Живая природа леса. Урок по окружающему итру в 4 классе.

  • docx
  • 26.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Живая природа леса.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва

 

герб_школы_надпись_                 

 

 

 

 

 

 

 

Живая природа леса

                                                      

(методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе)

 

 

 

                                                  Автор: Пономарева Елена Анатольевна,

                                                                           учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Г. Кызыл

Тема:                  Дикие животные и насекомые леса.

Цель  и задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с дикими животными, их образом жизни летом и зимой;

- показать  учащимся важность сохранения дикой природы.

- расширение словарного запаса новыми понятиями.

- усилить практическую направленность обучения.

Развивающие:

- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность,  внимание;

- развитие навыков устной и письменной речи;

- расширение словарного запаса новыми понятиями.

- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.

Воспитывающие:

- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;

- воспитание культуры речи; культуры учебного труда.

- проводить рефлексию деятельности учебного труда;

- воспитание экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, всему живому;

- развивать навыки умения работать в паре.

        Экологический императив - форма запретов и ограничений, распространяющихся на любую человеческую деятельность. Имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью.

         Воплощенное в концепции экологического императива стремление к выработке нового мировоззрения реализуется таким образом, что первоочередной задачей здесь выступает новое отношение к природе. И уже в зависимости от его содержания определяется актуальность формирования определенного нового образа природы.

Задачи:

Предметные:

- совершенствование основных приемов вычислений с многозначными числами;

- составить алгоритм работы с многозначными числами при решении задач;

- научиться пользоваться алгоритмом оценки результатов.

Метапредметные:

- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий  и  критически относиться к своему мнению,  с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;

- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей  и ошибок, намечать способы их устранения;

- познавательные: ориентироваться в практической потребности использования многозначных чисел;

Личностные УУД:

- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;

          - формирование навыков анализа, творчества, активности;

           - Экологическая деятельность основывается на универсальных учебных действиях.  

             Освоенные УУД в рамках курса «Окружающий мир» обеспечивают овладение экологической компетенцией,  структура экологической компетенции, компонентами которой являются: общекультурный, учебно-познавательный, поведенческо-волевой и коммуникативный.

 

 

 

 

Содержание и эффективность урока

 

1.      Мотивация познавательной деятельности.

2.      Индивидуальная работа на местах по карточкам (проверяется и оценивается индивидуально после выполнения).

3.      Коллективная работа с классом:

 

- Ребята, мы с вами живем в республике Тува. Эта республика на материке Азия, и не  

  просто на этом материке, а в его центре. Это доказано наукой. В доказательство этого  

  на берегу огромной реки Улуг-Хем (Енисей) установлен обелиск, который обозначает

  центр Азии.

- Климат разнообразный: лето очень жаркое, а зима – очень суровая. В связи с этим

  животный мир очень разнообразный.

- Сегодня вы пройдете по учебной природной тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много    

  интересного о природе нашего края, о зверях, птицах, насекомых. Узнаете, что дарит

  человеку природа для жизни и как человек должен охранять все живое.

                В связке Человек - Природа - определение экологического состояния Человека в его становлении как личности.   "Необходима глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры. И другого пути у нас нет ", - пишет Н.Н. Моисеев.

            Мы говорим об экологии, а "экология" – наука о доме, о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их средой.

 

Пройдите!  Посмотрите!  Прочувствуйте!

 

1.

- Давайте вспомним все, что вы наблюдали и знаете о птицах, насекомых, животных.

  Тропа, по которой мы отправимся путешествовать, будет  проходить по лесу. А для

  начала давайте остановимся вот здесь: на экране

Сюжетная картина

«Лес»

                                                                

 

                                                                

     - Лес очень богат. Здесь много насекомых, птиц, животных. Но увидеть их нелегко:

       хитрый лесовичок спрятал их в загадки.

     - Давайте  попробуем  отгадать  их и тогда мы сможем увидеть их и узнать про них

       много   интересного.   (После    каждой    отгадки    учитель    на    картину    леса

       прикрепляет картинку – ответ).

 

1 загадка:

                                         Голубой аэропланчик

                                         сел на белый одуванчик.

 

                             (на экране появляется картинка стрекозы).

 

2 загадка:

                                            Много мастеров

                                            срубили избу без углов                    (Муравей)

 

3 загадка:

                                            Спина в веснушках

                                            Ах, как неловко.

                                            И покраснела . . . .                           (Божья коровка)

4 загадка:

                                            Чёрен, да не ворон.

                                            Рогат, да не бык.

                                            Ноги без копыт,

                                            Летит, воет,

                                            Сядет – землю роет.                           (Жук)

 

-    Как  видите,  богат  лес  насекомыми. Как вы думаете, когда насекомых больше:

     летом или осенью? Почему?

-    Что вы можете рассказать о них? Кто наблюдал этих насекомых?

-    Не  все  насекомые  –  вредители.  Среди  них  тоже  много  наших  друзей.  Вы

     должны помнить, что нельзя ловить и убивать насекомых всех подряд.

 

Музыкальная запись:

                                             Ни к чему обижать

                                             Бабочку на ветке.

                                             Веселее в лесу

                                             От ее расцветки.

                                             Не пугайтесь жуков

                                             С длинными усами

                                             И поверьте, что жуки

                                             Вас не тронут сами!

2.

-    Но давайте продолжим наше путешествие по лесу. (запись «Голоса птиц»).

-    Почему нам так весело идти по лесу?

-    Голоса каких птиц вы услышали?

-    Но  с  приходом  осени  в  лесу  становится  все  тише  и  тише.  Почему?  Что

     происходит с птицами осенью?

-    Какие птицы называются перелетными? Зимующими?

-    Каких перелетных птиц вы знаете?  (на доске появляются картинки птиц:

     журавль, грач, соловей, ласточка).

-    Почему эти птицы покидают наши края?

-    Как происходит отлет птиц?

-    Как помочь птицам, которые остаются с нами?

 

Итак, заходя все дальше в лес, мы должны понимать, что жизнь всех

            обитателей леса зависит от нас, от нашего поведения в лесу.

 

-    Что же нельзя делать в лесу?

-    Помните,  что все в природе  взаимосвязано между собой.  Оберегая одних, мы

     помогаем   другим.   Например,   оберегая   травы,   кустарники,   деревья,   мы

     помогаем  животным,   птицам,  которые  находят  в  них  убежище,   кормятся

     этими растениями.

 

      Экологический императив - форма запретов и ограничений, распространяющихся на любую человеческую деятельность. Имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью.

        

Давайте немного отдохнем и пойдем дальше. А сейчас ФИЗМИНУТКА.

 

3.

-    Теперь  вас  смело можно пускать в богатый всякими чудесами лес Тувы. Находясь

      в  лесу  вы  повстречаете  много  животных,  живущих в лесах Тувы.  Постарайтесь

      запомнить, где живут разные животные, какие у них дома, чем они питаются. Если

      вдруг  увидите  белку,  проследите  за  ее  быстрыми движениями и подумайте, что

      помогает ей быстро прыгать по деревьям. Ну, пошли!

 

Фрагмент фильма «Животные леса» (используется   видеофильм).

 

-    Интересно?  А  теперь  давайте  посмотрим,  кто  из вас был самым внимательным и  

     наблюдательным, и проведем викторины.

   

      На  доске  крепятся  таблички.  По  вопросам  учителя  учащиеся должны распределить ответы.

 

Залегают в спячкуГотовятся к зимеНе готовятся к зиме 

 

1 загадка:

                                                     Проворная зверюшка

                                                     живет в дупле-избушке.

                                                     Целый день скок – поскок –

                                                     Отыскала грибок,

                                                     Нанизала на сучок,

                                                     Заготовила в прок.           (Белка)

 

-    К какой из этих групп отнесем белку?

-    Какие приспособления у белки для того, чтобы передвигаться по деревьям?

-    Чем питается белка?                      (Орех, грибы, шишки)

-    Белка делает на зиму запасы в очень многих местах, порой многие из них не

     находит. Одна белка запасает до 15 кг. ореха.

 

2 загадка:

                                                     Работящие зверьки

                                                     Строят дом среди реки.

                                                     Если в гости кто придет

                                                     Знайте, что из речки вход.           (Бобр)

 

-    К какой группе отнесем бобра?

-    Где живут бобры?

-    Из чего строят дом?

-    Чем питаются?

 

3 загадка:

 

●  Этот зверь  размером с небольшую собаку, с короткими ногами и длинной  шерстью.

    По спине идут продольные полосы. Живет в норах. Питается корневищами, желудями,

    змеями, насекомыми, мышами.

                                                                                                           (Барсук)

-    Где живет барсук?

-    Чем питается?

-    Этот зверек тоже заготавливает себе корм, но он зимой ест в полудреме, т.е.

     залегает в спячку как медведь, но чтобы покушать – он просыпается.

 

4 загадка:

                                                     Летом бродит без дороги

                                                     Между сосен и берез.

                                                     А зимой он спит в берлоге,

                                                     От мороза прячет нос.                      (медведь)

 

-    Что вы знаете о жизни медведя? Чем он питается?

 

-    Питается в основном продуктами растительного мира (муравьи, ягоды, грибы,

     личинки жуков, пшеница, лакомится медом).

 

-    Как проводит зиму?

 

        Итак, (идет обобщение ответов детей): в берлоге, в спячке, без пищи. К весне

выходит сильно оголодавший и похудевший. Вот тогда он становится хищный, т.к.

растительного корма весной очень мало.

 

5 загадка:

                                                       Это что за зверь лесной

                                                       встал как столбик под сосной.

                                                       И стоит среди травы –

                                                       Уши больше головы?                       (заяц)

-    Делают ли зайцы себе дома?

-    Как передвигается заяц?

-    Для чего нужны зайцу длинные уши?

-    Есть ли враги у зайца? Кто? Почему?

-    Чем он питается и когда?

 

6 загадка:

                                                         Посмотрите, какая,

                                                         Вся горит золотая.

                                                         Ходит в шубе золотой,

                                                         Хвост пушистый и большой.           (лиса)

 

Идет беседа о лисе. Учитель обобщает: хорошая память, когда охотиться за зайцем,

всю добычу не съедает, зарывает, а на следующий день приходит на это место,  где

спрятала.

 

7 загадка:

                                                         На овчарку он похож –

                                                         Что ни зуб, то острый нож,

                                                         Он бежит, оскалив пасть.

                                                         На овцу готов напасть.                       (волк)

 

-    У всех животных, начиная с октября, происходит линька. А что это такое?

 

-    Работа по учебнику:  стр. 34.

- Но что это такое? SOS!!!! (на экране появляются тревожные сигналы)

  Это просят помощи животные. Что случилось? 

  Некоторые виды животных исчезают, исчезают по разным причинам.

  И  Красная книга животных России и Тувы – это главные книги о животных. Почему эти

  книги КРАСНЫЕ? О чем эти книги, о каких животных?

  Идет презентация «Животные Красной книги Республики Тыва».

- Да, мы в ответе за природу перед будущими поколениями, чтобы они тоже увидели этих

  животных.

 

Итог урока:

 

-    Сегодня  мы  повстречались  только с некоторыми  животными Тувы. А в наших

     лесах их очень много. Постепенно мы познакомимся со всеми и республики Тува

     и других районов, а также различных природных зон.

-    Но я хочу, чтобы вы запомнили, что

 

Все, все нужны на свете

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых,

Нужны все на свете.

Нужны все подряд.

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны!

           Таким образом, только активная работа во всех отраслях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии, экологическая культура будущего смогут решать экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному сотрудничеству с природой.

         Под экологической культурой мы понимаем систему знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.

 

Урок заканчивается фрагментом песни «Не дразните собак».

 

 

Домашнее задание:  стр. 32-35

(в тетради: запись диких животных Тувы.  Сделайте свои рисунки животных для Красной книги.)

 

 

 

Приложение:

1.      Выступление ученика по проблемам бездомных животных.

2.      Презентация «Красная книга Республики Тыва»


 

3.