Здоровьесберегающий подход на современных уроках математики в школе
Оценка 4.8

Здоровьесберегающий подход на современных уроках математики в школе

Оценка 4.8
Контроль знаний +4
docx
математика
5 кл—11 кл
06.05.2021
Здоровьесберегающий подход на современных уроках математики в школе
Здоровьесберегающий подход на современных уроках математики в школе.docx

Курчатова Л.В., учитель математики

Здоровьесберегающий подход на современных уроках математики в школе

Конечным результатом политики каждого государства является здоровье нации, здоровье – это показатель качества жизни. Здоровье детей и молодежи один из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одна из характеристик национальной безопасности. Наиболее важными социальными проблемами, с которыми сегодня сталкивается образование, являются здоровье, физическое воспитание и развитие учащихся.

Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о них – одна из основных задач школьного образования. Эффективность и качество обучения детей в школах во многом зависят от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны и работоспособны, но, к сожалению, статистика говорит о катастрофическом ухудшении здоровья детей и молодежи.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Одна из задач школы – развитие творческого потенциала ученика. Современный выпускник – это ученик функционально грамотный, универсально образованный, умеющий управлять своим здоровьем, готовый к высоким результатам в спорте и самостоятельной жизни. Однако сниженное самочувствие и переутомление замедляют процесс развития детей и подростков. Взаимодействие педагогических и медицинских работников, родителей и самих учащихся является ключевым компонентом формирования здоровья школьников в рамках образовательного учреждения. Социальной заказ родителей нашей школы – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья детей и достижение в спорте. Для выполнения социального заказа, активного взаимодействия родителей и школы была создана онлайн-площадка: сайт School9Yakutsk-здоровое образование: https://school9yakutsk.wixsite.com/zdorovoeobr.

School9Yakutsk-здоровое образование – информационный портал, содержащий инструменты для создания системы  здоровьесберегающей деятельности, с учетом потребностей, ресурсов, условий образовательных учреждений. На главной странице можно ознакомиться с презентацией о работе школы по направлению здоровьясбережения. Вкладки «Методические материалы» и «Проекты» дают нам возможность познакомиться с работами коллег. Сайт содержит  не только аспекты здорового образа жизни, но и современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья детей в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Вкладка «Галерея» может быть очень полезна для классных руководителей, где можно найти много познавательных видеороликов о пропаганде ЗОЖ, а также полезные видеоматериалы для родителей. Функция «Обратная связь» является неотъемлемой частью онлайн-площадки.

Актуальной практической задачей школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся за счет внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творчества детей и подростков, способствующих эффективному и качественному образованию. В решении этой проблемы может помочь внедрение здоровьесберегающих технологий в школьный образовательный процесс на уроках, в том числе на уроках математики.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое, нравственное и социальное благополучие. Считается, что здоровье ученика в норме, если:                                                     

а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;                                                   

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности: наблюдательность, воображение, самообучаемость;                                           

в) в нравственном плане – честен, самокритичен;                                                  

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам умеет шутить.

Составляющие современного урока, как основа эффективного и качественного образования:

1. Гигиенические критерии рациональной организации урока. Важной особенностью современного урока является учет динамики умственной работоспособности школьников при его построении и в течение рабочего дня и недели. Каждый учитель должен придерживаться гигиенических критериев рациональной организации урока. Важно, чтобы педагог в своей работе использовал образовательные программы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, которые содержат следующие положения:

1) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;

2) использовать различные методы и виды работ на уроке, смену видов деятельности;

3) на занятии необходимо выполнять динамические перерывы - упражнения на расслабление мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие, не отвлекаясь от материала урока, проводить минуты на занятия физическими упражнениями.

2. Режим смены динамических поз. В течение урока через 10 минут меняется поза детей (сидя-стоя), в результате чего снимается статическое напряжение, утомление. Этот элемент используется в начале и конце урока при устном счете, при устном повторении или обобщении материала. Дети встают на 1-2 минуты и работают на уроке стоя. При этом не нарушается и логика урока.

3. Физические минутки «по Базарному». Для выполнения таких активизирующих задач используются карточки, которые наклеиваются в разных точках класса и содержат задачи и возможные ответы, которые дети должны найти и использовать в своей работе. Например:

- при проведении самостоятельной работы на уроке в классе заранее висят варианты решения, среди которых один вариант верный.

- после того, как студенты выполнили работу, они могут проверить свои решения и найти правильный ответ, можно и зашифровать его.

При устной работе, чтобы повторить или укрепить навыки, мы показываем часть формулы, а вторую часть учащиеся должны найти вокруг себя.

4. Упражнения для мышц глаз и хрусталика. Режим движения наглядного учебного материала используется для укрепления мышц глаза и хрусталика. На разных этапах урока можно использовать гимнастику для глаз.

5. Игровые моменты, предполагающие двигательную активность. Для разминок и упражнений глаз применяются игровые элементы урока, включающие двигательную активность. При этом ученики должны «собрать» условие задания, которое по частям располагается вокруг них, совершая повороты головы, туловища, что увеличивает не только физическую активность детей на уроках, но и эффективность учебно-познавательного процесса.

Наиболее сложным уроком в школе является математика. «Трудность урока» и «утомительность урока» понятия различные. Трудность – это объективный показатель, включающий определённый объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, а утомительность – это субъективный показатель, присущий каждому ребенку. Урок, построенный педагогически, верно, должен поддерживать высокую работоспособность на уроке и не приводить к утомлению.

Так на уроках математики важно приспособлять дифференцированные приемы оценки качества знаний учащихся, предлагая им контрольные работы разного уровня сложности, рекомендовать детям самим совершать выбор, в тоже время не занижать стандартов образования.

6. Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках математики. Учащиеся способны сконцентрироваться на том, что им интересно, нравится, поэтому задача учителя  – содействовать учащемуся одолеть утомление, уныние и неудовлетворенность. Большое значение в предупреждении  переутомления является  точная организация  учебного процесса. На  уроках математики  буквально  вся  учебная активность  связана с классной доской.

В развитии утомления при учебной деятельности огромное значение  играет методика  обучения математики. Необходимо верное применение технических средств  обучения, плакатов, схем. Длительное  использование ТСО создает  повышенную  нагрузку на центральную нервную систему, утомляет организм. Поэтому необходимо  учитывать  нормы  длительности  применения технических средств на уроках: в 5-7 классах продолжительность непрерывного использования диафильмов, диапозитивов составляет  от  20 до 25 минут.

Применение здоровьесберегающих технологий на разных этапах урока.

1. Устные упражнения. Одним из средств, способствующих наилучшему усвоению математики, считаются устные упражнения. Проводимые в начале урока устные упражнения могут помочь учащимся быстро подключаться в работу, в середине или конце урока работают своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность давать ответ устно, притом они сразу проводят проверку безошибочности собственного ответа.

2.  Основная часть урока.

1) Текстовые задачи. С целью формирования основ ЗОЖ подбираем текстовые задачи, условия которых содержат советы и рекомендации. Значение учителя велико, так как задания на тему сохранения здоровья призваны привлечь внимание учащихся вопросами устройства собственного тела, а учитель объяснениями по ходу выполнения задания помогает систематизации знаний. На уроке по теме «Пропорциональные величины. Решение задач методом пропорций» в 6 классе полезно решить такую задачу: при употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40 – 60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда? Ответ: 16мг, 50 сигарет.

2) Код-задания. Почти регулярно в начале или конце урока можно включать код-задания, содержащие о необходимости ЗОЖ.

3. Физкультминутка. Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка примерно на 2 минуты. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках подразумевает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частицу своего здоровья. Учитель имеет возможность и должен содействовать школьнику в применении приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни, с помощью таких технологий, как информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

Практика работы по здоровьесбережению показала, что введение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей интеллектуальную активность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и дает возможность активизировать познавательный интерес учащихся, увеличивает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний и эффективного обучения.

 

 

Список литературы

1. https://school9yakutsk.wixsite.com/zdorovoeobr – информационный портал МОБУ СОШ №9 им. М.И. Кершенгольца г. Якутска

2. https://www.who.int/ru Всемирная организация здравоохранения

3. http://14.rospotrebnadzor.ru/document/regional/san_pravila_urpn СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.

5. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников // Народное образование. – 2006. – №8.


 

Скачано с www.znanio.ru

Курчатова Л.В., учитель математики

Курчатова Л.В., учитель математики

Составляющие современного урока, как основа эффективного и качественного образования: 1

Составляющие современного урока, как основа эффективного и качественного образования: 1

Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках математики

Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках математики

Список литературы 1. https://school9yakutsk

Список литературы 1. https://school9yakutsk
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021