План-конспект открытого урока по истории
1. Тема урока: Женщины в годы Великой Отечественной войны.
2. Дата проведения:
3. Класс:
4. Тип урока: урок открытия новых знаний
5. Цель урока: расширение кругозора учащихся через самостоятельную работу с дополнительными источниками информации, определение значимости подвига женщин военного времени и их особой роли в Победе, продолжить воспитание по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, уважительному отношению к прошлому и настоящему нашей страны, гордости за Родину и патриотизм.
6. Учебные задачи направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
- общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;
- организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.
2) метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- организация творческой деятельности; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание; осуществлять познавательную рефлексию по решению учебных и познавательных задач – регулятивные УУД;
- развитие умения сотрудничества: умение договариваться о распределение функций в совместной деятельности, строить монологические высказывания, аргументация своей точки зрения; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- расширить знания учащихся об участие женщин в ВОВ;
- способствовать усвоению новых понятий, знаний о вкладе женщин в историю страны и Победы;
- продолжать воспитывать чувство гордости и патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению;
- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление;
7. Используемое оборудование: мультимедийная доска, ПК, баян, атрибуты к сценкам (спасательный жилет, медицинские халаты, сумка, автомат, бумажник, солдатская пилотка, гимнастёрка, отрывки из документальных фильмов; коррекционное оборудование: очки, лупы, рельефные карты.
8. Форма проведения: беседа.
9. Методы урока: словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.
10. Новые понятия:
11. План изучения материала:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организацион ный момент. |
– Здравствуйте! К 70-летию Великой Победы мы посвящаем нашу композицию «Женщины в годы ВОВ». Надеемся на то, что познакомив с этой темой, вы заинтересуетесь ею и продолжите изучать ее самостоятельно. В год Литературы, который отмечаем мы в 2015 году, в нашем мероприятии прозвучат стихи и сценки по литературным произведениям. Мы начинаем.
|
|
Познавательные УУД, личностные УУД. Регулятивные УУД: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. |
2. Проверка домашнего задания. |
– На прошлом уроке мы обсуждали с вами тему «Начало распада Древнерусского государства». |
Д. рассказывают подготовленные сообщения по домашнему заданию. |
Коммуникативные УУД: речевая деятельность. |
3. Осмысление новой задачи (актуализация раннее изученного).
|
1. Назовите годы 2 мировой войны (1939-45 гг.). 2. Назовите годы ВОВ (1941-45 гг.). 3. Сколько государств участвовала во 2 мировой войне (более 60). 4. Назовите союзников СССР (Великобритания, США).
|
Д. отвечают на вопросы. |
Коммуникативные УУД: речевая деятельность.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
|
4. Новая тема. |
– Война – дело мужское, однако, в 20 столетие участие женины в войне, причем не только в качестве мед. персонала, но и с оружием в руках, становится реальностью. Особенно массовым это явление стало в период 2 мировой войны. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. И то с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское окружение, тяжелые физические нагрузки - все это явилось нелегким испытанием. На фронтах сражалось до 1 млн. женщин. ГКО – принял ряд постановлений о мобилизации их для несения военной службы в таких родах войск, как противовоздушная оборона, военно-автомобильные дороги, связь, войска внутренней охраны.
|
Д. Стихотворение «Ты должна» автор Юлия Друнина «Ты
Должна!»
Д. Мы представим вашему вниманию сценку по произведению «Гибель командарма Галины Николаевой» — С палубы разойдись! — донесся сверху властный и безразличный голос капитана. И сейчас же вслед за ним заверещало старческое сопрано капитанши, прозванной командой «Мы с капитаном»: — Капитан говорит: «С палубы разойтись». Не видите, палубу перекосило? И чего глядеть? Казань как Казань, который раз едем! Бомбило ее или она горела, чтобы на нее смотреть? «Разойдись с палубы», — капитан говорит! Нет у вас никакого понятия! Мы с капитаном тридцать лет по воде ходим, а таких безобразнее не видели! Это разве команда? — Это что? — Казань, — ответили ей девушки со странным, нарочитым смехом. «С ума сошла, из Казани выехали, всю ночь ехали, в Казань приехали», — подумала Катерина Ивановна и, растерянно хлопая заспанными веками, совсем уже глупо спросила: — А вчера что было? — Рио-де-Жанейро, — ответили ей с тем же нарочитым смехом. — Кончили курорт! — резко, даже зло сказала черная Вера, а спокойная синеглазая Лена посмотрела на нее с жалостью и объяснила: — Ночью на катере привезли приказ поворачивать и без остановок идти на Сталинград. — Куда везут? — спросил он. — До Казани. Вам удобно лежать? — Танки! Да что тапки без самолетов! Самолетов у нас мало. Самолетов! — У вас первое ранение? Мне кажется, л вас где-то видела, — спросил женский голос, такой свежий и мягкий, что казалось, обладательница его должна быть обязательно с мокрыми волосами и полотенцем за плечом. Антон открыл глаза и увидел молодую женщину в халате и в белой шапочке. У нее было смугло-бледное полудетское лицо с коричневыми тенями под темными влажными глазами. В лице, в голосе, в позе этой женщины было что-то удивительно мирное и домашнее. Она утомлена без нервозности, внимательна без напряжения. Она говорила с лейтенантом, у которого было бабье лицо. — Я вас где-то видела, мне ваше лицо знакомо, — говорила она. — Нет, вы меня не видели, — ответил тот, улыбаясь. — Это у меня не мое лицо. И нос не мой, и подбородок не мой, и зубы не мои. Я свое лицо в лепешку расшиб, а это мне доктора сделали. — Он улыбался, и уродливая улыбка человека с чужим лицом показалась Антону прекрасной. — У него нос из бараньего хвоста сделан, — весело сказал кавалерист. — Ему сперва хотели из человечьего хряща делать, не подошло. Не приживает. Взяли птичью кость, опять не подходит. Взяли бараний хвост, приставили — как раз подошло. Он носом и шевелить может, как баран хвостом. Человек с чужим лицом засмеялся и пошевелил носом, что и на самом деле напоминало движение бараньего хвоста. Все засмеялись, и Антон тоже улыбнулся. — Проснулись, родной! Ну, как вы себя чувствуете? — спросила женщина. Антон хотел повернуться, но повернулись только голова и плечи, нижняя часть тела была тяжелой и неподвижной. — Шевельнуться не могу! — сказал он с удивлением и вдруг почувствовал на спине что-то мокрое и горячее, и по простыне с краю поползло влажное пятно. Он не понял, в чем дело, и растерянно оглядывался. — Вот и хорошо, — ласково сказала женщина. — Сейчас простыни переменим. Вы не волнуйтесь, при ранениях позвоночника это бывает. — Немецкий десант на берегу, — сказал он. Фарватер проходил у самого берега, и орудия били в упор. Пароход стал круто заворачивать и остановился на полповороте. На палубе метались люди. Белокурая санитарка выбежала на палубу и сразу упала... — Почему остановились? — спросил кто-то в коридоре. Ответили отчетливо и спокойно: — Повреждена машина и перебита цепь рулевого управления. — Доктор, доктор! — прозвучал знакомый голос. Из ближней каюты на нее смотрели блестящие, напряженные и одновременно очень спокойные глаза раненого танкиста. Казалось, он смотрел издалека, было в его взгляде непередаваемое спокойствие уже все решившего человека. Она подошла к нему. — У вас нет пояса? Возьмите мой. Он с трудом вытянул из-за спины пробковый пояс, подал ей и приказал: — Плывите! Она смотрела на его бледное лицо с плотно сжатыми углами длинного рта, широко открытыми блестящими глазами, и ей казалось, что никто в мире не был ей роднее, чем этот юноша. — Я не поплыву одна. Мы поплывем вместе на одном поясе, — сказала она с отчаянием, не веря своим словам. Его лицо озарилось такой благодарностью, таким светом радости и гордости за нее, словно он ждал этих слов и боялся не услышать их. Но голос его звучал ровно: — Мне не доплыть, доктор, я не могу шевелиться. Не стойте здесь. Прощайте. Он протянул большую, розовую от вечернего света, теплую и такую живую руку. Она взяла ее и, вместо того чтобы уйти, села к нему на постель и с силой сжала его пальцы. Тишина, сорванные двери, брошенная на пол раковина, невытертая кровь, стянутые с полки матрацы — все уже было мертво здесь. Только они двое были живыми на тонущем пароходе, и юноша, окликнувший ее в свой смертный час, был ей бесконечно дорог. — Доктор, у вас нет оружия? — спросил он, оживляясь и приподняв голову. — Нет. — Неужели на пароходе ни у кого не было оружия? — Была винтовка у вахтенного. — Доктор, принесите мне ее. Она снова спустилась вниз, обойдя полпарохода, с трудом отыскала винтовку и принесла ее Антону. Он нетерпеливо схватил ее, пересчитал патроны и попросил: — Помогите мне повернуться. Она помогла ему лечь так, чтобы можно было стрелять. Он глубоко, как перед прыжком, вздохнул и сказал Катерине Ивановне: — Ну, прощайте, плывите. Когда вы отплывете, я буду стрелять. Но у нее не хватило сил на то, чтобы уйти. Беспомощным женским движением она прильнула щекой к его плечу. Превозмогая боль, он осторожно гладил ее по голове. Он утешал ее, словно не он, а она оставалась умирать на пароходе. Он был благодарен ей. Своим беспомощным жестом она дала ему радость еще раз почувствовать себя сильным, смелым, мужественным. Он не ошибся: в ней было удивительное свойство без слов угадывать и поступать так, как ему было нужно. И сейчас она делала самое лучшее из того, что могла, — она помогала ему умирать так, как должен умирать мужчина. Он смотрел на нее с нежностью, и пальцы его перебирали ее прохладные тонкие волосы. Все сильнее пахло гарью и дымом. — Плывите, — сказал Антон. — Пора. И для того чтобы облегчить ей уход и утешить ее, добавил, печально улыбнувшись: — Ведь скоро стемнеет, может быть, вы и успеете приехать за мной на шлюпке. Она знала, что это невозможно, она понимала, что ему хочется утешить ее, но инстинктивно, обманывая себя, она ухватилась за эту мысль и стала надевать пояс. — Возьмите, — сказал он и подал ей бумажник. — Это документы. Не болезнь, не вода, не огонь – все таки пуля! Ему пробила висок. |
Коммуникативный УУД: умение слушать. Личностные УУД: готовность к сотрудничеству, интерес к общему делу.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: (логические, доказательства).
Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и взаимодействие в группе.
Личностные УУД: (действие смыслообразования, «какое значение имеет для меня учение»)
Личностные УУД: умение оценивать героические поступки женщин ВОВ.
Коммуникативные УУД: вырабатывать совместные решения при работе в группе, формулировать собственное мнение.
Познавательные УУД: извлечение нужной информации из прослушанного.
|
5.Просмотр отрывка из фильма «Женский лик Победы» |
– Женский полк ночных бомбардировщиков подполковника гвардии Евдокии Бершанской, летая на одномоторных самолетах У/2 , бомбил немецкие войска на Керченском полуострове в 1943-44гг. а позже- в 1944-45гг. воевал на первом белорусском фронте, поддерживая войска маршала Жукова, и войска первой армии Польского. Базировался полк в 8/10 км. От линии фронта, взлетно-посадочная полоса им нужна была всего метров 200. Нес у/2 до 200 кг бомб на расстояние до 100 км в немецкий тыл. |
Д. ставят отрывок фильма «Женский лик Победы». Просмотр отрывка и его обсуждение. |
Коммуникативный УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера.
|
6. Рассказ о Кате Петлюк. |
|
Д. Катя Петлюк - одна из 19 женщин, чьи нежные руки водили танки на врага. Она была командиром легкого танка Т / 60 на Юга - западном фронте Западнее Сталинграда . Для удобства в бою каждая машина имела свое имя. А на башне танка Петлюк было выведено "Малютка". Танк ее был связным. Она шла позади Т/34 и, если какой-то из них был подбит, то она помогала танкистам: доставала запасные части, была связной - не на всех т34 были радиостанции. (Фильм - Дунькин полк; Фильм – Людмила Павлеченко)
|
Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: умение оценивать героические поступки женщин в ВОВ |
7. Просмотр отрывка из фильма «Дунькин полк». |
– Давайте посмотрим отрывок из фильма «Дунькин полк». |
Д. ставят отрывок из фильма «Дунькин полк», обсуждение фильма. |
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативный УУД: умение слушать и вступать в диалог. |
8. Попурри на военную тему. |
– На фронт и в мед. санбаты приезжали бригады с концертными программами. Эти мероприятия поднимали дух воинов. – Послушайте мелодии военных лет. Посмотрите русский танец. |
Исполнение мелодий военных лет на баяне. Исполнение русского танца. |
Коммуникативные УУД: умение слушать |
9. Женщины в тылу. |
– Использование женского труда на производстве показала еще одно величайшее преимущество СССР. Женщины овладели такими профессиями как токарь, слесарь, фрезеровщик, инструментальщик, инженер-технолог. Доля женского труда среди рабочих и служащих составляла 55,3 % , в сельском хозяйстве 80%.
|
Стихотворение «Ты должна» автор Юлия Друнина: Я
ещё, ребята, не жила… И
бойцы вокруг неё толпятся Через
много лет в глазах любимой, Вздрогнет
он и отойдет к окошку, Там,
где возле черного сарая,
|
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать.
Личностные УУД: самоконтроль. |
10. Сценка «Возвращение Андрея Платонова». |
– Посмотрите сценку «Возвращение Андрея Платонова». |
Ты
отец, что ль? - спросил Петрушка, когда Иванов его обнял и поцеловал,
приподнявши к себе. - Знать, отец. -
Люба, - спросил Иванов жену, - ты что же мне ничего не говоришь как ты это
время жила без меня, как твое здоровье и что на работе ты делаешь?.. Потом
Иванов спросил у жены: Отец
замолчал, а потом зажег спичку, чтобы раскурить трубку. - А вы какие? - с обидой спросила мать. - Что значит - все мы такие? Я не такая... Я работала день и ночь, мы огнеупоры делали для кладки в паровозных топках. Я стала на лицо худая, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет... Мне тоже было трудно, и дома дети одни. Я приду, бывало, дома не топлено, не варено ничего, темно, дети тоскуют, они не сразу хозяйствовать сами научились, как теперь, Петрушка тоже мальчиком был... И стал тогда ходить к нам Семен Евсеевич. Придет - и сидит с детьми. Он ведь живет совсем один. "Можно, - спрашивает меня, - я буду к вам в гости ходить, я у вас отогреюсь?" Я говорю ему, что у нас тоже холодно и у нас дрова сырые, а он мне отвечает: "Ничего, у меня вся душа продрогла, я хоть возле ваших детей посижу, а топить печь для меня не нужно". Я сказала - ладно, ходите пока: детям с вами не так боязно будет. Потом я тоже привыкла к нему, и всем нам было лучше, когда он приходил. Я глядела на него и вспоминала тебя, что ты есть у нас... Без тебя было так грустно и плохо; пусть хоть кто-нибудь приходит, тогда не так скучно бывает и время идет скорее. Зачем нам время, когда тебя нет!
|
Коммуникативные УУД: слушание и понимание.
Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и взаимодействие в группе.
Коммуникативные УУД: речевая деятельность.
Личностные УУД: готовность к сотрудничеству, умение оценивать героические поступки женщин в тылу.
Коммуникативные УУД: вырабатывать совместные решения при работе в группе, формулировать собственное мнение. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации. |
11. Итог мероприятия. |
– Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев говорил: «Образ женщины-бойца с винтовкой в руках, у штурвала самолета, образ санитарки, сестры или врача с погонами на плечах будет жить в нашей памяти, как светлый пример, самоотверженности и патриотизма. – Мы завершили наше мероприятие. Надеемся, что для вас сегодня прозвучала новая информация, и она будет полезной. Благодарю всех за участие и внимание.
|
Стихотворение «Кто говорит, что на войне не страшно» автор Юлия Друнина Кто говорит, что на войне не страшно Я
столько раз видала рукопашный,
|
Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей, адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению. Личностные УУД: самоконтроль и самооценка. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.