«Жил честно, целый век трудился»: ржевский род купцов Сафроновых.
Оценка 4.6

«Жил честно, целый век трудился»: ржевский род купцов Сафроновых.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
15.05.2021
«Жил честно, целый век трудился»: ржевский род купцов Сафроновых.
«Жил честно, целый век трудился» ржевский род купцов Сафроновых.Документ Microsoft Word.docx

«Жил честно, целый век трудился»: ржевский род купцов Сафроновых.

 

 

В коллективной монографии Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва представлены исследовательские работы участников просветительского проекта «Живое наследие памяти» и Всероссийской научной конференции «Ценности и образы русского купечества и дворянства конца XIX-XX вв. как историко-культурное наследие России: проблемы актуализации», прошедшей в 2018 году в Институте Наследия.

 

     

 

В статьях издания предпринят анализ и интерпретация недооцененного культурного массива, связанного с ценностями, личными образами и материальными объектами историко-культурного наследия представителей разных сословий дореволюционной России, память о которых хранится потомками замечательных династий и нашими современниками, дорожащими историей своих предков.

Эта живая память наследников семей и родов, разных по крови, но единых по духу, верных национальным ценностям и идеалам. В таких семьях культивировалось воспитание, при котором хранилось и передавалось самое драгоценное наследие России - духовно-нравственная сила ее граждан, преображающая мир. Она выражалась в героических подвигах и свершениях, в страданиях и лишениях, вдохновенном творчестве и просветительстве, благотворительности и меценатстве, в осуществлении в меру сил совершенства
во всем: верности долгу, уважении к традициям предков, приоритете
духовного над материальным, культе долга и чести, непоказном патриотизме, преемственности общественного служения, трудолюбии и нравственной чистоте, рачительности и дисциплине, заботе о ближнем.

Авторы статей не сторонние исследователи, а живые носители семейной памяти, потомки тех замечательных родов, которые создавали отечественную культуру, осваивали великие пространства, строили государство. Это и специалисты по культурному наследию, музейные работники, а также люди с активной гражданской позицией, являющие достойный пример защитников исторической памяти нашего Отечества.

 

        

 

Кирьянова Ольга Геннадьевна, потомок купеческих династий Карзинкиных-Морокиных-Сафроновых, аспирант Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва для этого сборника предоставила свою работу о Ржевском купце Павле Фёдоровиче Сафронове - «Жил честно, целый век трудился»: ржевский род купцов Сафроновых.

Купец 1-й гильдии Сафронов Павел Фёдорович (1801г. (?) - 15.01. 1896г.) занимался торговлей льна и снискал себе известность деятельностью на ниве общественного строительства. Свою общественную деятельность он начал под влиянием известного церковного пастыря и проповедника протоиерея Матфея Константиновского, сделавшего Сафронова старостой при Преображенской церкви. При деятельном участии Сафронова в г. Ржеве были построены Вознесенский храм (1855 г.), летняя и зимняя каменные часовни во имя Казанской Божьей матери. Он постоянно выбирался гласным Городской думы и некоторое время был даже городским головой. Был неоднократно отмечен церковными и светскими наградами, включая золотые медали на Станиславской и Аннинской лентах, а также бронзовой медалью на Аннинской ленте - в память Крымской войны. Был также одним из немногих в России того времени кавалером Знака Красного Креста за пожертвования в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. После смерти Сафронов П.Ф. получил звание потомственного Почётного гражданина города Ржева.

Архивные документы о пожаловании жителей г. Ржева наградными медалями в первой половине ХIХ века содержат не так уж и много фамилий наших горожан. Социальной функцией наградных медалей Российской империи того периода являлось не только воздаянием купцам, мещанам и крестьянам за различные заслуги, но и стимулированием у награжденных преданности к строю, которому они служили. Это достигалось не только пожалованием самих медалей, но и выдачей их в разных металлах (золоте и серебре), различных размеров, украшение алмазами и бриллиантами, ношение медалей на разных лентах, как правило, в порядке старшинства орденов. Пожалованные медалями очень гордились полученными «высочайшими» наградами. На многих портретах купцов того времени они изображены с имеющимися у них медалями.

Жителей Ржева награждали за крупные пожертвования (как деньгами, так и материалами) в пользу государства и «богоугодных заведений»; различную благотворительную деятельность, строительство казенных и общественных зданий, ремонт и украшение церквей, долговременную и беспорочную службу на различных выборных должностях, значительные заслуги в мануфактурной промышленности, сельском хозяйстве и торговле, помощь войскам во время войн, различные изобретения и усовершенствования, поимку дезертиров, воров и разбойников, спасение людей от потопления и во время пожаров и т.п. и награждённых ржевитян было не так уж и много.

Купцов и мещан нередко награждали медалями за службу по выборам. Так, в январе 1805 г. золотой медалью с надписью «За полезное» на алой ленте пожаловали «Ржевского именитого гражданина Образцова». [РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Д. 65661. Л. 177.]

Золотыми и серебряными медалями наших горожан жаловали за различные изобретения и усовершенствования. В ноябре 1809 г. золотую медаль «За полезное» на владимирской ленте пожаловали ржевскому мещанину Немилову «за изобретение полезной для судоходства машины». В феврале 1823 г. серебряной медалью «За полезное» наградили «Ржевского мещанина Волоскова за изобретенный им способ приготовлять краски превосходной доброты» [НИОР РГБ. Ф. 334. № 312. Л. 29 об.] - на владимирской ленте.

Купцов в то же время награждали медалями за помощь и пожертвования в пользу различных военных частей.

В 1825 гг. золотой медалью «За усердие» на аннинской ленте пожаловали «бывшего города Ржева градского главу Ржевского 2-й гильдии купца Якова Филатова за постройку там конюшни и конского лазарета» [НИОР РГБ. Ф. 334. № 312. Л. 29 об.].

Как видим, в этой весьма достойной кампании награждённых был не на последнем месте и купец 1-й гильдии Сафронов Павел Фёдорович.

 

«Жил честно, целый век трудился»: ржевский род купцов Сафроновых.

 

«Купец был не только в городской думе, он был во всей городской
общественности… Небезынтересно провести параллель между общественной деятельностью в России прошлого времени и Западной Европой, в частности с Францией. На Западе - это устройство своих собственных дел, личной своей карьеры; в России - это, прежде всего, служение.

Семейное предание гласит, что род Сафроновых известен в Ржеве с XV столетия. Его представители начинали свою предпринимательскую деятельность с торговли пирожками вразнос. Однако постепенно эта фамилия набирает силу и общественный вес. В XVII-XVIII столетиях Сафроновы уже числятся среди мещан и купеческих фамилий Ржева. Ревизская сказка 1816 года фиксирует во Ржеве мещан Сафроновых - семью Ивана Федорова Сафронова, имеющего двоих сыновей - Павла 8 лет и Иоанна 3 лет. Пятьдесят лет спустя подпись купца Ивана Сафронова стоит под решением Ржевского городского общества, принятого в ноябре 1866 года, об увековечивании памяти
уроженца города - знаменитого изобретателя Терентия Волоскова, посредством установки его портрета в зале городских общественных собраний. Но именно его старшему брату Павлу суждено было стать одной из замечательных личностей города Ржева.

Происходя из небогатой семьи, Павел Федорович как и его предки, избрал своим делом торговлю, однако смог поставить дело более широко. Как и многие земляки, несколько лет подряд он ежегодно в одиночку сплавлялся на лодке по Волге вниз до Нижегородской ярмарки, испытывая по пути немало лишений. Приобретя необходимые товары, Сафронов обыкновенно покупал в Нижнем Новгороде лошадь с телегой, на которой проделывал обратный путь до Ржева. Дома привезенный товар, равно как и лошадь с телегой, продавал, за счет чего получал выручку, позволившую постепенно увеличивать скудный
начальный капитал. Со временем он занял достойное место среди
владельцев лавок Гостиного двора, находящегося на расстоянии более
версты от его дома, на другой стороне Волги.

Согласно формулярному списку, в 1833 году по выбору Ржевского мещанского общества Павел Федорович вступил в общественную службу гласным Ржевской городской думы от мещан. По истечении трехлетнего срока службы за проявленное усердие удостоен аттестата от всего городского общества. В 1842 году становится гласным думы уже от купеческого сословия по выбору Ржевского купеческого общества. И вновь три года спустя за усердную службу награждается аттестатом. По выбору ржевских городских избирателей 1-го разряда поступил гласным Ржевской городской думы на 4 года с 1871 года.
Наконец, по выбору городского общества был избран на должность
городского головы, каковую и исправлял с 1873 года».

 

 

Пригласительный адрес на имя купца Сафронова, Ржев. 1874 год.

 

Пригласительное письмо на имя гласного Ржевской городской думы, потомственного почётного гражданина города Ржева купца Павла Фёдоровича Сафронова, собственноручно подписанное городским головой Евграфом Васильевичем Берсеневым. Письмо содержит перечень вопросов для предстоящего совещания в Городской думе. Датировано 7 июня 1874 года.

Берсенев Евграф Васильевич, Глава города Ржева в 1856-1879 г.г., коллекционер старины и собиратель древних рукописей и икон, был известен как один из самых деятельных городских руководителей. В 1871 году выступил с инициативой создания Ржевского добровольного пожарного общества ревнителей (1871 г.), одного из первых в Тверской губернии. Поддерживал создание в городе учебных заведений, в частности, мужской гимназии, активно привлекал купечество для решения городских задач.

 

«В целом, довольно распространенный путь трудов на общественном поприще для состоятельного гражданина русского уездного города XIX века. Как и многие патриотично настроенные представители купеческого сословия, Павел Федорович щедро жертвовал на раненых и увечных воинов в годы Крымской войны, а позже - на оборону в Русско-турецкой войне (1887-1878), за что он был награжден бронзовой медалью на Аннинской ленте в память о Крымской войне и знаком Красного Креста.

В 1836 году на служение в город Ржев был назначен священник Матфей Константиновский. Сегодня это имя известно в основном в связи с творчеством писателя Н. В. Гоголя, часто обращавшегося к отцу Матфею за духовными советами в последние годы своей жизни. Гораздо менее известно, что о. Матфей являлся талантливым проповедником и миссионером, положившим немало трудов на уврачевание церковного раскола.

Ржев XIX столетия - богатейший город Тверской губернии, три четверти жителей которого были раскольниками, большей частью беглопоповцами. «Все, почти, купечество города за немногими исключениями, было в расколе… Ржевские раскольники фактически господствовали над православным меньшинством… Выйти замуж или жениться на состоятельном лице можно было не иначе, как перейдя в раскол».

В 1840 году протоиерей Константиновский - клирик Преображенского храма - прикомандирован к Оковецкой церкви Ржева для отправления богослужения и исполнения треб. Здесь он продолжил свое активное миссионерское служение. Отцу Матфею пришлось перенести немало гонений от непримиримых ревнителей раскола: однажды во время литургии его дом подожгли, светским и церковным властям на него постоянно поступали доносы.

Имя священника из Ржева было широко известно не только в Тверской епархии, но и в Москве и Санкт-Петербурге. Паства отца Матфея была весьма обширна. Некоторые помещики Тверской губернии специально переселялись в Ржев, чтобы пользоваться его духовным руководством.

Среди множества заслуг отца Матфея - обращение в православие Павла Федоровича Сафронова. Произошло это в 1844-м. Покинув старообрядческую среду, состоятельный житель Ржева сразу разрывал множество не только родственных, но и деловых связей, терял поддержку городского магистрата, состоявшего в основном из раскольников. Такой шаг требовал немалого мужества.

Как человек начитанный и состоятельный, П. Ф. Сафронов сразу был избран старостой Преображенской церкви Ржева и стал верным помощником о. Матфея на целых двенадцать лет. Живя очень скромно, он много отдавал приходу сам и побуждал других к пожертвованиям. Таким образом, новый староста украсил и благоустроил Преображенский храм, который, по свидетельству современников, «по своему благолепию, занял первое место между другими городскими храмами». Тогда же купец обратил внимание на приписанное к Преображенскому храму окраинное кладбище. Здесь стояла обветшавшая деревянная часовня, в которой находилась икона Казанской Божией Матери, очень чтимая горожанами - как православными, так и старообрядцами.

Решено было построить на прилегающей к кладбищу территории новый храм в честь Вознесения Господня. Обязанности строителя Ржевской Вознесенской безприходской кладбищенской церкви добровольно принял на себя П. Ф. Сафронов. «Как лицо, уважаемое во всем городе, успел привлечь большое сочувствие к благому делу не только со стороны православных жителей города Ржева, но и со стороны старообрядцев». На построение храма потекли обильные пожертвования. Сам Павел Федорович не щадил ни сил, ни здоровья, лично распоряжаясь работами и изыскивая все средства к тому, чтобы успешно довести дело до конца. Проект собора по заказу строителя составил знаменитый архитектор К. А. Тон - автор проекта Храма Христа Спасителя в Москве. Между этими церковными зданиями визуально много общего, что заметно даже не специалисту.

Строительство продолжалось одиннадцать лет. В 1855 году новое здание освятил архиепископ Тверской Гавриил (Розанов).

Занимаясь строительством на окраине города, П. Ф. Сафронов одновременно оставался церковным старостой Преображенской церкви. За усердную и полезную службу в должности церковного старосты в 1850 году Павел Федорович получил от Тверской духовной консистории похвальный лист. В 1857 году купец оставил ктиторство в Преображенской церкви, будучи избран церковным старостой нового Вознесенского собора. Год спустя за свои многолетние храмоздательские труды он был отмечен благословением Святейшего Синода, а в 1864 году по ходатайству ржевского общества Высочайше награжден золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте.

 

 

Комплекс Вознесенского собора, Казанского храма и Казанской часовни. Ржев. 1872 г

 

В благодарность Божией Матери Павел Федорович выстроил на кладбище красивую каменную часовню, в которую была торжественно перенесена чтимая ржевитянами Казанская икона. Устроив и украсив холодный Вознесенский храм, снабдив его богослужебными книгами, утварью и облачениями для духовенства, Павел Федорович в 1861 году инициировал возведение рядом другого, также каменного храма - для зимнего богослужения, тоже в честь
Казанской иконы Божией Матери. Эта новая церковь с отдельно стоящей колокольней также была им снабжена всем необходимым, а всё обширное старинное кладбище обнесено каменною оградою. Из более чем ста тысяч рублей, употребленных на постройку обоих храмов, часовни и ограды, не менее двадцати пяти тысяч было собственными средствами Сафронова. Купец также взял на себя обеспечение причта новых храмов, выделив для этого восемь тысяч из своего капитала.

В любую погоду, невзирая на преклонный возраст и немощи, купец спешил в собор, приезжая туда к утрене, начинавшейся в три часа утра, и оставался до конца Литургии, что составляло, в общей сложности, более четырех часов. Только после этого приступал к своим торговым делам. По свидетельствам современников, как человек, обладавший немалым состоянием, П. Ф. Сафронов нередко ссужал нуждающихся необходимыми средствами, не требуя возврата от неимущих должников.

 

 

Панихиду на могиле П. Ф. Сафронова совершает настоятель Вознесенского собора протоиерей Константин Чайкин. 4 ноября 2019 г. Фото из архива Вознесенского собора

 

Павел Федорович Сафронов прожил долгую и достойную жизнь и
скончался в 1896 году, 15 января, 92 лет от роду, удостоившись перед тем
принятия Святых Христовых Тайн. Его отпевание и погребение происходило при большом стечении народа, при участии Тверского викария, епископа Старицкого Гавриила (Голосова). Похоронен он, как храмоздатель, был у собора Вознесения Господня на участке, который впоследствии сделался семейным некрополем семьи Сафроновых.

 

 

Столп-часовня на могиле П. Ф. Сафронова. Фото О. Г. Кирьяновой. Ржев.

 

Как свидетельствовали «Тверские епархиальные ведомости», поместившие отчет об этом событии, почтить память новопреставленного пришли многие из горожан, «не смотря на неблагоприятную погоду, бывшую в тот день, и не смотря на разногласия в религиозных убеждениях. Что особенно важно было при сем погребении - это присутствие многих раскольников при православном богослужении и принятие, даже раскольниками, от Православного епископа благословения». Таково было благотворное влияние на земляков П. Ф. Сафронова, опирающееся на его многолетний моральный и нравственный
авторитет. Одним из подтверждений того, насколько он был высок,
является факт последующего перехода в православие представителей
одной из наиболее активных и состоятельных старообрядческих семей
Ржева - Бересеневых. Один из них - Алексей - к 1915 году уже служил настоятелем Вознесенской церкви в сане протоиерея.

 

 

Внук П. Ф. Сафронова - купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Ржева А. Г. Сафронов. 1899 г. Фото из архива автора

 

На похоронах Павла Сафронова распоряжался «старший внук покойного Алексей Григорьевич Сафронов, заменяющий городского голову». Именно он принял на себя обязанности ктитора Вознесенского собора, которому семья Сафроновых по-прежнему оказывала всемерную поддержку. Впоследствии внук Павла Федоровича также был избран городским головой, проявив себя на этом поприще в качестве деятельного и энергичного администратора. Алексей Григорьевич, в частности, стал одним из инициаторов и активных участников
строительства нового моста через Волгу. Сохранились кадры кинохроники, запечатлевшие открытие и освящение этого моста в 1912 году. На
этих кадрах можно видеть и А. Г. Сафронова, который по должности был
среди первых лиц губернии, возглавлявших церемонию.

Успешно сочетая общественную деятельность с торговой, он состоял уже в первой гильдии ржевского купечества, обладал миллионным состоянием.

Дети А. Г. Сафронова купеческую династию не продолжили. Три его сына стали офицерами, еще один окончил Катковский лицей. Павел и Сергей Сафроновы служили в Русской Императорской армии, один в кавалерии, другой во флоте, причем самый старший - Павел Алексеевич - успел повоевать на фронтах Первой мировой войны. Самый младший - Алексей Алексеевич - служил уже в советское время, участвовал в Великой Отечественной войне, окончил службу полковником.

О характере воспитания в семье можно судить по тому факту,
что сыновья купца-миллионера, будучи уже молодыми людьми и приезжая навещать родителей, вместо того чтобы блистать в обществе, пленяя ржевских барышень, принуждены были вместе с отцом вставать за прилавок. Алексей Григорьевич оставался неумолим: дети должны знать, откуда и как берутся деньги, затраченные на их образование.

К сожалению, жизнь этого представителя ржевского купеческого рода оборвалась трагически. В октябре 1917 года, когда по всей стране начались беспорядки, А. Г. Сафронов был убит, когда ехал с женой по улице в пролетке. Камень, брошенный неизвестным лицом, пробил ему голову, смерть наступила мгновенно. Похоронен Алексей Григорьевич рядом с дедом и отцом в семейном некрополе у стен Вознесенского собора.

Один из его сыновей - Григорий - после революции воспринял должность ктитора Казанского храма и впоследствии был репрессирован за это, пробыв 25 лет в ссылке на Магадане. Единственная дочь Алексея Григорьевича - Анна окончила городскую гимназию, в годы Первой мировой войны была сестрой милосердия в военном госпитале во Ржеве.

Примечательно, что, несмотря на тяжелые многомесячные бои в ходе Ржевско-Вяземской операции, во Ржеве сохранилось не более 10% зданий, уцелел и дом Сафроновых, и часовенка на могиле П. Ф. Сафронова у стен Вознесенского собора. Хотя со дня его смерти минуло более века, ржевитяне помнят о своем выдающемся земляке, и почти каждый день на его могиле горят свечи и лежат живые цветы»


 

Жил честно, целый век трудился»: ржевский род купцов

Жил честно, целый век трудился»: ржевский род купцов

Авторы статей не сторонние исследователи, а живые носители семейной памяти, потомки тех замечательных родов, которые создавали отечественную культуру, осваивали великие пространства, строили государство

Авторы статей не сторонние исследователи, а живые носители семейной памяти, потомки тех замечательных родов, которые создавали отечественную культуру, осваивали великие пространства, строили государство

При деятельном участии Сафронова в г

При деятельном участии Сафронова в г

В 1825 гг. золотой медалью «За усердие» на аннинской ленте пожаловали «бывшего города

В 1825 гг. золотой медалью «За усердие» на аннинской ленте пожаловали «бывшего города

По выбору ржевских городских избирателей 1-го разряда поступил гласным

По выбору ржевских городских избирателей 1-го разряда поступил гласным

В 1836 году на служение в город

В 1836 году на служение в город

Сам Павел Федорович не щадил ни сил, ни здоровья, лично распоряжаясь работами и изыскивая все средства к тому, чтобы успешно довести дело до конца

Сам Павел Федорович не щадил ни сил, ни здоровья, лично распоряжаясь работами и изыскивая все средства к тому, чтобы успешно довести дело до конца

Павел Федорович в 1861 году инициировал возведение рядом другого, также каменного храма - для зимнего богослужения, тоже в честь

Павел Федорович в 1861 году инициировал возведение рядом другого, также каменного храма - для зимнего богослужения, тоже в честь

Столп-часовня на могиле П. Ф.

Столп-часовня на могиле П. Ф.

На похоронах Павла Сафронова распоряжался «старший внук покойного

На похоронах Павла Сафронова распоряжался «старший внук покойного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2021