Данная работа является, актуальна, здоровый образ жизни является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Все родители хотят обеспечить свои детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, постепенно разрушающими здоровье наших детей. Собранные материал имеет большое практическое значение в развитие ребенка, проблема сохранения здоровья детей и подростков затрагивает все аспекты учебной и внеучебной деятельности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск новых подходов к охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся.
Морозова Н.Н
МАОУ СОШ №5
[email protected]
Кадымова А.А.
МАОУ СОШ №5
[email protected]
«СЕГОДНЯ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ, ЗАВТРАЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО»
Аннотация:
Данная работа является, актуальна, здоровый образ жизни
является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка
и подростка. Все родители хотят обеспечить свои детям счастливое детство,
дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника
подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести
правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость
на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами,
постепенно разрушающими здоровье наших детей. Собранные материал имеет
большое практическое значение в развитие ребенка, проблема сохранения
здоровья детей и подростков затрагивает все аспекты учебной и внеучебной
деятельности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск новых подходов к
охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся.
Ключевые слова: оздоровительная физкультура, здоровье, здоровый образ
жизни, факторы здорового образа жизни, навыки здорового образа жизни,
формирование здорового образа жизни школьников, цели и задачи
формирования здорового образа жизни школьников, принципы формирования
здорового образа жизни школьников, компоненты формирования здорового
образа жизни школьников, условия формирования здорового образа жизни
школьников.
В образовательных учреждениях России за 15 лет накоплен опыт
практической реализации региональных моделей здоровьесберегающей
деятельности.
Образовательная система юга Тюменской области с середины 90х годов
достаточно активно включилась в процесс решения проблемы «Образование и
здоровье» в рамках модернизации российского образования.
На школу возложено множество задач, среди которых приоритетной
является сохранение физического, психического и нравственного здоровья, создание безопасных условий деятельности. Для их реализации важно создать
здоровьесберегающей среду, максимально вовлечь в эту деятельность всех
участников образовательного процесса: и дети, и их родители, и педагоги
школы.
На наш взгляд, чтобы сохранить здоровье школьников, надо создать
условия для осознания ими ценностей здорового образа жизни, выбора
здоровой жизненной позиции, умение строить отношения с другими людьми,
создавать надежный психологический барьер и учиться принимать
ответственность за своё здоровье, своё поведение и своё будущее. [8]
Забота о здоровье учащихся стала занимать приоритетные позиции,
поскольку стране нужны личности творческие, гармонично развитые,
актуальные и здоровые. Сегодня важно формировать и поддерживать интерес
к оздоровлению детей и здоровому образу жизни. Необходимо заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребёнка.
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического
развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в
настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания,
болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного
физического, социальная психологическая гармония человека. [2]
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение
здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение
числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не
только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все
население и на этом этапе социализации личности формируется
индивидуальное здоровье детей и всего общества.
Малоподвижный образ жизни,
перегрузка учебного процесса,
несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными
причинами этого. В школьном возрасте они чаще подвержены болезням
органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки,
плоскостопие.[5].
Охрана собственного здоровья это непосредственная обязанность
каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает
и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками,
гиподинамией, перееданием доводит себя до катастрофического состояния и
лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы современной ни была медицина,
она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего
здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести
активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом,
соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями
Здоровье это первая и важнейшая
подлинной гармонии здоровья.
потребность человека, определяющая способность его к труду и
обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей
предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью
человека. Активная долгая жизнь это важное слагаемое человеческого
фактора. [9]
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во
взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья,
создает условия для творческого самовыражения в различных областях.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая
созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Ценностью
здоровья для общества является плодотворный труд важный элемент
здорового образа жизни. Рациональный режим труда и отдыха необходимый
элемент здорового образа жизни. Здоровье ценно для государство, прежде
всего, в борьбе со старение общества, и защите государства. [2] Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые
встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и
школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Критерии здорового образа жизни представлены в таблице 1
таблица 1
Отсутствие
вредных привычек
Запрет на курение и
употребление
алкоголя позволит
сохранить здоровье.
Именно вредные
привычки оказывают
наиболее негативное
влияние на здоровье
и в будущем могут
привести к большим
проблемам.
Режим дня.
Правильное
распределение
времени, на основные
жизненные
потребности, где у
каждого школьника
должен быть
распорядок дня, чтобы
он имел возможность
не только все успевать,
но и приучать свой
организм к правильной
работе и
восстановлению. Для
каждого учащегося
режим индивидуален и
зависит от
особенностей
организма и общей
загруженности.
Критерии здорового образа жизни
Питание.
В школьный период у
подростков
наблюдается
гормональная
перестройка организма
и ускоряется процесс
роста. Рацион питания
должен покрывать все
энергетические
потребности
организма. В течения
дня должна
употребляться пища,
жиры, белки, и
углеводы. Кроме того,
нельзя забывать и о
приеме витаминов для
укрепления
иммунитета.
Физическая
активность,
закаливание.
Школьник должен
вести подвижный
образ жизни в
сочетании с
физическими
упражнениями. В
свободное время
школьнику
рекомендуется
посещать
спортивную секцию
и выделять время
на подвижные игры
на свежем воздухе.
Основные направления деятельности педагогов и родителей по
здоровому образу жизни учащихся: создание условий в школе и дома,
рациональная организация труда и отдыха школьников, воспитание у
школьников сознательного отношения к личному здоровью и окружающих
людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности. Здоровый
образ жизни является основой хорошего самочувствия и успешной учебы
каждого ребенка и подростка. Все родители хотят обеспечить свои детям
счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного
школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают
вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и
телепередачами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.[1]
В школе создан и работает спортивный клуб «Гепард», включающие
секции: «Футбол» для 35кл, ОФП (спортивные игры) для 79 кл., «Юные
туристы – краеведы» 14 кл., «Волейбол» 711 кл., «Легкая атлетика» 46кл,
«Подвижные игры»12кл., ЛФК 14кл. МАОУ СОШ №5 имеет спортивные
сооружения при школьной площадке, большой спортивный зал, малый
спортивный зал, кабинет ритмики, тренажёрный зал. Медицинский кабинет
оборудован рабочим местом для медицинского работника, позволяющего
проводить профилактические и лечебные процедуры. На каждого ребенка
заведена медицинская карта, для обеспечения возможность получения
профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами.
В школе проводятся мероприятия по профилактике инфекционных
заболеваний (гигиенические, санитарнопросветительские и другие).
Спортивный кабинет оснащён методической литературой:
информационные материалы по формированию здорового образа жизни,
профилактике вредных привычек и проводятся регулярно массовые
мероприятия с привлечением медицинских работников, учителей ОБЖ и
физической культуры.
Спортивно массовые мероприятия проводятся не только с учащимися
школы, но и привлекаются их родители. По результатам работы спортивного
клуба «Гепард», мы наблюдаем снижение учащихся с вредными привычками.
А также повысился интерес к занятиям физической культуры и спорта.
Задачи, поставленные перед всеми участниками образовательного
процесса, реализуются через мероприятия:
общешкольные спортивно массовые мероприятия Тропа здоровья,
туристический поход «Осенний перевал», «Весна в кроссовках», малая
Зарница; школьная спартакиада между классами по футболу, волейболу и лёгкой
атлетике, баскетболу;
витаминизация школьников;
физкультминутки, динамические часы;
декадники и месячники по профилактике различных заболеваний;
городская спартакиада среди учащихся начальных классов, учащихся 5
11классов школ г.Тобольска.
городские соревнования туристический слет «Альтаир», спортивное
ориентирование «Мы за здоровы образ жизни!», военно – спортивные
соревнования «Царь – горы».
всероссийские соревнования «Кросс нация», «Всемирный день ходьбы»,
«Уличная красава», «Лыжня России», Всероссийский физкультурно
спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»(ГТО).
Наряду с традиционными формами проведения праздников и
соревнований, по инициативе педагогов, детей и родителей используются и
новые формы работы: акции, дни и недели спорта и здоровья, «Мама, папа, я
спортивная семья», «Масленица» с участием родителей, детей и учителей,
профилактические декадники. Важным звеном в работе школы по сохранению
и укреплению здоровья учащихся является организация каникулярной
занятости учащихся. Так в летнее время в школе действует пришкольный
оздоровительный лагерь «Березка», который посещают учащиеся 17 классов.
В школе ежемесячно проводятся Дни здоровья, школьные спартакиады,
недели безопасности движения. В 1 – 4 классах проводятся физкультурные
минутки. Так же учителя школы участвуют в спартакиаде трудовых
коллективов и профсоюзных соревнованиях, где показывают пример
учащимся. Ежегодно в школе проводится мониторинг здоровья учащихся.
Классными руководителями за год было проведены по проблеме здоровье
сбережения классные часы. Классные часы: "Курение – друг или враг здоровья"; "Спорт в моей семье"; "Красота истинная и мнимая"; "Дорога к
доброму здоровью"; "Экология вокруг меня" и другие.
В течение учебного года в школе ведётся работа по «Организации
целью которой: создание условий, способствующих
горячего питания»,
укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового
питания; поиск новых форм обслуживания детей, увеличение охвата
учащихся горячим питанием.
Оптимизация питания учащихся рассматривается коллективом как одна
из главных мер по сохранению здоровья. Для этого в школе принимаются
следующие меры: в меню включаются овощные салаты, рыба, молочные
продукты, осенью организовывается витаминный стол, максимальное
разнообразие рациона. . [7]
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность учителей в школе
достаточно многообразна. Педагогическому коллективу по силам укрепить
повысить их работоспособность и творческую
здоровье детей,
продуктивность. Результат деятельности педагогического коллектива по
здоровье сберегающему направлению:
повысилась эффективность системы оздоровительных мероприятий за
счёт соблюдения в школе санитарногигиенических норм и правил;
сформирована положительная мотивация у 84% учащихся к
оздоровительным мероприятиям;
длительное время систематически занимаются спортом 43% учащихся;
с желанием посещают уроки физкультуры и спортивные мероприятия –
89%;
за последние два года увеличилось число учащихся, занимающихся в
спортивных секциях, на 18%;
снизилось количество уроков, пропущенных по болезни, на 20%.
В учебных кабинетах силами учащихся оформлены "Мы за здоровый
образ жизни", отражающие здоровье сберегающую деятельность классных коллективов. В течение года было проведено анкетирование учащихся 5
11классов о вредных привычках, позволившее выявить реальную ситуацию в
старших классах и дать рекомендации по антинаркотической,
антиалкогольной профилактике школьников классным руководителям и
педагогам предметникам.
Определенная работа ведется преподавателем ОБЖ и учителями по
охране жизни и здоровья обучающихся. Лекции, классные часы, беседы,
тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у
детей желание заботиться о своем здоровье.
На сегодняшний день практически каждый человек имеет массу дел и
обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате,
с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные
истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам,
не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине, а не ходит пешком,
кушает с книгой. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он
вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего
этот вопрос) только гденибудь в кардио или онкодиспансере. Но, скорее
всего, будет поздно. И начнет он рассказывать вам то же самое, что было
изложено выше, но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные
ценности? Наверное – нет. Именно в школе должны решаться задачи
формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности
процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная,
важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок
заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье.
Ссылка на источники
1. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий:
некоторые современные пути [Текст] / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. –
2012. − №6. – С. 23 − 25. [электронный
позиции
приоритетные
2. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе
общего образования / Э. Н. Вайнер // Валеология. – 2004. – №1. – с. 21–26
3. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. М.: Физкультура и спорт, 2002
4. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём
мире
ресурс]
https://gigabaza.ru/doc/165883.html
5. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни, Москва:
Аверсев, 1997. 393с..
6. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. М.: Физкультура и спорт, 2001
7. Смоляр В.И. Рациональное питание/– Киев: Наук. думка, 1991
8. Ратенко С.Е. К проблеме моделирования и формирования муниципальной
системы
здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных
учреждений // Социальнопедагогическая помощь детям: теория и опыт. Сб.
науч. статей / Отв. ред. А.В. Репринцев. – Курск: Издво КГУ, 2006. – С. 209
215.
9. Сиваковой Н.Н Сохранение и укрепление здоровья участников
образовательного процесса: Методическое пособие – ГБОУ ДПО СКИРО ПК
и ПРО, 2012. 4с., 7с., 18с., 47с.
10. Федеральная программа развития образования
[http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/51_fz_pril.htm]
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Здоровый образ жизни в МАОУ СОШ №5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.