Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва
Живая природа леса
(методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе)
Автор: Пономарева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
Г. Кызыл
Тема: Дикие животные и насекомые леса.
Цель и задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с дикими животными, их образом жизни летом и зимой;
- показать учащимся важность сохранения дикой природы.
- расширение словарного запаса новыми понятиями.
- усилить практическую направленность обучения.
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимание;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- расширение словарного запаса новыми понятиями.
- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.
Воспитывающие:
- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;
- воспитание культуры речи; культуры учебного труда.
- проводить рефлексию деятельности учебного труда;
- воспитание экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, всему живому;
- развивать навыки умения работать в паре.
Экологический императив - форма запретов и ограничений, распространяющихся на любую человеческую деятельность. Имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью.
Воплощенное в концепции экологического императива стремление к выработке нового мировоззрения реализуется таким образом, что первоочередной задачей здесь выступает новое отношение к природе. И уже в зависимости от его содержания определяется актуальность формирования определенного нового образа природы.
Задачи:
Предметные:
- совершенствование основных приемов вычислений с многозначными числами;
- составить алгоритм работы с многозначными числами при решении задач;
- научиться пользоваться алгоритмом оценки результатов.
Метапредметные:
- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий и критически относиться к своему мнению, с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;
- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- познавательные: ориентироваться в практической потребности использования многозначных чисел;
Личностные УУД:
- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;
- формирование навыков анализа, творчества, активности;
- Экологическая деятельность основывается на универсальных учебных действиях.
Освоенные УУД в рамках курса «Окружающий мир» обеспечивают овладение экологической компетенцией, структура экологической компетенции, компонентами которой являются: общекультурный, учебно-познавательный, поведенческо-волевой и коммуникативный.
Содержание и эффективность урока
1. Мотивация познавательной деятельности.
2. Индивидуальная работа на местах по карточкам (проверяется и оценивается индивидуально после выполнения).
3. Коллективная работа с классом:
- Ребята, мы с вами живем в республике Тува. Эта республика на материке Азия, и не
просто на этом материке, а в его центре. Это доказано наукой. В доказательство этого
на берегу огромной реки Улуг-Хем (Енисей) установлен обелиск, который обозначает
центр Азии.
- Климат разнообразный: лето очень жаркое, а зима – очень суровая. В связи с этим
животный мир очень разнообразный.
- Сегодня вы пройдете по учебной природной тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много
интересного о природе нашего края, о зверях, птицах, насекомых. Узнаете, что дарит
человеку природа для жизни и как человек должен охранять все живое.
В связке Человек - Природа - определение экологического состояния Человека в его становлении как личности. "Необходима глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры. И другого пути у нас нет ", - пишет Н.Н. Моисеев.
Мы говорим об экологии, а "экология" – наука о доме, о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их средой.
Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!
1.
- Давайте вспомним все, что вы наблюдали и знаете о птицах, насекомых, животных.
Тропа, по которой мы отправимся путешествовать, будет проходить по лесу. А для
начала давайте остановимся вот здесь: на экране
Сюжетная картина «Лес» |
- Лес очень богат. Здесь много насекомых, птиц, животных. Но увидеть их нелегко:
хитрый лесовичок спрятал их в загадки.
- Давайте попробуем отгадать их и тогда мы сможем увидеть их и узнать про них
много интересного. (После каждой отгадки учитель на картину леса
прикрепляет картинку – ответ).
1 загадка:
Голубой аэропланчик
сел на белый одуванчик.
(на экране появляется картинка стрекозы).
2 загадка:
Много мастеров
срубили избу без углов (Муравей)
3 загадка:
Спина в веснушках
Ах, как неловко.
И покраснела . . . . (Божья коровка)
4 загадка:
Чёрен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Ноги без копыт,
Летит, воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
- Как видите, богат лес насекомыми. Как вы думаете, когда насекомых больше:
летом или осенью? Почему?
- Что вы можете рассказать о них? Кто наблюдал этих насекомых?
- Не все насекомые – вредители. Среди них тоже много наших друзей. Вы
должны помнить, что нельзя ловить и убивать насекомых всех подряд.
Музыкальная запись:
Ни к чему обижать
Бабочку на ветке.
Веселее в лесу
От ее расцветки.
Не пугайтесь жуков
С длинными усами
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами!
2.
- Но давайте продолжим наше путешествие по лесу. (запись «Голоса птиц»).
- Почему нам так весело идти по лесу?
- Голоса каких птиц вы услышали?
- Но с приходом осени в лесу становится все тише и тише. Почему? Что
происходит с птицами осенью?
- Какие птицы называются перелетными? Зимующими?
- Каких перелетных птиц вы знаете? (на доске появляются картинки птиц:
журавль, грач, соловей, ласточка).
- Почему эти птицы покидают наши края?
- Как происходит отлет птиц?
- Как помочь птицам, которые остаются с нами?
Итак, заходя все дальше в лес, мы должны понимать, что жизнь всех
обитателей леса зависит от нас, от нашего поведения в лесу.
- Что же нельзя делать в лесу?
- Помните, что все в природе взаимосвязано между собой. Оберегая одних, мы
помогаем другим. Например, оберегая травы, кустарники, деревья, мы
помогаем животным, птицам, которые находят в них убежище, кормятся
этими растениями.
Экологический императив - форма запретов и ограничений, распространяющихся на любую человеческую деятельность. Имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью.
Давайте немного отдохнем и пойдем дальше. А сейчас ФИЗМИНУТКА.
3.
- Теперь вас смело можно пускать в богатый всякими чудесами лес Тувы. Находясь
в лесу вы повстречаете много животных, живущих в лесах Тувы. Постарайтесь
запомнить, где живут разные животные, какие у них дома, чем они питаются. Если
вдруг увидите белку, проследите за ее быстрыми движениями и подумайте, что
помогает ей быстро прыгать по деревьям. Ну, пошли!
Фрагмент фильма «Животные леса» (используется видеофильм).
- Интересно? А теперь давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным и
наблюдательным, и проведем викторины.
На доске крепятся таблички. По вопросам учителя учащиеся должны распределить ответы.
1 загадка:
Проворная зверюшка
живет в дупле-избушке.
Целый день скок – поскок –
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила в прок. (Белка)
- К какой из этих групп отнесем белку?
- Какие приспособления у белки для того, чтобы передвигаться по деревьям?
- Чем питается белка? (Орех, грибы, шишки)
- Белка делает на зиму запасы в очень многих местах, порой многие из них не
находит. Одна белка запасает до 15 кг. ореха.
2 загадка:
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет
Знайте, что из речки вход. (Бобр)
- К какой группе отнесем бобра?
- Где живут бобры?
- Из чего строят дом?
- Чем питаются?
3 загадка:
● Этот зверь размером с небольшую собаку, с короткими ногами и длинной шерстью.
По спине идут продольные полосы. Живет в норах. Питается корневищами, желудями,
змеями, насекомыми, мышами.
(Барсук)
- Где живет барсук?
- Чем питается?
- Этот зверек тоже заготавливает себе корм, но он зимой ест в полудреме, т.е.
залегает в спячку как медведь, но чтобы покушать – он просыпается.
4 загадка:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
- Что вы знаете о жизни медведя? Чем он питается?
- Питается в основном продуктами растительного мира (муравьи, ягоды, грибы,
личинки жуков, пшеница, лакомится медом).
- Как проводит зиму?
Итак, (идет обобщение ответов детей): в берлоге, в спячке, без пищи. К весне
выходит сильно оголодавший и похудевший. Вот тогда он становится хищный, т.к.
растительного корма весной очень мало.
5 загадка:
Это что за зверь лесной
встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
- Делают ли зайцы себе дома?
- Как передвигается заяц?
- Для чего нужны зайцу длинные уши?
- Есть ли враги у зайца? Кто? Почему?
- Чем он питается и когда?
6 загадка:
Посмотрите, какая,
Вся горит золотая.
Ходит в шубе золотой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
Идет беседа о лисе. Учитель обобщает: хорошая память, когда охотиться за зайцем,
всю добычу не съедает, зарывает, а на следующий день приходит на это место, где
спрятала.
7 загадка:
На овчарку он похож –
Что ни зуб, то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть. (волк)
- У всех животных, начиная с октября, происходит линька. А что это такое?
- Работа по учебнику: стр. 34.
- Но что это такое? SOS!!!! (на экране появляются тревожные сигналы)
Это просят помощи животные. Что случилось?
Некоторые виды животных исчезают, исчезают по разным причинам.
И Красная книга животных России и Тувы – это главные книги о животных. Почему эти
книги КРАСНЫЕ? О чем эти книги, о каких животных?
Идет презентация «Животные Красной книги Республики Тыва».
- Да, мы в ответе за природу перед будущими поколениями, чтобы они тоже увидели этих
животных.
Итог урока:
- Сегодня мы повстречались только с некоторыми животными Тувы. А в наших
лесах их очень много. Постепенно мы познакомимся со всеми и республики Тува
и других районов, а также различных природных зон.
- Но я хочу, чтобы вы запомнили, что
Все, все нужны на свете
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых,
Нужны все на свете.
Нужны все подряд.
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
Таким образом, только активная работа во всех отраслях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии, экологическая культура будущего смогут решать экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному сотрудничеству с природой.
Под экологической культурой мы понимаем систему знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.
Урок заканчивается фрагментом песни «Не дразните собак».
Домашнее задание: стр. 32-35
(в тетради: запись диких животных Тувы. Сделайте свои рисунки животных для Красной книги.)
Приложение:
1. Выступление ученика по проблемам бездомных животных.
2. Презентация «Красная книга Республики Тыва»
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.