Жилище казака.
Цель: приобщение детей к культурным богатствам русского народа.
Задачи:-расширять знания и представления детей о родном крае;
- формирование у воспитанников чувства любви к малой родине;
- способствовать решению задач творческого развития личности ;развитие познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания; расширение кругозора учащихся;
– мотивировать подлинный интерес к культуре российского казачества.
Ход урока
Учитель читает стихи
Люблю свой край простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль гонимый
Низовым ветром до утра.
Вокруг простор степи бескрайний
Весь зеленеющий в цветах,
И аромат необычайный
В глубоких тает небесах! В.А.Иванов
Ребята ,почему я прочла стихи о Донском крае?
Ответы учащихся(Т.К. мы жители Донского края, мы живём на Дону, и т.д. )
жилище казаков мой урок.docx
Жилище казака.
Цель: приобщение детей к культурным богатствам русского народа.
Задачи:-расширять знания и представления детей о родном крае;
формирование у воспитанников чувства любви к малой родине;
способствовать решению задач творческого развития личности ;развитие
познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания;
расширение кругозора учащихся;
– мотивировать подлинный интерес к культуре российского казачества.
Ход урока
Учитель читает стихи
Люблю свой край простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль гонимый
Низовым ветром до утра.
Вокруг простор степи бескрайний
Весь зеленеющий в цветах,
И аромат необычайный
В глубоких тает небесах! В.А.Иванов
Ребята ,почему я прочла стихи о Донском крае?
Ответы учащихся(Т.К. мы жители Донского края, мы живём на Дону, и т.д. )
Ребята, а какие стихи о нашем крае, о нашей малой Родине знаете вы?
Дети читают стихи
1Женя Кравцов
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем! 2 Вика Что мы Родиной зовем?
2й чтец:
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
3й чтец:
3Слава Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
Где мы учимся и строим,
Песни весело поем!
Маша Донская земля — родная земля,
А значит родные для нас все места.
И малый посёлок, и город большой,
Аня Беречь, охранять, а ещё защищать
И жить нам здесь нужно
Дружной семьёй!
Всё то, что нам предки смогли завещать.
Чтоб в добрые руки внукам своим
Культуру отцов передать мы смогли.
О Л. Каклюгина
Настя 2Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Все края, да в России прелестные,
Да у них красота ведь своя.
А мне всех же дороже чудесная
Вся Ростовская область моя.
Ребята Я вас благадарю замечательные стихи.Наша малая родина край
Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш
земляк писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом!
Низко кланяюсь и посыновьи целую твою пресную землю,.»Мы с вами живем
в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся
с еще одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Да, корни наши глубоко уходят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень
давно
И сегодня Мы совершим путешествие в казачью станицу, познакомимся с
жилищем казаков.
История происхождения казачества до сегодняшнего дня не совсем ясна.
Существует несколько версий о происхождении казачества.
Версия 1-В некоторых исторических источниках скифов,
гуннов и другие народы называют варварами-полудикими
племенами, населявшими Дикое поле.(Скифы -это предки
казаков).
Версия 2 Одним из древнейших занятий донских жителей бродников было
обеспечение переправы через Дон. При вторжении монголотатар эти жители
остались непокорёнными т.е не платили дань .Бродники и есть первые казаки
утверждают историки.
Версия 3Во времена монгольскотатарского ига из завоёванных народов
монголы составляли воинские части .Русские жили отдельными поселениями
и основным их занятием была воинская служба. Когда татар победили казаки
перешли на сторону русских , так как были русскими людьми .
Версия 4От невыносимого труда и насилия часть крестьян бежали на юг, на
вольные земли, куда не доставала власть царя и помещиков. На это решались
только самые сильные и отважные здесь на Дону они становились вольными
людьми казаками.
Чем же занимались казаки?
Лиза-До XVIII века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли.
Кормили степняков охота и рыболовство. На Дону они
селились на островах, чтобы враги а их было не мало:турки,
татары, горцы, не смогли незаметно подкрасться и напасть
на них.
Ребята, а теперь, пожалуйста, послушайте внимательно стихотворение и
попробуйте назвать качества донских казаковАлександраРыбьева
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут. Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Ответы детей(честь ,храбрость, мужество, гордость , отвага.)
Что же собой представляло жилище храброго, мужественного,
гордого , отважного казака . Давайте послушаем ребят.
Курень- исключительно удобное жилище в условиях Дона с
его жарким летом и недлинной зимой. Курень имел высокий
фундамент (каменный его называли подклеть или низы).
Второй этаж –из деревянных брёвен, которые затем
обивались и окрашивались в зленый , синий, жёлтые цвета.
иногда вместо досок курень обмазывали глиной. .Окна
закрывали ставнями, которые запирались изнутри.
На Дону до сих пор сохранился и более простой тип жилья-
хата, это одноэтажный дом, продолговатый в длину .Хата
имела сени, кладовую, первая комната служила кухней, а
вторая большая –горницей. Дом снаружи и внутри
обмазывали вручную глиной, полы часто были земляные, их
застилали половиками ручной работы .В доме была русская
печь, в которой готовили еду .На припечки же спали дети и
старики.
Внутри всех жилищ вдоль стен располагались лавки. Возле
двери стоял подставочек-шкаф для посуды со стеклянными
дверцами, через которые хорошо видна расставленная в
порядке посуда .В спальне хозяев стояла большая кровать
сгорой перин и подушек. Горница – парадная комната казачьего куреня. Здесь потчевали гостей, отмечали в кругу
семьи нерядовые события: крестины, юбилеи, церковные
праздники.
Обязательная принадлежность горницы – иконы, которые
размещались в красном углу. Зажиточные казаки имели не
одну, а целых три иконы.
В канун Рождества Христова, Пасхи, Троицы и других
праздников в горнице у иконы зажигали лампаду.
Донские усадьбы отличались чистотой и нарядностью и
утопали в цветах, которые выращивали казачки.
Ребята вы познакомились с жилищами казаков посмотрели
слайды, а теперь давайте выполним задание на странице 40
вам необходимо сравнить два дома . Определить как они
называются.
Ребята, прежде чем мы перейдём к творческому этапу
давайте с вами проведём физминутку.
Ребята творческая часть нашего урока заключается в
следующем. Вам предлагается смастерить станицу, а для
этого вам необходимо построить по желанию хату или
курень .инструкция на странице 41. Заготовки мы уже
сделали вам останется склеить их, и поместить на ватман по
обе стороны реки Дон. Таким образом, мы с вами попытаемся
воссоздать древнее поселение Донских казаков – станицу.
Что вы узнали нового?
Что было самым интересным?
Ребята что для вас было самым сложным на занятии?
Ребята у нас всё получилось замечательно я благодарю всех,
и прошу послушать музыкальное произведение ,и ответить
на вопрос о чем мы будем говорить наследующим занятии по
Доноведению?
Правильно мы будем знакомиться с птицами ростовской
области. На этом занятия окончено
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение основная общеобразовательная школа №5
города Новошахтинска Ростовской области
Жилище казака. подготовила учитель
географии и биологии
Чебаненко Елена Дмитриевна
.Г. Новошахтинск.2014
Самоанализ внеклассного мероприятия «Жилище казака»
Цель: приобщение детей к культурным богатствам русского народа.
Задачи: расширять знания и представления детей о родном крае;
формирование у воспитанников чувства любви к малой родине;
способствовать решению задач творческого развития личности; развитие
познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания;
расширение кругозора учащихся;
– мотивировать подлинный интерес к культуре российского казачества.
Проведение внеклассного мероприятия было запланировано заранее. Был
составлен план проведения мероприятия: план выступления учителя и план
выступления учащихся
Учащимся за неделю до проведения мероприятия было дано задание: найти в
словарях определение слова курень, хата;
При подготовке к классному часу мы старались подобрать и скомпоновать
материал таким образом, чтобы он наиболее ярко раскрыл быт казачества
начиная с 16 века.
Материал урока был интересе учащимся. Содержание мероприятия
построено так, что учащиеся сначала посмотрели презентацию, прочли стихи,
а затем приступили к творческой части урока
По структуре мероприятие было подразделено на вступительную часть,
основную, заключение. Такая структура позволяет проследить логику
проведения урока: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в
основной части, принятие решения в заключении
В работе с учащимися придерживался демократического стиля общения.
Учитывались мнения учеников, их потребности и интересы; были
использованы совместные поиски решения возникших задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе. Такой стиль
общения учителя с классом способствовал созданию на уроке творческой
атмосфер
В ходе данного мероприятия учащиеся мыслили, рассуждали, анализировали
и находили способы ее решения.
Проводя данное вне учебное занятие учитель следовали , принципу
индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу
творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки.
Мероприятие достигло поставленных целей . Учащиеся остались довольны
проделанной работой.
.
Жилище казака.
Жилище казака.
Жилище казака.
Жилище казака.
Жилище казака.
Жилище казака.
Жилище казака.
Жилище казака.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.