Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 4
Тема урока: Жамбыл Жабаев. Казахстан. Кадыр Мырза Али «Мечта»
Цель урока: Познакомить с произведениями. Расширить знания детей о творчестве Жамбыла и Кадыр Мырза Али.
Задачи урока:
1. Формировать навык выразительного чтения стихотворений.
2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально – этические качества личности учащихся.
3. Развивать память, внимание, мышление.
Тип
урока: урок усвоения новых знаний;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО: учебник по литературе, тетрадь, портрет поэта.
Этапы и структура урока.
1. |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. |
2. |
Повторение. Проверка домашнего задания. |
|
|
3. |
Сообщение темы и целей урока. |
4. |
Знакомство с тестом. |
|
1) Вступительное слово учителя |
|
Жамбыл Жабаев – казахский народный поэт-акын. В своих песнях Жамбыл правдиво рассказывал о жизни народа. Акын слагал и героические поэмы о батырах. В годы Отечественной войны пламенные стихи Ж. Жабаева вдохновляли воинов. Ж. Жабаев горячо любил свою Родину – Казахстан. В своих песнях-стихах он прославлял родной край. Вот одно из его стихотворений.
|
|
3) Чтение учителем |
|
4) Чтение учащимися. |
5. |
Работа с текстом |
|
Герой стихотворения. |
|
|
|
|
|
|
6. |
Художественные средства. |
|
Найдите сравнения и эпитеты в стихотворении Жамбыла.
|
7. |
Работа над интонацией и выразительным чтением стихотворения «Мечта». |
|
Мырза Али Кадыр (1935 г.)Кадыр Гинаятович Мырза Али, народный писатель Республики Казахстан, родился 5 января 1935 года в поселке Джамбейты Джамбейтинского района Уральской области. В1958 году окончил филологический факультет КазГУ им. С. М. Кирова. По окончании университета много сил отдал журналистской работе. Он был литературным сотрудником детского журнала «Балдыpғaн» (1958–1962), заведующим отделом поэзии и критики, ответственным секретарем журнала «Жұлдыз» (1962–1965), заведующим редакцией поэзии издательства «Жазушы» (1968–1973), заведующим секцией поэзии Союза Писателей Казахстана (1973–1978); заместителем председателя комитета по национальной политике, развитию культуры и языка Верховного Совета Республики Казахстан (1992), Народным депутатом Республики Казахстан (1994). Кадыр Мырза Али — автор более 50 поэтических сборников, литературно-критических и детских книг. В детские годы Кадыр Мырза Али был заядлым книгочеем, постоянным читателем и помощником Джамбейтинской районной библиотеки. Он перечитал в библиотеке все книги, следил за новинками художественной литературы. Первая книга, которую Кадыр увидел в жизни, называлась «Сорок батыров». Это была самая любимая книга в аулах среди простого люда. В нее входили былины, легенды, сказания, переданные сказителями казахского народа. Писать стихи Кадыр начал в 11 лет, когда учился в шестом классе. Однажды он услышал веселую и остроумную песню «Шестнадцать девушек» в исполнении группы самодеятельных артистов из Актюбинска, приехавших к ним в село с концертом зимой 1946 года. В каждом куплете говорилось о разной девушке. Шестнадцать куплетов — и столько же характеров! У Кадыра появилось желание сочинить такую же песню, но про шестнадцать мальчиков своего класса. Написал шесть-семь куплетов песни, а дальше дело не пошло. На завтра принес стихи в школу — ребята читают, хохочут. Листок со словами песни — нарасхват. Стихи Кадыра понравились классному руководителю. Он-то и стал первым добрым критиком будущего поэта. За этим шуточным стихотворением последовал «творческий кризис»: почти три года Кадыр ничего не писал. После смерти отца мальчика отдали в интернат. Там Кадыр начал писать стихи о друзьях, об их недостатках. Был уже написан целый альбом стихов, но однажды его сжег лучший друг будущего поэта. Это была первая преграда на творческом пути. Но все — таки Кадыр был благодарен товарищу: «Он помог избавиться мне от плохих стихов! Сам я этого сделать не мог. Еще бы! Мне они казались блестящими». Книгу детских стихов «Твой дом», вышедшую в издательстве «Детская литература» в Москве в 1976 году в переводе Владимира Коркина, отличает степной колорит. Неторопливо, по-народному образно ведет поэт рассказ о родном крае, о красоте природы, степных просторах. Кадыр Мырза Али — автор текстов свыше 200 песен, составляющих отдельный сборник «Кундерай» (1984). Значительный вклад Мырзалиев внес в развитие казахской детской литературы. Им написаны смысловые и игровые скороговорки, загадки, примеры и задачи, сказки для детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов. Творчество поэта вошло в программу казахской средней школы и изучается учащимися старших классов. Многие его стихи включены в учебник «Родная речь» для начальных классов казахских школ. Пьесы по произведениям К. Мырза Али ставятся во всех республиканских театрах. Другое увлечение всей его жизни — загадки народов мира, с которыми он знакомит казахского читателя. Он уже собрал и перевел загадки более ста народов, и работа продолжается.
|
8. |
Итог урока. |
|
- Чему учились на уроке? - Что нового узнали? |
9. |
Домашнее задание. |
|
Выразительное чтение стихотворений. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.