"Здоровьесберегающий урок"
Оценка 4.7

"Здоровьесберегающий урок"

Оценка 4.7
Семинары
docx
математика
10 кл
06.05.2017
"Здоровьесберегающий урок"
В докладе - выступлении на методическом объединении рассмотрены вопросы обобщения опыта работы учителей естественно-технического цикла по вопросам здоровьесбережения. Рассмотрены такие вопросы: 1. Выполнение рекомендаций СанПиНа. 2. Динамическая организация урока. 3.Психологический подход при проведении урока. 4. Психологический климат урока. 5. Некоторые педагогические знания и умения.
Здоровьесберегающий урок.docx
Выступление на районном МО учителей математики и физики. 27.03.2017г. МБОУ УДСОШ №2 Янченкова Л.В., Леонтьева О.А. Здоровьесберегающий урок Только   здоровый   ребенок   способен   успешно   и   полностью   овладеть   школьной программой   без   чрезмерного   напряжения.   Снижение   уровня   здоровья,   как   правило, приводит   к   трудностям   в   обучении,   особенно,   если   в   школе   не   созданы   условия, позволяющие   не   только   сохранить,   но   и   укрепить   здоровье   ученика.   Поэтому   к существующей цели современного урока в настоящее время добавляется, не менее важная это – здоровьесбережение. Здоровьесберегающий   урок –   это   такая   форма   организации   процесса   обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объёма учебного материала и методов   и   форм учебной   деятельности возрастным   и   индивидуальным возможностям   и   способностям учащихся,   сохраняя   их   умственную   и   физическую работоспособность, формирует   культуру   здоровья, способствует   реализации   цели обучения,   развития   и   воспитания   здоровой   личности,   т.е.   это   физиологически обоснованный современный урок.(Слайд) Правильно построенный с позиции здоровьезбережения урок сохраняет здоровье не только ученикам, но и учителю. Характеристики здоровьесберегающего урока (Слайд) 1. Выполнение рекомендаций СанПиНа   Требования к освещенности кабинета  Требования к мебели  Температурный режим помещения  Уровень шума  Режим проветривания  Место   и   длительность   применения   ТСО,   ИКТ (Слайд.   Софиты,   проветривание, маркировка, ростомер) У   нас   в   школе   классные   доски   оборудованы   софитами,   школьная   мебель промаркирована согласно СанПиНам,  В начале учебного  года и  календарного  мы измеряем рост детей, с помощью ростомера. 2. Динамическая организация урока   Физкультминутка  Дыхательная гимнастика   Кинезеологические упражнения  Поза учащегося во время урока Глазная гимнастика Физкминутки на наших уроках являются непродолжительным активным отдыхом. Их значение заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной   активности,   снимающей   утомление,   положительно   влияющей   на физическое состояние, умственную работоспособность и его психо­эмоциональное состояние. (Слайд. Фото) 1­я   минутка проводится   в   начале   урока,   ее   значение   заключается   в   подготовке организма   к   предстоящей   деятельности   через   повышение   умственной   и   физической работоспособности, активизацию внимания и формирование положительной установки на учебу. После урока физической культуры рекомендуется в первую минуту урока провести тренинг, направленный на снятие эмоционального возбуждения и повышение концентрации внимания. (Слайд) 2­я минутка должна проводиться в конце периода оптимальной работоспособности: 5­9­х классов – 15­20 минуте, 10­11­х классов – 25­30 минуте, и направлена на сохранение высокого уровня физической и умственной работоспособности, предупреждение развития утомления. (Слайд) 3­я   минутка проводится   во   второй   половине   урока   на   25­30   минуте   на   спаде работоспособности   учащихся   с   целью   снятия   физического   и   умственного   утомления, психо­эмоционального напряжения, напряжения зрительного анализатора и пр.(Слайд) В начале урока с целью активизации мозговой деятельности и во второй половине урока (особенно на последних уроках) для снятия утомления мы проводим   физические упражнения для улучшения мозгового кровообращения (включают движения головой: наклоны, повороты), руками, верхней частью туловища и дыхательные упражнения. Они оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышая их эластичность, активируют деятельность вестибулярного аппарата, вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Также на  уроке мы используем  следующие средства самомассажа: 1)   поглаживание,   растирание   плеча   и   предплечья   согнутыми   фалангами   пальцев противоположной руки (6 ­ 8 раз); 2) разминание щиплющими движениями заднебоковой поверхности шеи противоположной рукой; 3) растирание внутренней стороной стопы стопу, голеностоп и голень другой ноги (6 ­ 8 раз); 4) спиралевидные поглаживания и растирания области лба подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев; 5) растирание пальцев рук, запястья пальцами другой руки; 6)   растирание   области   глаз   круговыми   движениями:   нажимая   ладонями   на   края   глазницы   и слегка на глазные яблоки, делать вращательные движения рук в одну, затем в другую сторону (Слайд) Все знают о роли пальчиковой гимнастики и гимнастики для всего тела, но есть упражнения которые   не только   расслабляют мышцы, но и развивают   межполушарные взаимодействия.   Кинезеологические     упражнения   используем   для   снятия   мышечного напряжения   после   длительного   письма   и   для   развития   коры   больших   полушарий.   Эти упражнения   делают   согласованными   процессы   творческого   и   словесно­логического мышления. (Слайд). Для   развития   межполушарных   взаимодействий   мы   применяем   очень   простые   ,   но   эффективные упражнения: 1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).     2. Дыхательные   упражнения   улучшают   ритмику   организма,   развивают   самоконтроль   и произвольность. 3. Упражнения   для   глаз     позволяют   расширить   поле   зрения,   улучшить   восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. 4. При   выполнении   телесных   движений   развивается   межполушарное   взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.  5. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.  «Питьё воды»   Приём,   помогающий   улучшить   концентрацию   внимания,   повысить   активность   и энергичность, помочь более гибко принимать решения. Пейте воду! Особенно важно делать это   перед   началом   и   в   процессе   любой   умственной   деятельности   или   в   ситуации возможного стресса. Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов.  Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной   работы   лимфатической   системы,   выполняющей   защитную   функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие.   Для   работоспособного   и   энергичного   состояния   необходимо   пополнять   свои водные запасы. Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несёт вода. Вода находится у нас в каждом классе. 3. Психологический подход при проведении урока   Учёт индивидуальных особенностей учащихся  Учёт темперамента учащихся  Умение работать с различными группами учащихся  Дифференцированный подход в обучении 4. Психологический климат урока   Эмоциональность урока  Проявление доверительного подхода к ученикам  Наличие на уроке эмоциональной разрядки  Создание ситуации успеха у учащихся. Можно использовать такой приём для эмоционального настроя  на урок.  Дети, вам тепло? (Да!)  В классе светло? (Да!)  Прозвенел уже звонок? (Да!)  Уже закончился урок? (Нет!)  Только начался урок? (Да!)  Хотите учиться? (Да!)  Значит можно всем садиться! (Если дети шумят и слышат звонок на урок, можно не кричать, а использовать вот такой приём) ­   А   знаете   ли   вы,   что   смех   и   улыбка   также   влияют   на   здоровье   человека?  Человек   становится   жизнерадостным,   энергичным,   даже   есть   такое   выражение:   «Смех продлевает жизнь»)  смех сам по себе ­ неплохой массаж, ведь он встряхивает кровеносные сосуды и мышцы нашего лица и тела, в том числе и внутренние, которые управляют работой внутренних органов. Также в кровь поступают вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. Учёные даже заметили, что жизнерадостные люди реже болеют, а дети, которые не грустят, быстрее выздоравливают. Поэтому   учитель должен обладать чувством юмора и всегда держать в запасе смешные истории.   Упражнение "Лимон",    позволяет снять нервно­психическое напряжение. Говорят клин клином   вышибают   и   мы   поступаем     точно   тек   же.   Что   бы   достичь     максимального расслабления нужно напрячься  максимально сильно.(Слайд) Выполнение   упражнения   с   детьми   может   сопровождаться   следующим   стихотворением­ инструкцией:  Я возьму в ладонь лимон.  Чувствую, что круглый он.  Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю.  Все в порядке, сок готов.  Я лимон бросаю, руку расслабляю. 5. Некоторые педагогические знания и умения  • Чередование   различных   видов   деятельности( число   видов   учебной   деятельности: опрос   учащихся,   письмо,   чтение,   слушание,   рассказ,   рассматривание   наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4 – 7 видов за урок). • Количество   и   чередование   методов   на   уроке(плотность   урока,   средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7­10 минут). • Темп окончания урока( должен быть не скомкан, учащиеся должны высказаться, что вызвало затруднения и что понравилось, выставить и проанализировать   оценки за урок). •   Определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (слайд­график) Слайд. Чередование рабочей позы учащихся на уроке. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5 классе возможна в течение 20­25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее еще на 20­25 минут. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше   30­35   минут,   но   хорошо   сформированные   механизмы   произвольной   регуляции деятельности   позволяют   в   этом   возрасте   значительно   удлинить   период   высокой работоспособности . Чередование   рабочей   позы   на   уроке активизирует   мышечный   тонус   и   моторно­ координационную   систему   организма,   обеспечивая   тем   самым   согласованность   работы опорно­двигательного   аппарата.   «Стояние»   облегчает   работу   сердца   и   легких,   снимает «синдром   склоненной   головы»,   который   развивается   при   позе   «сидя»,   способствует улучшению кровообращения, замедляя тем самым наступление периода утомления. Слайд. Смена видов деятельности.   Для   того,   чтобы   исключить   утомляемость   на   уроке   мы     используем     фронтальную, групповую и индивидуальную форму проведения учебного процесса. Это и есть основные виды деятельности учащихся на уроках. Больше всего внимания уделяется фронтальной работе.  Однако  она   во  многом  усредняет  задания  и   рассчитана  на  определенный   темп работы.   Оптимальная   занятость   учащихся   возможна   при   самостоятельном   виде деятельности. Это выполнение самостоятельных работ, которые в максимальной степени соответствуют способностям и индивидуальному развитию каждого. Для тех, кто не верит в свои силы, учитель должен предложить карточки­инструкторы (особенно актуально это при   решении   задач  по   геометрии).   Индивидуальные   задания   по  математике   важны   для мобилизации   способностей,   имеющихся   у   школьника.   Развивает   познавательную деятельность в области точных наук и проведение школьных конференций, подготовка семинаров и докладов. Наряду с фронтальной и индивидуальной деятельностью учащихся, на уроках применяется групповая (коллективная) форма работы. Это позволяет повысить интерес школьников к изучению математики и в дальнейшем принимать самостоятельные решения при ответах на многие жизненные вопросы.  Слайд(измерение длины окружности) Еще одним из средств активизации познавательной деятельности школьников, которое я часто применяю на своих уроках, является широкое использование их жизненного опыта. Практическое   применение   знаний   хорошо   закрепляет   и   обобщает   изученный   материал. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что­то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что­то само по себе становится опорой для его памяти. На слайде ребята измеряют длину окружности   и диаметр, и делают вывод , что отношение длины окружности к диаметру у всех приблизительно одинаково. 6. Формирование   ЗОЖ и культуры здоровья на уроке  Включаем на уроках задачи, формирующие здоровый образ жизни И в конце остановлюсь на  Факторах, приводящих к утомляемости на уроке (Слайд) 1. Оптимальный урок должен длится 45 минут. Увеличение урока, как и его уменьшение (дети   не   успевают   переключится   с   предмета   на   предмет)   приводит   к   быстрой утомляемости. 2. Сильно утомляет письмо шариковой ручкой с твёрдым стержнем. 3. Очень вредно для глаз письмо чёрной пастой (сильный контраст с белой бумагой, глаза быстро утомляются). Паста должна быть синяя или фиолетовая. 4. Преобладание книжных форм обучения. 5.  Нельзя держать детей в длительном напряжении, у них возникает состояние сильного стресса. 6. Индивидуальные   особенности   детей   (многие   дети   в   соответствии   со   своими психологическими особенностями не могут усваивать знания так быстро, как этого требует программа. Некоторые все­таки усваивают, но ценой собственного здоровья). 7. Очень сильно влияют на работоспособность детей индивидуальные особенности учителя. Не дети должны пристраиваться к учителю, а учитель к детям. 8. Ограничение двигательной активности (гиподинамия). 9. Нарушение гигиенических норм (особенно освещённость). 10. Объём, насыщенность, структура урока, использование ТСО должны быть по норме. 7. Внеурочная деятельность(требования ФГОС)   Внеурочную   деятельность   проводим   по   возможности   на   свежем   воздухе.Дети самостоятельно выбирают способы, методы  решения проблемы. Здесь дети раскрепощены. Не секрет, что в средней школе учащиеся теряют интерес к учебе. Проектная деятельность позволяет формировать у детей мотивацию к обучению. Как вы знаете в федеральном общеобразовательном   стандарте   ему   отводится   особое   место.   (Слайд.   Измерение расстояния до недоступной токи, проведение социальных опросов)  Здоровьесберегающий урок  ­ это такой урок, на протяжении которого учитель в В заключении: состоянии   обеспечить   доброжелательную,   творческую   атмосферу,   высокую работоспособность   учащихся,   профилактику   раннего   и   выраженного   утомления, поддержание внимания и интереса у учеников Притча “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать   в     такую   атмосферу,   в   которой   вы   будут   чувствовать   себя    комфортно,  вы  на  100%   ответственны   за   все  события   в  своей   жизни  и   за плохие и за хорошие.

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"

"Здоровьесберегающий урок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.