Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в основной школе

  • Научные работы
  • docx
  • 29.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование негативного отношения к наркотизации осуществляется через воспитание у младших школьников мотивации здорового образа жизни, понимания ценности и неповторимости жизни. Данная методическая разработка была апробирована с учащимися 3 класса МОУ СОШ №4 г. Краснослободска и рассчитана на детей в возрасте 9-10 лет. Мероприятие проводилось в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, протяжённость занятия -40 минут. В проведённом уроке по формированию ЗОЖ органично сочетаются разнообразные формы деятельности детей: игра, обсуждение в группах, коллективно, работа в парах, обращение к разным источникам информации. Игра является доминирующей формой деятельности, что обусловлено возрастными особенностями детей. Это способствует созданию доверительного эмоционального фона, лучшей восприимчивости детей к обсуждаемым вопросам. Мероприятию предшествует диагностическая работа, по окончанию мероприятия организуется выставка рисунков детей по данной теме. Цель: создание условий для формирования негативного отношения к наркотизации, осознания ценности человеческой жизни и здоровья. Задачи: Образовательные задачи: Акцентирование внимания учащихся на ценностях жизни, здоровья, здорового образа жизни и тех факторах, которые могут им угрожать. Формирование представлений о том, что путь к зависимости может очень коротким. Воспитательные задачи: Выработка у детей эмоционального неприятия к алкоголю, наркотикам, курению; Формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание у младших школьников мотивации здорового образа жизни; Воспитание сотрудничества при организации групповой и коллективной работы Развивающие задачи: Развитие ассоциативного мышления; Выработка навыков совместной работы в паре, группе Оборудование для педагога: компьютер, доска, словари, Конституция РФ, карточки, клубок ниток, мяч для учащихся: карточки с извлечениями из Конституции РФ, словари, карточки для групповой работы, лист ватмана, маркеры Методы и приёмы: наглядные: показ презентации, составление коллективной схемы, словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминание, поощрения, практические и игровые приёмы, обсуждение. практические: самостоятельное составление схемы, работа со словарями. Предварительная работа: изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, проведение диагностики. На подготовительном этапе подготовки к мероприятию необходимо провести диагностику «Самое дорогое для человека – это…» методом незаконченного предложения в форме индивидуального письменного опроса. Цель данной диагностики: выявление главных ценностей учащихся. Получив предварительные результаты, учитель будет иметь информацию об иерархии ценностей учащихся класса, понимание (или отсутствие понимания) ценности и уникальности человеческой жизни и здоровья. Диагностика в исследуемом классе показала следующие результаты: 1. Семья – 9 чел. 2. Мама – 7 чел. 3-4. Здоровье – 2 чел., жизнь – 2 чел. 5. Родина -1 чел. Вывод. Диагностика выявила преобладание у учащихся класса семейных ценностей, что обусловлено возрастными особенностями детей. Значимость мамы, семьи в данном возрасте очень велика. Учителю можно использовать это в беседе с родителями. Сообщив им о результатах диагностики, можно привлечь их (как самых дорогих, самых значимых для ребёнка) к организации работы по формированию здорового образа жизни. Положительным моментом диагностики можно отметить выбор главных человеческих ценностей - жизни и здоровья (20%). Таким образом, задачей учителя при проведении профилактического мероприятия становится акцентирование внимания учащихся на ценностях жизни, здоровья, здорового образа жизни и тех факторах, которые могут им угрожать. Вооружить их знаниями, как можно предотвратить опасные для жизни и здоровья ситуации. Урок «Всё зависит от нас» 1. Введение в тему. Мы живём в России. У каждого гражданина нашей страны есть права и обязанности, которые закреплены в главном законе страны – Конституции Российской Федерации. -Как вы думаете, какое право имеет каждый человек с момента рождения? (Право на жизнь) Работа с карточками – извлечениями из Конституции РФ Конституция Российской Федерации (извлечения) Статья 20 Каждый имеет право на жизнь. Статья 41 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и др. Обсуждение: 1. Как вы думаете, зависит ли от нас сохранение жизни и здоровья? 2. Что может угрожать нашей жизни и здоровью? 3. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? Помочь детям сделать вывод: жизнь человеку даётся один раз и от нас самих во многом зависит, как она будет прожита. 2 Знакомство с притчей «Всё в твоих руках» Давным – давно жил Мастер. Всем он помогал, люди ему доверяли, очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек захотел задать вопрос, на который Мастер не сможет ответить. Он прошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал в ладонях. Он придумал следующий план: «Если Мастер скажет, что бабочка живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку, и раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что Мастер ошибся». Улыбаясь, подошёл он к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и готов был в любое мгновение сжать их … ради своей истины. Не глядя на ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках. Обсуждение: -Какое впечатление произвела на вас притча? -Какой вывод мы сделаем для себя? Вывод: в жизни всё зависит от нас, от нашего выбора. Каждый в жизни делает выбор для себя, причём постоянно и в любой ситуации. 3. Игра «Волшебный клубочек» Из рук учителя в руки первого ученика «прыгает» клубочек из мягких, крепких нитей яркого цвета. -Учитель: «Это волшебный клубочек. Он связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно быстро назвать вашу главную ценность». Обойдя весь класс, клубочек опять возвращается к учителю. (6) Цель игры: помочь осознать детям главные жизненные ценности, акцентировать на них внимание. Примечание. Если дети будут повторять друг за другом уже названные ценности, например, здоровье, любовь, семья, учителю, необходимо подчёркнуть, что эти ценности важны для всех, они главные, важные, поэтому их многие и называют. И в тоже время можно попросить детей подумать, что ещё можно назвать главным, самым ценным в жизни. Данная игра служит ещё одной диагностикой о жизненных ценностях школьников. Она перекликается с диагностикой «Самое дорогое для человека – это…», которая была проведена до начала мероприятия. Таким образом, у учителя есть возможность сравнить полученные данные с новым результатом. Вывод. Нить жизни не должна запутываться, её надо беречь, чтобы не оборвать. Ведь жизнь нельзя прожить заново. Жизнь, здоровье – это главные ценности. Их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать. Государство делает всё возможное, чтобы защитить жизнь и здоровье своих граждан. Обсуждение: 1. Что может угрожать нашей жизни и здоровью? 2. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? 4. Сказка «Как чёрные братья решили мир завоевать» (2) 5. Обсуждение Что значит попасть в зависимость к чёрным братьям? В чём опасность такой зависимости? А что такое зависимость? 6. Работа со словарями в парах, нахождение значений слов «зависеть», «зависимость» Зависеть Находиться в подчинении, быть связанным в своих действиях, мыслях и т. д. чужой волей, влиянием Быть следствием какой-либо причины; быть обусловленным чем-либо Зависимость Связанность явлений, предопределяющая их существование. Подчинённость другим при отсутствии самостоятельности, свободы. 7. Работа в группах. Составление схемы «От чего может зависеть человек»Формирование негативного отношения к наркотизации осуществляется через воспитание у младших школьников мотивации здорового образа жизни, понимания ценности и неповторимости жизни. Данная методическая разработка была апробирована с учащимися 3 класса МОУ СОШ №4 г. Краснослободска и рассчитана на детей в возрасте 9-10 лет. Мероприятие проводилось в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, протяжённость занятия -40 минут. В проведённом уроке по формированию ЗОЖ органично сочетаются разнообразные формы деятельности детей: игра, обсуждение в группах, коллективно, работа в парах, обращение к разным источникам информации. Игра является доминирующей формой деятельности, что обусловлено возрастными особенностями детей. Это способствует созданию доверительного эмоционального фона, лучшей восприимчивости детей к обсуждаемым вопросам. Мероприятию предшествует диагностическая работа, по окончанию мероприятия организуется выставка рисунков детей по данной теме. Цель: создание условий для формирования негативного отношения к наркотизации, осознания ценности человеческой жизни и здоровья. Задачи: Образовательные задачи: Акцентирование внимания учащихся на ценностях жизни, здоровья, здорового образа жизни и тех факторах, которые могут им угрожать. Формирование представлений о том, что путь к зависимости может очень коротким. Воспитательные задачи: Выработка у детей эмоционального неприятия к алкоголю, наркотикам, курению; Формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание у младших школьников мотивации здорового образа жизни; Воспитание сотрудничества при организации групповой и коллективной работы Развивающие задачи: Развитие ассоциативного мышления; Выработка навыков совместной работы в паре, группе Оборудование для педагога: компьютер, доска, словари, Конституция РФ, карточки, клубок ниток, мяч для учащихся: карточки с извлечениями из Конституции РФ, словари, карточки для групповой работы, лист ватмана, маркеры Методы и приёмы: наглядные: показ презентации, составление коллективной схемы, словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминание, поощрения, практические и игровые приёмы, обсуждение. практические: самостоятельное составление схемы, работа со словарями. Предварительная работа: изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, проведение диагностики. На подготовительном этапе подготовки к мероприятию необходимо провести диагностику «Самое дорогое для человека – это…» методом незаконченного предложения в форме индивидуального письменного опроса. Цель данной диагностики: выявление главных ценностей учащихся. Получив предварительные результаты, учитель будет иметь информацию об иерархии ценностей учащихся класса, понимание (или отсутствие понимания) ценности и уникальности человеческой жизни и здоровья. Диагностика в исследуемом классе показала следующие результаты: 1. Семья – 9 чел. 2. Мама – 7 чел. 3-4. Здоровье – 2 чел., жизнь – 2 чел. 5. Родина -1 чел. Вывод. Диагностика выявила преобладание у учащихся класса семейных ценностей, что обусловлено возрастными особенностями детей. Значимость мамы, семьи в данном возрасте очень велика. Учителю можно использовать это в беседе с родителями. Сообщив им о результатах диагностики, можно привлечь их (как самых дорогих, самых значимых для ребёнка) к организации работы по формированию здорового образа жизни. Положительным моментом диагностики можно отметить выбор главных человеческих ценностей - жизни и здоровья (20%). Таким образом, задачей учителя при проведении профилактического мероприятия становится акцентирование внимания учащихся на ценностях жизни, здоровья, здорового образа жизни и тех факторах, которые могут им угрожать. Вооружить их знаниями, как можно предотвратить опасные для жизни и здоровья ситуации. Урок «Всё зависит от нас» 1. Введение в тему. Мы живём в России. У каждого гражданина нашей страны есть права и обязанности, которые закреплены в главном законе страны – Конституции Российской Федерации. -Как вы думаете, какое право имеет каждый человек с момента рождения? (Право на жизнь) Работа с карточками – извлечениями из Конституции РФ Конституция Российской Федерации (извлечения) Статья 20 Каждый имеет право на жизнь. Статья 41 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и др. Обсуждение: 1. Как вы думаете, зависит ли от нас сохранение жизни и здоровья? 2. Что может угрожать нашей жизни и здоровью? 3. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? Помочь детям сделать вывод: жизнь человеку даётся один раз и от нас самих во многом зависит, как она будет прожита. 2 Знакомство с притчей «Всё в твоих руках» Давным – давно жил Мастер. Всем он помогал, люди ему доверяли, очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек захотел задать вопрос, на который Мастер не сможет ответить. Он прошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал в ладонях. Он придумал следующий план: «Если Мастер скажет, что бабочка живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку, и раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что Мастер ошибся». Улыбаясь, подошёл он к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и готов был в любое мгновение сжать их … ради своей истины. Не глядя на ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках. Обсуждение: -Какое впечатление произвела на вас притча? -Какой вывод мы сделаем для себя? Вывод: в жизни всё зависит от нас, от нашего выбора. Каждый в жизни делает выбор для себя, причём постоянно и в любой ситуации. 3. Игра «Волшебный клубочек» Из рук учителя в руки первого ученика «прыгает» клубочек из мягких, крепких нитей яркого цвета. -Учитель: «Это волшебный клубочек. Он связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно быстро назвать вашу главную ценность». Обойдя весь класс, клубочек опять возвращается к учителю. (6) Цель игры: помочь осознать детям главные жизненные ценности, акцентировать на них внимание. Примечание. Если дети будут повторять друг за другом уже названные ценности, например, здоровье, любовь, семья, учителю, необходимо подчёркнуть, что эти ценности важны для всех, они главные, важные, поэтому их многие и называют. И в тоже время можно попросить детей подумать, что ещё можно назвать главным, самым ценным в жизни. Данная игра служит ещё одной диагностикой о жизненных ценностях школьников. Она перекликается с диагностикой «Самое дорогое для человека – это…», которая была проведена до начала мероприятия. Таким образом, у учителя есть возможность сравнить полученные данные с новым результатом. Вывод. Нить жизни не должна запутываться, её надо беречь, чтобы не оборвать. Ведь жизнь нельзя прожить заново. Жизнь, здоровье – это главные ценности. Их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать. Государство делает всё возможное, чтобы защитить жизнь и здоровье своих граждан. Обсуждение: 1. Что может угрожать нашей жизни и здоровью? 2. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? 4. Сказка «Как чёрные братья решили мир завоевать» (2) 5. Обсуждение Что значит попасть в зависимость к чёрным братьям? В чём опасность такой зависимости? А что такое зависимость? 6. Работа со словарями в парах, нахождение значений слов «зависеть», «зависимость» Зависеть Находиться в подчинении, быть связанным в своих действиях, мыслях и т. д. чужой волей, влиянием Быть следствием какой-либо причины; быть обусловленным чем-либо Зависимость Связанность явлений, предопределяющая их существование. Подчинённость другим при отсутствии самостоятельности, свободы. 7. Работа в группах. Составление схемы «От чего может зависеть человек»
Иконка файла материала Документ Microsoft Office Word (4).docx
Формирование негативного отношения к наркотизации осуществляется через воспитание у  младших школьников мотивации здорового образа жизни, понимания ценности и  неповторимости жизни. Данная методическая разработка была апробирована с учащимися  3 класса МБОУ «ООШ с. Мордово» и рассчитана на детей в возрасте 9­10 лет. Мероприятие проводилось в рамках внеурочной деятельности в соответствии с  требованиями ФГОС, протяжённость занятия ­40 минут. В проведённом уроке по формированию ЗОЖ органично сочетаются разнообразные формы деятельности детей: игра, обсуждение в группах, коллективно, работа в парах, обращение к разным источникам информации. Игра является доминирующей формой деятельности, что  обусловлено возрастными особенностями детей. Это способствует созданию  доверительного эмоционального фона, лучшей восприимчивости детей к обсуждаемым  вопросам. Мероприятию предшествует диагностическая работа, по окончанию  мероприятия организуется выставка рисунков детей по данной теме. Цель: создание условий для формирования негативного отношения к наркотизации,  осознания ценности человеческой жизни и здоровья. Задачи: Образовательные задачи: Акцентирование внимания учащихся на ценностях жизни, здоровья, здорового  образа жизни и тех факторах, которые могут им угрожать. Формирование представлений о том, что путь к зависимости может очень коротким. Воспитательные задачи: Выработка у детей эмоционального неприятия к алкоголю, наркотикам, курению; Формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание у младших  школьников мотивации здорового образа жизни; Воспитание сотрудничества при организации групповой и коллективной работы Развивающие задачи: Развитие ассоциативного мышления; Выработка навыков совместной работы в паре, группе        Оборудование для педагога: компьютер, доска, словари, Конституция РФ, карточки, клубок ниток, мяч для учащихся: карточки с извлечениями из Конституции РФ, словари, карточки для  групповой работы, лист ватмана, маркеры Методы и приёмы: наглядные: показ презентации, составление коллективной схемы, словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминание, поощрения, практические и игровые  приёмы, обсуждение.практические: самостоятельное составление схемы, работа со словарями. Предварительная работа: изготовление наглядных пособий, раздаточного материала,  проведение диагностики. На подготовительном этапе подготовки к мероприятию необходимо провестидиагностику  «Самое дорогое для человека – это…» методом незаконченного предложения в форме  индивидуального письменного опроса. Цель данной диагностики: выявление главных  ценностей учащихся. Получив предварительные результаты, учитель будет иметь информацию об иерархии  ценностей учащихся класса, понимание (или отсутствие понимания) ценности и  уникальности человеческой жизни и здоровья. Диагностика в исследуемом классе показала следующие результаты: 1. Семья – 9 чел. 2. Мама – 7 чел. 3­4. Здоровье – 2 чел., жизнь – 2 чел. 5. Родина ­1 чел. Вывод. Диагностика выявила преобладание у учащихся класса семейных ценностей, что  обусловлено возрастными особенностями детей. Значимость мамы, семьи в данном  возрасте очень велика. Учителю можно использовать это в беседе с родителями. Сообщив  им о результатах диагностики, можно привлечь их (как самых дорогих, самых значимых  для ребёнка) к организации работы по формированию здорового образа жизни. Положительным моментом диагностики можно отметить выбор главных  человеческих ценностей ­ жизни и здоровья (20%). Таким образом, задачей учителя при проведении профилактического мероприятия  становится акцентирование внимания учащихся на ценностях жизни, здоровья, здорового  образа жизни и тех факторах, которые могут им угрожать. Вооружить их знаниями, как  можно предотвратить опасные для жизни и здоровья ситуации. Урок «Всё зависит от нас» 1. Введение в тему. Мы живём в России. У каждого гражданина нашей страны есть права и обязанности,  которые закреплены в главном законе страны – Конституции Российской Федерации. ­Как вы думаете, какое право имеет каждый человек с момента рождения? (Право на  жизнь) Работа с карточками – извлечениями из Конституции РФ Конституция Российской Федерации (извлечения) Статья 20 1. Каждый имеет право на жизнь.1. Статья 41 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская  помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за  счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и др. Обсуждение: 1. Как вы думаете, зависит ли от нас сохранение жизни и здоровья? 2. Что может угрожать нашей жизни и здоровью? 3. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? Помочь детям сделать вывод: жизнь человеку даётся один раз и от нас самих во многом  зависит, как она будет прожита. 2 Знакомство с притчей «Всё в твоих руках» Давным – давно жил Мастер. Всем он помогал, люди ему доверяли, очень уважали его  возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек захотел  задать вопрос, на который Мастер не сможет ответить. Он прошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал в ладонях. Он придумал следующий план: «Если  Мастер скажет, что бабочка живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку, и раскрыв  руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я  распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что Мастер ошибся». Улыбаясь, подошёл он к Мастеру и спросил: ­ Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и готов был в любое мгновение сжать их  … ради своей истины. Не глядя на ученика, Мастер ответил: ­ Всё в твоих руках. Обсуждение: ­Какое впечатление произвела на вас притча? ­Какой вывод мы сделаем для себя? Вывод: в жизни всё зависит от нас, от нашего выбора. Каждый в жизни делает выбор для  себя, причём постоянно и в любой ситуации. 3. Игра «Волшебный клубочек» Из рук учителя в руки первого ученика «прыгает» клубочек из мягких, крепких нитей  яркого цвета. ­Учитель: «Это волшебный клубочек. Он связывает нас всех одной нитью. Эта нить –  жизнь. Получая клубочек, нужно быстро назвать вашу главную ценность». Обойдя весь класс, клубочек опять возвращается к учителю. (6) Цель игры: помочь осознать детям главные жизненные ценности, акцентировать на них  внимание.Примечание. Если дети будут повторять друг за другом уже названные ценности,  например, здоровье, любовь, семья, учителю, необходимо подчёркнуть, что эти ценности  важны для всех, они главные, важные, поэтому их многие и называют. И в тоже время  можно попросить детей подумать, что ещё можно назвать главным, самым ценным в жизни.  Данная игра служит ещё одной диагностикой о жизненных ценностях школьников. Она  перекликается с диагностикой «Самое дорогое для человека – это…», которая была  проведена до начала мероприятия. Таким образом, у учителя есть возможность сравнить  полученные данные с новым результатом. Вывод. Нить жизни не должна запутываться, её надо беречь, чтобы не оборвать. Ведь  жизнь нельзя прожить заново. Жизнь, здоровье – это главные ценности. Их нельзя ни с чем  сравнить, их нельзя купить и продать. Государство делает всё возможное, чтобы защитить  жизнь и здоровье своих граждан. Обсуждение: 1. Что может угрожать нашей жизни и здоровью? 2. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? 4. Сказка «Как чёрные братья решили мир завоевать» (2) 5. Обсуждение 1. 2. 3. 1. 1. 2. 1. 2. Что значит попасть в зависимость к чёрным братьям? В чём опасность такой зависимости? А что такое зависимость? 6. Работа со словарями в парах, нахождение значений слов «зависеть», «зависимость» Зависеть Находиться в подчинении, быть связанным в своих действиях, мыслях и т. д.  чужой волей, влиянием Быть следствием какой­либо причины; быть обусловленным чем­либо Зависимость Связанность явлений, предопределяющая их существование. Подчинённость другим при отсутствии самостоятельности, свободы. 7. Работа в группах. Составление схемы «От чего может зависеть человек»