Программа курса внеурочной деятельности «Я и мое здоровье» начинается с первого класса и рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33ч + 1ч резерв. Программа подразделяется на 6 самостоятельных разделов. В каждом классе темы разделов повторяются. Это сделано для того, чтобы по мере развития учеников каждый из разделов рассматривался более полно, что соответствует возрастающему объему знаний.
Программа курса внеурочной деятельности «Я и мое
здоровье»
для обучающихся 1-4 классов.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Я и мое здоровье»
начинается с первого класса и рассчитана на четыре года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33ч + 1ч резерв. Программа
подразделяется на 6 самостоятельных разделов. В каждом классе темы
разделов повторяются. Это сделано для того, чтобы по мере развития
учеников каждый из разделов рассматривался более полно, что
соответствует возрастающему объему знаний.
Данный курс вооружает учащихся знаниями о культуре здоровья,
элементарными приемами здорового образа жизни.
Основные цели курса:
формирование представлений о ценности здоровья и
необходимости бережного отношения к нему;
формирование основ ЗОЖ;
формирование осознанного стремления выполнять правила
личной гигиены и ЗОЖ;
углубление представлений о детском организме, ухода за ним,
своих личностных качествах и достоинствах;
формирование основ поведения в обществе, осознание своих прав
и обязанностей перед ним;
расширение и систематизация представлений учащихся по
организации безопасности жизни.
Цели факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
ознакомление с основами формирования ЗОЖ;
формирование представлений о необходимости бережного
отношения к своему здоровью в период роста;
формирование навыков оценки своего физического состояния;
формирование навыков здоровьесберегающего поведения;
обогащение
способствующими присвоению
знаниями,
определенных норм морали, нравственности;
формирование основ межличностного общения в детском
коллективе;
развитие познавательной активности, наблюдательности, умения
слушать других, излагать и обосновывать свою точку зрения.
Занятия проводятся в форме факультативного занятия с
использованием профилактических методик,
применением
функциональной музыки, чередованием занятий с высокой и
низкой двигательной активностью, использованием таких средств
учебной деятельности как учебная и ролевая игра, инсценировка,
викторины, отработка этикета в движении, эмоциональные
разрядки и «минутки покоя», гимнастика, танцевальныеупражнения,
гимнастики) и т.д.
самомассаж ( с элементами пальчиковой
Программа факультативного курса «Я и мое здоровье»
1. Здравствуй, это я! (3ч)
Первый класс
Формирование представлений о школе, одноклассниках, учителе.
Правила поведения в школе. Знакомство с правами и обязанностями
школьников. Развитие коммуникативных способностей.
2. Я м мое здоровье. (12ч)
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня.
Первоклассника. Основы личной гигиены. Правила ухода за зубами,
телом, ногтями. Мое тело. Части тела и их функциональное
предназначение. Формирование правильной осанки. Органы зрения.
Режим труда и отдыха.
Введение понятия «вредные привычки». О вреде курения.
3. Вредные привычки. (2ч)
4. Гигиена питания. (6ч)
Питание – основа жизни. Культурно-гигиенические правила
приема пищи. Где и как готовят пищу. Пищевые отравления.
5. Этика и этикет. (7ч)
Внешний вид учащихся. Правила прихода и ухода из школы.
Правила содержания учебных вещей; учебные умения. Кружки по
интересам. Семья, ее традиции, социальная значимость.
6. Основы безопасности и профилактика детского
травматизма. (4ч)
Безопасное поведение на дорогах. Безопасный маршрут. Ситуации –
«ловушки», в которые часто попадают дети. Поведение во время
подвижных игр, на перемене. Поведение в экстремальных ситуациях
(при пожаре).
К концу 1 класса обучающиеся должны
знать
:
гигиенические навыки приема пищи:
правила поведения в школе;
режим дня для первоклассника;
части тела и их функциональное предназначение;
что такое «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
правила ухода за телом, зубами, ногтями, волосами;
ПДД и правила поведения в экстремальной ситуации (при
пожаре).
К концу 1 класса обучающиеся должны
уметь
:
соблюдать правила поведения в школе;
соблюдать правила гигиенического приема пищи;
использовать на практике правила личной гигиены;
соблюдать ПДД.Тематическое планирование факультативного курса «Я и
Тема занятия
Основное содержание
мое здоровье»
Первый класс
Кол-
во
часо
в
1
Урок Улыбки.
Название
раздела
Здравству
й, это я!
(3ч)
Я – ученик.
Я – особенный.
Я и мое
здоровье
(12ч)
Мое здоровье. Что
такое ЗОЖ?
Режим дня
первоклассника.
1
1
1
1
Знакомство детей с
учителем и между собой.
Формирование умения
задавать вопросы по
теме «Знакомство».
Развитие речи,
внимания,
коммуникативных
навыков. Учебная игра
«Будь внимательным».
Формирование
представлений о школе,
школьниках, учителях.
Правила поведения в
школе, на уроках, на
перемене. Правила
вежливости. Права и
обязанности
школьников. Экскурсия
по школе.
Формирование умения
поделиться своими
представлениями о себе.
Индивидуальные
особенности
сверстников. Введение
понятия «противоречие».
Обсуждение
противоречия «люблю -
не люблю».
Содержание понятий
«здоровье», «здоровый
образ жизни». Сравнение
понятий «здоровье» и
«болезнь».
Режим – одно из
важнейших условий
успешной учебы и
хорошего здоровья.Я и мое тело.
Осанка.
Динамический
урок «Улучшим
осанку».
Основы личной
гигиены.
Уроки Мойдодыра.
Уроки Королева
Зубной Щетки.
Береги глаз как
алмаз.
1
1
1
1
1
1
1
Формирование умения
выполнять режим дня.
Строение тела человека
(общий обзор). Части
тела человека и их
функциональное
предназначение.
Осанка. Правильная
посадка при чтении и
письме. Значение
правильной посадки для
формирования осанки.
Формирование
убеждения в
необходимости
правильной
посадки( эстетическая,
гигиеническая и учебная
мотивация).
Разучивание комплекса
физических упражнений,
направленных на
формирование
правильной осанки.
Значение соблюдения
правил личной гигиены
для здоровья. Культура
поведения.
Поддержание порядка и
чистоты одежды, обуви,
учебных
принадлежностей.
Чистая кожа – основное
требование личной
гигиены. От чего
загрязняется кожа. Уход
за кожей. Формирование
навыка мытья рук, ног,
тела, смены белья.
Для чего нужны зубы?
Молочные и постоянные
зубы. Почему зубы
начинают болеть.
Больные зубы – причина
многих недугов. Что1
2
Как можно
защититься от
гриппа.
Режим труда и
отдыха. «Веселые
физминутки».
Вредные
привычки
(2ч)
Что
«вредные
привычки»?
такое
1
О вреде курения.
Гигиена
питания
Питание – основа
жизни.
1
1
бывает при потере зуба.
Как чистить зубы.
Глаза – важный источник
информации об
окружающем мире. Как
беречь глаза.
Организация
зрительного режима.
Воспитание правильной
посадки во время
занятия – основа
сохранения зрения.
Разучивание простых
упражнений для отдыха
глаз.
Беседа школьного врача
по профилактике
простудных
заболеваний.
Физкультминутка и ее
значение. Разучивание
разнообразных по форме
проведения
физкультминуток:
танцевально-
ритмические,
двигательно-речевые,
физкультурно-
спортивные,
когнитивные,
двигательные действия
и задачи.
Содержание понятия
«вредные привычки».
Какие бывают вредные
привычки. В чем их
опасность. Как от них
избавиться.
Формирование
представления о вреде
табакокурения на
детский организм и
состояние здоровья в
целом.
Значение питания для
развития и(6ч)
Гигиенические
навыки приема
пищи.
Правила
поведения за
столом.
Где и как готовят
пищу.
Какую пищу
можно найти в
лесу.
Предупреждение
пищевых
отравлений.
Этики и
этикет (7ч)
Этикет прихода и
ухода из школы.
Внешний вид
учащихся.
жизнеспособности
человеческого
организма. Питание
человека на различных
возрастных стадиях.
Значение разнообразной
пищи для растущего
организма.
Правила питания.
Значение культурно-
гигиенических навыков
приема пищи.
Изучение правил
культурного поведения
за столом.
Кухонные
принадлежности,
электроприборы и их
использование.
Экскурсия в школьную
столовую.
Лесные ягоды, орехи.
Съедобные и
несъедобные грибы.
Способы хранения и
блюда из лесных даров.
Беседа школьного врача
о причинах пищевых
отравлений, меры их
профилактики.
Содержание понятий
«этика» и «этикет».
Этика и этикет младшего
школьника. Школьный
этикет. Правила прихода
и ухода из школы.
Учебные игры: «Ученик
входит в класс до начала
урока», «Ученик опоздал
на урок», «Ученик уходит
домой раньше
остальных».
Внешний вид учащегося.
Виды одежды: школьная
(деловая), спортивная,
1
1
1
1
1
1
1Этикет поведения
учащихся на
перемене.
Правила
содержания
учебных вещей.
Учись учиться.
Занятия в кружках
по интересам.
Я и моя семья.
Основы
безопасно
сти и
профилакт
ика
детского
травматиз
ма (4ч)
Безопасное
поведение на
дорогах.
Ситуации –
«ловушки».
1
1
1
1
1
1
1
домашняя, уличная,
рабочая.
Правила поведения на
перемене и подготовка к
уроку. Разучивание
подвижных игр, которые
можно использовать на
перемене.
Правила ухода за
рабочим местом в
классе, оформление
письменных работ,
сохранение учебных
вещей, школьного
имущества.
Знакомство с умениями,
которыми должен
овладеть школьник в
результате обучения в
начальной школе и
отрабатывать их на
уроке.
Содержание понятия
«увлечение». Какие
бывают увлечения.
Кружки по интересам.
Анкетирование «Мои
увлечения».
Содержание понятия
«семья», представление
о взрослых людях, детях,
их взаимоотношениях.
Понимание многообразия
социальных ролей,
выполняемых членами
семьи. Традиции и
любимые занятия членов
семьи.
Домашний адрес. Дорога
от школы до дома.
Составные части улицы.
Правила перехода
проезжей части.
Светофор.
Ситуации, в которыеПоведение во
время перемен,
подвижных игр.
Правила
поведения при
пожаре.
1
1
часто попадают дети6
«закрытый обзор»,
«отвлечение внимания»,
«пустынная улица»,
«середина проезжей
части», «родитель с
детьми».
Элементарные правила
безопасности при
проведении подвижных
игр. Опасности
открытого окна.
Опасности катания на
перилах.
Что такое экстремальная
ситуация. Поведение при
пожаре. Сигналы
оповещения.