2 ния, такими как дактилология (ручная
По данным Всемирной федерации глухих (ВФГ) число неслышащих людей в мире около 70 миллионов или 0,1 процента населения, однако лиц со сниженным слухом, например, по возрасту, значительно больше – до 10%. Причины, приводящие к частич- ной или полной потере слуха, бывают различными – болезнь, травма, приме- нение антибиотиков, наследственная предрасположенность. Если у чело- века имеется остаточный слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия слуха относят к глухим. Есть глухие, потеряв- шие слух в раннем возрасте, до появ- ления словесной речи, а есть люди, потерявшие слух в более позднем возрасте, когда они уже овладели сло- весным языком – их относят к катего- рии позднооглохших. Кроме глухих и слабослышащих, есть категория людей с различным уровнем потери и слуха, и зрения, их называют слепоглухими.
У людей с нарушением слуха зача- стую возникает барьер, затрудняющий или полностью исключающий вос- приятие разговорной речи. Но они не оторваны от общения. Глухие имеют собственный язык – национальный же- стовый язык со своей особенной грам- матикой. Он не хуже и не лучше других языков, он просто другой. Кроме того, глухие и слабослышащие пользуются дополнительными средствами обще-
азбука), калькирующая жестовая и словесная речь в письменной или устной форме. Слепоглухие использу- ют особые способы общения – дермо- графия (письмо на ладони), система Лорма, система Брайля, визуальная
и контактная дактилология и нацио- нальный жестовый язык – визуальный и контактный.
В данной публикации мы расска- жем более подробно о средствах об- щения и правилах общения с глухими и слабослышащими.
![]() |
Многие глухие, особенно молодые люди из крупных городов, не счита- ют себя инвалидами, а относят себя
к социокультурному меньшинству. Сообщество глухих, разделяя и ува- жая культуру и нормы большинства («слышащего»), считает себя особой группой, у которой, как у любой наци- ональности, есть свой язык, культура, история, свои правила поведения и этика общения, общественные орга- низации. Отметим еще, большинство глухих обучались в специальных школах-интернатах, и они, как прави- ло, выбирают себе супругов из своего круга. Поэтому можно говорить об определенной субкультурной общно- сти, ядро которой образуют неслыша- щие из семей глухих, прирожденные носители жестового языка.
Чтобы не было взаимонепони- мания или, если Вы хотите избежать неловких
ситуаций, следует учитывать некоторые особенности общения.
Мы уже говорили выше, что суще- ствует несколько типов и степеней глухоты и соответственно есть много способов общения с людьми, которые плохо слышат (голосом, жестами, пе- реписка на бумаге). Если Вы не знаете, что предпочесть, спросите у них.
В любом случае, для неслышащих очень важен визуальный контакт, то есть Ваше лицо должно быть обращено к глухому собеседнику, должен быть контакт «глаза – в глаза». Если Вы отво- дите глаза, то это может воспринимать- ся как нежелание общаться, обида или пренебрежение. Во время разговора Ваше лицо и рот не должны быть при- крыты руками, чтобы глухой человек смог видеть артикуляцию ваших губ, и лицо должно быть хорошо освещено.
Не следует кричать и очень по- вышать при разговоре голос, крик искажает артикуляцию, а человеку со слуховым аппаратом может просто причинить физическую боль. Также Ваше лицо при этом может выглядеть сердитым, что помешает глухому пра- вильно понять Вас. Главное – говорить спокойно и четко, короткими, просты- ми фразами.
Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое
предложение. Используйте общие 3
жесты, пантомиму. Убедитесь, что Вас
поняли и не стесняйтесь переспро- сить, понял ли Вас собеседник.
Если Вы видите, что Вас не по- нимают, то лучше написать глухому собеседнику то, что хотели сказать. Но не следует писать и говорить одновре- менно, ведь неслышащий не видит в это время Вашего лица и губ. Однако, надо помнить, что для ряда глухих письменное общение также может представлять проблему, ведь для не- которых из них, как для иностранцев, русский язык не является родным язы- ком. Увы, это не их вина, а беда нашей системы образования.
Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, тех- нический или другой сложный термин или адрес – передайте ее в письмен- ном виде – на бумаге, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
Для переписки можно воспользо- ваться не только карандашом и блок- нотом, но и мобильным телефоном, планшетом и т.п.
У большинства неслышащих лю- дей «глухой» голос, искажена речь, нечеткие звуки при произношении, неточная интонация, неверные уда- рения в словах. Но ведь они не могут
4 слышать и контролировать свою речь!
перевод, хотя бы объясните глухому, о
Не
отмахивайтесь от глухого собесед- ника
сразу, попросите его повторить и
тогда сможете понять, что он хочет от вас. У многих
позднооглохших
или слабослышащих очень внятная и разборчивая речь, иногда с «ино-
странным акцентом», но это не значит, что они Вас хорошо слышат. И если Вы не поняли, можно попросить глухого написать его вопрос.
Глухие имеют право на услуги переводчиков жестового языка прак- тически во всех сферах жизни. Одна- ко сервис переводческих услуг еще недостаточно развит в РФ, квалифи- цированных переводчиков очень не хватает. Вот почему даже минималь- ные знания жестового языка с Вашей стороны смогут облегчить глухим доступ к информации.
Если же Вы общаетесь с глухим через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не стоит вовлекать в беседу самого пере- водчика или вообще переключаться на него. Старайтесь избегать фраз, обращенных к переводчику, таких как:
«Скажите ему», «Я вам расскажу, Вы потом переведете».
Общаться между собой устной ре- чью в присутствии глухого не этично. Глухой ощущает себя окруженным сообществом бормочущих иностран- цев. Если невозможен синхронный
чем Вы беседуете или вовлеките его в вашу беседу иным образом.
Существует ряд общепринятых спо- собов привлечения внимания глухих. Глупо кричать вслед уходящему глухо- му «Вернись» или звать «Вася! Вася!» читающего газету глухого. Для привле- чения внимания можно использовать махание рукой, но не перед лицом.
Широкие взмахи рукой хорошо видны издалека. У глухих (точнее, пользова- телей жестового языка) развито пери- ферийное зрение, поэтому движения руками им легко заметить.
Для привлечения внимания на рас- стоянии можно также помигать светом в помещении или мобильным теле- фоном (т.е. включить – выключить).
Можно топнуть несколько раз по полу в помещении, при условии, что пол деревянный, а не кафельный; ударить пару раз по предмету (например, по столу) – вибрация будет передаваться через костную проводимость. Если глухой находится очень далеко, можно попросить другого человека привлечь его внимание.
Если глухой находится близко от Вас, но не смотрит на Вас, не нужно
«нападать» на него сзади, надо просто дотронуться до его плеча или руки выше локтя, похлопать по плечу, руке.
Глухие обычно предупреждают собеседника, что им нужно отойти
куда-либо, поэтому, естественно,
ждут этого от слышащего собеседника. Если Вы услышали какой-то звук, например звонок телефона в другой комнате, звонок
в дверь, предупредите глухого об этом и только тогда уходите.
Важно также давать информацию о внешних звуках, которые влияют на
ситуацию общения – звук сирены за окном, мяу- канье кошки
и т.п.
Если Вам необходимо пройти сквозь группу глухих, разговарива- ющих на жестовом языке, не стоит пролезать между ними, пригнувшись, пытаясь «просочиться незаметно», лучше просто быстро пройти.
Для культуры общения глухих характерен ряд особенностей, но надо учитывать хотя бы некоторые из них, чтобы не возникло несправедливых обид или непонимания.
Глухие зачастую прямолинейны и говорят все в лицо (типа «Что с тобой? Почему плохо выглядишь?») – не нуж- но обижаться или стесняться: никакой подковырки здесь нет, и глухой обыч- но ничего обидного или плохого не имеет ввиду, лишь проявляет к Вам участие.
Когда глухой задает вопрос, не нуж- но давать уклончивые ответы, «ходя вокруг да около» – дайте четкий ответ. Но когда глухой просит Вас расска- зать о каком-то событии, он ожидает
услышать подробный рассказ, а не 5
несколько слов-отговорок.
Жестовые имена – важное и инте- ресное явление культуры глухих. Чле- ны сообщества глухих – сами глухие и связанные с ними слышащие люди, по- мимо «паспортных» имен, имеют еще и жестовые имена, когда один жест обозначает конкретного человека. Это может быть связано с «говорящей» фамилией (Белов – жест «БЕЛЫЙ», Веселов – жест «ВЕСЕЛЫЙ», Кузнецов
– жест «КУЗНЕЦ»), или с какими-то особенностями внешности (шрам, бакенбарды, высокий рост, очки и т.п.), манерами поведения (почесывание, поправление прически) или характера (наивный, строгий).
Если Вы с глухим решили чокнуться рюмочкой, обязательно посмотрите ему при этом прямо в глаза и улыбни- тесь.
В любом общении главное – это взаимное уважение и желание быть понятым. Не бойтесь ошибаться и про- бовать. Ваши искренность и благоже- лательность обязательно помогут вам наладить контакт.
6 (Жестовая речь) …есть подлинная
речь во всем богатстве ее функцио-
ЖЕСТОВОЕ ОБЩЕНИЕ ГЛУХИХ нального значения.
Жестовый язык в руках тех, кто им владеет, – самый красивый и выра- зительный язык, которому в каче- стве средства общения и средства обратиться к сознанию глухих – ни в природе, ни в искусстве нет достой- ной замены.
Люди, не владеющие этим языком, не в состоянии осознать все возмож- ности, которые он открывает глухим, понять его мощное влияние на нрав- ственное и общественное счастье тех, кто лишен слуха. Тот, кто не знает же- стового языка, не сможет оценить его чудесной способности доносить мысли до интеллекта, который в противном случае был бы обречен на пребывание в вечной тьме. Не сможет такой человек понять и важности этого языка для глухих. Пока на Земле живут хотя бы двое глухих, будет существовать и жестовый язык.
Лев Выготский, великий психолог
Жестовый язык – самостоятельная и существенно отличающаяся от сло- весных языков система, обладающая своеобразной, богатой и сложной по структуре лексикой и грамматикой, разнообразными способами выраже- ния смыслов и отношений между смыс- лами. Это факты современной науки.
Галина Зайцева, сурдопедагог, профессор
Мы неотделимы от жестового язы- ка. Все, что у нас есть самого личного, сокровенного, все связано с жестовым языком. Даже сны мы видим на жесто- вом языке.
Татьяна Давиденко, Вера Ежова, глухие преподаватели ЖЯ (1998)
Дж. Шюйлер Лонг, заведующий учебной частью школы
для глухих штата Айова (1910)
Было бы по крайней мере безрас- судно, если не бесчеловечно, с самого начала… запретить глухонемому употребление жестового языка. Это означало бы переломить его природу.
Виктор Флёри, директор Санкт-Петербургского училища глухонемых (1835)
Вы, конечно, видели, как глухие общаются между собой на жестах. Это и есть русский жестовый язык (РЖЯ). Это не пантомима, не мимика, а пол- ноценная, сложная лингвистическая система, со своими правилами, во многом отличными от грамматики рус- ского языка. Один жест представляет собой символ, выражающий опреде- ленное понятие (одно или несколь-
ко слов). Жест представляет собой комбинацию из нескольких элементов:
форма руки, место исполнения жеста, направление и
характер движения, выражение
лица. При изменении лишь одного
из компонентов меняется смысл и значение жеста. Различают две
группы жестов – жесты, у которых артикуляция совпадает со словом рус- ского языка, и жесты, имеющие свой особый немануальный компонент.
Иногда кажется, что все жесты иконичны, то есть, образны и связаны с конкретным предметом, например жест ДОМ – руки, показывающие кры- шу дома. Такие жесты, конечно, есть, но их не так много, как кажется. Боль- шинство жестов – условные символы.
Интересно, что в отличие от сло- весных языков, которые считаются линейными языками – ведь слова сле- дуют друг за другом, жестовые языки используют трехмерное пространство, так как есть возможность показать несколько жестов одновременно.
Многое из того, что в словесной речи происходит, линейно разво- рачиваясь во времени, в жестовом языке становится одновременным, сосуществующим и многоуровневым. То, что представляется элементарным, является на самом деле сложнейшим трехмерным переплетением про- странственных рисунков, непрерывно сменяющих друг друга.
Это очень важная черта грамматики жестового языка, которая, как мы го- ворили выше, отличается от граммати- ки русского языка. Например, обычно на первое место ставится наиболее
значимое понятие: для передачи 7
смысла «папа приготовил шашлык»,
если важно, что это папа или дедушка, то жест ПАПА будет на первом месте, если же важен шашлык или плов, то жест ШАШЛЫК будет доминировать в высказывании. Отрицание чаще ста- вится после глагола, вопрос – в конце предложения, определение – после существительного.
Конечно, выучить такой язык непро- сто, как и любой другой – английский или китайский. Но есть еще и другая форма общения, которая называется калькирующей жестовой речью (КЖР), здесь просто под слова русского языка подставляются жесты и полу- чается такая видимая форма устной речи. Калькирующей жестовой речью часто пользуются позднооглохшие или слабослышащие люди, переводчики, которые не смогли овладеть настоя- щим жестовым языком. Тем не менее, даже такое использование жестов способствует общению глухих и слыша- щих, преодолевает информационные преграды. Вас поймут, особенно, если неслышащий собеседник хорошо знает русский язык, ведь в основе КЖР – грамматика словесного языка.
Сколько жестов в русском жесто- вом языке? На этот вопрос невозмож- но точно ответить, но достаточно, чтобы обеспечить свободную комму- никацию по нужным темам. В интер- нет-словаре spreadthesign.com пока около 10 тысяч жестов, но это очень далеко не все.
8 Иногда приходится слышать такое
гательным средством общения, явля-
мнение о жестовом языке – это не язык, так как у него нет письменной формы. Во-первых, с точки зрения лингвистики, письменная форма речи ни в коей мере не может быть доказательством принадлежности к языку. Во-вторых, многие языки мира
не имеют вообще письменной формы. А, в-третьих, знание структуры жеста позволяет записывать жесты и жесто- вые высказывания. Система записи же- стов называется нотация или жестовая письменность. В мире есть несколько систем записи жестов, в зависимости от цели используются более сложные или более простые.
![]() |
Дактилология (от греч. daktylos – палец + logos – слово, речь) – алфавит, в котором каждая буква воспроизво- дится пальцами руки (рук). Впервые знаки дактилологии были опубли- кованы в 1593 г. испанским монахом Йебра (M. De Yebra) для общения монахов во время обетов молчания. В дальнейшем дактильный алфавит был применен в обучении глухих детей.
Специфика дактильной речи заключе- на в том, что она состоит не из звуков (фонем) и букв (графем), а пальцевых знаков (дактилем), которые образуют- ся движениями кисти руки и формой пальцев и воспринимаются зрительно. Дактилология служит глухим вспомо-
ется частью национального жестового языка, в частности, для передачи имен собственных, некоторых терминов. В настоящее время существуют и широ- ко применяются дактильные алфавиты различных национальных языков. По составу дактилология может быть од- норучной, двуручной, комбинирован- ной (одни дактилемы показываются обеими руками, другие – одной). Есть дактильные системы, где одному знаку соответствует одна буква письменного языка, есть – целый слог. По данной типологии русская пальцевая азбука является одноручной, копирующей и буквенной. Русская дактилология была разработана в начале XIX века, и в ее основе лежит французская пальцевая азбука (а та, в свою очередь имеет испанские корни). В России дактило- логия довольно широко применяется в обучении глухих, представляя собой
«видимую» русскую речь, «письмо в воздухе».
При дактилировании следует придерживаться ряда правил:
– необходимо дактилировать в соот- ветствии с нормами правописания, т.е. правилами орфографии (мы говорим
«кАрова», но дактилируем «к-о-р-о- в-а»);
– дактильная речь сопровождается одновременной артикуляцией (прого- вариванием слова или фразы);
– при дактилировании рука, согнутая в локте, не закрывает лицо, выносится
немного вперед на расстояние чуть ниже уровня
плеча;
– при дактилировании рука находится на одном месте, не двигается ни вверх, ни вниз, чтобы одновременно мож-
но было видеть и выражение лица, и артикуляцию, и дактилемы;
– дактильные знаки показывают точно и четко;
– дактилирование ведут плавно и слитно, паузы между буквами должны быть минимальными;
– дактилируемые слова разделяются паузой, фразы – остановкой;
– правши дактилируют правой рукой, левши – левой;
– темп дактилирования должен макси- мально приближаться к темпу разго- ворной речи;
– в случае ошибки или непонимания повторно дактилируется все слово.
Дактилирование – сравнительно медленный способ общения. В отли- чие от напечатанного или написанно- го слова, которое наш глаз схватывает сразу целиком, здесь предъявление каждой буквы происходит последова- тельно, и человек вынужден побуквен- но соединять знаки в слова и фразы.
Мы уже говорили выше, что суще- ствуют различные жестовые языки, но нет единого жестового языка.
Сейчас в мире насчитывается около
140 национальных жестовых языков. 9
Некоторые из них более похожи друг
на друга, и относятся к одним языко- вым семьям, некоторые очень раз- личны. В ситуациях, когда собираются глухие из разных стран, например,
на конгрессах Всемирной федерации глухих (ВФГ) или Международно-
го комитета спорта глухих (МКСГ), международных конференциях или соревнованиях, то для общения и для передачи официальной информации используется определенная система международного жестового общения глухих или IS – International Sign. ВФГ и Всемирная ассоциация переводчи- ков жестового языка (ВАПЖЯ), а также некоторые лингвисты утверждают, что IS не является полноценным естественным языком, хотя на нем можно передать практически любую информацию. Для IS используется определенный набор жестов, больше иконичных (образных) жестов, ха- рактерно повторение или парафраз, объяснительный перевод, элементы пантомимы. Понимание IS основано также во многом на том, что использу- ются грамматические правила многих западных жестовых языков.
Система числительных очень проста и наглядна. Для собственных имен используется международная дактилология, в основе которой лежит американская ручная азбука. Между- народный дактильный алфавит был разработан в 1963 году и используется во многих странах мира.
10
При международном общении
тикулируя, или написать на бумажке,
очень важно учитывать всех участ- ников
коммуникации, например, на крупных международных мероприяти- ях работают переводчики IS, которые ориентируются
на смешанную аудито- рию глухих из разных стран. Несмотря
на такие возможности, ВФГ и ВАПЖЯ призывают
к использованию перевод- чиков
национальных жестовых язы- ков,
которые могут обеспечить 100% понимание
и возможность участия в дискуссии.
Часто задают вопрос – а могут ли глухие из разных стран просто понять друг друга, если их жестовые языки разные? Да, могут, о принципах меж- дународного жестового общения мы уже говорили, но глухие участники ди- алога адаптируют свои национальные жесты, как бы «идут навстречу друг другу», поэтому при условии, что глу- хой или слышащий свободно владеют национальным жестовым языком, ком- муникабельны, имеют выразительную мимику, общение проходит без особых затруднений.
1) Мне очень жаль! Извините! (уз- нав, что собеседник глухой, Вы разво- рачиваетесь и уходите)
С глухими можно договориться!
Если Вы хотите что-то сказать глухому, стоит повернуться к нему лицом и произнести что-то, разборчиво ар-
набрать текст в мобильном телефоне.
Ну, для этого нужны ГЛАЗА! А как слышащие водят машину, когда слуша- ют громкую музыку?! Беспристрастная статистика показывает, что глухие (в процентном отношении) реже попа- дают в автомобильные аварии, чем слышащие. Между прочим, в начале 1970-х был проведен всероссийский эксперимент по изучению возможно- сти допуска глухих к управлению авто- мобилем. Его результаты убедительно показали, что глухота не является препятствием. И в августе 1975 года вышел приказ Минздрава «О порядке медицинского освидетельствования и допуска к управлению автотранспор- том глухих и тугоухих лиц». Кстати, за границей – в основном в США – есть глухие владельцы частных самолетов и яхт.
Смешно! Есть глухие кандидаты наук, люди с одним и более высшими образованиями. Но, в целом, среди глухих есть немало людей, которые пишут не очень грамотно – в конце концов, для них русский – не родной язык.
Понятно, что первое благородное намерение – найти что-то общее, но, простите, не разбирать слов в шумной
толпе и потеря слуха – это все-таки разные
вещи!
Способность читать с губ дана не каждому глухому. Для этого надо хоро- шо знать словесный язык. А считывать с губ на большом расстоянии вообще невозможно.
Конечно, есть свои серьезные минусы, но это точно не так ужасно, как кажется. Вы сразу представляете, что будете отрезаны от мира, так? Но глухие свободно общаются с себе по- добными на жестовом языке. Есть пе- реводчики жестового языка, которые помогают глухим в разных ситуациях. Потеря слуха не мешает глухим вести тот же образ жизни, что и слышащие вокруг них. В общем, даже если Вы так считаете – не стоит так говорить.
Слуховой аппарат не превращает глухих или слабослышащих в слыша- щих. Все равно требуется напряжен- но следить за артикуляцией, иногда прибегать к жестам или дактилологии, чтобы понять, о чем идет речь.
Последнее время встречается мно- го людей, которые с первых минутах
знакомства начинают агитировать за КИ, базируя свои утверждения на том, как прекрасно слышать пение птиц
и звуки музыки. Принятие решения о кохлеарном импланте – серьезный шаг, требующий учета многих факто- ров, о которых Вы можете и не знать.
Вообще сам факт того, что нужно что- то исправлять – вопрос достаточно спорный и чувствительный. Лучше не поднимать эту тему, если Вы далеки от мира глухих.
Позднооглохшие особенно часто слышат этот «комплимент» абсолютно от всех слышащих людей, иногда даже от переводчиков жестового языка.
Почему кавычки? Его подтекст ведь состоит в том, что умственные спо- собности человека оцениваются по разборчивости его речи. То есть те, кто не так хорошо говорит – вероятно, не так умны. Так что, слышать такую фразу
– это всегда как нож в спину. На самом деле, при разборчивой устной речи еще сложнее объяснить людям, что человек полностью глухой.
МИФЫ И ФАКТЫ О ГЛУХИХ
О неслышащих людях ходит мно- го мифов и выдумок. На самом деле глухой ничем не отличается от любого другого человека.
Миф: Инвалиды по слуху – глухоне- мые.
11
12
Факт: Слово «глухонемой» некор-
Миф: Глухонемые – умственно
ректно в отношении людей с
нару- шением слуха. Большая часть глухих может говорить голосом, пусть и не всегда четко и ясно. К тому же, же- стовый язык является полноценным языком, на котором глухие могут вы- ражать любые свои мысли. Правиль-
но таких людей называть – «неслы- шащие», «глухие»,
«слабослышащие» или «люди с нарушениями слуха». Для многих
глухих людей термин «глухо- немой» является оскорбительным. И кстати, незнание
слышащими жесто- вого языка – еще не повод называть глухих немыми – как это делали наши предки,
называя гостей из Европы
«немцами».
Миф: Глухонемые – неграмотные, не умеющие читать и писать.
Факт: Так же, как и слышащие, глу-
хие учатся в школах, получают образо- вание, читают книги и газеты, смотрят фильмы (с субтитрами!), пользуются Интернетом. Среди глухих много ква- лифицированных специалистов – ин- женеров, программистов, педагогов, есть и люди творческих профессий
– художники, актеры, поэты, журнали- сты. Центральное правление Всерос- сийского общества глухих (ВОГ) издает журнал «В едином строю», Московская городская организация ВОГ – газету
«Мир глухих», Челябинское региональ- ное отделение ВОГ – газету «Жизнь глухих»; в Интернете много сайтов, созданных глухими для глухих.
отсталые люди.
Факт: Нарушение общения влечет за собой нарушение умственного раз- вития, социальных навыков, речевого развития и эмоционального отноше- ния. Это, кончено, может случиться, это случается часто, если ребенок рождает- ся глухим. Ребенка следует вооружить не только языком, но и мышлением.
Иначе он окажется пленником конкрет- ного, чувственно воспринимаемого мира. Опасность эта многократно возрастает, если ребенок глух и слыша- щие родители (90% глухих детей имеют слышащих родителей!) не знают, как общаться с ребенком, и используют ру- диментарные формы диалога и языка, что не способствует развитию детского интеллекта. Эта проблема снимается, если родители изучают жестовый язык. Но, как ни парадоксально, многие родители в России не желают усваивать жестовый язык и даже дактилологию (изучение ручной азбуки требует
каких-то 1-2 часов), тем самым лишая ребенка и себя радости общения.
Но, так или иначе, занятия в специ- альных детских садах и школах, обще- ние глухих между собой делают свое дело – умственно отсталых людей среди глухих очень мало.
Миф: Все глухие – воры!
Факт: Увы, просто пресса предпо- читает писать о преступлениях, а не
о достижениях людей с нарушением слуха. И, к сожалению, делает это
зачастую тенденциозно: когда украл
Иван – пишут: украл Иван, а когда украл
Абрам – пишут: украл еврей. Порядочных
людей среди глухих – большинство.
Миф: Если глухие говорят на жесто- вом языке, то они – неграмотные.
Факт: Многие глухие предпо-
читают говорить на своем родном жестовом языке, который имеет свои правила и свою сложную грамматику. Но многие из них также могут хорошо владеть русским языком.
Миф: Язык глухих людей не являет- ся настоящим языком.
Факт: Язык общения глухих пра-
вильно называть жестовым языком, а не мимикой (мимикой называют разные выражения лица) и не язы- ком жестов (так называют язык поз и движений тела). Существуют наци- ональные жестовые языки (русский
жестовый язык – РЖЯ (RSL), американ- ский жестовый язык – ASL, британский жестовый язык – BSL и т.п.). Лингвисты всего мира признают жестовые языки глухих полноценными лингвистиче- скими системами.
Кстати, американская исследова- тельница Урсула Беллуджи и ее коллеги установили, что для владения жесто- вым языком необходимо левое полу- шарие головного мозга – точно так же, как для владения устной речью! При изъяснении на жестовом языке исполь- зуются некоторые из нервных путей,
которые задействованы при восприя- тии и воспроизведении грамматически правильной словесной (устной) речи. Это убедительное доказательство того, что жестовый язык – это ЯЗЫК.
Кстати, 15 сентября 2011 года Ин- ститут языкознания Российской Акаде- мии наук признал, что жестовые языки являются полноценными естествен- ными языками, что они равноправны звучащим словесным языкам, а также закрепил название «русский жестовый язык». В мае 2012 года приказом Минз- дравсоцразвития РФ №547н утвержде- ны квалификационные характеристи- ки должности «Переводчик русского жестового языка».
Миф: Глухие умеют хорошо читать по губам.
Факт: Действительно, один из спо-
собов общения глухих – зрительное восприятие устной речи говорящего, которое принято называть чтением
с губ. Но не все глухие могут хорошо воспринимать речь по губам. Обычно понимание речи с губ достигает мак- симум 60% достоверности.
Миф: У глухих необычайно острое зрение.
Факт: Это не так. Но глухота,
точнее, владение жестовым языком, действительно влияет на возможности использования зрительного канала.
Глухие с большей точностью схватывают направление движения предметов, особенно находящихся в
13
14
правой половине поля зрения. Такую
Факт: В России глухих с раннего
особенность наблюдают и у слышащих
детей глухих родителей, и, значит, его
можно считать не следствием глухоты как
таковой, а результатом раннего овладения жестовым языком, которое требует
быстрой и точной
оценки зри- тельных
стимулов.
Для носителей жестового языка характерна способность выделять дис- кретные конфигурации или «рамки» в беспрерывном потоке движения, это умение синтаксически анализировать движение можно считать аналогом умения расчленять и анализировать речь, выделяемую из потока звуковых волн.
У глухих есть и другие визуаль-
но-пространственные способности. В тестах на пространственные отноше- ния глухие дети показали результаты лучше, чем слышащие, превзойдя свою возрастную норму. В тестах
на организацию пространства – на способность составлять целое из разрозненных частей и на способ- ность различать и составлять объекты
– глухие четырехлетние дети показали превосходные результаты, которых
не могли показать даже слышащие ученики старших классов. В тестах на распознавание лиц, где оценивают распознавание лиц и распознавание пространственных преобразований, глухие дети снова обошли слышащих.
Миф: Глухих обязательно надо учить говорить голосом!
возраста обучают речи с использо- ванием слуховых аппаратов. Но надо понимать, что результаты зависят
от способностей, состояния слуха и других факторов. Настоящие успехи делают немногие, и, как правило, чем хуже слух – тем труднее выработать хо- рошее произношение. Решение задачи обучения речи требует многочасовых занятий. Откуда взять эти часы? Толь- ко отняв от общего образования! При этом мы рискуем получить на «выходе», по сути, безграмотных людей, обла- дающих некой весьма примитивной имитацией настоящей устной речи. Что лучше – «говорение» или образование? В школе всех детей учат рисовать, но много ли рафаэлей и рембрандтов уда- ется воспитать? Для глухого человека намного важнее читать – тогда откроет- ся неограниченный мир информации
и культуры; а также грамотно писать
– тогда не будет проблем письменного общения, в том числе через интернет.
Приведем пример из истории сурдопедагогики. В 50-е годы XIX века учащиеся первой в Америке Харт- фордской школы и подобных школ, где обучали с помощью жестового языка, не уступали в грамотности и обра- зованности своим слышащим свер- стникам. Позже жестовый язык начал изгоняться из школ. Но эффект оказал- ся противоположным желаемому. За усвоение устной речи была уплачена непомерная цена. Принуждение к уст- ной речи и отказ от жестового языка
привели к резкому
снижению обра- зовательного уровня глухих детей и к снижению грамотности среди глухих вообще.
Так было и по всей Европе.
Миф: Обучение глухих в обычной школе полезно для них. Спецшколы не нужны!
Факт: Сейчас в моде слово
«инклюзия». Инклюзия – это включе- ние в общие классы. Это годится для тех, кто специально «подкован», т.е. тех, кто много занимался с ранних лет с логопедом и родителями, макси- мально использует остатки слуха. Мно- го ли таких? К сожалению, во многих случаях инклюзивное обучение плохо работает для глухих детей: чтобы об- учение было успешным, необходимо открытие нескольких классов глухих
в школах для слышащих, привлече- ние к работе специальных педагогов, владеющих жестовым языком, глухих или слабослышащих воспитателей, обучение слышащих детей в школе же- стовому языку. Пожалуй, пока проще сохранить спецшколы.
Миф: Глухие – ущербные, их надо лечить!
Факт: Глухие образуют свое со-
общество с собственной культурой, историей, языком, традициями. Это на- стоящий малый этнос! Они не считают себя ущербными или нуждающимися
в медицинской реабилитации. Глухие и слабослышащие просто другие, они как некие «иностранцы». А глухота –
это критерий отличия глухих от слы- шащих людей.
Миф: Глухие ведут совершенно другой образ жизни, чем остальные люди.
Факт: Глухие занимаются тем же,
чем и слышащие люди. Ходят на рабо- ту, создают семьи, водят машины, де- лают покупки, платят налоги, ездят за границу и т.п. И после работы смотрят телевизор, выводя на экран скрытые субтитры (с каждым годом объем скрытого субтитрирования растет), сидят в соцсетях и чатах.
Миф: Слуховой аппарат превраща- ет глухого в слышащего человека.
Факт: При сильной потере слуха
слуховой аппарат действительно по- могает услышать шум, топот, громкий крик, сигнал машины, лай собаки и т.п. Но слуховой аппарат не дает возмож- ности понимать речь собеседника на все 100%.
Миф: С глухим не договоришься без личной встречи – ведь они не раз- говаривают по телефону.
Факт: Смс-сообщения, факс, элек-
тронная почта, аська, скайп и другие способы современной связи успешно используются глухими для связи. Сей- час вызвать нужные службы (милицию, врача и др.) глухие могут благодаря диспетчерским службам, где дежурят специалисты, владеющие жестовым языком.
15
16
Миф: У глухих родителей обяза-
вокал и музыку. Марко сам исполня-
тельно рождаются глухие дети.
Факт: Все зависит от наследствен- ности, есть ли глухие в родне и в пре- дыдущих поколениях. Лишь примерно в 10% случаев у глухих родителей рождаются глухие дети – но это обыч- но счастливая семья, т.к. у них полное взаимопонимание через коммуника- цию на жестовом языке, общий опыт понимания мира. Большинство глухих детей имеют слышащих родителей,
и для полного взаимопонимания в этом случае надо как минимум иметь общий язык.
Миф: Глухие не слышат музыку и не ходят на дискотеки.
Факт: Глухие чувствуют музыку че-
рез вибрацию и охотно ходят на дис- котеки. Слабослышащие же с удоволь- ствием слушают музыку в наушниках.
Рэпер, композитор и поэт Марко Вуорихеймо из Финляндии, больше известный как СайнМарк (SignMark), абсолютно глух, что не мешает ему быть одной из самых заметных фигур в современной финской музыке. При выборе музыкального направления
для собственной группы он остановил- ся на хип-хопе, который основан на ритме. Сперва СайнМарк пишет текст песни и перелагает её на жестовый язык, параллельно придумывая ритм, а затем показывает черновой резуль- тат слышащим коллегам, которые с помощью синтезатора, диджейского пульта и компьютера записывают
ет собственные песни на жестовом языке, а его коллеги выступают в роли
«голоса» СайнМарка и обеспечивают музыкально-шумовую поддержку.
В России на базе культурных уч- реждений Всероссийского общества глухих развивается такой жанр, как жестовая песня. Это не совсем точное название, так как это исполнение по- пулярных песен посредством жестов и артикуляции под фонограмму. И, кстати, сейчас многие слабослышащие с нетерпением ждут телепрограмму
«Голос», которая демонстрируется с субтитрами, что во многом помогает пониманию и текстов песен, и коммен- тариев жюри.
Миф: Жестовый язык мешает усвое- нию словесного языка.
Факт: Первые осмысленные жесты
дети делают в возрасте 6-8 месяцев, а к пятнадцати месяцам они уже знают много жестов.
Когда жестовый язык усвоен – а это обычно происходит к трехлетнему
возрасту, – становится возможным все остальное: свободный разговор, со- общение информации, приобретение навыков чтения и письма, а возможно, и навыка устной речи. Нет никаких доказательств, что знание жестово-
го языка подавляет способность к усвоению устной речи, наоборот, оно развивает желание общаться любыми способами и познавать мир.
Последнее время все больше слышащих
родителей слышащих мла- денцев начинают
общаться с ними с
6-8 месяцев также с использованием жестов. Психологи доказывают поло- жительное влияние такого общения
– малыши с помощью жестов уже в 10-14 месяцев могут выразить свои желания и нежелания с помощью же- стов, не бьются в истеричном крике, когда мама не понимает, что он хочет пить, а не гулять (ведь это так просто показать жестом!). Дети уже готовы
к коммуникации, в то время как их речевой аппарат еще не готов. А о пользе развития мелкой моторики известно всем. Словесная речь у та- ких детей обычно развивается очень динамично.
Когда были предприняты первые попытки обучения глухих?
Еще в XV веке философ Рудольф Агрикола писал в книге «Открытие диалектики»: «Как это ни удивительно, но я своими глазами видел, как один
с детства глухой и, стало быть, немой выучился все понимать, что другой пи- сал и даже умел записывать все свои мысли последовательно и точно так, как будто он умел говорить».
Выдающийся медик XVI века Джи- роламо Кардано выразил мысль: хотя письмо ассоциируется с речью, а та – с мыслью, письмо (доступное глухому)
и идеи могут быть связаны напрямую
– без посредства звуков. Кардано при- шел к выводу, что овладение речью у глухонемых не может осуществляться естественным путем, а поэтому необ- ходимо специально организованное обучение.
Первым учителем глухих считается испанский монах Педро Понсе де Леон (152?–1584) из монастыря Св. Сальва- дора, неподалеку от Бургоса. Он начал обучать речи и письму глухих детей из знатных семей. В числе воспитанников Педро Понсе де Леона были и четверо глухих детей богатейшей испанской семьи де Веласко. По испанским за- конам того времени, если наследник не мог ясно изъясняться, то все на- следство переходило в собственность испанского монарха. Конечно, Веласко не могли такого допустить. Педро Понсе усердно занимался с двумя сестрами и двумя братьями, в обуче- нии использовались домашние жесты и ручная азбука. Все дети получили прекрасное для того времени образо- вание, но увы, наследство досталось их слышащему младшему брату…
Любопытно, что придворный ху- дожник короля Филиппа II Хуан Фер- нандес Наваретта, чьи работы украша- ют дворец в Эскориале, был известен под прозвищем «Эль Мудо» – немой.
Он потерял слух в два с половиной года, воспитывался в монастыре ордена Св. Иеронима в Логроно, где научился изъясняться жестами, писать, читать, рисовать.
17
18
Успешные попытки индивидуаль-
ного обучения в XVII веке предпри- нимались
в Испании, Нидерландах и Англии.
В 1760 году в Париже аббат Шарль Мишель Делепе (1712–1789) организо- вал школу, впоследствии реорганизо- ванную в Парижский институт глухо- немых. Обучение велось на основе
«мимико-жестикуляторной речи» и письма. Делепе очень уважал своих неслышащих учеников, их жестовую речь, и они платили ему искренней любовью. Все свои сбережения аббат потратил на школу глухих.
В 1778 году в Лейпциге был органи- зован институт для глухонемых под ру- ководством Самуила Гейнике. Гейнике отрицал возможность развития мыш- ления глухих при помощи жестовой речи. Именно Германия стала родиной педагогической системы обучения глу- хих, которая называлась сначала «уст- ным методом», затем «чистым устным методом». Этот метод ставит целью на- учить глухого понимать и употреблять устную речь. Интересно, что уже тогда теоретики этого метода признавали, устный метод может принести ущерб общему развитию глухого ребенка – процесс обучения устной речи подчи- нял себе процесс овладения учебными предметами, время тратилось на чисто технические упражнения.
Во второй половине XVIII века в мо- сковском Воспитательном доме вместе с обычными детьми воспитывались
и глухие. В центре внимания было не академическое обучение, а развитие культурных навыков и обучение пре- стижным для своего времени профес- сиям. Общение с глухими детьми, а в Воспитательный дом принимали их с 5 лет (!), было на жестовом языке. Увы, какой это был жестовый язык, мы уже,
наверное, никогда не узнаем, докумен- тальных свидетельств не сохранилось.
Первое специальное училище от- крылось в 1806 году в Павловске близ Санкт-Петербурга. Этому событию предшествовала встреча вдовствую- щей императрицы Марии Федоров- ны и глухонемого мальчика Саши в Павловском парке. Спустя четыре года училище было переведено в Санкт-Пе- тербург. Члены императорской семьи часто присутствовали на экзаменах в училище.
Первая школа для глухих в Москве открылась в 1831 году, но она просу- ществовала лишь 14 лет. В 1860 году глухим учителем Иваном Арнольдом было основано московское училище, которое к концу XIX века училище называлось Арнольдо-Третьяковским в память о благотворительной дея- тельности Павла Михайловича Тре- тьякова (в 1875 году на его средства было построено трехэтажное здание
на Донской улице). Третьяков
считал, что у него есть два основных детища в жизни – Галерея и училище глухоне- мых детей.
Сейчас в РФ более 170 специальных школ для глухих и слабослышащих детей.
Жестовый язык является родным (материнским) для неслышащих детей из семей глухих, часто даже для слышащих детей, у которых родите- ли глухие. Благодаря этому дети уже
с 7-8 месяцев начинают общение с родителями. В отличие от слышащих детей из семей слышащих, у которых первые слова появляются в 12-18 месяцев, фразовая речь (комбинация 2-3-4 жестов) у глухих из семей глу- хих появляется значительно раньше. Это позволяет глухим детям из семей глухих на первых порах опережать слышащих сверстников. Важно далее использовать это преимущество, но, к сожалению, родители, как правило, не занимаются с детьми, полагаясь на школу, а в школе работают педагоги, часто не владеющие жестовым язы- ком, отчего происходит торможение. Тем не менее, глухие из семей глухих чаще становятся лидерами в сообще-
стве глухих, источниками информации о мире для своих одноклассников.
Около 90% глухих детей рождаются в семьях слышащих, тем не менее,
для большинства из них жестовый становится первым языком, так как, несмотря на усилия родителей и сурдопедагогов, у большинства таких детей словесная речь не становится средством мышления, развернутая фразовая речь не формируется в дошкольном возрасте. Словесная речь чаще становится вторым языком.
Мимика лица в жестовом языке играет важнейшую лингвистическую роль, специфическое выражение лица или его «поведение» может переда- вать различные смыслы (например, жесты ЕЩЕ НЕТ и РАНО; МОРКОВКА и
БЫСТРО отличаются лишь выражени- ем лица). Благодаря выражению лица можно отличить утверждение от отри- цания или вопроса, «увидеть» степени сравнения – насколько толст человек или какое тоненькое колечко на паль- це. Без этого так называемого «нема- нуального» компонента невозможно понять, прямая это речь или косвен- ная, кто с кем ведет разговор, монолог ли это и многое-многое другое.
В США глухие исследователи с недавнего времени используют тер- мин «аудизм», которым обозначается спектр отношений к глухому человеку
19
20
слышащих специалистов (аудиологов,
сти других глухих, однако они обра-
врачей, педагогов и т.д.),
оцениваю- щих «подопечных» исключительно как объект изучения, исправления (глухой рассматривается как инвалид, нечто ущербное, подлежащее исправлению,
«возвращению» в социум). В противо- вес этой модели предлагается отно- ситься к глухим как к этносу со своей культурой, языком, историей, наследи- ем и традицией.
Социальная группа глухих выпуск- ников специальных школ и тесно свя- занных с ними других категорий лиц с нарушениями слуха сложилась давно и устойчива. Это сообщество людей, общающихся на жестовом языке, ко- торое укрепляется благодаря бракам, дружественным связям, вечеринкам, клубам, общественным организациям, занятиям спортом, прессе, устному фольклору. Это и есть субкультурная общность. Именно поэтому в англий- ском языке такие глухие пишутся,
как любая другая национальность, с заглавной буквы – Deaf – «Глухие».
Ядро субкультурной общности глу- хих составляют, как правило, глухие из семей глухих. Они свободно владеют жестовым языком, являющимся для них родным, разделяют общие нормы и ценности, имеют схожие социаль- ные и психические модели поведения
– тут мы имеем дело с субкультурой. Мы писали выше, что их около 10% от всех граждан с нарушениями слуха.
Остальные лица с нарушениями слуха во многом разделяют нормы и ценно-
зуют широкую периферию, которую детально охарактеризовать намного сложнее.
Нужно ли родителям глухих детей учить жестовый язык?
Вопрос волнует в первую очередь родителей, чьим малышам поставили диагноз 2-я, 3-я или 4-я степень поте- ри слуха. Все это разные дети, разные семьи, разные ситуации. В любом случае нельзя терять драгоценное время, надо не рассчитывать на вра- чей, слуховые аппараты и операции, ждать, что когда-нибудь свершится
«чудо», а заниматься с ребенком, любить его и развивать его всеми до- ступными способами, не пугаясь же- стового языка. Ищите информацию из разных источников, прислушайтесь
к мнению взрослых глухих, оцените плюсы и минусы всех вариантов раз- вития своего ребенка. Подумайте, «он для вас или вы для него?». Не надо жертв со стороны родителей и не надо превращать детство здорового глухого ребенка в ежедневный труд, ведь на жестовом языке доступна не только информация об окружающем мире, но и полноценное общение, точно такое же, как со слышащим малышом.
В России около 75 дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, есть группы для слабослыша-
щих детей и для детей с имплантами в обычных детских садах. Существует
еще практика индивидуального обу- чения. Это перспективное направле-
ние. Наиболее важным направлением является работа с семьями, где есть маленький глухой ребенок. Обычно работают два специалиста – глухой и слышащий, они начинают приходить в семью, где есть глухой младенец, с 4-6 месячного возраста. В Центре обра- зования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой разработаны программы ранней помощи, в том числе «Про- грамма 10 недель», нацеленная на сня- тие стресса у семьи, обучение основам жестового языка, правилам общения и игры с младенцем и т.д.
Около 10% глухих детей рождаются у глухих родителей, и с самого начала они окунаются в мир жестового языка, становясь его прирожденными носи- телями. Остальным приходится жить
в звучащем мире устной речи, в мире, который не годится для них ни с линг- вистической, ни с биологической, ни с эмоциональной точки зрения. Сама по себе глухота не самая большая беда.
Главная беда заключается в отсутствии доступа к языку и речи. Как заметил американский исследователь Дж.
Шейн: «Большинство глухих детей ра- стут, как чужие в собственном доме».
Жестовый язык необходим для полноценного общения с ребенком! Что еще ребенку нужно?! Если родите- ли выучат хотя бы основы жестового языка и начнут общаться (активно!) с
глухими детьми как можно раньше, уже с 8 месяцев), то они закладывают тем самым фундамент для дальнейших успехов своих детей, в том числе и в овладении словесной речью – в пись- менной и устной форме.
Родители, которые освоят основы жестового языка, получат возмож- ность обратной связи, смогут бес- препятственно общаться с детьми.
Преподаватели смогут в полной мере контролировать уровень освоения учебного материала глухими.
Даже если вашему ребенку подобра- ли хороший слуховой аппарат, сделали операцию по кохлеарной имплантации (семь раз отмерьте до операции – по- говорите с разными специалистами, родителями, самими глухими!), жесто- вый язык никогда не помешает ни вам, ни вашему ребенку, а в большинстве случаев, будет просто спасением.
На базе Московского государствен- ного лингвистического университета, Российского государственного соци- ального университета, Новосибир- ского государственного технического университета организована подготов- ка переводчиков жестового языка. В ряде вузов жестовый язык изучается как дополнительный язык – напри- мер, на филфаке МГУ, в Высшей школе экономики.
Жестовый язык можно изучать и в Межрегиональном центре реаби-
21
22
литации лиц с проблемами слуха (г.
в 1912 году. В 1917 году был учрежден
Санкт-Петербург-Павловск).
В Москве краткосрочные курсы жестового языка проводит Учебно-ме- тодический центр ВОГ.
В Московском Центре образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зай- цевой глухие преподаватели обучают жестовому языку методом погружения по трехуровневой программе.
Очевидно, что по словарям ни- какой язык выучить невозможно, но все-таки некоторым подспорьем всем желающим вне Москвы может стать видеословарь русского жестового языка www.spreadthesign.com, куда в настоящее время входят около 10
тысяч жестов и возможности которого постоянно расширяются.
Во Франции в 1838 году было основано Центральное общество для помощи и образования глухих Пари- жа, преобразованное в 1867 году во Всеобщую организацию глухонемых.
Из первых в мире национальных организаций глухих действуют до сих пор пять: Национальная ассоциация глухих США (1880), Британская ассо- циация глухих (1890), Национальная федерация глухих Франции (1893), Финская ассоциация глухих (1905), Австрийская ассоциация глухих (1913).
Санкт-Петербургское общество глухонемых было официально зареги- стрировано в 1904 году, Московское –
Всероссийский союз глухонемых.
Общероссийская общественная ор- ганизация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) была обра- зована 25 сентября 1926 года. В свое время Общество сумело выстроить мощную материально-техническую базу, и с 1954 года доходы от собствен- ных учебно-производственных пред- приятий позволили ВОГ отказаться от государственных дотаций. Общество полностью обеспечивало за счет собственных доходов свою уставную деятельность и строило предприятия, общежития, Дома культуры, много- квартирные дома и даже школы для глухих детей.
Ныне в центре внимания ВОГ – во- просы реализации гражданских прав, доступности информации и различных услуг, получения образования и про- фессиональной подготовки, занятости и трудоустройства, качественного медицинского обслуживания и соци- ального обеспечения, доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также учреждений культуры.
Членами ВОГ являются около100 тысяч граждан с нарушениями слуха (реальное число неслышащих в стране гораздо больше). ВОГ имеет на всей территории Российской Федерации
81 региональное, около 800 местных отделений.
В России есть еще множество раз- ных организаций глухих, которые объ-
единились на базе общих интересов и целей, например,
Ассоциация глухих художников России, Московское объе- динение
глухих учителей и т.д.
За границей – то же самое. Обще- национальные организации являются членами Всемирной федерации глу- хих. Они могут быть объединены и в региональные организации, например в Европейском союзе глухих. Россия – член Регионального секретариата ВФГ Восточной Европы и Средней Азии.
Среди них есть профессиональные актеры или художники?
В системе ВОГ действует 52 ре- гиональных и около 200 местных учреждений социально культурного назначения, то есть, это клубы, дома и дворцы культуры, на базе которых развивается художественная само- деятельность. ВОГ проводит всерос- сийские и международные фестивали и конкурсы, например, фестивали
жестовой песни, конкурсы «Красавица ВОГ», фестивали детского творчества
«Утренняя звезда».
В 1962 году в Москве был открыт Театр мимики и жеста – первый про- фессиональный театр глухих в мире. За 50 лет театр осуществил более 110 постановок самых разных жанров.
Артисты театра побывали на гастролях во многих странах мира. Многим из них присвоены звания «Заслуженный
артист Российской Федерации». На сцене актеры пользуются жестовым языком, а слышащие актеры-дикторы мастерски их озвучивают. Поэтому театр так доступен и любим глухими и слышащими зрителями.
При содействии ВОГ созданы творческие объединения: Ассоциа- ция глухих художников России (АГХР), Литературное объединение «Камер- тон». Успешно проводит выставочную деятельность Культурно-реабилитаци- онный центр «Гефест». Многие из ве- дущих мастеров живописи и графики являются членами Союза художников РФ, получившими признание на рос- сийских и международных выставках. Несколько глухих литераторов – чле- ны Союза писателей.
В конце сентября 1951 года в Риме была образована Всемирная федера- ция глухих, которая позже объявила Международным днем глухих послед- нее воскресенье сентября. В этот день глухие всего мира проводят меропри- ятия, призванные привлечь внима- ние общественности к проблемам и нуждам глухих и их организаций. Во время подобных мероприятий часто популяризуется жестовый язык.
Для полноценного доступа к ин- формации глухим очень нужны пере- водчики жестового языка – в России их День отмечается 31 октября.
23
24
Также слышащие дети глухих
упорные находят применение своим
родителей, которые могут войти в международную организацию CODA,
отмечают свой праздник в последнее воскресенье апреля.
Во времена СССР на государствен- ных предприятиях трудились десятки тысяч неслышащих, большинство было организовано в компактные группы, обслуживаемые инструктора- ми-переводчиками. И работали они по тем же специальностям, что и их слы- шащие коллеги – токарями, слесарями, фрезеровщиками, плотниками, швея- ми… Существовали группы конструк- торов, состоявшие исключительно
из глухих и слабослышащих. Многие неслышащие выпускники Московского высшего технического университета имени Н.Э. Баумана трудились в обла- сти космических технологий, некото- рые работали под началом самого С.П. Королева.
Ныне устроиться на работу слож- нее, устраиваются кто, как может.
Новое поколение руководителей не знает возможностей глухих и часто отказывает в приеме на работу. Мно- гие глухие прекрасно показали себя в супермаркетах, даже на кассовом обслуживании, «евроремонт» из рук
глухих почти всегда на высоте, некото- рые сибариты-компьютерщики под- рабатывают дворниками или убор- щиками территорий. Но все же самые
силам и знаниям – ведь многие глухие заканчивают техникумы, колледжи и университеты. Немало глухих работает инженерами, программистами, дизай- нерами, реставраторами, дантистами, учителями и воспитателями в школах, журналистами, актерами... Толковый глухой всегда сможет устроиться на работу в систему ВОГ. Есть успешные предприниматели, даже руководите- ли известных фирм. О возможностях глухих свидетельствует такой пример: в Москве в анимационной студии
«DeaFilm» глухие делают мультипли- кационные ролики, в том числе и по заказам Голливуда.
За рубежом есть еще более впечат- ляющие примеры – полностью глухие хирурги, оперирующие обычных боль- ных в клиниках, лицензированные так- систы, водители огромных трейлеров и даже туристических автобусов.
Неслышащие спортсмены занима- ются теми же видами спорта – по тем же правилам, что и обычные спортсме- ны.
За развитие спорта глухих в России отвечает созданная в 1993 году Об- щероссийская спортивная федерация спорта глухих.
Международные игры глухих впер- вые состоялись в Париже 10-17 августа 1924 года. Спортсмены соревновались
в
легкой атлетике, велосипедных гон- ках, футболе,
стрельбе и плавании.
31 октября 1926 года был проведен первый конгресс Международного спортивного комитета глухих (CISS)
в Брюсселе, на котором был принят Устав CISS. А 18-26 августа 1928 года состоялись и вторые Международные игры глухих, которые прошли даже более удачно, чем первые. (Между прочим, первые Паралимпийские игры были проведены лишь в 1960 году – в Риме.)
Первые зимние Игры глухих были проведены в 1949 году в австрийском Зеефельде.
12 мая 1951 года, во время XI кон- гресса CISS, организация получила официальное признание Международ- ного Олимпийского Комитета.
На конгрессе CISS в 2001 году (Рим, Италия) Всемирные игры глухих были переименованы в Сурдлимпийские игры.
Ныне международная спортив- ная организация глухих официально называется: Международный комитет
спорта глухих (ICSD). Президент ICSD – Валерий Рухледев (Россия).
Сурдлимпийский комитет России, основанный 25 октября 2001 года, является полноправным членом ICSD и EDSO и представляет в них спорт глухих Российской Федерации.
Регулярно под руководством ICSD проводятся чемпионаты мира по отдельным видам спорта, а под эгидой Европейской спортивной организации
глухих (EDSO) – чемпионаты Европы. К участию в международных сорев- нованиях допускаются спортсмены с потерей слуха не менее 55 дБ на лучшее ухо.
Сурдлимпийские игры проводятся раз в четыре года по 20 летним и 5 зимним видам спорта по единым пра- вилам соответствующих международ- ных спортивных федераций, принятым для обычных спортсменов.
На последних по счету, XXII Сурд- лимпийских играх в Софии, Болгария, которые прошли 26 июня – 4 августа 2013 года, приняли участие около 3000 спортсменов из 86 стран, было разыграно 203 комплекта медалей по 20 видам спорта. В неофициаль- ном общекомандном зачёте сборная
команда России (302 атлета) одержала уверенную победу, завоевав в общей сложности 177 медалей (67 золотых,
52 серебряные и 58 бронзовых).
Кстати, немало глухих спортсменов выступали и на чемпионатах Европы и мира, а также на Олимпийских играх
наравне со слышащими спортсменами. Сильнейшие поднимались на пьеде- сталы почета, в их числе – легкоатлет Вячеслав Скоморохов, борцы Игнацио Фабра (Италия) и Валерий Рухледев, пловцы Сюзан Джейн Педерсен (США), Синди-Лу Фитцпатрик (Австралия), Джеффри Флоут (США), Теренс Паркин (ЮАР), боксер Карло Орланди (Италия), фехтовальщица Илдико Реийто-Услаки (Венгрия) и другие.
25
26
– личностные, социальные, карьер-
Многие считает, что жестовый язык и культура глухих обосабливают их, вынуждают жить в закрытом и ограни- ченном мире. В чем-то утверждение об особом «мире глухих» верно, глухих можно сравнить с евреями, армянами или цыганами, рассеянными по всему миру, с нацией без своей территории, чьи представители всегда приходят на
помощь друг другу, нуждаются во взаи- моподдержке, общении друг с другом. Когда воспитанник Парижского инсти- тута глухонемых француз Лоран Клерк в Лондоне после продолжительного общения со слышащими попал в школу для глухих детей, то «его лицо освети- лось, как бывает у путешественника, который в далекой стране увидел своих соотечественников». А было это 200
лет назад. Это связано с общим опытом мучительного выживания, борьбы с уг- нетающим большинством. Увы, в случае с глухими «угнетающим большинством» зачастую выступают слышащие педаго- ги, врачи, даже родители, преисполнен- ные самых благих намерений.
На самом деле, чем выше самоо- ценка глухого, чем увереннее он в себе, больше знает об окружающем мире, является истинным билингвом
– владеющим словесным и жестовым языками, понимающим свою культуру и культуру слышащего большинства, знающим нормы и правила поведения в мире глухих и в мире слышащих,
тем шире у него все возможности
ные – любые! Границы между мирами стираются, и этому способствуют не правильно поставленные звуки речи, а адекватное интеллектуальное разви- тие. В последнее время все больше глухих свободно «мигрируют» между двумя мирами – имеют слышащих дру- зей и коллег, работают в смешанных коллективах, объединяются в группы по своим интересам со слышащими и не только в одной стране, увеличива- ется количество смешанных браков, то есть глухие комфортно чувствуют себя в нашем общем мире.
На жестовом языке говорят глухие, слабослышащие, слепоглухие, поздно- оглохшие (взрослые и дети), перевод- чики жестового языка, а также слыша- щие родственники, слышащие друзья и коллеги глухих людей. Слышащие люди начали осознавать, что жестовый язык является важным для глухих и что глухим необходима помощь специа- листов разного профиля, владеющих русским жестовым языком (РЖЯ).
30 декабря 2012 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон №296 «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федераль- ного закона «О социальной защите инвалидов», в соответствии с которым статус русского жестового языка изме- нился со «средства межличностного общения» на «язык общения», т.е. РЖЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. – М.: ИКЦ «Академкнига». – 2002. 2. Варинова
О.А., Елфимова С.В. Что вы хотели узнать о глухих: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. 3. За
жестовый язык! Сборник статей / Сост.
А.А. Комарова, В.А. Паленный. – М., 2014. 4. Зайцева, Г.Л. Жест и слово: Научные и методические статьи. – М., 2006. 5. Зайцева
Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2000. 6. Крайнин,
В.А., Крайнина, З.М. Человек не слышит. –
М.: Знание. –
1984. 7. Сакс О.
Зримые голоса. –
М.: АСТ, 2013. 8. Современные аспекты жестового языка. Сборник статей / Сост. А.А.
Комарова. – М., 2006. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Всероссийское
общество глухих, http://voginfo.ru Всероссийский информационный портал спорта глухих, http://www.deafsportnews.ru Информационный портал глухих, www.deafnet.ru Московская городская организация Всероссийского
общества глухих, www.deafmos.ru Сурдлимпийский комитет России, http://www.deafsport.ru Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой, http://vk.com/deafsign
признается полноценной лингвисти- ческой системой.
Определение статуса РЖЯ как языка общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка
РФ, коренным образом меняет общую ситуацию для неслышащих людей и будет содейство- вать полноценному участию глухих и слабослышащих людей во всех сферах деятельности.
27
28
29
30
31
![]() |
![]() |
Рисунки жестов взяты из буклета Московской городской организации ВОГ «Пообщаемся?!»
/Авторы: В. Базоев, Г. Гаврилова; рисунки: Т. Танковская; дизайн: А. Зеленин. М., 2013.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.