.д.) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно­обобщающего урока. Так, всегда успешно проходят игровые уроки «Занимательно об алканах» и «Генетическая углеводородами».  Все   это   способствует   развитию   коммуникативных   навыков,   двигательной активности,   снижает   познавательных   способностей,   воображения, приготовить   раствор   А   как   получения   его   из     связь   междурабочей   метод     выбора свободного   повышает   интерес   к   урокам.  психоэмоциональное   напряжение, б)   Использование   различных   методов,   способствующих   активизации инициативы   и   творческого   самовыражения   самих   обучающихся. – (беседа); –   активные   методы   (обсуждение   в   группах,   ученик   как   исследователь). Это   снижает   утомительную   нагрузку,   связанную   с   необходимостью поддержания позы. Огромное   значение   для   усвоения   предмета,   для   повышения   интереса   к предмету   имеет   практическая   направленность,   уметь   связать   изучаемый материал с жизнью. На своих уроках данному виду работы я уделяю большое внимание. Так, при изучении темы «Жиры» в 10 классе мы рассматриваем не только их строение и  химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы. Мы рассматриваем и то, как избавиться от жирных пятен. При   изучение   темы   «Одноатомные   спирты»   и   «Алкалоиды»   в   10   классе, рассматриваем   влияние   алкоголя   и   никотина   на   организм   человека       При изучении темы «Водородная связь» рассказываю  о том, что мокрые волосы   расчесывать   нельзя,   объясняя   и   связывая   это   с   изучаемой   темой. в)   Проведение   физкультурных   минуток.   Например,   на   практических   и лабораторных   работ   применяется   физкультминутка   по   правилам   техники безопасности химии. Физкультминутка  на  тему «Правила   техники  безопасности   в  кабинете химии». минуты) Четверо учащихся выходят к доске рассказывают четверостишия, совершая повторяют. под   друзья Правил Мы – Ведь нельзя! разрешенья Опыт Так простить головой   вперед   и   назад) Ваши   прегрешенья. К рукой движенья Легкие Вот такой Просто   загляденье!   (Движения   кистями   рук   поочередно   к   носу) кислоту Чтоб Лил водицу? остальные много   движения, безопасности проводить   могут (Наклоны   ученики есть   главные можно как них только них     расскажем разбавить совершай кабинете           носу               (3 без         в         в   нее             не     тогда нюхач           сже,                               так,   ­           их,     Видно   за     с       нельзя можно версту скажем пламени     вы как чуть­чуть (Наклоны воду     равно, туловища пить     что   обжигаться. крана   – Плохо! Это   не   годится!   (Круговые   движения   рук   в   локтевом   суставе) наоборот, Химик Вот поступает Кислоты прильет В   воду   и   мешает.   (Сжимания   и   разжимания   кистей   рук   в   кулак) К никак наклоняться,  Низко Только, чудак вперед) Станет Из­под –   «Ваниш». Все Жажду утолить, Но   козленком   станешь!   (Поднимания   и   опускания   на   цыпочках). запомните: Навсегда Правила важны, Зная химией Будете   дружны!   (Повороты   туловища   влево,   вправо,   руки   на   поясе). Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют   сердечно­сосудичстую   и   дыхательную   системы,   улучшают кровоснабжения   внутренних   органов,   работоспособность   нервной   системы. г)   Важное   значение   имеет   эмоциональный   климат   на   уроке: – урока – успеха “Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение. Учитель говорит строчку и делает паузу, а в слова) это   друзья, Я Не никогда контрольной, Ни Ни   задач, Ни неудач. терпелив, Я Сдержан хмурлив, страх, Просто Я руках. спокоен,   и люблю себя эмоциональная     создание время   дети   про   я не держу   в   ситуации боюсь диктанта, себя   повторяют мотивация себе, я проблем, стихов начале                     эти   скажу ни     ни   не     я в       ни                           иобразом                           этих     личности освещение озеленение Социализация проветривание в   здоровом   образе Экологическое прослеживание   потребности   кабинета     демонстрация, пространство 3. химии; – кабинета; – кабинета. – Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник   –   растения,   наши   молчаливые   друзья   и   помощники. 4. ребёнка ­ наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым жизни;  ­ связей;  ­   формирование   отношения   к   человеку   и   его   здоровью   как   к   ценности;  ­   выработка   понимания   сущности   здорового   образа   жизни;  ­формирование   жизни;  ­   выработка   индивидуального   способа   безопасного   поведения,   сообщение обучающимся   знаний   о   возможных   последствиях   выбора   поведения   и   т.д.           Важную   роль   играет   исследовательская   направленность   учащихся.   В 2013г. была написана работа по теме: «Искривление позвоночника у детей и подростков   МОУ   «Вольновская   школа».      Актуальность   исследования обусловлена широкой распространенностью нарушений осанки и сколиозов у подростков.   Целью   исследовательской   работы   стали:   знакомство   с заболеванием   подросткового   сколиоза;   выявление   последствий   данного заболевания   и   методы   борьбы   и   предотвращения   сколиоза,   изучение распространенности сколиоза и нарушений осанки у учащихся Вольновской ОШ   I­III   ступеней,   анализ   используемых   в   образовательном   учреждении приемов   профилактики   нарушений   опорно­двигательной   системы.        Изучив данные, полученные из Вольновской амбулатории семейного типа и   результаты   анкетирования   школьников,   пришли   к   выводу,   что   детей   с нарушением осанки, а затем и со сколиозом, становится с каждым годом все больше.   В период с 2009 по 2013 год количество учащихся с заболеванием сколиоза   увеличилось   с   5,5%   до   11,4%.   Главной   причиной   увеличения количества детей с нарушением осанки и сколиозом является несоблюдение правил  правильной посадки за партой. И если в начальной школе учителя уделяют   должное   внимание   этому   вопросу,   что   и   является   начальной профилактикой   нарушения   осанки   и,   впоследствии,   сколиоза,   то   в   школе среднего и старшего звена внимание на это обращается на много меньше. А одна только неправильная посадка, помимо сколиоза, может вызвать такие болезни как кифоз (искривление позвоночника выпуклостью кзади) и лордозсвойства (изгиб позвоночника, обращенный  выпуклостью  вперёд).   Если  же  запустить эти болезни, то это приведет ко многим осложнениям, таким как: варикозное расширение вен, деформация ребер, грудины, ключиц, таза и плечевого пояса, при лордозе грудного отдела деформируется грудная клетка, уменьшается дыхательный   объем   легких,   затрудняется   работа   сердца,   ухудшаются амортизационные позвоночника. Назовём основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: –   рациональная   плотность   урока   (время,   затраченное   школьниками   на учебную   работу)   должна   составлять   не   менее60%   и   не   более   75­80%; –   в   содержательной   части   урока   должны   быть   вопросы,   связанные   со здоровьем   учащихся,   способствующие   формированию   у   обучающихся ценностей   здорового   образа   жизни   и   потребностей   в   нём; –   количество   видов   учебной   деятельности   должно   быть   несколько; – в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, мышления; – необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся; –   на   уроке   нужно   создавать   благоприятный   психологический   климат   и обязательно     разрядки; – необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать физминутки. В   заключении   хочу   отметить,   что   использование   здоровьесберегающих технологий          на   уроках   химии   даёт   ряд   существенных   преимуществ  ― 1.      учащиеся   лучше   понимают   тему   урока,   затрачивают   меньше   усилий, больше заданий; запоминают; 2.      3.     испытывают психологический комфорт на уроке и стремятся к лучшему результату― что позволило повысить успеваемость по предмету на 20%.   выполнить больше   устают,   меньше ситуации   успеха   и   эмоциональные   критического успевают   логического   и     в         урок                                    Литература: 1.     Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе:  методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М.М.  Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181 с. 2.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психологияздоровья в школе.− М. «Аркти», 2005.− 320 с. 3.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное  пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.− М.:  «Народное образование», 1998. – 255 с. 4. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.