Песенные жанры постепенно перешли в инструментальную музыку. Мелодию, которую раньше пел голос, теперь стал
играть музыкальный инструмент без литературного текста.
Такие инструментальные произведения напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с музыкальным сопровождением.
Называются инструментальные пьесы также как и вокальные: романс,серенада, вокализ, песня. баркарола и
т. д.
Красочный тембр и яркие музыкальные интонации помогают в передаче чувств, эмоциональных состояний и переживаний. Инструментальные жанры дают возможность слушателю индивидуально воспринимать музыку и каждому " рисовать" свои музыкальные образы.
Слово "вокализ" в переводе с латинского означает "певучий,
звонкий". Это произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Оно исполняется на какой -
то слог, гласный звук или ноту. Также "вокализ" - это пьеса - упражнение для раскрытия диапазона и
развития техники голоса.
На вершине популярности находится "Вокализ" С. Рахмани -
нова .
Эта музыка может звучать в исполнении разных инструментов. Благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащих в основе разговорного и музыкального языка, голос здесь подобен инструменту, а инструмент - голосу.
С. В. Рахманинов "Вокализ" https://youtu.be/unccfxB0JNw?si=LxEo7j6-MooAtaDv
Романс - пьеса лирического содержания камерно - вокального жанра. Он похож на песню, но более певуч, имеет очень выразительную мелодию,чувственная вокальная партия здесь тесно связана с текстом.Эта вокальная миниатюра с момента
своего появления пользовалась большой популярностью.
В инструментальном "Романсе" Г. Свиридова мелодические певучие интонации воспринимаются как выразительная
речь, как исповедь души человека.Это потрясающий
заключительный аккорд сюиты , раскрывающий
всеобъемлющее тожество любви.
Г. Свиридов "Романс" из сюиты "Метель" по одноимённой повести А. С. Пушкина
https://youtu.be/31I8RhR2a4M?si=3m8jN_pJXfOPF60V
Песня без слов сама о себе красноречиво говорит ине требует разъяснений.Наибольшую известность получилипесни без слов немецкого композитора Ф. Мендельсона. Он писал их на протяжении всей жизни. Песни своимиинтонациями ярко передавали личные переживания композитора. Они напоминают произведения изобразительного искусства,отражающие впечатления от увиденного.
Такие песни пели лодочники, плавающие в гондолах по служащим улицами каналам в Венеции. Композитор здесь красочно показал мелодию и мерное покачивание в аккомпанементе.
Ф. Мендельсон "Песня венецианского гондольера" - https://youtu.be/P_XI9cJGF5U?si=oXvXdr4R08HL2az8
"Песню венецианского гондольера" Ф. Мендельсон написал в жанре баркаролы.
Баркарола в переводе с итальянского
означает "лодка, качающаяся на волнах" (песня на воде).
В девятнадцатом веке многие композиторы писали
вокальные произведения в жанре баркаролы. Самыми прославленными стали "Венецианская ночь" М. Глинки и "Баркарола " Ф. Шуберта".
Наиболее известной и признанной
инструментальной баркаролой считается пьеса П. И. Чайковского
“Июнь. Баркарола”. В своем произведении
Ф. Шуберт раскрыл живописный образ водной глади и размеренного покачивания ладьи на волнах. Мелодия сплетена из
"раскачивающихся" интонаций, напоминающих
накатывающие и откатывающие волны.
Ф.Шуберт "Баркарола" - https://youtu.be/XfdmiWxQvAA?si=giC73XfLGrn_PeHW
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.