Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуаций в системе образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связана со здоровьем участников образовательного процесса. Специалисты отмечают, что патологии обучающихся проявляются в развитии различных систем органов. В основном страдают опорно-двигательная, кровеносная системы, органы дыхания и зрения. Нарушается психическое состояние. Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, является сохранение собственного здоровья и здоровья воспитанников.
конспект.docx
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуаций в
системе образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связана со
здоровьем участников образовательного процесса. Специалисты отмечают, что
патологии обучающихся проявляются в развитии различных систем органов. В
основном страдают опорнодвигательная, кровеносная системы, органы дыхания и
зрения. Нарушается психическое состояние. Таким образом, одной из важнейших
задач, стоящих перед педагогами, является сохранение собственного здоровья и
здоровья воспитанников.
Можно считать, что здоровье человека находится в норме, если он:
в физическом плане умеет преодолевать усталость, справляется с учебной
нагрузкой;
в интеллектуальном плане проявляет хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение и самообучаемость;
в эмоциональном плане уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
в нравственном плане честен, самокритичен;
в социальном плане коммуникабелен, понимает юмор;
Конечно, здоровье человека определяется исходным состоянием с момента его
рождения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а
именно:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом динамичности учащихся;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой
режим, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой.
Предлагаю вашему вниманию варианты использования здоровьесберегающей
технологии, которой пользуюсь я. В качестве основополагающих принципов,
позволяющих сохранить здоровье воспитанников, я выбрала следующие: создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов
учебновоспитательного процесса, атмосфера доброжелательности, вера в силы
ученика, индивидуальный подход, создание для каждого воспитанника ситуации
успеха. Это необходимо не только для познавательного развития учащихся, но и для
их нормального психофизического состояния.
Однажды я познакомилась с работой английского педагога и психолога Карэн
Прайор, посвященной правилам выработки учебных навыков. Вот уже на протяжении
20 лет я использую данную методику на практике и считаю, что она является
здоровьесберегающей.
На своих занятиях, чтобы добиться прочных навыков поведения учеников, я
использую принцип обучения с подкреплением. Положительное подкрепление это
похвала, восхищение, пожатие руки. Нужно четко знать время подачи подкрепления.
Я неоднократно замечала, что раннее подкрепление неэффективно. Например, ученик только пытается ответить, а вы его одобряете. Значит, в следующий раз он будет
отвечать односложно. Необходимо одобрять не попытку, а сам ответ.
Также надо помнить о величине подкрепления. Чем она меньше, тем лучше.
Мои слова похвалы: «Ты прав», «Очень хорошо», «Прекрасно». Мой коллега биолог,
когда я только пришла работать в школу, говорил мне: «Если ругаешь или хвалишь
ученика, произноси как можно меньше слов». Я не раз убедилась в том, насколько он
был прав.
Повышать требования надо небольшими градациями, не создавая стрессовых
ситуаций. Из опыта работы знаю, что при изучении строения клетки лучший путь:
рассмотреть строение клеток прокариот, затем эукариот и только потом надо
начинать сравнивать клетки разных царств эукариот. Во многих школьных учебниках
все вовсе не так. Конечно, надо быть готовым к тому, что какойто ученик совершит в
обучении неожиданный скачок вперед. «Рывок» в обучении может произойти в любой
момент. Дело в инсайте. Это внезапное озарение. «Рывок» блистательная
возможность добиться значительного прогресса в кратчайшие сроки. Быть неготовым
к нему и держать ученика на низком уровне обучения только потому, что вы не знаете,
что делать дальше, лучший способ потратить зря время, а в худшем случае можно
отбить охоту учиться. Традиционная школа отвращает и самых понятливых, и
отстающих. Выход есть. Это обучение в собственном темпе. Однажды два моих
ученика при изучение ботаники сказали, что знают тему: «Строение клетки». Я
разрешила им сдать ее экстерном. На уроке же предложила работу с микроскопами по
подготовке и изучению различных микропрепаратов растительных тканей.
В конкретный промежуток времени не надо пытаться формировать поведение
обучающегося по двум критериям одновременно. Это только вызовет их раздражение
и не даст положительного учебного результата. Так, если тренируется скорость
ответа, то не стоит обращать внимание на оговорки и перебивать ученика. Вводя
новый критерий, надо временно ослабить старые.
Например, если ваш ученик всегда давал точные грамотные ответы по
пройденному материалу и ошибся в нем при изучении новой темы, ругать его за
ошибку в уже усвоенном поведении непедагогично. Ошибки исправляются обычно
вскоре сами по себе, а выговоры фиксируют внимание на ошибках, которые могут из
за этого стать постоянными.
Я несколько раз убеждалась, что обучение идет быстрее, если материал
разбивается на отдельные компоненты. Этим приемом пользуются многие учителя.
Приведу один пример, при изучении энергетического обмена всегда пользуюсь
следующим планом:
название этапа;
место действия;
ход процесса;
результаты.
Такая четкая разбивка нового материала ускоряет запоминание и
предупреждает развитие утомляемости учащихся. Еще один момент. Не заканчивайте
урок без положительного подкрепления. Это равносильно наказанию. Предлагаю всем
педагогам учесть следующие правила:
1.
Ученику преподаватель уделяет внимание до конца урока. 2.
3.
Устанавливается контакт ученик старается заработать подкрепление.
Отвлечение преподавателя нарушение контакта. Все сводится к нулю.
1. Ученик не сделал ошибки обязательно должно быть положительное
подкрепление.
2. Ученик ошибся преподаватель не обращает на него внимание. Это лучший
способ укора.
Последнее правило является мощным инструментом, поэтому не применяйте
его без должной осторожности и несправедливо. Надо отметить работу каждого
ученика на уроке. Молчание это уже упрек. Ученик не слышит оценки своего труда.
Я стараюсь придерживаться латентного обучения. Оно противоположно
обучению при помощи муштры, повторений. Согласно этого обучения прекращать
работу надо на достигнутом успехе, так как последнее совершенное действие всегда
закрепляется в сознании. Надо честно сказать, что не всегда удается заставить себя
остановиться на хорошем результате. Для этого нужна выдержка. Я точно знаю, что
если занятие идет плохо и вотвот наступит усталость, то мудрое решение закончить
работу чемнибудь легким, что гарантирует получение положительного подкрепления,
чтобы все в целом занятие запомнилось как удачное. Нельзя допускать введения новых
задач или нового материала в конце занятия. Прекращая работу надо всегда сохранять
ведущее положение.
Я считаю, что данная технология преподавания здоровьесберегающая поскольку
она рассчитана на создание атмосферы доброжелательности, сознание учеником
успешности в любом виде деятельности.
В заключении хотела бы привести результаты анкетирования учащихся 1618
летнего возраста по выявлению уровня осведомленности ЗОЖ.
На вопрос: Что такое здоровье?
Ответы: радость 5%, спорт 14%, хорошее самочувствие 17%, Отсутствие
тревоги 1%, здоровый образ жизни 23%, «Это когда человек не болеет» 40%.
Вопрос: Факторы, определяющие здоровье.
Ответы: внешний вид 12%, отсутствие вредных привычек 26%, бодрость
14%, самочувствие 48%.
Вопрос: Кто виноват в ухудшении здоровья людей?
Ответы: сам человек 43%, промышленность 10%, СМИ 2%, правительство
17%, низкий уровень медицинского обслуживания 18%, распространение
психотропноактивных веществ 10%.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.