Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Оценка 5
Документация +3
doc
английский язык +1
Взрослым
21.06.2018
Дипломная работу на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка". В данной работе разобраны основные виды и типы технологий, которые призваны сохранить здоровье детей во время обучения иностранным языкам. Также данные технологии необходимы как средство мотивации и развития интереса к иностранному языку.
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка дипл.работа.doc
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет лингвистики и перевода
Кафедра английского языка
Направление: методика преподавания языков и культур
Профиль: Английский язык
Курс: 5
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тофеенко Юлия Владимировна
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного
языка в начальной школе
Научный руководитель:
д.ф.н., проф. Павлова Л.В.
Работа допущена к защите _______________
Заведующий кафедрой _______________
Дата представления ________________
Дата защиты ________________
Оценка _________________ Магнитогорск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
.....................................................................................................................2
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................2
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1..........................................................................27
Рис. 1 Карта эмоциональных состояний...................................................54
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................71
Piggy in the Middle...........................................................................................77
Chinese Whispers (Russian Gossip)..................................................................77
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье это самая важная ценность в жизни человека, от которой
зависит его счастье. Здоровье это физическая, социальная, психолого
педагогическая гармония человека; доброжелательные, спокойные
отношения с людьми, с природой и самим собой. Хорошее самочувствие
является определяющей нормальной жизнедеятельности человека, его
хорошего настроения и продуктивной работы.
В современном мире процесс обучения становится очень
насыщенным, а материал чрезмерно информативным и более емким.
2 Современный урок иностранного языка характеризуется большой
интенсивностью и требует от учеников большой концентрации
внимания, умственного напряжения и сил. Такая насыщенность урока и
большой объем информации зачастую вызывают у школьников мозговую
утомляемость, перегрузку нервной системы и в целом сильно подрывает
здоровье детей уже на начальном этапе обучения иностранному языку.
На сегодняшний день проблемы сохранения здоровья учащихся,
привитие навыков здорового образа жизни, создание условий,
направленных на укрепление и сохранение физического, психического и
духовного здоровья, очень
актуальны. Перед Министерством
образования стоит задача обеспечить школьнику возможность
сохранения здоровья за весь период обучения в школе, и особенно на
начальном этапе обучения.
В нашей работе мы рассматриваем применение специальных
здоровьесберегающих программ на уроках иностранного языка, которые
призваны помочь детям воспринимать большой объем новой
информации без вреда для здоровья.
Такие здоровьесберегающие программы помогают школьникам
справляться с нагрузками, развивать стрессоустойчивость и переносить
значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки,
снимать напряжение от умственной активности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что несмотря
на настоятельную потребность использования здоровьесберегающих
технологий, они не находят должной степени применения в реальной
практике преподавания иностранного языка в школе. Как показывают
наши исследования, преподаватели испытывают затруднения с выбором
оптимальных комплексов здоровьесберегающих программ. Не все
учебники иностранного языка обладают достаточным количеством
3 основанных на использовании здоровьесберегающих
заданий,
технологий. Учителя зачастую пренебрегают здоровьесберегающими
элементами, в виду высокой интенсивности информации, которую
использование
необходимо ввести на уроке.
Между тем,
здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными
педагогическими режимами обучения, играет большую роль в жизни
позволяет легче и успешнее овладеть
каждого школьника,
необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет не
только достичь цели и решить задачи обучения, но и наслаждаться
самим процессом.
Таким образом,
проблема исследования заключается в
определении влияния здоровьесберегающих технологий на снижение
уровня тревожности и напряжения на уроке иностранного языка в
начальной школе, а также их влияние на увеличение положительных
эмоциональных состояний детей и повышение интереса к уроку.
Объектом исследования является образовательный процесс по
иностранному языку в начальной школе.
исследования
Предметом
является
комплекс
здоровьесберегающих технологий, используемых в процессе обучения
иностранному языку.
Цель работы провести анализ и апробацию комплекса
здоровьесберегающих программ, используемых в педагогическом
процессе в начальной школе.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать психологодидактические основы обучения
иностранному языку в начальной школе.
4 2. Рассмотреть целесообразность использования различных видов
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
начальной школы.
3.
Подобрать
комплекс
упражнений на
основе
здоровьесберегающих технологий.
4. Провести диагностику уровня влияния здоровьесберегающих
технологий на снижение нагрузки и степени утомляемости учащихся 2
класса и повышение интереса к урокам иностранного языка.
5. Проанализировать результаты исследования степени влияния
здоровьесберегающих технологий на снижение нагрузки и степени
утомляемости учащихся 2 класса и повышение интереса к урокам
иностранного языка.
Для решения поставленных задач использовался комплекс
методов психологопедагогического исследования:
1) Теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по теме исследования и обобщение
педагогического опыта;
2) Эмпирические методы: анкетирование младших школьников,
наблюдение,
документации, продуктов деятельности детей.
беседа с учителями начальных классов,
анализ
Исследование проводилось в МОУ «СОШ» №16 г. Магнитогорска,
Челябинской области. В экспериментальном исследовании принял
участие 2«а» класс, состоящий из 15 человек.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1 Цели обучения иностранному языку в
начальной школе.
5 Хорошее самочувствие является определяющей нормальной
жизнедеятельности человека, его хорошего настроения, продуктивной
работы и формирование физически и психически здоровой личности,
готовой к жизни в гражданском обществе. По мнению Т.В. Карасевой,
здоровье это комплексное и, при этом, целостное, многомерное
динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации
генетического потенциала в условиях конкретной социальной и
экологической среды и позволяющее человеку в различной степени
осуществлять его социальные функции [1, с.11].
Задача
рамках
образовательного процесса – обеспечить школьникам высокий уровень
здоровьесберегающей педагогики
в
здоровья, сформировать культуру здоровья [2, с 37]. В связи с этим
постепенно меняется направление развития образование. Если раньше
главной и основной целью образовательного процесса было получение
знаний, умений и навыков, то теперь образовательная ситуация заметно
усложнилась, приобрела новые функции и изменила приоритеты в
направлении развития учебной деятельности. Так, сегодня ведущим
направлением развития образованного процесса стал переход на
гуманитарную парадигму образования, в которой делается акцент на
гармоничное, полноценное и здоровое развитие личности.
В настоящее время министерство образования ввело в действие
новый федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, закрепляющий линию на новую
личностноориентированную модель образования и воспитания. Данная
модель призвана помочь в создании условий для духовнонравственного,
интеллектуального развития школьников, и, самое важное, позволит
школьникам сохранить свое здоровье в процессе обучения.
6 В основе нового Стандарта начального общего образования лежит
системнодеятельностный подход, который призван:
воспитать и развить те качества личности, которые отвечают
построению
информационного
требованиям
общества,
демократического гражданского общества на основе толерантности и
уважения;
сформировать личность обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признать решающую роль содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и взаимодействия
участников образовательного процесса в достижении целей
личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учесть индивидуальные возрастные, психологические и
физиологические особенности обучающихся;
обеспечить преемственность дошкольного, начального общего,
основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразить организационные формы с учетом
создать
индивидуальных особенностей каждого обучающегося,
благоприятную атмосферу для лучшего взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [3,с.15].
Стандарт предъявляет требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего
образования. Учитываются личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты должны отражать:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
7 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки;
ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуальноличностные позиции;
социальные компетенции;
гуманистические и демократические ценностные ориентации,
личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
сформированность установок на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Метапредметные результаты включают в себя:
освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться (способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности);
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия;
активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам;
построения рассуждений а также овладение базовыми
предметными и межпредметными понятиями.
8 Предметные результаты в обучении иностранному языку должны
отражать:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной
форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых
возможностей и потребностей;
освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений,
необходимых для овладения на элементарном уровне устной и
письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического
кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы [3, с.22].
Специфика предмета «иностранный язык», как считает Г.В.
Рогова, заключается в том, что «язык – будь то родной или иностранный
служит средством общения, средством приема и передачи информации
об окружающей действительности в естественных условиях социальной
жизни» [4, с.25]. Мы согласны с ее мнением, так как изучение
иностранного языка дает учащимся возможность с его помощью
выражать свои мысли о том или ином предмете, явлениях, отношениях.
Поэтому первоначальной целью обучения иностранному языку является
формирование так называемой языковой личности человека, основной
способностью которой является общение на межкультурном языке, а
также умение пользоваться языком, как в устной, так и в письменной
речи. Развитие такой способности является главной целью обучения
иностранному языку в начальной школе.
Следует отметить, что формирование языковой личности само по
себе является довольно важным процессом в обучении всем предметам
9
̶ и в начальной и в средней школе. Языковая личность складывается из
особенностей нервной системы человека и его способностей совершать
определенные виды деятельности: речевой или мыслительной; а также
его умением использовать различные коммуникативные роли при
взаимодействии с другими людьми. Языковая личность также
обуславливает такие качества личности как «стремление к творчеству,
способность строить взаимодействие и
самостоятельность,
взаимопонимание с партнерами по общению, принимать участие в
современном развитии общества»[6, с.54].
Исходя из этого, в качестве основной цели начального языкового
образования выступает «формирование у младших школьников
элементарных черт вторичной языковой личности, делающих их
способными к межкультурной коммуникации на элементарном уровне»
[6, с.56]. В это понятие входит не только овладение необходимыми
языковыми средствами, техникой языка, но также и усвоение различной
информации, не связанной с языком и развитие качеств, необходимых
для адекватного общения и взаимопонимания представителей разных
культур.
Таким образом, изучение иностранного языка должно
способствовать нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию
учащихся.
Известно, что общение воспитывает у детей при разговоре на
иностранном языке умение внимательно слушать собеседника, умение
вежливо отреагировать, обратиться с просьбой, чтото сообщить. Мы
согласны с тем, что изучение иностранного языка «формирует умение
осуществлять общение, а оно составляет основную часть в установлении
правильных, добрых отношений в коллективе» [4, с.115]. На наш взгляд,
сам предмет «иностранный язык» многофункционален и предполагает,
что учащиеся получают не только знания, касающиеся непосредственно
10 предмета, но и получают возможность развить умения и навыки,
которые пригодятся им в повседневном общении. Так учащиеся на
уроке в полной мере овладевают способностью и умением выслушать
собеседника, относится к нему с уважением. А умения правильно и
корректно вести беседу нужны человеку не только на этапе обучения,
они потребуются в дальнейшей его трудовой деятельности.
Еще одной целью обучения иностранному языку является
образовательная цель, в основе которой, лежит формирование у
учащихся более внимательного отношения к формам выражения
мыслей, как на иностранном, так и на родном языке. Г.В. Рогова
отмечает, что там, где
хорошо поставлено обучение родному языку,
легче
хорошо
осуществляется обучение иностранному.
поставленное обучение иностранному языку положительно влияет на
И наоборот,
развитие мыслительных и речевых способностей учащихся при обучении
другим гуманитарным предметам. Более того изучение иностранного
языка способствует расширению кругозора учащихся и повышает их
культуру. Ведь приобщение к языку это также и приобщение к
культуре носителей этого языка [4, с.112].
В своем исследовании, мы посчитали необходимым принять во
внимание «нюрнбергскую» концепцию раннего обучения иностранным
языкам, согласно которой ребенок должен получить первичные сведения
об изучаемом языке и основы овладения им. Кроме того, процесс
обучения иностранному языку должен:
сделать ребенка открытым для восприятия других культур и
помочь ему сориентироваться в современном мире.
приобщить ребенка к другой культуре способствовать
социализации его личности, лучшему осознанию своей принадлежности
к определенному социокультурному сообществу;
11 нести существенный вклад в общее развитие ребенка и
способствовать тем самым развитию его эмоциональных, креативных,
социальных, когнитивных и языковых способностей;
пробудить в ребенке желание использовать изучаемый язык как
средство общения, помочь ему лучше осознать свой родной язык;
развивать у ребенка умения учиться, которые помогут ему в его
дальнейшей самостоятельной работе над языком [7, с.15].
Авторам «нюрнбергских рекомендаций» представляется важным
то, что язык должен восприниматься и использоваться ребенком как
средством общения, осуществляемым в рамках определенных условий,
ребенок же должен уметь действовать в соответствии этим условиям,
добиваясь при этом понимания.
Развитие у детей способности к иноязычному общению связано с
формированием у младших школьников коммуникативной и
межкультурной компетенции. Коммуникативная компетенция включает
в себя умения пользоваться иностранным языком для передачи
информации. Начальная школа ставит своей задачей обучить
школьников правильно использовать основные лексические
грамматические и орфографические средства общения. Школьники
должны уметь использовать эти языковые средства в соответствии с
конкретной ситуацией, целью, местом и сферой общения [7, с.16].
Важным является формирование умения понимать смысл высказывания
на иностранном языке и умение анализировать и оценивать ситуации
общения и в соответствии с этим строить свое речевое поведение.
Владение этими знаниями, навыками и умениями помогут школьникам
приобщиться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка.
По окончании начальной школы у детей должны быть
сформированы следующие коммуникативные умения:
12 осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне, в
пределах сфер тематики и ситуаций общения, обозначенных в
программе;
делать элементарные связанные высказывания о себе и
окружающем мире, прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при
этом свое отношение к воспринятой информации [6, с.61].;
в условиях непосредственного общения, в том числе и с
носителем языка, понимать реагировать на устные высказывания
партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций,
обозначенных программой;
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с
учебными и игровыми ситуациями в классе;
понимать общее содержание учебных и аутентичных текстов и
реагировать вербально и невербально на их содержание;
полностью и точно понимать короткие сообщения
монологического характера, построенные на знакомом материале;
выразительно читать вслух;
читать про себя с целью понимания основного содержания
учебных и аутентичных текстов, или же полного и точного понимания
содержания учебных или несложных адаптированных аутентичных
текстов с эксплицитно выраженной информацией; с целью поиска
необходимой информации;
написать короткое поздравление, выразить пожелание;
написать личное письмо зарубежному сверстнику, используя
изученный материал, оформить конверт, адрес в соответствии с
нормами, принятыми в стране изучаемого языка [6, с.62].
Итак, обучение иностранному языку должно обеспечивать
достижение практической цели, которая предполагает обучение
учащихся общению на иностранном языке, т.е. формирование вторичной
13 языковой личности. С практической целью тесно взаимосвязаны также
воспитательная, образовательная и развивающая цели, которые
достигаются в процессе овладения языком в условиях активной
познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся. А
также, обучение иностранному языку на начальном этапе должно
соответствовать основным требованиям к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования,
согласно Стандарту, и призвано отражать личностные, метапредметные
и предметные результаты обучения.
1.2 Принципы обучения ИЯ на начальном этапе.
Принципы обучения это определяющие всей организации обучения
младших школьников новому языку. Они задают стратегию и тактику
обучения. Учебный процесс это непосредственное взаимодействие
учителя с учениками или же учащихся между собой. Принципы и
закономерности обучения иностранному языку ориентированы на
развитие языковой личности ученика и на установление основных
закономерностей усвоения детьми ИЯ. Именно правильная реализация
принципов обеспечивает результативность деятельности, организуемой
на уроке, и обусловливает интерес детей к этой деятельности.
Современный учебный процесс рассматривается как специально
организованное общение для «установления взаимодействия учителя и
учащихся, учащихся друг с другом» [4, с.68]. В результате такого
взаимодействия дети усваивают опыт в новом для них языке и
приобщаются с его помощью к новой культуре.
Основным и системообразующим принципом обучения ИЯ в
начальной школе, по мнению Н.Д. Гальсковой и З.Н. Никитенко,
является его личностноориентированная направленность [6, с.59]:
14 на языковую личность ученика, его реальные потребности и
мотивы;
на развитие способности ученика к межкультурному общению.
Основу такого общения составляют коммуникативные умения.
Ведь чтобы добиться качественного достижения основной цели
обучения ребенка необходимо научить говорить, читать, слушать и
писать на иностранном языке. Для того чтобы этот принцип успешно
работал, необходимо не только обучить ребенка всем видам учебной
деятельности на уроке, но и развить основы коммуникативной и
межкультурной компетенции. А это предполагает наличие у детей таких
качеств личности как общительность, раскованность, желание вступать
в контакт, взаимодействовать в коллективе сверстников. Способ
усвоения знаний должен быть направлен на общее развитие ребенка.
Процесс развития ребенка и усвоения им ИЯ будет более эффективным,
если ребенок на уроке будет выступать не просто как слушатель, а
вместе с учителем будет творить урок. «Эффективность процесса
обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
определяется не столько владением детьми языковым и речевым
материалом, сколько их готовностью и желанием участвовать в
межкультурном общении на изучаемом языке» [4, с.70]. Это будет
возможным, если основной формой работы школьников на уроке будет
активное общение с учителем и друг с другом.
«Важно строить учебный процесс таким образом, чтобы ученик,
решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и
имел возможность реализовать свои собственные намерения» [4, с.69].
Большую роль в учебном процессе играет то, насколько правильно
организован процесс общения и взаимодействия детей, то, какая
создается атмосфера на уроке, вызывает ли она чувство комфорта у
учащихся. Это во многом зависит от самого учителя, от того насколько
15 учитель сам раскрепощен, терпим к другим суждениям и ошибкам
детей, насколько он умеет сопереживать и восхищаться успехами своих
учеников. Очень важно то, каким голосом педагог произносит слова,
фразы и какое у него при этом выражение лица. Несомненно, голос
учителя должен быть добрым, располагающим к общению без резких
ноток, а выражение лица должно соответствовать тону произнесения.
« Главные педагогические средства –улыбка и ласковый взгляд, доброе
отношение к каждому ученику» [4, с.67].
Комфортность общения зависит и от того, как учитель реагирует
на ошибки учеников. Маленьким детям очень важно получить одобрение
своим действиям, ведь на данном возрастном этапе почти все их
действия направлены на то, чтобы получить похвалу, положительную
оценку от учителя. Поэтому необходимо всячески демонстрировать
детям свою радость по поводу их успехов, а исправлять ошибки нужно
деликатно, не обидно для ребенка. Например, вместо того, чтобы
сказать ребенку, что он ошибся можно вежливо переспросить,
переспросить или подсказкой направить ребенка на верный ответ.
Обучение иностранному языку имеет деятельностную основу: дети
усваивают язык как средство межкультурного общения, что выражается
во внешней и внутренней активности учеников. Во многом преобладают
самостоятельные, групповые и коллективные формы работы на уроке.
Чтобы при обучении ИЯ дети овладевали языком осознанно, а не
на основе имитации необходимо так организовывать их деятельность,
чтобы они всегда видели смысл в том, что они делают.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
определяют принципы обучения, которые отражают насущные
общественные потребности. В работе учителей общеобразовательных
школ можно увидеть следующие принципы педагогики оздоровления [6,
c.93]:
16 1) принцип сознательности и активности – нацеливает на
формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса,
осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает
высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
2) принцип наглядности –обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм чувственного познания человека.
Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных
систем, участвующих в познавательном процессе [6, c.95];
3) принцип систематичности и последовательности проявляется во
взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и
подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь
на него, приступить к познанию последующего, более сложного
материала;
4) принцип повторения умений и навыков — в результате
многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы
[6, c.96];
5) принцип постепенности – он предполагает преемственность от
одной ступени обучения к другой;
6) принцип доступности и индивидуализации – осуществляется на
основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на
индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка,
С учетом уровня
планирует и прогнозирует его развитие.
индивидуальной подготовленности ученика,
способностей и
его двигательных
здоровья намечаются пути
состояния
совершенствования умений и навыков, построения двигательного
режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности.
Используя природные данные ребенка, педагог направляет и
стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа
доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и
17 вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных
требований и заданий [4, c.103];
7) принцип непрерывности – он тесно связан с принципом
системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой
активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает
их эффективность, что выражается в динамичности закономерных
изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок
от занятия к занятию, от этапа к этапу;
8) принцип всестороннего и гармонического развития личности –
он предполагает формирование психофизических способностей,
двигательных умений и навыков, а также интеллектуальное, духовное,
нравственное и эстетическое развитие ребенка;
9) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся – предполагает формирование двигательных умений и
Двигательные способности ребенка,
функциональные
навыков.
возможности организма развиваются в процессе использования средств
здоровьесберегающих технологий;
10) принцип оздоровительной направленности – он решает задачи
укрепления здоровья ребенка в процессе обучения [22, c.67];
11) Принцип формирования ответственности у учащихся за свое
здоровье и здоровье окружающих людей [6, c.87].
Таким образом, рассмотренные принципы направлены на
достижение целей и задач начальной школы, направленные на
формирование у детей способности к межкультурной коммуникации, а
также на всестороннее укрепление здоровья младших школьников в
процессе обучения иностранному языку. При правильной реализации
принципов обучения основным условием успешности обучения и учения
станет отсутствие стресса, напряженности на занятиях, положительный
18 эмоциональный настрой, и как следствие интерес к предмету и
внутренняя мотивация деятельности .
1.3. Психологофизиологические особенности младших
школьников.
При обучении иностранным языкам на основе здоровьесбережения
учителю важно знать, кого он обучает, поскольку именно это является
решающим фактором при подборе оптимальной программы обучения и
здоровьесберегающих программ. Это помогает правильно выстроить
стратегию обучения и получить нужные результаты. Чтобы сделать
детей активными участниками учебновоспитательного процесса без
вреда для здоровья, повысить их внимание и приучить их думать,
повысить их эмоциональную устойчивость и сопротивляемость
19 необходимо хорошо изучить
психологическим нагрузкам,
психологические и физиологические особенности каждого из учеников.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей
примерно от 7 до 1011 лет, что соответствует годам его обучения в
начальных классах.
равномерного физического развития [6, с. 122].
Это возраст относительно спокойного и
При обучении языку младших школьников необходимо учитывать
качества, характерные для детей данной возрастной группы:
низкая концентрация внимания;
предрасположенность к кинестетическим формам работы;
предпочтение изучать целое, а не частное;
концентрация внимания происходит здесь и сейчас;
сначала происходит понимание ситуации, а уж потом понимание
использования ИЯ;
быстрое запоминание наряду с быстрым забыванием;
механическая память преобладает над логической;
отсутствие сдерживающих факторов при говорении;
отсутствие боязни делать ошибки и готовность работы над ними.
[6, с.125].
Хорошо известно, что на каждом возрастном этапе преобладает
свой тип ведущей деятельности. Так, согласно рекомендациям
Международного семинара при Совете Европы [6, с.126], обучение
детей предпочтительно начинать с шестилетнего возраста. Ведь именно
в этом возрасте у ребенка происходит переход от игровой деятельности
к учебной. При этом ведущее место все же занимает игра. В
шестилетнем возрасте важно сформировать у детей мотивы учения.
«Исследуя мотивы, побуждающие шестилетних детей учиться,
психологи выяснили, что наиболее распространенными из них являются
следующие: широкие социальные, познавательные, интерес к знаниям,
20 стремление научиться чемуто новому и игровые мотивы» [6, с.128]. Все
эти мотивы формируются тогда, когда у ребенка удовлетворяется
последний игровой мотив, иначе интерес к обучению пропадает. Если
потребности ребенка в игровой деятельности не удовлетворяются, то
это наносит значительный ущерб формированию его личности и
подавляет интерес к учебе.
Особенность шестилетнего возраста состоит в том, что именно в
это время возможно соединить процесс обучения с игровой
деятельностью, чтобы создать внутреннюю мотивацию и интерес к
овладению новым навыкам, притом, что естественным потребностей на
иностранном языке у детей нет. « Новая игра (с новыми сказочными
является
персонажами,
которые говорят на новом ИЯ),
психологическим оправданием для перехода на новый язык» [12, с.120].
Поэтому именно в этом возрасте наиболее благоприятно реализуется
коммуникативный подход к обучению ИЯ. Игровой процесс
обеспечивает создание мотивов всех речевых действий учеников, что
делает процесс обучения осмысленным. Обычные высказывания
становятся в несколько раз интереснее.
В шестилетнем возрасте дети обращают внимание в основном на
яркую подачу материала, на эмоциональную окраску. Но внимание при
этом дети могут сосредотачивать только в течение нескольких минут.
Им тяжело воспринимать монологические высказывания учителя,
длящиеся больше 23 минут, поэтому объяснение темы лучше всего
строить в форме беседы.
Также в этом возрасте дети очень импульсивны и не могут себя
сдерживать, так как не научились еще управлять своим поведением, в
результате чего они быстро утомляются. Их работоспособность
снижается уже на первых 10 минутах урока. Чтобы восстановить их
силы, снизить утомляемость и восстановить интерес к уроку, требуется
21 активно вводить здоровьесберегающие технологии в виде подвижных
игр и постоянной смены видов деятельности [6, с.55] .
У шестилеток преобладает непроизвольное запоминание, то есть
они лучше запоминают то, что им интересно и вызывает эмоциональный
отклик. Непроизвольного усвоения материала можно добиться в
процессе взаимодействия детей между собой. А использование
интересных, ярких наглядных пособий и игрушек развивает образную и
ассоциативную память.
Воображение ребенка в шесть лет очень развито. « Развитие
мышления идет от нагляднодейственного к нагляднообразному»
[6, с.58]. Учитывая эту особенность лучше всего использовать цветные
кубики при обучении речевым образцам, игрушки и картинки – для
тренировки лексических и грамматических средств общения, это
обеспечивает результативный переход от игры к учебной деятельности.
В свою очередь нагляднообразное и логическое мышление развивают у
ребенка такие умения как: умение анализировать языковые явления,
опираясь на речевой опыт в родном языке; выделять главное и
устанавливать причинноследственные связи; применять знания
сознательно.
Маленькие дети обладают очень высокой общительностью, что
также делает их обучение языку на этом этапе в несколько раз проще.
При общении с взрослыми дети стремятся получить оценку их
поведения, оценку своей личности. Но в шестилетнем возрасте дети не
относят замечания учителя непосредственно к себе, когда учитель
обращается ко всем ученикам. Ребенок не понимает, что обращаясь ко
всем ученикам, учитель также имеет в виду и его. Чтобы дети легко
включились в учебный процесс, необходимо постепенно воспитывать
культуру поведения учеников («нельзя вставать без разрешения учителя
во время урока», «поднимай руку» и т.д.) [12, с.128].
22 Дети шестилетнего
различными
индивидуальными различиями в психологическом развитии. Каждый
возраста
обладают
ребенок поразному адаптируется к школе. Одни легко и уверенно
входят в новую для них среду, в то время как другие чувствуют себя
настороженно и тревожно. Иногда дети испытывают затруднения в
общении даже на родном их языке. Такое происходит, когда ребенок
слишком импульсивен или наоборот робкий. На таких детей нужно
обращать внимание в первую очередь. Если ребенок непоседлив и
нетерпелив нужно постоянно его занимать работой, которая требует его
постоянной включенности в общую деятельность. Для того, чтобы
маленькие дети не переутомлялись
В возрасте 710 лет у детей наблюдается достаточно равномерное
спокойное развитие [6, с.58]. Учебная деятельность занимает теперь
ведущее место и отвечает за развитие психических функций младшего
школьника (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения)
[12, с.60]. Но интерес к игре при этом не теряется. И сама игра
как средство мотивации детей и включения их в общую познавательную
деятельность не утрачивает свою актуальность.
Наблюдения показывают, что дети проявляют большой интерес к
людям других культур, что способствует развитию внутренней
мотивации изучения языка.
Поведение младших школьников в этом возрасте попрежнему
очень эмоционально и не всегда устойчиво, несмотря на то, что за
первый год обучения они получили уже определенный опыт в
управлении своим поведением. Внимание детей привлекает все новое и
неожиданное. Поэтому их необходимо приучать быть внимательными по
отношению к незанимательным для них вещам. Для управления
вниманием школьника необходимо:
использовать интересный и содержательный материал.
23 обеспечить каждому ученику нужное понимание смысла
предлагаемых заданий и упражнений;
создавать обстановку,
которая будет располагать к
непринужденному общению и к труду [6, с.62].
Память младших школьников хорошо развита, но дети быстрее
запоминают именно то, что вызвало у них эмоциональный отклик и
отвечает их интересам. В связи с этим нужно знакомить детей с
лексическим и грамматическим материалом в ситуациях, которые
отражают интересы детей и создают мотивы для их взаимодействия и
общения между собой. Так лексический и грамматический материал
лучше всего подавать в игровой форме, что в большей степени
гарантирует его усвоение младшими школьниками.
Следует закладывать у детей умения сознательного управления
своей памятью, специально обращать их внимание на то, что следует
запомнить. «Один из приемов осмысленного запоминания смысловая
группировка материала, например: группировка слов по правилам
чтения, по тематической принадлежности, грамматических структур по
назначению, употреблению и формообразованию» [6, с.63].
У детей 710 лет хорошо развита способность к рассуждению.
Они делают выводы и умозаключения, анализируют предметы и явления,
не прибегая при этом к практической деятельности. Также ученики
могут аргументировать свое мнение. Эту способность и следует
развивать при обучении ИЯ с помощью различных упражнений на
доказательство суждений учителя и учащихся. Развитие памяти,
мышления, внимания школьников связано с развитием их иноязычных
способностей. Иноязычные способности являются одним из основных
факторов, которые отвечают за успешность усвоения ребенком ИЯ.
Малоспособный к изучению языков ребенок обладает слабо развитыми
вниманием, памятью, мышлением. Поэтому к таким ученикам важно
24 подобрать правильный подход в обучении ИЯ. И именно такие
школьники легче всего изучают язык в игре. Учеников можно разделить
на «сильных» и «слабых» в зависимости от качеств и особенностей,
которыми они обладают [6, с.68]. «Сильные» ученики владеют
рациональными приемами учебной деятельности и обладают хорошо
развитой памятью и способностью к вероятному прогнозированию
событий, а также высоким уровнем развития внимания. «Средний»
школьник обладает средними показателями вербальной памяти,
способностью к неточному прогнозированию, не имеющий сильной
внутренней мотивации и сильной воли. «Слабый» ученик, это ребенок с
плохо развитыми навыками учебной деятельности, у него плохо развита
слуховая память, аналитикосинтетические операции мышления,
внимание и концентрация. Изза этого ребенку трудно изучить ИЯ.
Также очень важным фактором в изучении ИЯ является опыт
владения родным языком, имеющийся у детей речевой опыт в родном
языке, поможет педагогу при формировании у детей способности к
общению на иностранном языке [4, с.28]. Следует упомянуть и фактор
успеха, который воодушевляет детей на дальнейшее изучение языка и
поддерживает их интерес к предмету. Дети очень чувствительны к
оценке, которую дает им учитель. В возрасте 610 лет они все еще с
трудом отделяют оценку за выполненное отдельное задание от оценки
себя в целом.
Таким образом, учет психологических особенностей детей 610
лет является важным фактором успешного обучения ИЯ в начальной
школе. Основываясь на психологофизиологических особенностях
младших школьников, можно подобрать такие здоровьесберегающие
технологии, которые окажутся наиболее эффективными для детей
данной возрастной группы.
25 Самым эффективным здоровьесберегающим элементом, лежащим
в основе обучения иностранному языку детей младших классов,
является игра. Она помогает ученику оказаться в реальной ситуации,
где от него потребуется действовать, так или иначе. Игра помогает
вызвать и сохранить у учеников интерес к предмету «иностранный
язык».
26 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Итак, проведя теоретический анализ целей и принципов обучения
рассмотрев психологофизиологические
иностранному языку,
особенности младших школьников, мы можем сделать следующие
выводы:
1. С переходом на новый образовательный Стандарт, изменился
подход к самой системе образования, которая теперь заключается в
формировании у молодежи гуманистических идеалов, развитие их
культурного и нравственного потенциала, воспитание их в духе мира,
диалога культур, уважения прав и основных свобод человека,
формирование толерантных взглядов, интерсоциальных ценностей и
терпимости и дружеских отношений между различными народами и
нациями. Для формирования этих качеств необходимо уже на начальной
этапе обучения школьников приложить все необходимые усилия по
сохранению и укреплению их здоровья, по формированию у них
установки на здоровый образ жизни, а также формированию
представления о важности здоровья и его ценности. Ведь только
физически и эмоционально здоровый человек может быть по
настоящему счастливым и наиболее работоспособным.
2. Принципы обучения ИЯ в начальной школе ориентированы на
развитие языковой личности ученика и на установление основных
закономерностей усвоения детьми ИЯ. Правильная реализация
принципов на основе здоровьесбережения обеспечивает достижение
наиболее высокой результативности деятельности, организуемой на
уроке, обусловливает интерес детей к этой деятельности и сохраняет
при этом их здоровье.
27 3. Быстрая утомляемость младших школьников наряду с очень
насыщенным, чрезмерно информативным процессом обучения зачастую
вызывает у школьников мозговую утомляемость и перегрузку нервной
системы, что не может не отразиться на продуктивности обучения в
Более того современный урок английского языка
целом.
характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников
концентрации внимания и большого напряжения сил. В связи с этим
целесообразно вводить на уроках здоровьесберегающие программы,
помогающие школьникам справляться с нагрузками, развивать
стрессоустойчивость и переносить значительные интеллектуальные,
волевые и эмоциональные нагрузки. Психологофизиологические
особенности младших школьников обуславливают применение
здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными
показателями и интересами учеников. В младшем возрасте интересы
детей, как правило, вращаются вокруг игры.
Таким образом,
учитывая цели и принципы обучения
иностранному языку, а также психологофизиологические особенности
необходимо включать в программу
младших школьников,
здоровьесберегающие элементы, которые способствуют поддержанию
здоровья детей.
28 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
2.1. Необходимость использования здоровьесберегающих
технологий на уроках иностранного языка в начальной школе.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на
каждом уроке, особенно на начальном этапе обучения ИЯ,
продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического
здоровья детей.
Педагогические исследования последних лет
показывают, что у школьников все больше и больше ухудшается
состояние здоровья. Уже в начальной школе возникают такие проблемы,
как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их
активности, снижение мыслительных процессов и ухудшение памяти.
Заболеваемость детей за период их обучения в школе возросла в 45 раз.
Причинами ухудшения самочувствия послужили социально
экономические условия, ухудшение уровня жизни, плохая экология,
безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек
[5, с.15] .
Основным показателем адекватности учебной нагрузки является
хорошая работоспособность учащихся и активность во время занятий. К
сожалению, с каждым годом уменьшается число первоклассников с
29
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.