Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме:
«Земледелие и животноводство»
2019
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. |
ФИО (полностью) |
|
2. |
Место работы |
|
3. |
Должность |
Учитель географии и экономики |
4. |
Предмет |
География |
5. |
Класс |
9 класс |
6. |
Тема и номер урока в теме |
Земледелие и животноводство. Урок № 31 |
7. |
Базовый учебник
|
География России. Население и хозяйство. 9кл.: для общеобразовательных учреждений /В. П. Дронов, В. Я. Ром, В.А. - 16-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2009.-285, [3] с.: ил., карт. |
1.Цель урока:
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России.
Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную специализацию.
Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, заполнять таблицы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, дополнительной литературой.
2.Задачи:
1.Выявить отраслевой состав и особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства, их обусловленность природными и социально-экономическими факторами;
2.Установить значимость АПК для развития хозяйства страны и себя лично;
3.Совершенствовать умения анализа тематических карт и информационных материалов.
Оборудование: настенные карты «Растениеводство», «Животноводство», карты атласа, учебники, информационные материалы, презентация о Н. И. Вавилове, карта центров происхождения культурных растений.
3.Тип урока:Интегрированный урок общеметодологической направленности с учетом ФГОС.(география, биология, краеведение)
3.Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, парная и групповая
4.Необходимое техническое оборудование: подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор.
5.Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Задачи этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.
|
1. Создает комфортную обстановку. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Организует работу по определению темы учебного занятия и цели. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
|
1.Готовятся к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Проверяют готовность к уроку. Смотрят соответствие рабочего места.
|
1.Личностные: самоопределение 2.Регулятивные: целеполагание; 3.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
||||||||||||
2.Создает условия для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность, определяет степень сложности учебной деятельности. Выдвигает вводную проблему. Очень часто в начале урока географии мы совершаем воображаемое путешествие в далекое прошлое или будущее и даем оценку тем событиям, которые остались позади, а сегодня мы вспомним, очевидцами каких политических и экономических событий стал каждый из нас. В 2014 году США и Евросоюз ввели санкции против ряда российских госбанков, а также нефтяной отрасли РФ. ЕС также принял санкции в отношении оборонного сектора РФ и запретил европейским компаниям поставлять продукцию двойного назначения девяти российским предприятиям. Россия в ответ на санкции в августе на год запретила импорт ряда продовольственных товаров из стран, которые ввели санкции в отношении Москвы — США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция и ряд других продуктов. Сможет ли Россия обойтись без импорта продукции АПК из стран Европы и США? |
2.Решение проблемной задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Учащиеся делятся на «оптимистов» и «пессимистов» и высказывают свою точку зрения по данной проблемной ситуации.
|
||||||||||||||
2.Актуализация и пробное учебное действие Задача этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие
|
1.Активизирует мыслительную деятельность учащихся. Чтобы сохранить экономическую стабильность и независимость России необходимо уделять большое внимание развитию сельского хозяйства.
|
1.Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
|
1. Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
||||||||||||
2.Проводит проверку домашнего задания и предлагает вопросы, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний. Перед тем как начать изучение новой темы, вспомним, о каком комплексе мы говорили на прошлом уроке? «Интеллектуальная разминка» 1.Что такое АПК и его главная задача? 2.Отраслевой состав АПК? 3.Какая связь существует между звеньями АПК? 4.У вас на столе лежит список отраслей АПК. Заполните таблицу при помощи этого списка. Можно воспользоваться учебником стр. 118-119. Работаем в парах.
1-производство тракторов, с/х машин 2- мелиорация 3-растениеводство 4-фрукто-овощехранилища 5-торговля 6- пищевая промышленность 7- производство тары 8- наука, подготовка кадров 9- рыболовство 10 -холодильные установки 11- легкая промышленность |
2.Участвуют в проведении «Интеллектуальной разминки». Делают вывод о том, что все звенья АПК работают над достижением одной цели: обеспечить население страны продовольствием и сырьём лёгкую промышленность.
|
||||||||||||||
12- ремонт 13 -производство оборудования 14- животноводство 15- производство удобрений, ядохимикатов
|
|
||||||||||||||
3.Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации: Земельные ресурсы России ограничены и не могут постоянно расширяться, а с/х угодья занимают ещё меньшую площадь и качество их ухудшается, т. к. они подвержены влиянию неблагоприятных факторов: каких? Как вы думаете, каковы пути решения? От чего зависит развитие сельского хозяйства? Какие виды мелиоративных работ необходимо проводить в районах степного Кавказа? |
3.Учащиеся для решения проблемы, по цепочке перечисляют неблагоприятные факторы (заболачивание, засоление, водная и ветровая эрозия, засуха) и делают вывод о развитии сельского хозяйства двумя путями –экстенсивным и интенсивным и необходимости проведения мелиоративных работ. |
||||||||||||||
3.Систематизация знаний Задача этапа: обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся
|
1.Организовывает построение «проекта» изучения и систематизации нового знания: Основу АПК составляет с/х. Оно состоит из растениеводства и животноводства. 1.Что является отличительной особенностью с/х? Отличительные особенности сельского хозяйства: 1) Оно зависит от природных условий. 2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно. 3) Земли являются одновременно средством труда и предметом труда. 4) Сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь. |
1.Выстраивают связь между изученной и новой темой в разделе. Выявляют особенные черты с/х.
|
1.Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. 2. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3.Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
|
||||||||||||
2.Организует деятельность учащихся по получению новых знаний: 1.Какая отрасль растениеводства занимает ведущее место в нашей стране? 2.Какая культура занимает 1-е место в России по сбору среди зерновых культур? 3.Какие технические культуры выращивают в нашей стране?
|
2.Анализируют материал параграфа № 29 и карты атласа, отвечают на вопросы по новой теме. • Делают выводы по итогам изучения карт атласа и текста учебника (стр. 122-123) Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
|
||||||||||||||
3.Устанавливает осознанность первичного восприятия нового материала и проводит «Повторение с дополнением»: Используя текст учебника, карты атласа и знания о хозяйстве своего края, самостоятельно составьте серию вопросов дополняющих знания о животноводстве. Учитель сообщает, что в последние два десятилетия отмечается развитие крупных животноводческих комплексов. Но животноводческие комплексы — это источник повышенной экологической опасности. Какие экологические проблемы связаны с развитием сельского хозяйства и как их можно избежать? |
3.Определяют средства (учебник, атлас, справочники и т. д.) для решения поставленной задачи и разрабатывают в парах списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по разделу «Животноводство». Делают вывод о необходимости охраны природы со стороны государственных и местных органов власти. |
||||||||||||||
4.Включение системы знаний в учебную деятельность Задача этапа:формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.
|
1.Продолжает формирование навыков практической направленности нового материала и включение его в учебную деятельность: А теперь проведем исследование и посмотрим, какие направления сельского хозяйства представлены в России и их факторы размещения.
1.Самостоятельная исследовательская деятельность детей выполняется по группам: Задание для первой группы. Используя текст учебника (с. 122-123), карты атласа (с.__), дополнительный материал, заполнить таблицу «Растениеводство России» (выполняет 1-я группа)
Вывод: (каков отраслевой состав; от чего зависит размещение) Задание для второй группы. Используя текст учебника (с.123-124), карту атласа (с.__) и таблицу 29 в учебнике, заполнить таблицу «Животноводство России», сделать выводы: (выполняет 2-я группа)
Вывод: (каков отраслевой состав; от чего зависит размещение) |
1.Самостоятельно выполняют задания с опорой на систему знаний. Учащиеся проводят исследовательскую деятельность, заполняя таблицы по группам. Делают вывод о том, что для растениеводства и животноводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур и разведения особых пород животных.
|
1. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. |
||||||||||||
5.Закрепление системы знаний с формулированием проблемы Задача этапа:закрепление учащимися системы знаний через способы действий.
|
1.Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. В таблицы, которые вы заполнили, были включены только отрасли, представленные в зоне степного Заволжья. 1.Каким образом можно изменить естественные (природные) факторы размещения отраслей с/х? Все современные сорта культурных растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции.
2.Кто из русских ученых занимался выведением новых сортов с/х культур? Как его жизнь связана с Саратовской областью? Человек может способствовать возникновению мутаций и отбирать нужные ему признаки. Этим и занимается наука селекция. Выдающийся селекционер Николай Иванович Вавилов сказал, что: «Селекция – это эволюция, направляемая волей человека».
3. Чем занимается наука селекция? Как дать определение этой науке? (Заслушиваются варианты ответов)
4.Сейчас на несколько минут представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новые сорта культурных растений, которые будут выращиваться в степном Заволжье. Какими признаками вы наделили бы свои сорта? Почему? |
1.Делают вывод об отраслевом составе растениеводства и животноводства степного Заволжья. Приходят к необходимому заключению о большом значении селекционной работы в развитии растениеводства и животноводства.
2. Заслушивают выступление ученика с опережающим домашним заданием о Н. И. Вавилове и значении его открытий. Определяют место данных знаний в учебном предмете как в науке.
3.Прелагают варианты ответов. Определение записывается в тетрадь.
4.Высказывают предложения в новых «фантастических» обстоятельствах. Делают вывод о необходимости выведения новых сортов растений для развития сельского хозяйства степного Заволжья. |
1. Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
||||||||||||
6.Рефлексия учебной деятельности Задача этапа:самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.
|
1Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке: 1.На какие процессы, явления, по вашему мнению, может влиять состояние АПК страны? Выводы: Сельское хозяйство - одна из древнейших отраслей, тесно связанная с жизнеобеспечением людей продуктами питания, и, следовательно, нерациональное ведение сельского хозяйства ощутимо отражается на здоровье людей. Для современного сельского хозяйства России характерны спад производства, поэтому поиски решения проблем по развитию сельского хозяйства и всего АПК становятся важнейшей общенациональной задачей. На период действия санкций против России необходимо уделять внимание развитию Российского аграрного сектора для сохранения политической и экономической независимости.
2.Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
3.Комментирует дополнительное домашнее задание. Каждая из сформированных групп в начале урока оптимистов и пессимистов выдвинет гипотезу с последующей ее проверкой и обсуждением полученных результатов на следующем уроке об использовании продуктов ГМО, разработанных современными селекционерами.
4.Организовывает рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. 5.Предлагает выбрать подходящее утверждение 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. |
1.Соотносят цели урока и результат собственной деятельности. Оценивают полученный результат своей работы и сравнивают его с мнением учителя.
2.Предлагают варианты домашнего задания.
3.Записывают домашнее задание.
4.Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). |
1. Коммуникативные: умение выражать свои мысли оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
УМК:
Дополнительная литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.