Живая природа леса. Урок по окружающему итру в 4 классе.
Оценка 4.8

Живая природа леса. Урок по окружающему итру в 4 классе.

Оценка 4.8
docx
26.08.2021
Живая природа леса.  Урок по окружающему итру в 4 классе.
Живая природа леса.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва

 

герб_школы_надпись_                 

 

 

 

 

 

 

 

Живая природа леса

                                                      

(методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе)

 

 

 

                                                  Автор: Пономарева Елена Анатольевна,

                                                                           учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Г. Кызыл

Тема:                  Дикие животные и насекомые леса.

Цель  и задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с дикими животными, их образом жизни летом и зимой;

- показать  учащимся важность сохранения дикой природы.

- расширение словарного запаса новыми понятиями.

- усилить практическую направленность обучения.

Развивающие:

- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность,  внимание;

- развитие навыков устной и письменной речи;

- расширение словарного запаса новыми понятиями.

- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.

Воспитывающие:

- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;

- воспитание культуры речи; культуры учебного труда.

- проводить рефлексию деятельности учебного труда;

- воспитание экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, всему живому;

- развивать навыки умения работать в паре.

        Экологический императив - форма запретов и ограничений, распространяющихся на любую человеческую деятельность. Имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью.

         Воплощенное в концепции экологического императива стремление к выработке нового мировоззрения реализуется таким образом, что первоочередной задачей здесь выступает новое отношение к природе. И уже в зависимости от его содержания определяется актуальность формирования определенного нового образа природы.

Задачи:

Предметные:

- совершенствование основных приемов вычислений с многозначными числами;

- составить алгоритм работы с многозначными числами при решении задач;

- научиться пользоваться алгоритмом оценки результатов.

Метапредметные:

- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий  и  критически относиться к своему мнению,  с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;

- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей  и ошибок, намечать способы их устранения;

- познавательные: ориентироваться в практической потребности использования многозначных чисел;

Личностные УУД:

- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;

          - формирование навыков анализа, творчества, активности;

           - Экологическая деятельность основывается на универсальных учебных действиях.  

             Освоенные УУД в рамках курса «Окружающий мир» обеспечивают овладение экологической компетенцией,  структура экологической компетенции, компонентами которой являются: общекультурный, учебно-познавательный, поведенческо-волевой и коммуникативный.

 

 

 

 

Содержание и эффективность урока

 

1.      Мотивация познавательной деятельности.

2.      Индивидуальная работа на местах по карточкам (проверяется и оценивается индивидуально после выполнения).

3.      Коллективная работа с классом:

 

- Ребята, мы с вами живем в республике Тува. Эта республика на материке Азия, и не  

  просто на этом материке, а в его центре. Это доказано наукой. В доказательство этого  

  на берегу огромной реки Улуг-Хем (Енисей) установлен обелиск, который обозначает

  центр Азии.

- Климат разнообразный: лето очень жаркое, а зима – очень суровая. В связи с этим

  животный мир очень разнообразный.

- Сегодня вы пройдете по учебной природной тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много    

  интересного о природе нашего края, о зверях, птицах, насекомых. Узнаете, что дарит

  человеку природа для жизни и как человек должен охранять все живое.

                В связке Человек - Природа - определение экологического состояния Человека в его становлении как личности.   "Необходима глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры. И другого пути у нас нет ", - пишет Н.Н. Моисеев.

            Мы говорим об экологии, а "экология" – наука о доме, о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их средой.

 

Пройдите!  Посмотрите!  Прочувствуйте!

 

1.

- Давайте вспомним все, что вы наблюдали и знаете о птицах, насекомых, животных.

  Тропа, по которой мы отправимся путешествовать, будет  проходить по лесу. А для

  начала давайте остановимся вот здесь: на экране

Сюжетная картина

«Лес»

                                                                

 

                                                                

     - Лес очень богат. Здесь много насекомых, птиц, животных. Но увидеть их нелегко:

       хитрый лесовичок спрятал их в загадки.

     - Давайте  попробуем  отгадать  их и тогда мы сможем увидеть их и узнать про них

       много   интересного.   (После    каждой    отгадки    учитель    на    картину    леса

       прикрепляет картинку – ответ).

 

1 загадка:

                                         Голубой аэропланчик

                                         сел на белый одуванчик.

 

                             (на экране появляется картинка стрекозы).

 

2 загадка:

                                            Много мастеров

                                            срубили избу без углов                    (Муравей)

 

3 загадка:

                                            Спина в веснушках

                                            Ах, как неловко.

                                            И покраснела . . . .                           (Божья коровка)

4 загадка:

                                            Чёрен, да не ворон.

                                            Рогат, да не бык.

                                            Ноги без копыт,

                                            Летит, воет,

                                            Сядет – землю роет.                           (Жук)

 

-    Как  видите,  богат  лес  насекомыми. Как вы думаете, когда насекомых больше:

     летом или осенью? Почему?

-    Что вы можете рассказать о них? Кто наблюдал этих насекомых?

-    Не  все  насекомые  –  вредители.  Среди  них  тоже  много  наших  друзей.  Вы

     должны помнить, что нельзя ловить и убивать насекомых всех подряд.

 

Музыкальная запись:

                                             Ни к чему обижать

                                             Бабочку на ветке.

                                             Веселее в лесу

                                             От ее расцветки.

                                             Не пугайтесь жуков

                                             С длинными усами

                                             И поверьте, что жуки

                                             Вас не тронут сами!

2.

-    Но давайте продолжим наше путешествие по лесу. (запись «Голоса птиц»).

-    Почему нам так весело идти по лесу?

-    Голоса каких птиц вы услышали?

-    Но  с  приходом  осени  в  лесу  становится  все  тише  и  тише.  Почему?  Что

     происходит с птицами осенью?

-    Какие птицы называются перелетными? Зимующими?

-    Каких перелетных птиц вы знаете?  (на доске появляются картинки птиц:

     журавль, грач, соловей, ласточка).

-    Почему эти птицы покидают наши края?

-    Как происходит отлет птиц?

-    Как помочь птицам, которые остаются с нами?

 

Итак, заходя все дальше в лес, мы должны понимать, что жизнь всех

            обитателей леса зависит от нас, от нашего поведения в лесу.

 

-    Что же нельзя делать в лесу?

-    Помните,  что все в природе  взаимосвязано между собой.  Оберегая одних, мы

     помогаем   другим.   Например,   оберегая   травы,   кустарники,   деревья,   мы

     помогаем  животным,   птицам,  которые  находят  в  них  убежище,   кормятся

     этими растениями.

 

      Экологический императив - форма запретов и ограничений, распространяющихся на любую человеческую деятельность. Имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью.

        

Давайте немного отдохнем и пойдем дальше. А сейчас ФИЗМИНУТКА.

 

3.

-    Теперь  вас  смело можно пускать в богатый всякими чудесами лес Тувы. Находясь

      в  лесу  вы  повстречаете  много  животных,  живущих в лесах Тувы.  Постарайтесь

      запомнить, где живут разные животные, какие у них дома, чем они питаются. Если

      вдруг  увидите  белку,  проследите  за  ее  быстрыми движениями и подумайте, что

      помогает ей быстро прыгать по деревьям. Ну, пошли!

 

Фрагмент фильма «Животные леса» (используется   видеофильм).

 

-    Интересно?  А  теперь  давайте  посмотрим,  кто  из вас был самым внимательным и  

     наблюдательным, и проведем викторины.

   

      На  доске  крепятся  таблички.  По  вопросам  учителя  учащиеся должны распределить ответы.

 

Залегают в спячкуГотовятся к зимеНе готовятся к зиме 

 

1 загадка:

                                                     Проворная зверюшка

                                                     живет в дупле-избушке.

                                                     Целый день скок – поскок –

                                                     Отыскала грибок,

                                                     Нанизала на сучок,

                                                     Заготовила в прок.           (Белка)

 

-    К какой из этих групп отнесем белку?

-    Какие приспособления у белки для того, чтобы передвигаться по деревьям?

-    Чем питается белка?                      (Орех, грибы, шишки)

-    Белка делает на зиму запасы в очень многих местах, порой многие из них не

     находит. Одна белка запасает до 15 кг. ореха.

 

2 загадка:

                                                     Работящие зверьки

                                                     Строят дом среди реки.

                                                     Если в гости кто придет

                                                     Знайте, что из речки вход.           (Бобр)

 

-    К какой группе отнесем бобра?

-    Где живут бобры?

-    Из чего строят дом?

-    Чем питаются?

 

3 загадка:

 

●  Этот зверь  размером с небольшую собаку, с короткими ногами и длинной  шерстью.

    По спине идут продольные полосы. Живет в норах. Питается корневищами, желудями,

    змеями, насекомыми, мышами.

                                                                                                           (Барсук)

-    Где живет барсук?

-    Чем питается?

-    Этот зверек тоже заготавливает себе корм, но он зимой ест в полудреме, т.е.

     залегает в спячку как медведь, но чтобы покушать – он просыпается.

 

4 загадка:

                                                     Летом бродит без дороги

                                                     Между сосен и берез.

                                                     А зимой он спит в берлоге,

                                                     От мороза прячет нос.                      (медведь)

 

-    Что вы знаете о жизни медведя? Чем он питается?

 

-    Питается в основном продуктами растительного мира (муравьи, ягоды, грибы,

     личинки жуков, пшеница, лакомится медом).

 

-    Как проводит зиму?

 

        Итак, (идет обобщение ответов детей): в берлоге, в спячке, без пищи. К весне

выходит сильно оголодавший и похудевший. Вот тогда он становится хищный, т.к.

растительного корма весной очень мало.

 

5 загадка:

                                                       Это что за зверь лесной

                                                       встал как столбик под сосной.

                                                       И стоит среди травы –

                                                       Уши больше головы?                       (заяц)

-    Делают ли зайцы себе дома?

-    Как передвигается заяц?

-    Для чего нужны зайцу длинные уши?

-    Есть ли враги у зайца? Кто? Почему?

-    Чем он питается и когда?

 

6 загадка:

                                                         Посмотрите, какая,

                                                         Вся горит золотая.

                                                         Ходит в шубе золотой,

                                                         Хвост пушистый и большой.           (лиса)

 

Идет беседа о лисе. Учитель обобщает: хорошая память, когда охотиться за зайцем,

всю добычу не съедает, зарывает, а на следующий день приходит на это место,  где

спрятала.

 

7 загадка:

                                                         На овчарку он похож –

                                                         Что ни зуб, то острый нож,

                                                         Он бежит, оскалив пасть.

                                                         На овцу готов напасть.                       (волк)

 

-    У всех животных, начиная с октября, происходит линька. А что это такое?

 

-    Работа по учебнику:  стр. 34.

- Но что это такое? SOS!!!! (на экране появляются тревожные сигналы)

  Это просят помощи животные. Что случилось? 

  Некоторые виды животных исчезают, исчезают по разным причинам.

  И  Красная книга животных России и Тувы – это главные книги о животных. Почему эти

  книги КРАСНЫЕ? О чем эти книги, о каких животных?

  Идет презентация «Животные Красной книги Республики Тыва».

- Да, мы в ответе за природу перед будущими поколениями, чтобы они тоже увидели этих

  животных.

 

Итог урока:

 

-    Сегодня  мы  повстречались  только с некоторыми  животными Тувы. А в наших

     лесах их очень много. Постепенно мы познакомимся со всеми и республики Тува

     и других районов, а также различных природных зон.

-    Но я хочу, чтобы вы запомнили, что

 

Все, все нужны на свете

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых,

Нужны все на свете.

Нужны все подряд.

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны!

           Таким образом, только активная работа во всех отраслях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии, экологическая культура будущего смогут решать экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному сотрудничеству с природой.

         Под экологической культурой мы понимаем систему знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.

 

Урок заканчивается фрагментом песни «Не дразните собак».

 

 

Домашнее задание:  стр. 32-35

(в тетради: запись диких животных Тувы.  Сделайте свои рисунки животных для Красной книги.)

 

 

 

Приложение:

1.      Выступление ученика по проблемам бездомных животных.

2.      Презентация «Красная книга Республики Тыва»


 

3.     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тема: Дикие животные и насекомые леса

Тема: Дикие животные и насекомые леса

Содержание и эффективность урока 1

Содержание и эффективность урока 1

Как видите, богат лес насекомыми

Как видите, богат лес насекомыми

На доске крепятся таблички

На доске крепятся таблички

Это что за зверь лесной встал как столбик под сосной

Это что за зверь лесной встал как столбик под сосной

Таким образом, только активная работа во всех отраслях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии, экологическая культура будущего смогут…

Таким образом, только активная работа во всех отраслях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии, экологическая культура будущего смогут…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2021