ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Оценка 5

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Оценка 5
Документация
docx
библиотека
5 кл—8 кл
19.10.2018
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуаций в системе образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связана со здоровьем участников образовательного процесса. Специалисты отмечают, что патологии обучающихся проявляются в развитии различных систем органов. В основном страдают опорно-двигательная, кровеносная системы, органы дыхания и зрения. Нарушается психическое состояние. Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, является сохранение собственного здоровья и здоровья воспитанников.
конспект.docx
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуаций в системе образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связана со здоровьем   участников   образовательного   процесса.   Специалисты   отмечают,   что патологии   обучающихся   проявляются   в   развитии   различных   систем   органов.   В основном   страдают   опорно­двигательная,   кровеносная   системы,   органы   дыхания   и зрения.   Нарушается   психическое   состояние.   Таким   образом,   одной   из   важнейших задач,   стоящих   перед   педагогами,   является   сохранение   собственного   здоровья   и здоровья воспитанников. Можно считать, что здоровье человека находится в норме, если он: ­   в   физическом   плане   ­   умеет   преодолевать   усталость,   справляется   с   учебной нагрузкой; ­   в   интеллектуальном   плане   ­   проявляет   хорошие   умственные   способности, наблюдательность, воображение и самообучаемость; ­ ­ ­  в эмоциональном плане ­ уравновешен, способен удивляться и восхищаться.  в нравственном плане ­ честен, самокритичен;  в социальном плане ­ коммуникабелен, понимает юмор; Конечно, здоровье человека определяется исходным состоянием с момента его рождения,   но   не   менее   важна   и   правильная   организация   учебной   деятельности,   а именно: ­ ­ строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся; ­ соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); ­ благоприятный эмоциональный настрой. Предлагаю   вашему   вниманию   варианты   использования   здоровьесберегающей технологии,   которой   пользуюсь   я.   В   качестве   основополагающих   принципов, позволяющих   сохранить   здоровье   воспитанников,   я   выбрала   следующие:   создание образовательной   среды,   обеспечивающей   снятие   всех   стрессобразующих   факторов учебно­воспитательного   процесса,   атмосфера   доброжелательности,   вера   в   силы ученика,   индивидуальный   подход,   создание   для   каждого   воспитанника   ситуации успеха. Это необходимо не только для познавательного развития учащихся, но и для их нормального психофизического состояния. Однажды я познакомилась с работой английского педагога и психолога Карэн Прайор, посвященной правилам выработки учебных навыков. Вот уже на протяжении 20   лет   я   использую   данную   методику   на   практике   и   считаю,   что   она   является здоровьесберегающей. На своих занятиях, чтобы добиться прочных навыков поведения учеников, я использую принцип обучения с подкреплением. Положительное подкрепление ­ это похвала, восхищение, пожатие руки. Нужно четко знать время подачи подкрепления. Я неоднократно замечала, что раннее подкрепление неэффективно. Например, ученик только пытается ответить, а вы его одобряете. Значит, в следующий раз он будет отвечать односложно. Необходимо одобрять не попытку, а сам ответ. Также надо помнить о величине подкрепления. Чем она меньше, тем лучше. Мои слова похвалы: «Ты прав», «Очень хорошо», «Прекрасно». Мой коллега биолог, когда я только пришла работать в школу, говорил мне: «Если ругаешь или хвалишь ученика, произноси как можно меньше слов». Я не раз убедилась в том, насколько он был прав. Повышать требования  надо  небольшими  градациями, не создавая стрессовых ситуаций. Из опыта работы знаю, что при изучении строения клетки лучший путь: рассмотреть   строение   клеток   прокариот,   затем   эукариот   и   только   потом   надо начинать сравнивать клетки разных царств эукариот. Во многих школьных учебниках все вовсе не так. Конечно, надо быть готовым к тому, что какой­то ученик совершит в обучении неожиданный скачок вперед. «Рывок» в обучении может произойти в любой момент.   Дело   в   инсайте.   Это   внезапное   озарение.   «Рывок»   ­   блистательная возможность добиться значительного прогресса в кратчайшие сроки. Быть неготовым к нему и держать ученика на низком уровне обучения только потому, что вы не знаете, что делать дальше, ­ лучший способ потратить зря время, а в худшем случае можно отбить   охоту   учиться.   Традиционная   школа   отвращает   и   самых   понятливых,   и отстающих.   Выход   есть.   Это   обучение   в   собственном   темпе.   Однажды   два   моих ученика   при   изучение   ботаники   сказали,   что   знают   тему:   «Строение   клетки».   Я разрешила им сдать ее экстерном. На уроке же предложила работу с микроскопами по подготовке и изучению различных микропрепаратов растительных тканей. В конкретный промежуток времени не надо пытаться формировать поведение обучающегося по двум критериям одновременно. Это только вызовет их раздражение и   не   даст   положительного   учебного   результата.   Так,   если   тренируется   скорость ответа,   то  не  стоит   обращать   внимание  на  оговорки  и  перебивать  ученика.  Вводя новый критерий, надо временно ослабить старые. Например,   если   ваш   ученик   всегда   давал   точные   грамотные   ответы   по пройденному   материалу   и   ошибся   в   нем   при   изучении   новой   темы,   ругать   его   за ошибку  в  уже  усвоенном   поведении  непедагогично.  Ошибки   исправляются  обычно вскоре сами по себе, а выговоры фиксируют внимание на ошибках, которые могут из­ за этого стать постоянными. Я   несколько   раз   убеждалась,   что   обучение   идет   быстрее,   если   материал разбивается на отдельные компоненты. Этим приемом пользуются многие учителя. Приведу   один   пример,   при   изучении   энергетического   обмена   всегда   пользуюсь следующим планом: ­название этапа; ­место действия; ­ход процесса; ­результаты. Такая   четкая   разбивка   нового   материала   ускоряет   запоминание   и предупреждает развитие утомляемости учащихся. Еще один момент. Не заканчивайте урок без положительного подкрепления. Это равносильно наказанию. Предлагаю всем педагогам учесть следующие правила: 1. Ученику преподаватель уделяет внимание до конца урока. 2. 3. Устанавливается контакт ­ ученик старается заработать подкрепление. Отвлечение преподавателя ­ нарушение контакта. Все сводится к нулю. 1. Ученик   не   сделал   ошибки   ­   обязательно   должно   быть   положительное подкрепление. 2. Ученик ошибся ­ преподаватель не обращает на него внимание. Это лучший способ укора. Последнее правило является мощным инструментом, поэтому не применяйте его   без   должной   осторожности   и   несправедливо.   Надо   отметить   работу   каждого ученика на уроке. Молчание ­ это уже упрек. Ученик не слышит оценки своего труда. Я   стараюсь   придерживаться   латентного   обучения.   Оно   противоположно обучению   при   помощи   муштры,   повторений.   Согласно   этого   обучения   прекращать работу надо на достигнутом успехе, так как последнее совершенное действие всегда закрепляется в сознании. Надо честно сказать, что не всегда удается заставить себя остановиться на хорошем результате. Для этого нужна выдержка. Я точно знаю, что если занятие идет плохо и вот­вот наступит усталость, то мудрое решение ­ закончить работу чем­нибудь легким, что гарантирует получение положительного подкрепления, чтобы все в целом занятие запомнилось как удачное. Нельзя допускать введения новых задач или нового материала в конце занятия. Прекращая работу надо всегда сохранять ведущее положение. Я считаю, что данная технология преподавания здоровьесберегающая поскольку она   рассчитана   на   создание   атмосферы   доброжелательности,   сознание   учеником успешности в любом виде деятельности. В заключении хотела бы привести результаты анкетирования учащихся 16­18 летнего возраста по выявлению уровня осведомленности ЗОЖ. На вопрос: Что такое здоровье? Ответы: радость ­5%, спорт ­ 14%, хорошее самочувствие ­ 17%, Отсутствие тревоги ­ 1%, здоровый образ жизни ­23%, «Это когда человек не болеет» ­ 40%. Вопрос: Факторы, определяющие здоровье. Ответы:   внешний  вид  ­12%,   отсутствие   вредных  привычек  ­26%,   бодрость  ­ 14%, самочувствие ­ 48%. Вопрос: Кто виноват в ухудшении здоровья людей? Ответы: сам человек­ 43%, промышленность ­10%, СМИ ­2%, правительство ­ 17%,   низкий   уровень   медицинского   обслуживания   ­18%,   распространение психотропно­активных веществ ­ 10%.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2018