Программа дополнительного образования
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физическая культура +1
Взрослым
04.11.2018
Программа дополнительного образования
Публикация является частью публикации:
Программа Туристими тропами 2018 г..docx
Управление  образования администрации Чебаркульского Муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д. Звягино» ул. Комсомольская, 9 тел/факс 71 — 424 e­mail: mouzvyagino@mail.ru Принята на заседании методического (педагогического)  совета от «___»  _____________ 20___г.  Протокол № _______________ Утверждаю: Директор МОУ «СОШ д. Звягино» _____________________ /ФИО/ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа                                                        туристско­краеведческой  направленности «Туристическими тропами» Возраст учащихся: 9 –15 лет cрок реализации:  1 год Автор­составитель:                Гончаренко Константин Николаевич  дополнительного образования Звягино, 2018 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   разработана   на   основе   следующих   нормативно   –   правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:  1.  Федеральный  закон  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г "Об образовании в Российской Федерации " №  273 ­ ФЗ;  2.   Концепция   развития     дополнительного   образования   детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 –р;  3.   Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;   4.   Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин2.4.43172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации   режима   работы   образовательных   организаций   дополнительного образования детей»; 5.   Методические   рекомендации   по   проектированию   дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г Министерства образования и науки РФ.   Направленность   программы.  Данная   общеобразовательная   программа является   общеразвивающей   программой   туристско     краеведческой направленности,   модифицированной.   Программа   модифицирована   на   основе авторских   программ   доктора   педагогических   наук,     заслуженного   учителя Российской   Федерации    Константинова   Ю.  С. «Юные   инструкторы   туризма»  и "Юные туристы ­ краеведы" Д.В. Смирнова, Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова, изданных   Федеральным   центром   детско­юношеского   туризма   и   краеведения   в сборнике программ туристстко – краеведческой направленности в 2006 г. В нашей программе   краеведение   выступает   как   форма   исследовательской   деятельности учащихся в походах и экскурсиях под руководством педагога.  ­ Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы. Туризм   и   краеведение,   дополняя   друг   друга,   осуществляют   комплекс образовательно­воспитательных,   спортивно­оздоровительных   и   научно­ познавательных   задач.   Туристско   ­   краеведческая   деятельность   является комплексным   средством   в   деле   воспитания   и  образования   учащихся,  и  в   тоже время   очень   действенным   в   силу   своей   демократичности   и   гуманности. Следовательно, туристско­познавательная деятельность учащихся является весьма актуальной   для   их   всестороннего   развития,     занимает   важное   место   в   общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной. Более чем столетний   опыт   России     в   применении   краеведения   в   обучении   подтверждает актуальность   и   педагогическую   целесообразность   туристско   ­   краеведческих программ   и   этой   формы   деятельности   учащихся.   В   последние   годы   развитию детского   туризма   в   Российской   Федерации   уделяется   значительное   внимание. Постановлением   Правительства   от   4   ноября   2014   г   №1163   образован Координационный   совет   по   развитию   детского   туризма   в   России,   одними   из приоритетных задач которого являются развитие и увеличение объемов детского туризма   в   границах   страны   и   патриотическое   воспитание   подрастающего поколения. Именно туристско ­ краеведческая деятельность детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для нашего времени, для современных детей и их родителей.  Новизна  данной   программы   заключается   в   том,   что   ее   содержание дополнено   разделом   "Общая   физическая   подготовка",   в   результате   освоения которого   учащиеся   приобретают   навыки   физической   и   начальной   технической подготовки, приобщаются к здоровому образу жизни. Отличительной   особенностью  этой   программы   от   уже   существующих программ   данной   направленности   является   то,   что   в   нее   внесены   добавления краеведческого   характера,   раскрывающие   специфику   многообразия   природных условий и богатейшей истории. Адресат программы. Возраст учащихся в объединении предлагается от 9 до   15   лет. Принимаются   все   желающие   мальчики   и   девочки,   не   имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес   к изучению окружающего   мира,     истории   и   культуры   родного   края.   При   зачислении   в объединение   проводится   стартовая   диагностика   с   целью   выявления   уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.     Количество детей в группе до 20  человек.   Уровень программы.  По целевому ориентированию и уровню сложности данная  общеразвивающая     программа   является   программой   ознакомительного уровня. Объем   программы   и   сроки   реализации.  Общее   количество   учебных часов,   необходимых   для   освоения   программы,   составляет   34     часа.     Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе ­ 34 недели, период обучения ­ с сентября по май. Учащиеся в ходе освоения данной программы   знакомятся   с   туристско   ­   краеведческой   деятельностью   учащихся, получают навыки начальной туристской подготовки.   Форма обучения  – очная.  Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические   занятия   и   практические   занятия.   В   обучении   применяется групповая форма с индивидуальным подходом. Режим   занятий.  На   освоение   программы   отводится   1   часа   в   неделю. Занятия   в   группе   проводятся   1   раз   в   неделю   по   1   часу.     Продолжительность занятий  ­ 45 минут.  Особенности   организации   образовательного   процесса.   Эта   программа рассчитана для первичного ознакомления школьников с туристско ­ краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. Она носит выраженный   деятельностный   характер,   создает   возможность   активного практического  погружения детей в туристско ­ краеведческую  деятельность.  В программе   уделяется   внимание   общей   физической   подготовке   учащихся,   на которые   отводится   четверть   всего   количества   часов.   Занятия   по   основной физической   подготовке   равномерно   распределяются   на   весь   учебный   период. Большая   часть   занятий   проводится   на   природе,   где   от   педагога   требуется повышенное внимание и контроль  за  действиями  обучающихся. Для выполнения поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации   имеет  важное значение  в  подборе  для  каждого  обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования. Реализации программы   способствует   использование   метода   комплексного   подхода   к образованию   и   воспитанию,   предполагающий   единство   нравственного, физического,   морально­эстетических   и   других     форм   воспитания.   Достижение цели   программы   зависит   от   количества   и   качества   проведенных   на   местности занятий, прогулок  и экскурсий.   Цель и задачи программы.  Цель программы ­ формирование  у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков Задачи    Образовательные: ­   расширение   кругозора     и   повышение   уровня   краеведческих   знаний учащихся; ­ привитие учащимся начальных туристских знаний, умений  и навыков; Личностные: ­  укрепление психического и физического здоровья учащихся; ­   воспитание   у   учащихся   патриотизма,   бережного   отношения   к окружающему миру; ­ обеспечение социальной адаптации учащихся; ­  привитие навыков здорового образа жизни. Метапредметные: ­ формирование познавательного интереса учащихся; ­ выработка навыков поисково ­ исследовательской работы. Содержание программы Учебно­тематический план № п/п Наименование разделов, тем Количество часов  Формы аттестации/ контроля Всего Теория Прак тика                                                                    1 год обучения 1. Раздел 1. Введение.  2 2 1.1 2. Туристско­краеведческая деятельность учащихся Раздел 2. Основы  туристкой подготовки 2.1 Основы   безопасности   и поведения правила туристов ­ краеведов    2.2. Организация и проведение  туристских прогулок и  походов 2.3. Туристское снаряжение 2.4. Организация туристского  быта. 2.5. Топографическая  подготовка и  ориентирование 2.6. Медико­санитарная  подготовка, гигиена 2 32 2 6 6 8 6 2 2 9 1 2 2 1 2 1 ­ ­ 23 1 4 4 7 4 1 Диагностика уровня подготовки учащихся Укладка рюкзака Учебно  ­тренировочный  поход Контрольные задания на местности 2.7. Общая физическая  подготовка Итого; 2 34 ­ 11 2 23 Контрольные упражнения Содержание учебно ­ тематического  плана Раздел 1. Введение  (2 часа) 1.1. Вводное занятие. Туристско­краеведческая деятельность учащихся  Теоретическое занятие (2 часа) Знакомство с деятельностью объединения "Туристы ­ краеведы", определение понятий туризм и краеведение. Виды   туризма:   пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный.  Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный. Понятие   о   спортивном   туризме.  Значение   туризма   (прогулок   и   экскурсий)   и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого   себя.  Ее  роль   в   формировании   общей   культуры   личности,   правильного поведения в природе и обществе.  Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско­спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки. Правила поведения и меры безопасности  во  время занятий  в учебном кабинете,  спортивном  зале,  на местности   в   лесу.   Инструктаж   по   технике   безопасности.   Порядок   хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.  Раздел 2. Начальная туристская  подготовка  (32 часов) 2.1.Основы безопасности и правила поведения туристов ­ краеведов (2 часа) Теоретическое занятие (1  час) Правила поведения юных туристов на экскурсиях, туристских прогулках и походах.  Дисциплина   в   походе   и   на   занятиях   –   основа   безопасности. Необходимость   выполнения   требований   руководителя   туристской (экскурсионной)   группы.   Основы   безопасности   в   природной   среде.   Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности юных   туристов,   их   соблюдение   в   процессе   занятий,   традиции   туристов. Взаимопомощь   в   туристской   группе.  Общественно   полезная   работа   туристов ­краеведов. Практическое занятие (1 час) Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения во время занятий  на природе, выработки навыков наблюдательности.   2.2.Организация и проведение туристских прогулок и походов (6 часов) Теоретические занятия (2 часа) Поход ­ основная форма   туристско­краеведческой деятельности. Правила организации и проведения туристских походов. Планирование нитки маршрута и разработка плана–графика похода.  Формирование туристской группы.  Основные туристские   должности   и   обязанности   в   группе,   распределение   обязанностей. Походная   документация.   Подведение   итогов   похода,   путешествия.   Разбор действий группы. Требования к отчету. Обработка собранных материалов. Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе.  Ритм   и   темп   движения   туристской   группы,   организация   привалов. Взаимопомощь   в   туристской   группе.   Распорядок   дня   юного   туриста   в   походе. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий   на  маршруте.  Обеспечение   безопасности  при   проведении   полевого лагеря.  Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзаком. Техника преодоления препятствий.  Основные туристские узлы, их назначение и применение.  Практические занятия (4 часа): Туристская   прогулка   (экскурсия).   Построение   в   походную   колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Строевой и походный шаг. Выбор пути движения, передвижение в составе группы. Отработка техники движения  и практических умений и навыков преодоления естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой,  булинь, схватывающие узлы, встречный и др. Техника вязания узлов.   Сбор группы и прогулка  в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.   2.3.Туристское снаряжение (6 часов) Теоретические занятия (2 часа) Личное   и   групповое   снаряжение   юного   туриста.   Основные   требования   к снаряжению:   легкость,   прочность,   удобство,   гигиеничность,   эстетичность. Требования к  одежде и обуви. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток,  тентов  и   правила   ухода   за   ними.  Рюкзак:   виды   рюкзаков,   основные требования ним; правила укладки рюкзака.  Костровое и кухонное оборудование. Хранение   и   переноска   режуще­колющих   инструментов.   Оборудование   для краеведческой исследовательской работы: фотоаппарат, бинокль,   видеокамера... Уход   за   снаряжением,   его   хранение   и   ремонт.  Состав   ремонтного   набора. Назначение   предметов   ремонтного   набора   и   правила   пользования   ими. Обязанности   ремонтного   мастера   группы.   Маршрутные   документы   и   схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).   Завхоз туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.   Практические занятия (4 часа) Подбор   личного   снаряжения   в   соответствии   с   сезонными   и   погодными условиями. Уход за личным снаряжением.  Подготовка группового снаряжения к походу,  ремонт   туристского   снаряжения.  Упаковка   и   распределение   между участниками   группового   снаряжения   для   туристской   прогулки.   Овладение навыками   пользования   групповым   снаряжением   и   применения   его   во   время туристской   прогулки.:   установка   и   снятие   палатки,  натягивание   тента,  приемы обращения   с   костровым   оборудованием   и   режуще­колющими   инструментами. Подготовка оборудования для наблюдений и исследовательских работ. Упаковка продуктов для перекуса.  Укладка рюкзака, игра «Собери рюкзак к туристской прогулке».   Игра­состязание   «Ремонт   личного   снаряжения»   (способы   штопки, наложения заплат, заклеивания дыр, пришивания пуговиц и пр.). 2.4. Организация туристского быта ( 8 часов) Теоретические занятия (2 часа) Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов.  Организация мест отдыха и туристской стоянки. Требования к туристской стоянке: наличие питьевой   воды,   дров,   безопасность   при   различных   природных   явлениях, эстетические   и   гигиенические   требования.   Типовая   планировка   территории туристской стоянки.  Правила разведения костра.  Типы костров и их назначение. Организация   питания   и   питьевой   режим   в   походе.  Требования   к   упаковке продуктов   для   перекуса,   соблюдение   гигиенических   требований.   Необходимый запас   воды   для   питья   и   правила   его   транспортировки   во   время   туристской прогулки. Практические занятия (6 часов) Фасовка   и   упаковка   продуктов,   воды   и  соблюдение   гигиенических требований.  Планирование   и организация   места  отдыха  на  местности  во  время туристской прогулки. Устройство и оборудование туристской стоянки: места для установки палаток, кострища, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора   воды   и   мытья   посуды,   туалеты.  Уборка   мест     привалов     и   стоянок. Заготовка дров, разведение костра и соблюдение мер безопасности. Приготовление пищи   на   костре.  Соблюдение   правил   гигиены   при   заборе   воды   для   питья, рациональное   расходование   воды   и   соблюдение   питьевого   режима   во   время туристской прогулки (тренировки).  2.5.Топографическая подготовка и ориентирование (6 часов) Теоретические занятия (2 часа) Рисунок и простейший план местности (парка или своей улицы). Изображение местности на рисунке, фотографии, схеме или плане. Простейшие условные знаки. Знакомство с топографической картой, масштаб, условные знаки. Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута . Горизонт и стороны горизонта. Компас, правила пользования им. Определение сторон горизонта по компасу, Солнцу, объектам растительного и животного мира и по местным признакам.   Ориентирование с помощью карты в походе. Разведчик туристской   группы,   его   обязанности   и   действия   на   туристской   прогулке (экскурсии). Практические занятия  (4 часа) Рисовка плана кабинета. Знакомство с планом улицы и поселка.  Зарисовка топографических   условных   знаков.   Измерение   расстояний   (шагами   и   парами шагов) на местности. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) на местности.   Рисовка   условными   знаками   поляны,   лагеря   группы   на   туристской прогулке,   экскурсии.   Овладение   навыками   чтения   легенды   маршрута   во   время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными знаками. Выработка навыков определения сторон горизонта по компасу, солнцу, объектам растительного   и   животного   мира,   по   местным   признакам   в   условиях   леса. Ориентирование   на   местности.   Ориентирование   по   описанию   (легенде). Обсуждение   историй   из   книг   и   мультфильмов,   где   герои   использовали   планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей). 2.6. Медико­санитарная подготовка (2 часа) Теоретические занятия (1  час) Личная гигиена юного туриста. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.  Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при   организации   перекусов.   Обязанности   санитара   туристской   группы.  Состав медицинской аптечки. Организация первой доврачебной помощи. Практические занятия (1 час) Комплектование   медицинской   аптечки  для   туристской   прогулки   (экскурсии). Проверка срока годности медикаментов, их упаковки. Изучение приемов оказания доврачебной помощи при порезах, ушибах, ожогах, тепловых и солнечных ударах. Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).  2.7. Общая физическая подготовка (2  часа) Практические занятия (2  часа) Практические   занятия   по   освоению   навыков   физической   подготовки. Общеукрепляющие упражнения. Подвижные игры и эстафеты. Легкая   атлетика. Спортивные     и   народные   игры.  Отработка   практических   умений   и   навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. ­ Комплекс утренней физической зарядки. ­ Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.    ­   Упражнения   для   мышц   шеи:   наклоны,   вращения   и   повороты   головы   в различных направлениях. ­     Упражнения   для   туловища   в   различных   исходных   положениях   на формирование   правильной   осанки:   наклоны,  повороты   и   вращения   туловища,  в положении   лежа   —   поднимание   и   опускание   ног,   круговые   движения   одной   и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.  ­ Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.  ­  Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе. Упражнения с набивными мячами — бросать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями.  ­  Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом; игры бегом с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча; игры на внимание, сообразительность, координацию.   Психолого­педагогическая   диагностика   функционального   и физического развития и тестирование обучающихся    Входное тестирование и диагностика (проводится осенью) Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Рисование детей на тему «Моя семья».   Выявление   психолого­педагогического   портрета   окружения обучающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.   Проведение   тестов   с   целью   выявления   темперамента,   воображения, типа памяти и пр.  Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников.  Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) Организация   самоконтроля   за   соблюдением   режима   дня,   ведение   (совместно   с родителями   учащихся)   дневника   наблюдений   за   параметрами   физического развития организма обучающихся.  Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных   тестов   с   целью   констатации   динамики   общего   физического   и функционального развития воспитанников за год.  Зачетный   летний   поход  (вне сетки   часов)   Движение   группы   по   маршруту   протяженностью   до   20   км   с использованием плана местности (легенды) или спорткарты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с родителями). Сервировка дежурными туристского походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристские и другие игры и состязания. Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др. Планируемые результаты Предметные результаты По завершении обучения учащиеся должны знать: ­ особенности природы  края, географическое положение; ­   историю   своего   населенного   пункта,   района,   края   и   их   основные достопримечательности; ­ искусство кубанского народа, достижения культуры и науки, выдающихся деятелей науки, культуры и спорта; ­ правила поведения на природе. По завершении обучения учащиеся должны уметь: ­ давать общую характеристику края; ­   проводить   наблюдения   и   исследования   на   природе,   простые   опыты   и практические работы; ­ ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью карты и компаса; ­ пользоваться туристским снаряжением: укладывать рюкзак, устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт; ­ обустраивать туристскую стоянку и убирать  ее; ­ приготовить пищу на костре; ­ передвигаться в составе группы; ­ оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему; ­ соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности. Условия реализации программы Материально ­ техническое обеспечение. Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно ­ гигиеническим нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с   доступом   в   интернет,   мультимедийным   проектором   с   экраном.   Проведение практических занятий на местности должно происходить на стадионе, спортзале , или  в лесу. Перечень необходимого оборудования и  снаряжения 1. Персональный компьютер 2. Проектор 3. Экран 4. Географическая карта  5. Карты топографические учебные 6. Спортивные карты местности 7. Компасы 8. Условные знаки карт 9. Секундомер 10.Часы 11.Палатки 12.Туристские коврики 13.Рюкзаки 14.Тенты 15.Костровое оборудование: котлы, тросик 16.Рукавицы костровые (брезентовые) 17.Пила походная 18.Топор в чехле 19. Аптечка медицинская в упаковке 20. Ремонтный  набор 21.Бинокль 22. Веревки основные 23.Веревки вспомогательные 24.Карабины  25.Страховочные системы 26.Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные) 27.Мячи набивные 28. Скакалки 29.Канцелярские принадлежности.  Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.   Сапоги резиновые.   Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л). Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося    1. Рюкзак для туристских походов. 2. Коврик туристский. 3.  Спальный мешок.  4. Накидка от дождя 5. Фонарик 6. 7. Обувь спортивная (типа шиповки).  8. 9. 10. Головной убор.  11.Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).  12.Спортивный тренировочный костюм.  13. Свитер шерстяной.  14. Брюки ветрозащитные.  15.Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).  16.Блокнот и ручка.  17. Перчатки рабочие.  18. Носки шерстяные. 19. Сидушка походная. 20. Индивидуальный медицинский пакет. Информационное обеспечение 1. Учебные фильмы 2. Презентации 3. Интернет сайты  Кадровое   обеспечение.    Реализацию   программы     осуществляет   педагог дополнительного   образования   1   квалификационной   категории   Гончаренко   К.Н. имеющий высшее  педагогическое образование, обладающий профессиональными знаниями   в   области   краеведения   и   являющийся   инструктором   по   детско   ­ юношескому туризму. Формы аттестации С   целью   установления   соответствия   результатов   освоения   данной программы   заявленным   целям   и   планируемым   результатам   проводятся промежуточная   и   итоговая   аттестация.   Промежуточная   аттестация   проходит   в конце первого полугодия в форме тестирования, итоговая – в конце учебного года в   результате   прохождения   учащимися   туристской   полосы   препятствий. Аттестацию   проводит   аттестационная   комиссия,   ее  результаты   оформляются   в протоколы.  Для полноценной  реализации данной программы используются следующие виды контроля: вводный  ­   осуществляется   посредством   наблюдения   за   деятельностью учащегося в процессе занятий и собеседования с ним; текущий  ­   контрольные   задания   на   местности,   тестирование,   учебные тренировки, выполнение учащимися краеведческих заданий; итоговый ­  участие в походах,  конкурсах и викторинах.    Подведение итогов реализации программы происходит во время похода выходного   дня,   организуемого   по   окончании   учебного   года,   где   на   практике проверяются знания, умения и навыки каждого учащегося. Оценочные материалы   помогающим   корректировать   реализацию Средством   обратной   связи, образовательной   программы,   служит   диагностический   мониторинг. Диагностический   материал   собирается   и   копится   непрерывно   на   всех   стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в   виде   тестов,   тренингов,   игр,   анкет.   В   течение   года   в   программу   включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и ориентирование в пространстве. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников   объединения.   Результативность   выполнения   учащимися образовательной программы оформляется в таблицы. Мониторинг результатов обучения Показатели  (оцениваемые параметры)  Критерии  Степень выраженности оцениваемого качества Возмож ное  число  баллов  Методы  диагност ики 1.Теоретическая подготовка 1.1  Теоретически е знания по  основным  Способность  ответить на  простые  вопросы по  1 Минимальный уровень – ребенок овладел  менее чем 0,5 объема  знаний. Тестиро вание,  контрол ьный всем темам за  год. разделам  учебно­  тематическог о плана  программы Средний уровень –  ребенок способен  ответить на более  половины вопросов.  Максимальный  уровень – освоил  практически весь  объем знаний. опрос и  др. Наблюд ение Наблюд ение Наблюд ение Наблюд ение 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 5 10 2. Практическая подготовка Умение  пользоваться  снаряжением,  организовать  быт,  ориентироватьс я, оказывать  первую помощь Умение  проводить  наблюдения,  исследования и  оформлять  результаты Умение  преодолевать  препятствия Минимальный уровень Средний уровень  Максимальный  уровень Минимальный уровень Средний уровень Максимальный  уровень Минимальный уровень Средний уровень Максимальный  уровень 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 1 2.1.Туристск ая  подготовка 2.2.Краеведч еские навыки 2.3.Физическ ая  подготовка. 3.1 Умение  слушать и  слышать  педагога Адекватность  восприятия  информации,  идущей от  педагога Минимальный уровень – ребенок испытывает  серьезные затруднения в работе, нуждается в  помощи педагога Средний уровень –  работает с помощью  педагога Максимальный  уровень ­  работает  самостоятельно, не  испытывает Наблюд ение Наблюд ение 3.2 Учебно­  организацион ные навыки и  умения Способность  самостоятельно подготовиться  к занятию и  убрать за  собой. 3.3 Умение  соблюдать  правила  безопасности  во время  занятий   Соответствие  реальных  навыков  соблюдения  правил  безопасности  программным  требованиям. затруднения. Минимальный уровень – ребенок овладел  менее чем ½ объема  навыков  Средний уровень–  объем усвоенных  навыков более 1/2; Максимальный  уровень – освоил  практически весь  объем навыков за  данный период Минимальный  уровень– ребенок  овладел менее чем ½  объема навыков  соблюдения правил  безопасности Средний уровень–  объем усвоенных  навыков более 1/2; Максимальный  уровень – освоил  практически весь  объем навыков за  данный период 1 5 10 1 5 10 Показатели  оцениваемые  параметры 1.Терпение Мониторинг личностного развития ребенка Возмож  Критерии ­ное  число  баллов Степень  выраженности  оцениваемого  качества 1.Морально ­ волевые качества Способность  переносить  (выдерживать)  известные  нагрузки в  течение  Терпения хватает  менее чем на ½  занятия;  Более чем на ½  занятия  На все занятие 1 5 10 Методы  диагности ки Наблюден ие 2. Воля 3.  Самоконтрол ь определенного  времени,  преодолевая  трудности. Способность  активно  побуждать себя к практическим действиям Умение  контролировать свои поступки  (приводить к  должному  действию) 2. Ориентационные качества 1.Самооценка Способность  оценить себя  адекватно  реальным  достижениям Осознанное  участие  ребенка в  освоении  образовательно й программы 2.Интерес к  занятиям в  детском  коллективе Волевые усилия  ребенка  побуждаются извне  Иногда­ самим  ребенком;  Всегда самим  ребенком Ребенок постоянно  действует под  контролем извне;  Периодически  контролирует себя  сам; Постоянно  контролирует себя  сам; Завышенная  Заниженная  Нормальная Продиктован  ребенку извне  Периодически  поддерживается  самим ребенком  Постоянно  поддерживается  самим ребенком 3.Поведенческие качества 1.Конфликтн ость  (отношение  ребенка к   столкновени ю интересов  (спору) Способность  занять  определенную  позицию в  конфликтной  ситуации Периодически  провоцирует  конфликты;  Сам в конфликтах  не участвует,  старается их  избежать; Пытается  самостоятельно  уладить  1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 Наблюден ие Наблюден ие Анкетиро­  вание Наблюден ие Наблюден ие 2. Отношение к общим  делам Умение  воспринимать  общие дела как свои  собственные 3. Тип  сотрудничест ва Умение  работать в  коллективе возникающие  конфликты Избегает участия в  общих делах;  Участвует при  побуждении извне;  Инициативен в  общих делах Пассивен  Сотрудничает  иногда   Активен 1 5 10 1 5 10 Наблюден ие Наблюден ие Педагог Гончаренко К.Н.                                                                                                               Год обучения Объединение «Туристическими тропами» Результативность выполнения образовательной программы № Ф.И.учащегося 1. Теория 2. Практика 3. Общеучебные умения и навыки ребенка Итого 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 Уровень результативност и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 8­30 баллов  Низкий уровень 8 ­ 30 баллов                        31­ 49 баллов                 50­ 80 баллов                   Низкий уровень                           Средний уровень                       Высокий уровень Итого Уровень результат ивности Результативность личностного развития ребенка         Объединение «Туристическими тропами»      Педагог Гончаренко К.Н.               Год обучения 3. Поведенческие качества Организационно­волевые качества Ориентационные качества № Ф.И.учащегося 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 3.1 3.2 3.3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 8 ­ 30 баллов               31­49 баллов 50­80 баллов Низкий уровень               Средний уровень                       Высокий уровень Методические материалы При составлении учебно­тематического плана педагог должен исходить из своей   педагогической   и   туристско­краеведческой   квалификации,   необходимо учитывать   следующие   факторы:   объем   учебного   материала,   цикличность   по сезонам, последовательное усложнение материала. В   соответствии   с   возрастными   особенностями   учащихся   используются разнообразные   формы   организации   занятий   и   методы   обучения.   На   занятиях используется групповая  и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом. Занятия   в   учебном   кабинете   состоят   из   теоретической   и   практической части.   Теоретическая   часть   включает   беседы,   рассказы,   которые   способствуют эффективному   усвоению   туристско­краеведческих   знаний.   При   проведении занятий   большую   роль   играет   использование   дидактических   материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно – деятельностную игру учащихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме, оформление   материалов краеведческой работы. При этом активно используются информационно ­ коммуникативные технологии. При   проведении   занятий   применяются   технологии   проблемного   и   диалогового обучения,   поисково   ­   исследовательские   и   игровые   технологии,   интерактивные методики, проводится рефлексия. Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся по выполнению заданий, физической подготовке, туристские прогулки и экскурсии, краеведческие   наблюдения   на   природе,   сбор   краеведческого   материала, проведение   природоохранных   мероприятий.   При   проведении   практических занятий   активно   применяются   образовательные   технологии   личностно   ­ ориентированного и игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются интерактивные методики, особое внимание уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит участие в походах, в туристских слетах, краеведческих конкурсах, проектной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1.  Алексеев А.А.  Питание в туристском походе.­ М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. ­ М.: Физкультура и спорт,  1983 3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. ­ М.: Профиздат,   1985. 4. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо­ Западном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г. 5. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.­  Краснодар, 2006. 6. Ковешников В.Н. Путешествия  по красавице Кубани.­  Краснодар, 2012 г.  7. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 1, 2003 г.­ Краснодар. 8. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 3, 2004 г.­ Краснодар. 9. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. ­  Москва,  «Физкультура и спорт», 1990. 10. Коструб А.А.  Медицинский справочник туриста. ­ М.:Профиздат, 1997. 11. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985. 12.  Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания. Один на один с природой. ­  Краснодар: Советская Кубань, 2001 г 13. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. ­  М.: ЦДЮТиК, 2003. 14. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.­  М.: ВЛАДОС, 2000.   15.  Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др.­  Краснодар: Традиция, 2010. 16. Самойленко А.А. Детско­юношеский туризм. Учебное пособие. ­ Краснодар,  2016 г. 17. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. ­  Краснодар: Платонов, 2008 г. 18. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.:  Физкультура и спорт, 1998.   19.  Твердый А.В. Кавказ в именах.­  Краснодар: Платонов, 2008 г. 20. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. ­  Ростов­на­Дону, 2007 г. 21. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История  Северского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). ­  Харченко В.А., 2005 г. 22. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская  энциклопедия, 1993.   23. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева  Туристско­краеведческая деятельность в  школе. ­ Москва, 2011 г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Алексеев А.А.  Питание в туристском походе.­  М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. 2. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо­ Западном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г. 3. Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология.  ­ г. Краснодар:  «Традиция», 2007 г. 4.   Ковешников В.Н. Путешествия  по красавице Кубани. ­  Краснодар,2012г. 5. Край  наш  кубанский: природа, история, хозяйство и города Краснодарского  края учебное пособие, Н.В. Корнакова.  ­ Ростов­на­Дону: Издательство БАРО­ ПРЕСС, 2013 г. 6. Ковешников В.Н. «Очерки по топонимике Кубани», Краснодар, 2006. 7. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. ­ Краснодар:  Советская Кубань, 2001 г. 8. Моя Кубань: природа, история, хозяйство и города Краснодарского края. Н.В.  Ситдикова. ­ Ростов­на­Дону: Издательство БАРО­ПРЕСС, 2010 г. 9. Основы   безопасности   жизнедеятельности:   Учебник   для   общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов. ­ М.: Дрофа, 1999.  10.  Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. –  Краснодар: Платонов, 2008 г. 11. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. ­  Ростов­на­Дону, 2007 г. 12. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История  Северского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). ­  Харченко В.А., 2005 г. 13. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева. Туристско­краеведческая деятельность в  школе. ­   Москва, 2011 г. 14.Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская  энциклопедия, 1993.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.  Алексеев А.А.  Питание в туристском походе. ­ М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. 2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. ­ М., Профиздат,   1985. 3.  Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо­ Западном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г. 4.  Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.­   Краснодар, 2006. 5.  Ковешников В.Н. Путешествия  по красавице Кубани.­  Краснодар, 2012 г.  6.  Коструб А.А.  Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997. 7.  Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985. 8.  Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания .Один на один с природой. Краснодар:  Советская Кубань, 2001 г 9.  Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском  путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003. 10.  Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.  М.: ВЛАДОС, 2000.   11.  Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др.  Краснодар: Традиция, 2010. 12.  Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель.  Платонов, 2008 г. 13. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.:  Физкультура и спорт, 1998.   14.  Твердый А.В. Кавказ в именах. Краснодар: Платонов, 2008 г. 15.  Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. Ростов­ на­Дону, 2007 г. 16. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История  Северского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней).  Харченко В.А., 2005 г. 17. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская  энциклопедия, 1993.

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2018