Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста
Оценка 5

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста

Оценка 5
Семинары
docx
математика +2
Взрослым
23.01.2019
Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста
Данный материал может служить для лучшего понимания всех аспектов развития двигательных функций у детей младшего школьного возраста. Учитывается взаимосвязь нескольких аспектов - педагогических, физиологических, биологических, возрастных, психологических. Раскрывается основная зависимость развития и совершенствования общефизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость и др.).
Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей.docx
Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста Чтобы успешнее и полнее решать задачи физического воспитания в школе  с учетом современных требований, необходимо всесторонне изучать  природу и условия развития двигательной деятельности человека. Одна из  важных частей этой проблемы ­ изучение педагогических аспектов развития двигательной функции у детей школьного возраста. Способность человека осуществлять сложные по координации движения, управлять ими и переключаться с одних движений на другие, быстро  производить новые двигательные акты в соответствии с изменяющимися  условиями внешней среды ­ все это свойства двигательной функции,  обусловленные биологическим и педагогическим факторами. Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей к  подростков, его влияние существенно сказывается на их двигательной  функции. Биологическому развитию ее способствуют; созревание  двигательного анализатора; возрастные особенности коры больших полу­ шарий (функциональные ее возможности) и нервно­мышечного аппарата;  биологическая зрелость (половое созревание); явление акселерации;  физическое развитие. Все компоненты биологического фактора изучаются  физиологами, гигиенистами, морфологами, врачами; нам, педагогам, нужно  их учитывать и действовать сообразно с их проявлениями. Однако двигательная зрелость связана еще и с режимом двигательной  деятельности. Следовательно, формирование и совершенствование  двигательной функции возможно путем педагогического воздействия при  соблюдении основных условий. Первое из условий ­ обучение двигательным действиям. Чем богаче  двигательный опыт школьников, чем большим запасом условно­ рефлекторных связей они владеют, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у них новые формы движений. Очевидно, обучение  школьников по более широкой программе с включением в нее упражнений  основной гимнастики, игр, плавания, передвижения на лыжах, спортивных  упражнений будет способствовать формированию двигательной функции. Второе условие ­ развитие физических качеств. Чем выше уровень их  развития (с учетом сенситивных периодов), тем успешнее формируются  двигательные навыки, а, следовательно, и двигательная функция. У детей  необходимо развивать равномерно все физические качества, акцентируя  внимание в 6­7 лет на быстроту одиночных движений, гибкость, ловкость,  статическую силу мышц туловища; в 8­10 лет ­ на быстроту, ловкость,  статическую силу мышц туловища; в 11­13 ­ на скоростную силу; в 14­16  лет ­ на максимальную силу и выносливость. Третье условие (наиболее важное) ­ обучение умению точно оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий. Реализация этих условий зависит от деятельности учителя. В процессе  обучения двигательным действиям все условия педагогического  воздействия взаимодействуют, так как интегральным показателем  двигательной функции является формирование двигательных навыков.  Исключение какого­либо из них может задерживать или осложнять процесс  обучения. Тем не менее, нельзя не отметить особую роль третьего условия. Точность и координация движений обеспечиваются хорошо развитым  мышечным чувством. Оно является результатом деятельности двигательного  анализатора, которую можно совершенствовать только при специальном  обучении с помощью физических упражнений. И. П. Павлов, говоря о возможности управлять движениями, указывал, что  если человек не чувствует в каждый момент своих движений, то и не может  управлять ими. В свое время П. Ф. Лесгафт убедительно доказал, что только через  восприятие времени и пространства, дающее возможность анализировать  различные движения частей тела и сравнивать их между собой, можно  научить детей владеть ими в совершенстве. Очевидно, одно из главных  условий успешного обучения школьников двигательным действиям ­  воспитывать у них способность управлять движениями, которая  обусловливается развитием двигательного анализатора и тесно связана с  умением оценивать выполняемые движения во времени, пространстве и по  степени мышечных усилий. К сожалению, это условие почти не соблюдается  при обучении на уроках физической культуры в школах. В связи с этим мы и остановимся подробно на выполнении этого условия. Экспериментальным .путем установлено, что точность пространственной,  временной и силовой оценки движений вырабатывается у детей при  применении специально направленных на это движений и метода срочной  информации о величине допускаемой ошибки. Установлено также, что формирование умений оценивать двигательные  акты в пространственных и временных границах подчиняется общим  закономерностям, по которым формируются двигательные навыки, и тесно  связано с координационной сложностью двигательного действия, при  выполнении которого формируется это умение. Вначале нужно научить детей различать отдельные характеристики  движений в грубой форме, т. е. выполнять движения отдельными частями  тела по большой и малой амплитуде (руками, туловищем, ногами) и всем  телом в виде приседаний, прыжков, те же движения, но делать их  медленно и быстро, с малыми усилиями и с большим напряжением мышц. При этом важно чередовать движения с большой и малой амплитудой, быстрые  и медленные, с большими и малыми усилиями. Резко отличающиеся  по характеру движения легче запоминаются, нежели сходные,  имеющие малые различия. Такого рода двигательные задания доступны детям 6­7­летнего возраста. Они сравнительно легко  различают быструю ходьбу и бег от медленного, большие  расстояния при броске мяча от малых, медленные движения от  быстрых. Первоклассники после нескольких занятий способны не только  выполнять движения отдельными частями тела по большой  амплитуде, но и оценивать положения частей тела в пространстве  (воспроизводить заданные положения). Они достаточно точно  различают длину броска при метании малого мяча, а также боль­ шого мяча в пределах 4­5 м; хорошо определяют длину прыжка с  места на заданное расстояние в пределах одного метра; различают  длину короткого, среднего и длинного шага при ходьбе и беге.  Кроме того, они успешно обучаются выполнять движения в  медленном, среднем и быстром темпе при беге и ходьбе. Учащиеся I класса способны определять заданные дистанции и  интервалы в пределах от одного до двух метров при выполнении  строевых упражнений. Различать длину прыжка по ориентирам в  пределах от 50 см до одного метра, а также справляются с  заданием выполнить прыжок на 50% от максимального; хорошо  оценивают длину броска малого мяча на заданное расстояние;  способны изменять темп бега с одноразовым его ускорением. При выполнении движений руками, ногами и туловищем им доступны  задания на выполнение точных движений в пространстве в заданное время. Второклассники способны выполнить задание при прыжках  и броске большого мяча с максимальным усилием и «вполсилы».  Эффективны задания на определение размеров предметов и  расстояний путем зрительной оценки их величины. Информацию о  точности оценки дети должны получать путем собственных  проверок (измерений). В II классе работа по формированию умений оценивать  пространственные, временные и силовые характеристики при  выполнении различных двигательных заданий должна продолжаться путем усложнения этих заданий. Кроме того, вводятся новые  задания на дифференцирование пространственных, временных и  силовых характеристик. Примерами таких заданий могут быть:  минимальные прибавления длины прыжка при трех­ и  четырехразовых повторениях. Увеличение амплитуды движения на  минимальную величину при выполнении наклонов туловища или  движений руками по нескольку раз подряд; минимальное  уменьшение времени при беге на месте и на 20 м при повторном  пробеге дистанции; изменение длины шага и темпа бега по заданию  учителя. Учащиеся III класса способны оценивать степень  мышечных усилий при выполнении прыжков с места ­ прыгать на заданное расстояние или бросать набивной мяч с закрытыми гла­ зами, по ощущению определять вес набивных мячей и других  предметов. Школьники, обучающиеся умению оценивать свои достижения  во времени, пространстве и степени мышечных усилий, успешнее  справляются с различными двигательными действиями, умеют  сопоставлять движения, выявлять сходство и различие  двигательных актов. Отмечено также, что при обучении  двигательным актам без формирования умений дифференцировать  основные количественные характеристики движений дети  ограничиваются рамками сформированных навыков без  вариативности их выполнения. Обучение умениям дифференцировать основные характеристики  движений следует выделять как самостоятельную задачу ­ задачу  общефизической подготовки. Это обусловливается тем, что  способность оценивать отдельные характеристики движений не  зависит от уровня развития отдельных физических качеств. Ученик  может обладать, например, хорошо развитой силой, но не уметь  контролировать эту силу. Способность оценивать отдельные  параметры движений (силы, скорости, точности в пространстве) не переносится на другие, т, е. ученик может хорошо оценивать  скорость движений и плохо ­ пространственную точность; способ­ ность оценивать основные параметры движений не зависит от  уровня физического развития и физической подготовленности. Эти положения и обусловливают необходимость специального  выделения (планирования) общефизической подготовки как  относительно самостоятельной задачи, которая решается путем  формирования способности оценивать основные параметры  движений во времени, пространстве и по степени мышечных  усилий.

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста

Педагогические аспекты развития двигательной функции у детей школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019