Данный урок содержит подборку средств, методов, наглядно-демонстрационного материала, соблюдаются основы методических принципов от простого к сложному, от общего к частному Этапы урока прослеживаются, вытекают один из другого. На уроке осуществляется как устная, так и практическая деятельность. . Учебный материал с точки зрения структуры объекта изображения и объема материала соответствует изобразительным возможностям обучающихся. Рассказу о содержании предстоящей работы предшествует создание проблемной ситуации, что положительно влияет на активизацию деятельности обучающихся. Материал урока преподносится точно, умеренно и выразительно, что может способствовать улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведению учащихся. Есть и вход в урок, и теоретико-практическая часть, и удачное завершение. Получив задание, учащийся может вспоминать образ, который сложился у него в ходе восприятия, осмысления. Строится предполагаемая картина действий, композиция. На этом этапе, на основе того, что было в уме создаются уникальные, образы, но уже со своими корректировками, особенностями, со своей уникальностью. Поэтому у каждого ребенка получается единственный и неповторимый образ. Именно на этом этапе активно вступает в работу фантазия и воображение. Далее идет непосредственное изображение придуманного образа и его окружение Этот этап сопровождается азартом и большим интересом у учащихся в процессе создания работы, что позволяет вовлечь в работу всех детей. Предусмотрен творческий поиск, творческое пространство каждого учащегося в исполнении работы. Конец урока продуман как фронтальный просмотр, на основе которого организованы беседы с анализом работы учащихся.
РАЗРАБОТКА УРОКА.doc
Предмет: изобразительное искусство.
Тема урока: Жанр изобразительного искусства портрет.
Схема конспекта урока
Этапы работы
1. Организационный момент,
включающий:
• постановку цели, которая должна
быть достигнута учащимися на данном
этапе урока (что должно быть сделано
учащимися, чтобы их дальнейшая работа
на уроке была эффективной)
• определение целей и задач, которых
учитель хочет достичь на данном этапе
урока;
• описание методов организации работы
учащихся на начальном этапе урока,
настроя учеников на учебную
деятельность, предмет и тему урока (с
учетом реальных особенностей класса, с
которым работает педагог)
2. Актуализация опорных знаний (Опрос
учащихся по заданному на дом
материалу,) включающий:
• определение целей, которые учитель
ставит перед учениками на данном
этапе урока (какой результат должен
быть достигнут учащимися);
• определение целей и задач, которых
учитель хочет достичь на данном этапе
урока;
• описание методов, способствующих
решению поставленных целей и задач;
• описание критериев достижения
целей и задач данного этапа урока;
• определение возможных действий
педагога в случае, если ему или
учащимся не удается достичь
поставленных целей;
• описание методов организации
совместной деятельности учащихся с
учетом особенностей класса, с которым
работает педагог;
• описание методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности
учащихся в ходе опроса;
• описание методов и критериев
оценивания ответов учащихся в ходе
опроса.
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Цель для обучающихся:
быть собранными, дисциплинированными, готовыми к сотрудничеству, взаимопомощи.
Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку.
Цель для учителя:
создать мотивацию учащихся к активной учебной деятельности на уроке, проверка готовности класса к
уроку
Методы: объяснительный (слово учителя), регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)
Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Ребята, давайте возьмем друг друга за руки,
почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь.
Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:
лист бумаги, клей, цв. бумагу, вырезанные детали, простой карандаш, ластик, ножницы.
Цели для обучающихся: рассуждать, делать выводы самостоятельно, осознанно строить речевое
высказывание, самостоятельно формулировать ответ.
Цели для учителя: проверить качество усвоения предыдущего материала, умения оценивать ответы
товарищей, умение учащихся делать выводы самостоятельно.
Методы: коммуникативный (вербальный опыт общения, аналитическая беседа).
Критерии оценивания ответов обучающихся: правильность, полнота, логичность ответа.
Как вы думаете, что может скрываться за этими надписями?
анфас
3 четверти
вбок
анфас изображение лица прямо, обращенное к наблюдателю
3 четверти изображение лица с поворотом головы
вбок изображение лица в профиль
Где вы подобные изображения встречали в жизни?
Как мы называем такие изображения?
Молодцы!
Что вы назвали сейчас? Тему урока «Человек в зеркале искусства: жанр портрет».
А какова наша цель? Создать портрет
А чтобы создать портрет, что вам необходимо знать для этого?
Познакомиться с историей портретного жанра, видами портрета, умение
анализировать увиденное, развивать творческое воображение, приобщиться к духовнонравственным
ценностям через портрет.
Цель урока: Создать портрет
Задачи:
Познакомить с видами портрета, историей развития
Композиционное построение элементов портрета
Умение анализировать увиденное
Развивать свое творческое воображение
Соприкоснуться с миром прекрасного через портрет
3. Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели
перед учащимися (какой результат
должен быть достигнут учащимися на
данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые
ставит перед собой учитель на данном
этапе урока;
• изложение основных положений
нового учебного материала, который
Целя для обучающихся: восприятие, анализ и обобщение демонстрационного материала;
самостоятельные ответы и выводы.
Цели для учителя:
познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального
сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его характера и чувств; создать мотив к
активной деятельности, с помощью своего опыта, умения аргументировать, делать выводы.
Методы: Познавательные (развитие способности смыслового восприятия изображения, наблюдение),
коммуникативный (вербальный опыт общения, диалог, формирование собственного мнения), личностные должен быть освоен учащимися (на
основе содержания данного пункта
эксперт выносит суждение об уровне
владения педагогом предметным
материалом);
• описание форм и методов изложения
(представления) нового учебного
материала;
• описание основных форм и методов
организации индивидуальной и
групповой деятельности учащихся с
учетом особенностей класса, в котором
работает педагог;
• описание критериев определения
уровня внимания и интереса учащихся к
излагаемому педагогом учебному
материалу;
описание методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности
учащихся в ходе освоения нового
учебного материала
4.
Закрепление учебного материала,
предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели
перед учащимися (какой результат
должен быть достигнут учащимися на
данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые
ставит перед собой учитель на данном
этапе урока;
• описание форм и методов достижения
поставленных целей в ходе закрепления
нового учебного материала с учетом
индивидуальных особенностей
учащихся, с которыми работает педагог.
• описание критериев, позволяющих
определить степень усвоения учащимися
нового учебного материала;
• Описание возможных путей и методов
реагирования на ситуации, когда
учитель определяет, что часть учащихся
не освоила новый учебный материал.
5.
Творческая практическая
деятельность учащихся.
(развитие эстетических чувств, духовнонравственных ценностей посредством формирования особого
отношения к жанру портрета)
Критерии: самостоятельные ответы и выводы, умение самостоятельно рассуждать, делать выводы,
осознанно строить речевое высказывание.
А что такое портрет, дайте определение? (ответ)
Проверьте, как в словаре дается определение жанру изобразительного искусства « ПОРТРЕТ»
(проверка в словаре)
А вот какие виды портрета бывают, вы узнаете, выполнив задание
На доске представлены названия видов портрета и их изображения, необходимо найти соответствие
названия изображению.
Автопортрет — портрет самого себя "Автопортрет с палитрой (в белом халате)". И.Э.Грабарь
Портрет – картина, жанровый портрет « Аленушка» В.В. Васнецов
Парадный портрет портрет Петра I А.И. Перевышко
Камерный портрет скульптор В.И. Мухина М.В. Нестеров
Групповой портрет « Богатыри» В.В. Васнецов
Парсуна — уже не икона, но еще не портрет. Князь Владимир.
(учащиеся работают на компьютере, у доски, на месте по карточка м; проверка появление
слайда на экране)
Сейчас я вам расскажу о развития жанра портрета (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Цели для обучающихся: Рассуждать о многообразии портретов, при помощи наблюдения, восприятия,
умение анализировать и обобщать демонстрационный материал; самостоятельно делать выводы,
аргументировать выводы.
Цели для учителя: проверить уровень освоения темы урока, умения учащихся анализировать и обобщать
демонстрационный материал; самостоятельно делать выводы, аргументировать выводы, активность и
содержательность, правильность ответов.
Методы: Познавательные (развитие способности смыслового восприятия изображения, наблюдение),
коммуникативный (вербальный опыт общения, диалог, формирование собственного мнения), личностные
(развитие эстетических чувств, духовнонравственных ценностей посредством формирования особого
отношения к жанру портрета)
Критерии: обобщающая беседа, умение учащихся анализировать и обобщать демонстрационный
материал; самостоятельно делать выводы, аргументировать вывод, умение работать с полученной
информацией.
В КАКОМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ ПОРТРЕТА ПОРТРЕТ БЫЛ ИКОНОЙ? (Средневековье , парсуна)
Во время просмотра вы видели изображения портретов, я предлагаю игру на внимание,
соотнесите название вида портрета к изображению :камерный, парадный, групповой, парсуна.
Петр Соколов «Портрет императрицы Александры Федоровны с детьми»
Иван Грозный
Василий Тропинин
«А.С. Пушкин»
Ф.С. Рокотов
«Екатерина II»
(работа у доски и на компьютере, проверка на экране)
О чем можно узнать, глядя на портрет?
Цели для обучающихся: Отработать полученные знания о портрете при выполнении творческой работы,
умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней, применять
знания техники коллажа.
Цели для учителя: проверить уровень освоения темы урока, умения учащихся работать самостоятельно, в
группе, умелое применение техники коллажа.
Методы: коммуникативный (общение с соседом по парте), систематизирующий, активность и
содержательность. Регулятивные (работа по образцу). Личностные (составление портрета своего друга)
Критерии: Правильность выполнения задания, составление портрета в соответствии с заданием
(ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)
Ребята, прочтите эти замечательные строки Николая Федотова (слайд со стихотворением, сроки читают
ребята)
Мы с вами разные, как суша и вода
Мы с вами разные, как лучик с тенью
Вас уверяю это не беда, а лучшее приобретенье
Мы с вами разные, какая благодать! 5.
Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной
работы для учащихся (что должны
сделать учащиеся в ходе выполнения
домашнего задания);
• определение целей, которые хочет
достичь учитель, задавая задание на
дом;
• определение и разъяснение учащимся
критериев успешного выполнения
домашнего задания.
6.
Рефлексия
Прекрасно дополняем мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущение замкнутого круга. Н. Федотов
На ваших столах находится конверт, откройте и прочтите задание, предлагаю выполнить задание по
выбору.
№1 по описанию составьте портрет.
№2 Дано лицо, дополните его вырезанными заготовками элементов лица.
№3 Составьте портрет друга
Как должен располагаться лист, почему?
Чтобы портрет получился красивым, нарядным пусть вам подскажет ваша фантазия.
Цели для обучающихся: Подготовьте сообщение, компьютерную презентацию (по выбору) на тему
«Портрет в культуре разных времен» Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках,
созвучные образам вашей портретной галереи.
Цели для учителя: умение учащимися систематизировать информацию и правильно ее оформлять.
Методы: контрольный, создание банка информации к жанру изобразительного искусства «Портрет»
Критерии
: Творческая практическая деятельность учащихся, соответствие темы содержанию.
Цели для учителя: Дать установку на полученные умения, оценивать работу обучающихся на уроке,
выставить оценки и прокомментировать их. Понять какие ощущения, эмоции у учащихся вызвал урок.
Цели для обучающихся: ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы,
умения оценивать работу своих товарищей на уроке понять какие ощущения, эмоции вызвал урок.
(отметить значком какие ощущения, эмоции вызвал урок).
Методы: коммуникативный (вербальный опыт общения, диалог, формирование собственного мнения),
личностные (развитие эстетических чувств, духовнонравственных ценностей посредством формирования
особого отношения к жанру портрета), личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха
выполненной работы)
Критерии: умения учащихся анализировать и обобщать демонстрационный материал; самостоятельно
делать выводы, аргументировать вывод.
А теперь приглашаю всех прикрепить свои работы на доску.
Ребята, какая цель была поставлена перед вами?
Посмотрите, какие красивые портреты у вас получились.
Одинаковые портреты мы видим? Костюмы?
Какие затруднения возникали в процессе работы?
А вам в дальнейшем потребуются знания о жанрах портрета?
Предлагаю вам поставить себе баллы по следующим критериям(ставить метки в сектора соответственно
оценке результата)
«мишень»(баллы)
я выполнял
задания…
было трудно…
урок дал мне
для жизни…
Узнал чтото
новое
теперь
могу…
я
Получил
радость
5
4
3
2
меня
удивило…
было интересно…
Мне очень понравилось с вами сотрудничать. Благодарю вас за внимание.
До новых встреч в мире прекрасного!
"Жанр изобразительного искусства-портрет"
"Жанр изобразительного искусства-портрет"
"Жанр изобразительного искусства-портрет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.