Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ
Оценка 4.7
Документация
docx
библиотека
5 кл—7 кл
20.10.2018
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и неотъемлемое право человека. Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ становится одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, модернизации российского образования.
Социокультурная здоровьесберегающая среда является условием физического, умственного и личностного развития ребенка. Общеизвестно, что состояние здоровья детей значительно зависит от условий, в которых находятся дети.
конспект.docx
статья
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и неотъемлемое
право человека. Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ становится одним из приоритетных
направлений деятельности образовательного учреждения, модернизации российского образования.
Социокультурная здоровьесберегающая среда является условием физического, умственного
и личностного развития ребенка. Общеизвестно, что состояние здоровья детей значительно зависит
от условий, в которых находятся дети.
Дети с ОВЗ, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и
нервнопсихического развития. Для детей с ОВЗ характерны легкая возбудимость, двигательное
беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, заторможенность, отсутствие
длительных волевых усилий и т. д. Для нормализации психического и физического состояние детей
с ограниченными возможностями здоровья используются современные здоровьесберегающие
технологии в рамках ФГОС.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение.
Таким образом, термин «педагогическая технология» в буквальном смысле означает учение о
педагогическом искусстве, мастерстве. Любая педагогическая технология должна быть
здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии это система, воспитательно
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и
развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
школьников.
Основные компоненты этой системы:
o Организация рационального двигательного режима воспитанников.
o Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции
возникающих отклонений.
o Организация рационального учебновоспитательного процесса с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно
гигиеническими требованиями.
o Создание благоприятного психоэмоционального климата в образовательном учреждении
для комфортного пребывания детей с ОВЗ.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
необходимо соблюдать следующие принципы:
не навреди!
сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса; систематичности и последовательности;
доступности и индивидуализации (соответствия содержания и организации образовательной
деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом
сопутствующих заболеваний);
всестороннего и гармонического развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые
знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Следует отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от
совместной работы медиков, педагогов и родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий используемые в работе с детьми с ОВЗ.
Гимнастики для глаз – система упражнений для укрепления глазных мышц, снятия
напряжения.
Дыхательная гимнастика – система упражнений на развитие речевого дыхания.
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения
организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а
также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Общеукрепляющая гимнастика – организованное общение детей в процессе двигательной
деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, снимает напряжение.
Развитие мелкой моторики – повышение работоспособности коры головного мозга,
развитие активной речи ребенка.
Пальчиковая гимнастика
Суджок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота. С помощью
массажных шариков, пружинных массажёров, резиновых ковриков, мячей («ёжиков») удобно
массировать пальцы рук, ног для благотворного влияния на весь организм.
Формирование культурногигиенических навыков – воспитание у детей привычек к чистоте,
порядку, навыков культуры еды как необъемлемой части культуры поведения.
Релаксация специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного
напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности,
связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
2 «Сухой» бассейн занятия способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной
напряженности.
Самомассаж – массаж, выполняемый самостоятельно.
Песочная терапия – одна из форм естественной активности ребенка.
Коррекционные технологии.
Артикуляционная гимнастика – система упражнений для развития речевых органов.
Логоритмика – форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет
путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Психогимнастика (мимика и пантомимика) – мимика тесно связана с артикуляцией.
Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической,
но и артикуляционной моторики.
На сегодняшний день методов инновационного воздействия известно достаточно много
(игро, сказко, смехо, изо, глина, воско, библио, хорео, имаго (рисование под музыку),
кристаллотерапия, арома, музыко, хромотерапия, суджок терапия, водотерапия и др.). Все эти
методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального
состояния детей. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все
чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных
успехов в преодолении психических и физических трудностей у детей.
Инновационные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в деятельности
педагога – перспективные средства коррекционно развивающей работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Литература:
1. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности.
Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений /
Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2009. – (Управление школой).
2. Щербатова, Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ //
Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 631634.
3
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.