Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. «Жемчужное ожерелье».
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
10 кл
14.02.2018
Разработка урока по творчеству Лескова Н. С. Наряду с образовательными задачами на уроке формируются функциональные умения обучающихся: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка. На уроке ведущим методом является исследовательская беседа, используются разные формы организации: коллективная, групповая, самостоятельная. Эффективно продумано оценивание.
Урок.docx
Тема урока: Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. «Жемчужное ожерелье».
Цель урока:
1. Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами;
формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное
ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать
позицию автор.
2. Развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез,
сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в
соответствии с нормами русского языка.
3. Воспитывать квалифицированного читателя.
Формы работы: групповая.
Методы обучения: исследовательский, проблемнопоисковый, интерактивный метод обучения.
Оборудование: рабочие карты, ватман, фломастеры.
Ход урока.
Организационный момент.
Справочная 5 –минутка.
I.
II.
Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по
объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие
(Б.Томашевский).
Рожд ственский
календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным
жанром рассказа.
— литературный жанр, относящийся к категории
ее
или святочный расск зае
III.
Этап пробуждения.
— Что такое Святки? Рождество?
— С какими событиями связано Рождество? (ожидание чуда, счастья, радости )
— Какое настроение перед праздником? (Веселое, суета, сюрпризы, новогодние игрушки, мишура,
светлые, добрые лица родных).
Обсуждение: Каким должен быть повашему святочный рассказ.
Вывод: от святочного рассказа непременно требуется , чтобы он был приурочен к событиям святочного
вечера от Рождества до крещения, чтобы он был несколько фантастичен, имел какуюнибудь мораль и
чтобы оканчивался весело.
IV.
Работа с рассказом «Жемчужное ожерелье».
Сегодня мы будем анализировать рассказ Лескова. Каждая группа будет выполнять определенное
задание по тексту, но в конце у вас должно сформироваться целостное понимание текста.
Формирование групп.
Инструктаж по выполнению заданий в группах.
Критерии для оценивания выступления от группы:
1.
2.
Время 1 балл.
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы)
– 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
Доступность изложения – 1 балл
Логика изложения – 1 балл
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность 1 балл
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
3.
4.
5.
6.
109 баллов – оценка «5»
78 баллов – оценка «4»
56 баллов – оценка «3»
Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а
получают минимальный балл. Работа в группах.
1 группа.
Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.
Справочный материал.
Экспозиция— введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в
дальнейшем.
Завязка — начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее
развертывание действия.
Развитие действия — события , которые вытекают из завязки.
Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.
Развязка — финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.
Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.
Эпилог— заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими
лицами после окончания основного сюжетного действия.
2 группа.
Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.
Мораль — логический, поучительный вывод из чеголибо; нравоучение, наставление.
3 группа.
4 группа.
Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них
соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)
Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на
прямой и переносный смыслы.
1. Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;
2. Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.
3.
Приветствуются дополнительные сведения о предмете.
Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.
V.
VI.
Выступление групп.
Оценивание учителем по критериям:
Почему автор выбирает именно это образпредмет и выносит его в название.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Критерии
Время 1(0) балл
Правильность (3
балла,2 балла, 1 балл,
0 баллов
Доступность
изложения – 1 (0)
балл
Логика изложения – 1
(0) балл
Речь и
эмоциональность 1
(0) балл
Рефлексия:
(3 ,2 , 1, 0 баллов) Всего баллов
Оценка
VII.
VIII.
Рефлексия.
Домашнее задание: написать эссе.
Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. «Жемчужное ожерелье».
Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. «Жемчужное ожерелье».
Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. «Жемчужное ожерелье».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.