Проект "Исчезнувшие традиции уважения к Земле "
Оценка 4.6

Проект "Исчезнувшие традиции уважения к Земле "

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
экология +1
1 кл—11 кл
15.03.2024
Проект "Исчезнувшие традиции  уважения  к  Земле "
Систематизированный материал о традициях уважения к Земле, который раскрывает взгляд на проблему экологической катастрофы, бескультурья среди молодежи.
Проект Исчезнувшие традиции уважения к Земле.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ольховская средняя школа»

Ольховского муниципального района Волгоградской области

(МБОУ «Ольховская СШ»)

 

 

 

 

 

Исчезнувшие традиции уважения к Земле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Тимофеева Ирина Геннадьевна, заместитель директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1.  Исчезнувшие традиции уважения к Земле

1.1. Древние традиции русского народа почитания Земли, труда, хлеба…………………………………………………………………………5

1.2. Традиции уважения Хлеба ……………………………………………6

1.3. Календарные обряды почитания Земли  у древних славян ………..8

1.4.   Традиции почитания Земли жителей  Ольховского поселения 

с конца XIX века и на начало XX века

1.4.1. Из воспоминаний местных жителей ……………………………….9

1.4.2. Традиции уважения к Земле, хлебу, труду в литературных

произведениях Ольховских писателей ……………………………………10

1.4.3. Традиции почитания Земли после революции 1917 года …………11

1.4.4. В послевоенные годы традиции уважения к Земле ………………..12

1.4.5. Труд на Ольховской Земле в 60-80 г.г. XX века …………………..13

Выводы по первой главе ……………………………………………………14

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования

2.1. Ход и организация опытно-экспериментальной работы……………..14

2.2. Организация практической деятельности  по формированию

уважительного отношения у подростков к Земле………………………...16

2.3. Анализ результативности опытно–экспериментальной работы……………………………………………………………………….18

Выводы по второй главе …………………………………………………..19

Заключение …………………………………………………………………19

Список литературы ……………………………………………………… ..20

Приложения ………………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поколение уходит,

и поколение приходит,

а земля остается на века»

Царь Соломон, XI век до н.э.

 

Введение

Актуальность исследования

      Все мы дети одной Земли. Наши корни уходят вглубь истории, туда, где человек жил среди природы, мог ее понимать и чтил ее законы. Взамен,  плодородные земли щедро одаривали людей хорошими урожаями.

    Основным занятием наших предков оставалось земледелие. В заморских странах тех времен, слагались легенды о богатой Черной Земле, в которой  росли все культуры растений.

   А почему  нам так важна  Земля и  традиции наших предков, связанные с ней? Современному человеку это трудно понять. Мы, начиная с начала XIX века, находимся в стадии постпромышленной революции, когда основное производство – это производство фабричное. Земля отступила на задний план, это лишь одна из сфер приложений современного бизнеса.

    Самый почётный, самый уважаемый труд – это труд крестьянина, потому что он производит продукты питания.   Крестьянин, он от земли кормился и для него Земля – священна!   Земля никем не создана, она существует, она Гея,  она богиня. И ей только нужен наш труд и любовь!

Актуальность темы обусловлена самим состоянием современного российского общества. В новое тысячелетие общество вступило, оставив в прошлом большую часть традиций русского народа, в том числе и традиции уважения к Земле!        Современные подростки утратили ценность  понятия – Родная Земля, с точки зрения понимания того, что Земля – кормилица, Земля – святыня. Подростки с легкостью бросают на землю хлеб, плюют на землю, не ценят сельскохозяйственный  труд. Теряются традиции наших   предков  уважения и почета к Земле.

          Роль проекта - показать, насколько важны для современного поколения  традиции  уважения к Земле, показать, что и от  подростков зависит будущее деревни, села, своей малой родины и всей нашей Земли!

Цель исследования

Привлечь внимание школьников к проблеме  бережного отношения к своей Земле, ее ресурсам, Хлебу через изучение  комплекса народных традиций и обрядов, связанных с землей; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни.

Объектом исследования  является процесс формирования  у школьников интереса  к традициям наших предков,  уважения  к сельскохозяйственному труду, системы  ценностей по отношению к Земле  и навыков экологической культуры.

Предмет исследования – изучение и возрождение  исчезнувших традиций уважения к Земле через практическую деятельность подростков.

Задачи исследования:

- формировать  у школьников интерес  к традициям наших предков,  уважения  к сельскохозяйственному труду, системы  ценностей по отношению к Земле  и навыков экологической культуры;

- ощутить собственную причастность к ряду поколений, населявших родную землю;

- изучить историю возникновения народных традиций и обрядов, связанных с землей;

-  выявить и классифицировать праздники и обряды, посвященные Земле;

- пропагандировать полученные  знания   среди школьников Ольховского района через  создание дневников  экологической направленности,  видеороликов  «Уроки ЗемлеЛюбия», размещенных в соц.сети ВК;

- создать  и подписать Декларацию о бережном отношении к Земле;

- проводить народные праздники и обряды, посвященные  земледелию, публиковать статьи  о мероприятиях проекта  в местной газете «Ольховские Вести»;

- повысить роль  гражданской активности детей и молодёжи Ольховского района, направленной на  сохранение природных ресурсов, экологической чистоты  малой Родины;

- усилить значение  общественного экологического волонтерского движения среди школьников.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что изучение утерянных традиций уважения к Земле позволит повысить экологическую культуру школьников, сформировать практические навыки уважения к Земле, ее продуктам, к бесценному опыту наших предков.

Методы  исследования
В работе использовались следующие методы:

- изучение литературных источников по теме;

- работа с архивными материалами;

- встречи, беседы, интервью с работниками Ольховской школы, местными жителями и старожилами края;

- анкетирование школьников, взрослого населения;

- ведение календарей наблюдения за погодой, фенологических наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Территориальные и хронологические рамки исследования.

        Земли  между Волгой и Доном, заселенные вдоль сторожевой линии по приказу Петра I, а  так же центральное Черноземье. Это дает основание полученные выводы распространять на территорию Европейской части России в целом, отмечая особенности исследуемого региона. Выбор хронологических границ обусловлен следующими соображениями. Конец XIX – начало XX в. – это период модернизации страны, время существенных перемен в жизни российской деревни. Теоретические основы уважительного отношения русского народа к Земле, ее богатствам,  Хлебу отражены в трудах Безгина В.Б., Бондарева Т.,

Стаховича М., Стрижева А.Н., Селиванова В.В., Коринфского А.А., 

Милова Л.В.,  Кондаровского И.К., Шмелёва И. С., Аксакова С.Т., Бажова П.П.

Глава 1. Исчезнувшие традиции уважения к Земле

1.1.          Древние традиции русского народа почитания Земли, труда, хлеба

     Русский человек особо почитал Землю-кормилицу.  Земля, в древнерусских народных представлениях одна из четырех главных основ мироздания (наряду с водой, воздухом и огнем). Название Земля образовалось от общеславянского древнего корня «зем-», который означал низ, пол, земля. 
    Существовали  следующие основные причины почитания земли:
1) Земля — начало новой жизни, мать-сыра-земля, божество плодородия. У многих народов существовал обычай рожать прямо на земле;

2) Земля — место упокоения умерших;

3) Земля — источник исцеления и всякой силы;

4) Земля — кормилица;

5) Земля — судья.

             Важнейшей чертой крестьянской жизни являлась тесная связь с землей, то, что Г. Успенский называл «власть земли». В памятниках XII–XIV вв. повсеместно встречается понятие «Русская земля» и нигде нет выражения «русский народ». «Русская земля» включала в себя все: и территорию, и владение, и население, и даже войско, представляющее ее в чужих странах. Историк Ф. И. Буслаев подметил, что «у нас в старину вместо отечества говорилось просто земляРусская земля» (Колесов, 2000: с. 272, 273).

     Русские люди считали свою землю святой, боготворили ее как всеобщий источник жизни, мать всего живого — Мать Сыра Земля. В.Б. Безгин в книге «Крестьянская повседневность» в определениях земли использовал самые нежные эпитеты: «матушка-земля», «земля-кормилица» (Безгин, В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века). М.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та. 2004. 304 с.)

             Испокон веков основным занятием русского крестьянства было земледелие. Хлебопашество сформировало у русского народа особое, трепетное отношение к земле.

В восприятии пахаря «земля» и «душа» выступали понятиями одного порядка. «Крестьяне во всех своих разговорах и рассказах об их горестях, не перестают употреблять слова «Земля, земля, земля», «Душа … душа … душа», до бесконечности варьируя сочетание этих слов и эпизоды своего грустного прошлого и настоящего, – ибо надежды есть и у них – на лучшее будущее». (Шингарев А.И. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежской губернии. СПб., 1907, с. 218.)

   В мировосприятии крестьянина земля – «дар Божий», а право на ней трудиться – священно. Определение себя как «соли земли» выражало сознание крестьянами значимости труда пахаря. Крестьянин - самоучка Бондарев Т. в начале ХХ века писал: «Как без Бога, так и без хлеба, так же без хлебодельца вселенная существовать не может». (Бондарев, Т. Трудолюбие и тунеядство или торжество земледельца. М., 1906. с. 55)

        «Во многих местах доpеволюционной России, — писал С.А. Токаpев, — сохpанилось, напpимеp, пpедставление, что бить землю гpех. Детей останавливали: «гpех бить землю, она наша мать» (Токарев, С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX —начала XX века.— М.:Изд-во АН СССР.—160 с.)

        Пpосили пpощения также, когда плуг или соха пахали землю. Люди пели песню, мол, «пpости, землица pодная, за то, что твою гpудушку вспаpываю».

        Большую популярность имел у славян обычай целовать Землю в разных ритуальных ситуациях, например: при первой вспашке Земли  или при первом севе; в обычаях примирения или испрашивания прощения; при произнесении клятвы, присяги или молитвы. В конце жатвы принято было благодарить Землю за урожай и целовать ее:  сравни болгарскую поговорку: «Целуешь горсть земли — значит, целуешь хлеб».

                 Герои былин обращаются к земле с призывом дать им силы победить врага. Любимейший герой русских былин Илья Муромец обладал в народных представлениях особой связью с Матерью-Сырой Землей. Богатыpь Святогоp говорит нам об уважении к Земле. Одному ему подвластна тяга земная (см. пр. 1)

         Жесткая зависимость земледельческого труда от погодных условий нашла свое отражение в народных приметах. Приметы жителей села «на погоду», «на урожай» были органично связаны с природно-климатическими особенностями данной местности. Суть этого опыта землепашца хорошо передал исследователь середины XIX в. М. Стахович (Стахович М. с. 162)

      «Он (т.е. крестьянин) знает, когда что посеет, в какой день, даже в какой час дня, по весьма верным приметам, например, когда и в какой день, за столько-то месяцев, шел зимой снег или светило солнце и т.д.

       Но он приобрел все эти сведения не пытливостью эксперимента, а опытом жизни, сросшись, так сказать, со своей природной местностью. Он видит на аршин в землю, никакое земледелие не определит вам хозяйственного достоинства той или иной десятины, как он это знает исстари, по преданиям отца и деда, и так сказать, по чутью» (Стахович, М. История, этнография и статистика Елецкого уезда. М., 1857. с. 162)

1.2.          Традиции уважения Хлеба

       Почитание хлеба началось давно. Хлеб и Земля у наших предков были очень близкими понятиями. В поговорке говорилось: «Целуешь горсть земли —  значит, целуешь хлеб» Ведь хлеб на столе символизировал богатство дома, постоянную готовность к приему гостя, а так же был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди и  сейчас кладут хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей  верности Богу (см. пр. 3)

       Так, например, считалось, что замешивать тесто и усаживать хлеб в печи следует в добром настроении, соблюдая в доме тишину. Ни в коем случае нельзя было мести пол, ругаться и шуметь, более того старались даже разговаривать потише и поменьше, в противном случае хлеб мог напугаться и не получиться, а это порой могло лишить всю семью основного блюда - коим он считался вполне заслужено.

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки (см. пр. 3), бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

методразраб2

      У войны свой хлеб. Небогатый, отмерянный хлебной карточкой.

125г служащему, 200г рабочему – норма блокадного Ленинграда. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы. 25% соевой муки, отрубей и обойной пыли. Это был горький блокадный хлеб – грубый морщинистый. Но этот хлеб спас 1 млн. ленинградцев от голодной смерти. Мы порой забываем, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя труд не одного человека, а многих людей (см. пр. 4)   Тысячи людей трудятся чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь хлеб (см. пр. 5)

      Мы привыкли к виду, вкусу и запаху хлеба. Он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Ржаной, пшеничный, московский, украинский, бородинский, орловский, минский, столовый, чайный, молочный, диетический. Черный и белый, подовый и формовой, опарный, без опарный и заварной, обыкновенный улучшенный и сдобный… во всех видах – от сухаря до пирога – хлеб для нас всегда останется хлебом… (см. пр. 6)

На 15 батонов идет зерно с 40 кв. м. посевной площади, это прямоугольник размером 8Х5 м. А его надо обработать, засеять, собрать урожай, вывести на элеватор, испечь и доставить в магазин. И все это для того, чтобы какой-то человек беззаботно выбрасывал куски!!!!!! (см. пр. 7)

      Когда нам хочется, есть, мы думаем, прежде всего, о хлебе. И больше всего думается о хлебе на бесхлебье. А когда в наших домах прописаны сытность и достаток, хлеб попросту незаметен при своей повседневности незаменимости. Заменить же нам его ничего не может. И поэтому — хлеб бесценен (см. пр. 8)

 Хлебом – солью встречают дорогих гостей: «Честь да место, да обед на столе» (см. пр. 9)  Краюху материнского хлеба берут с собой в дорогу, как благословение: «Хлеб в пути не тягость». Именно хлеба просят в молитве «И хлеб насущный дай нам днесь». Именно хлебом, отношением к нему выверяется душевная щедрость человека.Многие народы мира почитают хлеб - как источник жизни и символ кропотливого труда. Понимание его ценности одинаково для всех!  (http://hram-v-sovetskom.cerkov.ru/2014/12/15/chudo-zemnoe-chas-poznaniya-o-xlebe-dlya-mladshix-shkolnikov/Чудо земное /час познания о хлебе для младших школьников)

      Поэтому, мы заострили особенное внимание  в  нашей работе –

на традициях уважения наших предков к Хлебу! Мы очень хотим, чтобы современные  подростки   научились  понимать  цену хлебу и относились  к нему,  как земному чуду – с благоговением, уважением и любовью.

1.3.          Календарные обряды почитания Земли у древних славян

В жизни у древних славян самым главным было земледелие. С помощью него они прокармливали себя свои семьи. Недаром ведь старославянское слово «жито», означающее хлеб, в русский язык перешло как слово «жизнь».  Круглый год человек был связан с землей. Весной он пахал землю, сеял хлеб; летом ухаживал за полями, садами огородами; осенью собирал урожай, зимой готовился к новому земледельческому году. В результате занятия земледелием возникли обряды и традиции, связанные с Землей.

Традицияжен. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое.  (Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Тип. М.О. Вольфа. СПб.-М., 1880-1882) 

Обряд – муж., совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции (Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-во: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 2003)

  Цикл крестьянской жизни был неразрывно связан с церковным календарем.

       Основные полевые работы агарного календаря были связаны в народном восприятии с праздниками церковными, особенно с двунадесятыми. Вековые наблюдения убедили крестьян, что как постоянные (Рождество, Успение и др.) праздники, так и переменные (Пасха, Троица, Вознесение) всегда являются надежными вехами в цикле полевых работ. Как и в далеком прошлом, сегодня цель этих обрядов одна – повлиять на урожай и отвести непогоду.

Зимние земледельческие обряды. По приметам зимы крестьяне делали вывод, каким будет следующий год: дождливым или засушливым, жарким или мягким, урожайным или нет.  Проводили ритуалы, сжигали снопы под песни и танцы, пели коляды, пророчащие  щедрый урожай,  пели щедривки - календарные величальные песни (см. пр. 10, 11)

Весенние земледельческие обряды были озарены радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Это – сжигание соломенного чучела Зимы, привлекающего весну и позволяющему приступить к посеву семян, зазывания весны, исполнение песен-веснянок, выпекание из теста фигурок птиц (обычно жаворонков), устраивали «перезвоны» в колокола (верили, кто первый воскресным утром ударит в колокол, получит самый богатый урожай гречихи), проведение обычаев-оберегов домашнего скота, обряды, направленные на задабривание божеств, которые управляли осадками и стихиями (см. пр. 12)

Летние земледельческие обряды были направлены  на сохранение посеянного урожая (см. пр. 13)

Осенние земледельческие обряды

Все обряды в течение года наши предки совершали ради главного действа, апогея урожайного года – «обжинок». «Обжинки» - праздник завершения сбора урожая,  богат не только песнопениями и играми, но и ритуалами.  Из части сжатых колосьев вили венки, храня их до весны, а его зернами начинали посевные работы весной следующего года,  собирали первые снопы хлеб.  Жертвенные обряды проводились, чтобы отблагодарить землю - матушку за долгожданный урожай (см. пр. 14,15)

 1.4.   Традиции почитания Земли жителей  Ольховского поселени  с конца XIX века и на начало XX века

      1.4.1. Из воспоминаний местных жителей

      На территории   с. Ольховка в основном преобладали  жители украинской национальности, а так же казаки, предки которых по Указу Петра Первого от 1718 года стали заселять земли от Царицина до Дона по сторожевой линии. В основном это были  малоро́ссы (росичи, «хохлы», малоросси́яне), ныне «украи́нцы» — южная ветвь русско-славянского народа. Так появились в нашем селе  Ольховка характерные украинские  фамилии: Холбоша, Берко, Сорока,  Дерегуз,  ныне  Холбошины, Берковы, Сорокины, Дерегузовы и многие другие!

      Свое исследование мы начали с опроса жителей с.Ольховка, потомков этих старинных родов о традициях и обрядах уважительного отношения к Земле, хлебу, соблюдавшихся в их семьях.

      Из воспоминаний местной жительницы Ильичевой Марии Петровны (1936 г.р., в девичестве Колесникова) «…однажды, работая в поле, сели перекусить. Воды не было, чтобы помыть руки, так мой дед (Колесников Петр Федорович) взял горсть земли, потер ею руки, как говорится «вымыл» руки, помолился и приступил к еде. Сказал – «Земля-святая!»

          Вспоминает  Заломина  Валентина Григорьевна, бывший фельдшер Ольховской школы (1945 г.р., в девичестве Дудкина) «…в семье было восемь детишек, жили бедно, много работали в полях, заготавливали сено. В особо неурожайные годы вместе с мамой (Дудкиной Марфой Константиновной) ходили в поля, собирали лебеду, в лесу – желуди, мололи муку, пекли лепешки, наедались, болел желудок, сытости не давал. Огромная сила и вера в Господа  помогла выжить...»

     Из воспоминаний Объедкова Алексея Александровича, заместителя директора Ольховской школы по хозяйственной части «… из оставшихся колосьев прошлогоднего урожая моя бабушка пекла каравай, чтобы умилостивить силы природы на будущий щедрый урожай, пекла жаворонков, а мы дети бегали в поле и кликали весну «Жаворонки, летите, весну – красну принесите!»

      Жизнь наших предков была неразрывно связана с церковным календарем. Церковные праздники (Рождество, Успение, Пасха, Троица, Вознесение, Сретение и др.) являлись ориентирами, с которыми крестьяне соотносили все наиболее значимые события своей жизни.

Вывод:  большинство традиций уважения Земли жителей села Ольховка очень схожи  с традициями жителей центрального Черноземья, украинцев и казаков,  изложенными в Главе 1. Они имеют единое историческое происхождение, важное значение и роль в жизни крестьянина.

 

 

1.4.2. Традиции уважения к Земле, хлебу, труду в литературных произведениях Ольховских писателей

     Так как местных жителей – старожилов  Ольховского  района  остается все меньше и меньше и  с ними уходят и многие традиции, мы решили обратиться к  книгам наших жителей-писателей Ольховского района, которые в основном писали о Земле: Есипова В.Н., Скачкова  В.Н., Рыбалкина Н. Ф., Полякова П.С.

 Вот что вспоминает  в своей книге «Волшебный фонарь» о народных традициях уважения к Земле  из своего детства бывший директор нашей школы, ветеран войны Есипов В.Н.: «..Весну, бывало, ждешь, как избавление от зимнего плена. Только увидишь из окна грача, радуешься: конец зиме. Известно: грачи — лапы горячи, где сядут на снег — там и проталина.

…В конце марта в каждом доме, где есть дети, из теста пекли «птиц»: два слепленных крестом куска с расплющен­ным и разрезанным ножом на полоски концом — хвост... Ребята забирались куда – нибудь на возвышение, чаще всего на крышу, подбрасывая еще горячих «птиц», самозабвенно пели:

Жаворонки, жаворонки!

Летите, летите,

Весну принесите,

Весну - красну, лето теплое...» (см. пр. 17)

 (с. 78-79. Есипов В.Н.. Волшебный фонарь: Повесть в рассказах и рассказы.- Волгоград: Комитет по печати, 1997.- 240 с.)

  В этой же книге «Волшебный фонарь» описывает В.Н. Есипов то, как нелегок был труд  людей, работавших на Земле,  и как  сложен был путь Хлеба от поля до стола! Интересно, а знают ли   наши современные школьники об этом?

Долог и труден путь хлеба от поля до стола. Это пони­мали даже дети ясельного возраста. Швырнуть недоеденный кусок на землю? Невозможно. Такие дети, еще не научив­шиеся говорить толком, уже называли хлеб «папа». Именем отца, хозяина и главы дома, кормильца и поильца всей семьи...»  (с. 87. Есипов, В.Н. Волшебный фонарь: Повесть в рассказах и рассказы.- Волгоград: Комитет по печати, 1997.- 240 с.)  (см. пр. 18)

      В.Н.Скачков в своей книге «Курганник» (Скачков, В.Н. Курганник. -Нижне-волжское книжное издательство. Волгоград, 1976 г.)  пишет  о том, как  трудно доставался хлеб жителям нашего Ольховского района:  «…Хуторяне убирали хлеб. Вместе со взрослыми работали в поле дети.  …многие бабы умышленно  забирали с собой детей независимо от их возраста, потому что «дома все равно жрать нечего, пусть хоть тут поедят». Урожай был настолько низкий, что на некоторых полях едва-едва собирались высеянные  весной семена».

«…От желудевых лепешек зубы становились ржаво-черными…. Кроме желудей в хлеб добавляли картошку. Но часто и картошка не радовала глаз…» (см. пр. 19)

        Из воспоминаний Н.Ф. Рыбалкина  «…у их семьи сохранился рассказ о таком случае, мне его рассказал двоюродный брат Петр Федоров. Подошло время жатвы, время, когда прошлогодние запасы продуктов подходят к концу и крестьяне с радостной надеждой посматривает на созревающие в поле хлеба. И вот однажды, за обеденным столом Илья Петрович, уже многодетный сын хозяина дома говорит: «Ну, бабы, готовьтесь пироги печь, завтра едем пшеницу косить». В селе был обычай печь пироги из первого обмолота. Сделают первые прокосы, повяжут снопы, обмолотят их и сразу везут пару мешков пшеницы на мельницу, чтобы полакомиться новым хлебушком. Тоже ритуал.

        К этому же времени на бахчах часто поспевали и первые арбузы. В общем, отмечали нечто вроде праздника урожая. На этот раз, впрочем, арбузы еще не подоспели, но зато паслен уродился отменный и вызрел, о чем Илья Петрович тут  же за обедом оповестил женщин. Но когда Марина Федотьевна, получив через день-два мешок свежей муки, послала девок на бахчу за пасленом для пирогов, то обнаружилось, что весь паслен на бахче был порублен. А люди на соседних делянах видели и сказали, что сделал это сам старый хозяин Петро Алексеевич. Порубил, чтобы его семьяне не очень-то распускали животы на белые пироги. Вот так-то. Жадность обуяла…»

(Н. Рыбалкин. Заметки о родословной (Сведения и факты из жизни предков и хроника последующих событий. Рукопись, с. 31)  (см. пр. 20)

 

1.4.3. Традиции почитания Земли после революции 1917 года

     После Октябрьской революции 1917 года, был издан Декрет о Земле. В него вошли так называемые крестьянские наказы, сформулированные Советами и земельными комитетами в августе 1917 года. Сформулированы положения о многообразии форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное); о проведении  конфискации  помещичьих земель и имений, причём отмечалось, что «Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются»; переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей её крестьянам … «Вся земля, по её отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления…»

      К концу 1920 года в 36 губерниях Европейской части России, из 22 847 916 десятин нетрудовых земель в распоряжение крестьянства поступило 21 407 152 десятин (колхозам — 391 614 дес., совхозам — 1 049 150 дес.), что увеличило площадь крестьянских земель с 94 720 628 десятин до 116 127 780 дес., то есть с 80 % до 99,8 % от общей площади всех удобных земель (данные Центрального Управления Землеустройства) (Глава VI. Формы  хозяйства. Землевладение и землепользование. Огановский Н.П. Москва.: «Новая деревня», 1924.)

       «…Все земли помещиков, монастырей были переданы крестьянам вместе с инвентарем и скотом…», из воспоминаний Т.Н. Шевченко (Родная Земля Ольховская. – Волгоград: Волгоград, 2008. – 192 с.: ил.)

         В.А. Лесников, отец бывшего учителя математики Ольховской школы 

Т.В. Чеботаревой, пишет «… В 1920 году была засуха, весь посев подвергся уничтожению суховеем…., в 1921 году крестьянам для посева была выдана семенная ссуда. После весеннего сева выпали дожди, виды на урожай появились хорошие, но … подул суховей и все выгорело. Начался голод… Весной 1922 года ольховчанам была оказана помощь в обеспечении семенами, урожай выдался хороший, хлеба получили много… С переходом к НЭПу крестьяне нашего села стали быстро экономически крепнуть…» (Родная Земля Ольховская, с.93)

Испытывая различные трудности, в виде смены политических систем, экономических проблем, природных катаклизмов, ольховские крестьяне всегда держались за Землю, были ей верны, обрабатывали ее и получали урожаи.

     1.4.4. В послевоенные годы традиции уважения к Земле 

     В послевоенные годы традиции уважения к Земле  среди подростков, взрослого населения основывались на  принципах политики Партии, пионерской и комсомольской организации.

      Школьники ухаживали за кроликами, сажали деревья, проводили всероссийские субботники, работали в колхозах и на пашне, устраивали коммунистические соревновании, собирали металлолом, макулатуру с целью бережного отношения к ресурсам нашей Родины, нашей Земли! В своей работе школьники руководствовались Законами Пионеров Советского Союза: пионер равняется на героев борьбы и труда; пионер лучший в учебе, труде и спорте; пионер  - друг пионерам и детям трудящихся всех стран. (см. пр. 21)

    О традициях уважения к Земле  пионерской  и комсомольской организации  Ольховской волости Царицынского уезда.

      Пионерская организация Ольховской средней школы проводила большую воспитательную работу среди школьников, направленную на формирование уважительного отношения школьников к Земле. Ребята  вместе со взрослыми боролись с кулачеством, разыскивали хлеб в ямах, организовывали посты по охране посевов. В школе было 16-20 пионерских отрядов. Пионеры собирали металлолом, макулатуру, помогали колхозам по прополке зерновых.

    Комсомольцы вместе со своими старшими товарищами принимали активное участие в добросовестном труде на благо общества (см. пр. 22) Ежегодно

в Ольховской средней школе проводились общественные комсомольские собрания. В своих рапортах  школьники отмечали, сколько дней отработано в летний период комсомольцами класса на полях колхозов и совхозов. «Зерно – в закрома Родины»; «Хлеб всему голова»; «Мир, труд, май»  и. т.д., вот такие были лозунги. Труд на Земле был в основе всего! (см. пр. 23)

  Ушли в прошлое пионерские и комсомольские времена  и  большинство современных  детских  организаций  делают всего лишь скромные  попытки вернуть те принципы и традиции уважения Труда и Земли у наших подростков.

   Реформа  90-х г.г. привела к тяжелейшему кризису все сельское хозяйство. Это  нанесло   тяжелый удар по всей экономике  страны и  привело    к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, а так же отодвинуло  значение работы на Земле у современного поколения на второй план, что привело к снижению значимости  труда на земле, а  в дальнейшем, потерю многих традиций уважения к Земле.

     Современная культура сделала слишком много, чтобы всё, чем жили наши предки, сейчас казалось непосильным трудом или жизнью лишенной комфорта.

   Страна вступила  в стадию постпромышленной революции, когда основное производство – это производство фабричное. И основной круг предметов, которые производятся, производятся там.

    Земля отступила на задний план, и стала лишь  одной из сфер приложений современного бизнеса. В настоящее время происходит отток молодежи из села, у молодежи сформировалось негативное отношение к селу, деревне, работе на земле.

 

1.4.5. Труд на Ольховской Земле в 60-80 г.г. XX века (из архивных материалов)

      Обратившись  в районный архив Ольховского муниципального района, мы изучили сохранившиеся вырезки и статьи из районной газеты 60-70 г.г. и сведения из отчетов работы совхозов Ольховского района. Одной из традиции, о которой мы можем сделать вывод  по  материалам отчетов совхозов нашего района – был труд на Земле! Главный лозунг  традиционных  сельскохозяйственных праздников нашего района «Дни Поля», проводившихся  по завершению уборки урожая,  был  лозунг: «Труд - отец богатства, а земля - его мать».

       Из материалов архива: «Ольховский район сельскохозяйственный. На его территории зарегистрировано 63 крестьянско-фермерских хозяйств, 4 - сельскохозяйственных кооперативов. Сельское хозяйство - одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Вне зависимости от почвенно-климатических условий хозяйства района вкладывают очень большие средства в развитие сельского хозяйства. Имеющиеся в хозяйствах земельные угодья представляют собой бесплатно данную Природой огромную производительную силу. До начала радикальных реформ, в 1989 г. на территории Ольховского района действовало 3 - колхоза («Ольховский», «Победа», «Солодчинский» и 10 -совхозов («Гусевский», «Краснозвездинский», «Липовский», «Октябрьский», «Прогресс», «Ягодновский», «Вишневый», «Откормсовхоз». К концу 1999 г. по 2000 г. все хозяйства района прошли перерегистрацию. Главный показатель состояния земледелия - производство зерна (см. пр. 24)

И как сводки с полей, доносятся до нас  лозунги  Труда  с  фотографий  70-80 г.г. (см. пр. 25-28):  «Слава труженикам полей и ферм»!; «Выполним пятилетку досрочно»!; «Колхоз «Солодчинский»: Получено урожайности с 1га 6,3 ц. Заготовлено кормов: Сена – 4800 т., силоса – 19000 т., Сенажа – 3000 т.»

       Реформа привела к тяжелейшему кризису всего сельского хозяйства - и растениеводства, и животноводства. Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства  нанес  тяжелый удар по всей экономике района, поскольку привел  к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, а так же отодвинул значение работы на Земле у современного поколения на второй план, что привело к снижению значимости  труда на земле, а  в дальнейшем, потерю многих традиций уважения к Земле.

 

 

Выводы

Трепетное, благоговейное отношение человека к Земле проявлялось не только и не столько в отдельных высказываниях, земледельческих обрядах, сколько во всем строе хозяйствования, обнаруживающем внимательное, предельно ответственное исполнение трудовых задач, основанное на глубоком эмпирическом знании, накапливаемом из поколения в поколение и тщательно хранимом.

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования

2.1. Ход и организация опытно-экспериментальной работы

 Анкетирование школьников, взрослого населения. В анкете было 11 вопросов, проводилась анонимно. Всего было опрошено 300 человек. 

Анкета была разработана по нескольким ключевым позициям: 

 

1.Что ты сделаешь, если увидишь брошенный на землю хлеб?

2. Встречался ли тебе  брошенный на землю хлеб? Что ты сделал?

3. Можно ли плевать на землю? Почему? Делают ли так твои знакомые?

4. Вспомни, какие ты знаешь народные  традиции, праздники, связанные с Землей, урожаем? Когда их празднуют?

5. Отмечает ли  ваша  семья,   какие-либо народные традиции, праздники, какие?

6. Что делают в Вашей семье, если хлеб остался не съеденным  и зачерствел?

7. Есть ли у Вас  родственники, которые имеют профессии, связанные с землей.

8. Какие Вы знаете сельскохозяйственные профессии?

9. Вы хотели бы выбрать профессию, связанную с сельскохозяйственным трудом?

10. Почему наши предки уважали Землю? Какие Вы знаете традиции  уважения к Земле?

11. Надо ли возрождать  эти традиции? Какие?

Результаты анкетирования

·        Хлеб – бесценный продукт – 174 чел. (58 %)

 

Надо ли возрождать  эти традиции?

·        Да – 219 чел. (73 %)

Встречался ли тебе брошенный хлеб? да -  87 чел. (29 %)

·        подниму -  66 чел. (22 %)

 

Можно ли плевать на землю? Почему?

·        нет – 261 чел. (87 %)

большинство считают это неуважением, оскорблением Земли, плохой привычкой.

  Подростки знают традиции, праздники, связанные с Землей – Пасха, Масленица, Именины Земли. Многие празднуют их в семьях.

 

Почему наши предки уважали Землю? Какие Вы знаете традиции  уважения к Земле?

 

Почему наши предки уважали Землю?

·        Это наш труд – 20 чел. (6,8 %)

·        Земля давала все – 27 чел. (9 %)

·        Земля-кормилица – 141 чел. (47 %)

·        Еду и пищу выращивали в земле – 54 чел. (18 %)

·        Любили и уважали Землю – 13 чел. (4,5 %)

·        Земля считалась святой – 13 чел. (4,5 %)

·        Освящали святой водой – 6 чел. (2,2 %)

·        Не бросали мусор – 6 чел. (2,2 %)

·        Откуда я знаю – 13 чел. (4,5 %)

 

Какие Вы знаете традиции  уважения к Земле?

Никакие – 60 чел. (20 %)

Не знаю – 15 чел. (5 %)

  Не помню – 15 чел. (5 %)

Беречь, любить Землю – 15 чел. (5 %)

Уважать культурные традиции – 15 чел. (5 %)

Земля – наш Дом – 30 чел. (10 %)

Молитвы – 45 чел. (15 %)

 

 

 

Надо ли возрождать  эти традиции?

·        Да – 219 чел. (73 %)

·        Нет – 21 чел. (7,1 %)

·        Трудно ответить – 28 чел. (9,5 %)

·        Мне все равно – 7 чел. (2,3 %)

·        Не мне решать – 7 чел. (2,3 %)

Какие традиции?      

·        Нести любовь к Земле – 51 чел. (17 %)

·        Молитвы перед посевом на хороший урожай – 33 чел. (11 %)

·        Передать следующим поколениям – 17 чел. (5,7 %)

·        Все важные традиции у нас до сих пор остались – 17 чел (5,7 %)

·        Мы их и не забывали – 8 чел. (2,8 %)

(см. пр. 39)

      Таким образом, респонденты назвали Масленицу, Пасху, Красную Горку, Троицу, Яблочный, медовый спас, праздник первого урожая и Новый год – наиболее известные у русского народа праздники, сохранившиеся в том или ином виде с давних времен, из язычества. Были упомянуты традиционные современные праздники – 1 Мая, Всемирный день Земли, День сельского хозяйства, хотя  их нельзя в полной мере отнести к культуре нашего народа.

      Многие подростки знают различные сельскохозяйственные профессии, но вот связать свою судьбу с сельскохозяйственным трудом думают (7,8 %) респондентов.

      Приятно отметить, что большинство опрошенных уважительно относятся к хлебу, сельскохозяйственному труду, хотя были и единичные ответы противоположного значения  «Не подниму хлеб, мне не нужно», «Прошла мимо лежащего хлеба», «Почему бы не плюнуть на Землю».

Радует, что 73 % респондентов  предлагают возрождать утерянные традиции уважения Земли, т. к. это важно - нести любовь к Земле, ее богатствам, передавать традиции предков следующим поколениям.

Выводы

Проанализировав результаты анкетирования, возникает потребность в изучении национальных традиций предков уважительного отношения к Земле, труду, хлебу и формировании  у обучающихся навыков экологической культуры, доброго уважительного отношения к Земле и продуктам ее труда.

2.2. Организация практической деятельности  по формированию уважительного отношения у подростков к Земле

        Мы решили привлечь внимание подростков к традициям наших предков уважительного отношения к Земле, изучив  традиции, обычаи в соответствии с природным календарем и провели эту работу среди школьников.

1.     На основе материалов народного календаря – месяцеслова (см. пр. 29, 30, 31), мы оформили «Дневник школьника» (см. пр. 32), где предложили детям принять участие в наблюдении за природными  особенностями в разное время года, отмечать сезонные изменения, характерные для каждого времени года. Данные календаря погоды школьников предложили сравнить с народными приметами, чтобы сделать выводы как сильно изменились природные и климатические условия.  

А по итогам учебного года провести конкурс лучших дневников наблюдений.

2.     Для школьников разного возраста мы сделали подборку сказок и пословиц о Земле, для проведения классных часов и пропаганды уважительного отношения к Земле (см. пр 33)

3.     Провели конкурс мини-сочинений на тему «Жалобная книга планеты Земля», чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам Земли (см. пр. 34)

4.     А еще мы предложили подросткам трактовку древнеславянской азбуки.

По гипотезе Я. Кеслера (см. пр. 36) (https://ru.wikipedia.org/) старославянская азбука (в которой 29 буквиц), содержит 7, которые являются глаголами. Также в азбуке встречаются наречия, местоимения и имена существительные во множественном числе.  В целом азбука представляет собой Послание. Совокупность кодирующих фраз позволяет каждому звуку придать букву (см. пр. 35) А теперь попытаемся прочитать послание, содержащееся в древнеславянской азбуке:

 «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ Херъ. Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!» (http://www.km.ru/front-projects/)

В современном переводе это звучит так:

Вариант первый:

Я знаю буквы.

Письмо это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям.

Постигайте мироздание!

Несите слово убеждённо: знание - дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

2 вариант:

Я Бога Ведаю. Говорю и делаю Добро. Добро  Есть Жизнь. Живите Землею, она кормилица Наша. И Как мы Люди Мыслим таков и Наш мир (см. пр. 37)

Послание в Азбуке, как не зря кстати, отражает цели нашего исследования. Мы хотим донести до школьников суть Послания, зашифрованную много веков назад.

5.     Мы изучили Декларацию Земли (Хартия Земли), одобренную 14 марта 2000 г. международной комиссией по Декларации Земли (Париж, ЮНЕСКО), и можем сделать вывод, что наша  работа в рамках исследования «Исчезнувшие традиции уважения к Земле» выполняет п.8 принципов Декларации, а именно:

-Уважать и сохранять традиционные знания и духовную мудрость, присущие разным культурам, которые способствуют защите окружающей среды и благополучию человека.

Таким образом, мы присоединяемся к  выводам Декларации  и  рекомендациям  о  дальнейшем пути:

- Как никогда прежде в истории человечества общая судьба и предназначение убеждают нас в необходимости поиска нового начала. Такое обновление может быть достигнуто с помощью принципов Декларации Земли. Для его реализации нам необходимо осознать и принять на себя обязательства распространять ценности и цели Хартии.

- Для этого нам требуется изменить свое мышление и сердце. Это требует нового ощущения глобальной взаимозависимости и всеобщей ответственности. Мы должны разработать и применять видение устойчивого образа жизни на всех уровнях: локальном, национальном, региональном и глобальном. Наше культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут собственные пути к реализации своего видения. Мы должны расширить глобальный диалог, инициированный  Декларацией  Земли, так как нам необходимо многому научиться друг у друга в поиске правды и мудрости.

- Пусть наше время останется в памяти человечества как время благоговения перед жизнью, твердого решения сохранить эволюционные возможности Земли, ускорения борьбы за справедливость и мир и воспевания жизни.

На основе данной  Декларации мы составили свое обращение к современным подросткам и разместим его в Дневниках школьников Ольховского района, а так же в созданной нами в соц.сети ВК  группе «Уроки ЗемлеЛюбия из Ольховки» (см. пр. 38)

2.3. Анализ результативности опытно–экспериментальной работы

        Проведенный нами анализ источников и исследований, посвященных традициям уважения к Земле  у  русского народа дает основание утверждать, что образ жизни русского народа  отличался скромностью, чистотой деяний, терпимостью, добродетелью и главное, трудолюбием. Неприемлемыми считались любые проявления бездуховности:  брань, ложь, безделье.

       Быт и нравы народа в известной мере обусловливала окружающая природа. Так, земля, лес, вода  имели большое значение для русского человека – они давали  ему жилье, свет, тепло, жизнь. Отношение к  их могуществу  было пронизано святостью, глубочайшим почтением и благодарностью со стороны народа.

       В процессе исследования выявлено, что обогащение учебного программного материала разработками о традициях уважения к Земле у наших предков, позволит  эффективно совершенствовать процесс воспитания духовности  и уважения к Земле  у подрастающего поколения.

        В младших классах рекомендуется ознакомить учащихся с мифами, сказками, былинами, расширяющими их представления о любви к Земле. Видное место в процессе формирования личности следует уделять экологическому, краеведческому  воспитанию, направляя детей на осознание личной ответственности за будущее планеты. Ознакомление младших школьников с народными традициями позволит  выработать стойкость нравственных суждений у подрастающего поколения.

       С целью воспитания уважение к Земле у детей среднего школьного возраста рекомендуется использовать произведения устного народного творчества (легенды, предания, пословицы и поговорки, песни), отражающие важнейшие черты проявления уважения к Земле: трудолюбие, сострадание, милосердие, благодарность и др.

        На уроках литературы немаловажно раскрывать связь художественных произведений XIX – XX вв. с произведениями фольклора, подчеркивая непреходящую ценность таких традиций и черт  русского народа, как стремление к трудолюбие, любовь к природе, вера в светлое будущее. Использование на уроках русского языка в качестве модельных конструкций пословиц и поговорок об уважении  к Земле  позволит учащимся глубже осознать сущность трудолюбия и ответственного поведения.

       Исследование показало, что  мудрость традиций уважения к Земле  у русского народа может стать благодатной почвой для воспитания духовности у подрастающего поколения.

       Воспитанию трудолюбия и уважения к Земле в семье могут способствовать семейные обычаи и традиции. Старшим членам семьи следует заинтересовывать, увлекать детей трудовой деятельностью, открывать перед ними ее обширные возможности. Важно прививать ребенку почтительное отношение к своим предкам, к древнейшей культуре своего народа. При этом неоценимую роль в воспитании духовности играют традиции, утверждающие  любовь к Земле и всему  живому, как основу жизни человека.

Выводы по второй главе

        Проведенное нами исследование на основе изучения различных литературных источников, бесед с местными жителями, анкетирований и опросов, проведения воспитательных мероприятий со школьниками всецело подтвердило гипотезу исследования. Сегодняшнее негативное отношение подростков к Земле, традициям уважения к Земле и хлебу обусловлено тем, что многие традиции попросту забыты, другие и вовсе утеряны. Трудно найти людей – очевидцев, данная тема слабо изучена в литературе, нет материалов по теме. Мы постарались в своей работе привлечь внимание к теме исчезнувших традиций уважения к Земле, ее ресурсам и продуктам; повысить интерес и значимость этой темы у школьников; приобщить подрастающее поколение к делу возрождения русских национальных традиций уважения, любви к Земле, трудолюбия.

Заключение

          Проведенное нами исследование показывает, что традиции  уважения к Земле  у  русского народа являлись основополагающими для своего времени. Основным источником этих традиций являлось то, что Земля была – кормилицей и т.п. для  народа. Исследование показало, что эти традиции о воспитании уважения к Земле включают в себя национальные и общечеловеческие ценности, актуальные для современной педагогики, школы, семьи.

Полученные нами результаты исследования сущности воспитания уважения к Земле у подрастающего поколения  не исчерпывают рассматриваемую проблему.

На наш взгляд, для современной педагогики и практики воспитания представляет интерес дальнейшее углубленное и расширение средств и методов воспитания уважения к Земле, трудолюбию, исследование процесса воспитания у подрастающего поколения любви к Земле, милосердия, совести, формирования осознания  ценностей трудолюбия, как основы духовности.

 

 

 

 

Список литературы:

1.   Бондарев Т. Трудолюбие и тунеядство или торжество земледельца. М., 1906. С. 55

2.     Безгин  В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века). М.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та. 2004. 304 с.

3.     Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Тип. М.О. Вольфа. СПб.-М. , 1880-1882)

4.     Есипов В.Н. Волшебный фонарь: Повесть в рассказах и рассказы.- Волгоград: Комитет по печати, 1997.- 240 с.

5.     Коринфский А.А., 1901. Народная Русь. – М. – 720 с.

6.     Кондаровский И.К., 1928. Остатки культа богини-матери в настоящее время // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. – Т. 59. – С. 73—86.

7.     Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о
временах года и о погоде/ Сост. и авт. текстов Г. Д. Рыженков. - М.: Современник, 1992. - 127 с.

  Огановский, Н.П. Очерки по экономической географии СССР (в связи

   с мировым хозяйством, по новейшим статистическим материалам)

    Н.П. Огановский. - Изд. 2-е, перераб. и обновлен. - М. : Новая деревня, 1924.

8.      

9.     Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-во: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 2003

10.  Родная Земля Ольховская. – Волгоград: Волгоград, 2008. – 192 с.: ил.

11.  Рыбалкин Н. Ф. Заметки о родословной (Сведения и факты из жизни предков и хроника последующих событий). Рукопись, с. 31.

12.  Селиванов В.В. Год русского земледельца // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987. С. 104.

13.  Скачков, В.Н. Курганник. - Нижне-волжское книжное издательство. Волгоград, 1976 г.

14.  Стахович М. История, этнография и статистика Елецкого уезда. М., 1857. С. 33.

15.  Стрижев А.Н. Календарь русской природы. – М.: Колос, 1993. – 320 с. (Науч.-художеств.).

16. Токарев С.А., 1957. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века. — М.: Изд-во АН СССР. — 160 с.

17.  Шингарев А.И. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежской губернии. СПб., 1907, с. 218.

Интернет-ресурсы

18.  https://traditio.wiki/  Земля русская.

19.  http://rf-history.narod.ru/

20.  http://renschen.ru/

21.  http://r-element.com/ О Земле русской.

22.  http://www.km.ru/front-projects/

23.  https://ru.wikipedia.org/)

24.  (http://hram-v-sovetskom.cerkov.ru/2014/12/15/chudo-zemnoe-chas-poznaniya-o-xlebe-dlya-mladshix-shkolnikov/Чудо земное /час познания о хлебе для младших школьников)


 

25.Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ольховская средняя школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ольховская средняя школа»

Оглавление Введение ……………………………………………………………………3

Оглавление Введение ……………………………………………………………………3

Поколение уходит, и поколение приходит, а земля остается на века»

Поколение уходит, и поколение приходит, а земля остается на века»

Предмет исследования – изучение и возрождение исчезнувших традиций уважения к

Предмет исследования – изучение и возрождение исчезнувших традиций уважения к

Земле, ее богатствам, Хлебу отражены в трудах

Земле, ее богатствам, Хлебу отражены в трудах

Бондарев, Т. Трудолюбие и тунеядство или торжество земледельца

Бондарев, Т. Трудолюбие и тунеядство или торжество земледельца

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки (см

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки (см

Чудо земное /час познания о хлебе для младших школьников)

Чудо земное /час познания о хлебе для младших школьников)

Летние земледельческие обряды были направлены на сохранение посеянного урожая (см

Летние земледельческие обряды были направлены на сохранение посеянного урожая (см

Сретение и др.) являлись ориентирами, с которыми крестьяне соотносили все наиболее значимые события своей жизни

Сретение и др.) являлись ориентирами, с которыми крестьяне соотносили все наиболее значимые события своей жизни

Урожай был настолько низкий, что на некоторых полях едва-едва собирались высеянные весной семена»

Урожай был настолько низкий, что на некоторых полях едва-едва собирались высеянные весной семена»

Землевладение и землепользование

Землевладение и землепользование

Ушли в прошлое пионерские и комсомольские времена и большинство современных детских организаций делают всего лишь скромные попытки вернуть те принципы и традиции уважения

Ушли в прошлое пионерские и комсомольские времена и большинство современных детских организаций делают всего лишь скромные попытки вернуть те принципы и традиции уважения

И как сводки с полей, доносятся до нас лозунги

И как сводки с полей, доносятся до нас лозунги

Надо ли возрождать эти традиции? ·

Надо ли возрождать эти традиции? ·

Надо ли возрождать эти традиции? ·

Надо ли возрождать эти традиции? ·

Для школьников разного возраста мы сделали подборку сказок и пословиц о

Для школьников разного возраста мы сделали подборку сказок и пословиц о

Уважать и сохранять традиционные знания и духовную мудрость, присущие разным культурам, которые способствуют защите окружающей среды и благополучию человека

Уважать и сохранять традиционные знания и духовную мудрость, присущие разным культурам, которые способствуют защите окружающей среды и благополучию человека

Ознакомление младших школьников с народными традициями позволит выработать стойкость нравственных суждений у подрастающего поколения

Ознакомление младших школьников с народными традициями позволит выработать стойкость нравственных суждений у подрастающего поколения

Исследование показало, что эти традиции о воспитании уважения к

Исследование показало, что эти традиции о воспитании уважения к

Стахович М. История, этнография и статистика

Стахович М. История, этнография и статистика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2024