Методическая разработка на тему:
«Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях по хореографии»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
В условиях современной природы и социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Дети подвержены не меньшим нагрузкам чем взрослые (экологические условия жизни, неполноценное питание, компьютеры, телевизоры и т. д). Все эти факторы, как правило приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям. Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте воспитывать у ребенка такой образ жизни, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.
Условием здоровьесберегающей деятельности педагога является использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время здоровьесберегающие технологии являются одним из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни воспитанников. В связи с этим происходит модернизация образовательного процесса, в основе которого лежат инновационные методы и технологии.
Направление моей работы – обучение детей хореографическому искусству.
Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного, духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Актуальность здоровьесберегающих образовательных технологий в хореографическом обучении состоит в том, что хореография обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом, который обеспечивает мотивацию на здоровый образ жизни и способствует сохранению и укреплению здоровья.
Поэтому, мной, как педагогом, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Здоровье – понятие многогранное, оно не ограничивается физическим состоянием. Не маловажную роль играет психическое, социальное и духовное благополучие, развитие интеллектуальных способностей.
Задачей здоровьесберегающих технологий является – сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности, умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику воспитанника.
Целевые ориентиры здоровьесберегающих технологий:
-формирование культуры здоровья;
-содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.
В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии, имеющие прямое направление на обучение детей хореографии:
- Подвижные музыкальные игры – мощный лечебный фактор. Благодаря музыкальным-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии. Они помогают решать момент адаптации младших дошкольников, снижают состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности.
- Танцевальная импровизация – один из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния воспитанников. В импровизации происходит более полное познание ребенком самого себя,
своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.
- Музыкотерапия (слушание музыки) - основана на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребёнка. Музыка - это неотъемлемая часть хореографии. Применение музыки способствуют успешному усвоению двигательного навыка и влияние на организм целиком.
- Партерная гимнастика позволяет с небольшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Данная гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает в профилактике нарушений в опорно- двигательной системе. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют.
- Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
- Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирования словесной речи. Роль стимула развития ЦНС, всех психических процессов, играет формирование и совершенствование пластичной, тонкой моторик кисти и пальцев рук.
- Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с движениями, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Дыхательные упражнения влияют на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
- Улыбкотерапия новая технология, с помощью которой, как считают медики, здоровье детей станет крепче от улыбок педагога. Улыбка - это внешний показатель нашего внутреннего состояния. Улыбаясь приходят в тонус все внутренние железы, вырабатываются гормоны, которые активизируют тело, придают быстроту уму и легкость решениям. Вскоре улыбка внешняя становиться улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Данные здоровьесберегающие технологии с программными требованиями обучения хореографии оказывают положительное влияние на организм детей, делая их более раскрепощёнными, собранными и сообразительными, помогают сохранению, формированию и укреплению психофизического здоровья, выработки веры в свои силы, настойчивости, организованности, увлеченности, активности и трудолюбия.
Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке. Методы обучения, привлечение внимания воспитанников к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.
Чем же полезны танцы? Прежде всего тем, что совершенно
безвредны для здоровья!
1. Начинать заниматься танцами можно практически с любого
возраста и в любом возрасте: от самого юного до самого уважаемого.
2. Танцы прекрасно развивают координацию движений.
3. Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой
походки.
4. Танцы развивают дыхательную систему организма человека.
5. Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных
простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни
у людей, страдающих астматическими приступами.
6. Танцы - лучшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также от
многих других комплексов.
7. Доподлинно известно, что танцы продлевают жизнь, способствуют
поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку
работоспособность и жизнерадостность до последних дней жизни.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.
4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей; С-П: 2000г
5. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.
6. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист, 2007. № 2. С. 65-68.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.