"Живая шляпа" 2 класс (литературное чтение)
Оценка 4.9

"Живая шляпа" 2 класс (литературное чтение)

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
русская литература +1
21.11.2021
"Живая шляпа" 2 класс (литературное чтение)
Урок литературного чтения 2 класс по теме "Живая шляпа" произведение Н.Носова. Обучающиеся знакомятся с жизнью автора и его произведением.
2класс-Живая шляпа.docx

Тема урока: Н. Носов "Живая шляпа"

Класс: 2

Цель урока: ознакомление обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи:

Дидактические: создать условия для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, внимательность;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, доброту, смелость, решительность.

Планируемые результаты:

     Предметные: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

      Метапредметные: работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы; умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

      Личностные: умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

-Здравствуйте! Начинаем наш урок литературного чтения.

Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Поздороваемся, пожмем друг другу руки и настроимся на общение.

Приветствуют учителя, жмут друг другу руки.

Самоопределение в деятельности

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.

-Но для этого нам понадобятся вещь, которая спрятана в черном ящике.

С помощью загадки попробуйте угадать, что там:

Ветер сильный налетел,

Папа ахнуть не успел.

Почему расстроен папа

У него слетела…

-Правильно, сегодня для путешествия нам понадобится шляпа. Посмотрите, у каждой есть своя картинка шляпы. Они нам понадобятся чуть позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Шляпа

Актуализация знаний

-Ребятки, а что такое шляпа?

На слайде выводится Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так (шляпа-это головной убор с высокими полями)

- Ребята, какие бывают шляпы?

Посмотрите на свои шляпки:
К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Шляпа-это головной убор с высокими полями.

 

 

 

 

большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. Д

 

 

Смотрят на дружно на шляпу и слушают стихотворение

Постановка учебной цели

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

 -Сейчас мы дружно найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.
-Как вы думаете, как может называться наш текст?

-Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник с.54 и прочитайте название.

-Все верно, рассказ, с которым мы сегодня познакомимся называется «Живая шляпа»

-А какая цель нашего сегодняшнего урока?

-Все верно

-Нет/это невозможно/не знаю

 

 

 

- «Шляпа», «Живая или не живая шляпа», «Живая шляпа».

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомиться с рассказом «Живая Шляпа»

Открытие новых знаний

-Ребята, рассказ «Живая шляпа» написал знаменитый автор Николай Николаевич Носов и сейчас я вам расскажу о его жизни и творчестве.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. Его сильно влекло искусство, и он поступил в институт Кинематографии в Москве.  Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. 

« Взрослым ребёнком », в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.

 

Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа». ( презентация)

-Вот таким интересным человеком был Н.Н.Носов.

Слушают и смотрят презентацию

Первичное осмысление и закрепление

Речевая разминка.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

МУР, МУР, МУР…( на слайде)
- Итак, сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

Но чтобы во время знакомства у нас не было трудностей посмотрите сначала на экран (картинки: кочерги и комода)

-Ребята, что изображено на картинке вы знаете?

- А Что такое КОЧЕРГА?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

-Кто может объяснить значение слова КОМОД?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

(определение на слайдах)
Сейчас я вам прочитаю текст, а вы во время прослушивания подумайте, а почему же автор назвал рассказ «Живая шляпа»?

Читает текст

-Понравился ли вам рассказ?

-Так почему же рассказ называется «Живая шляпа»?

Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.

Осторожно, как котенок,                          

На носочках я пройдусь.                        

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.                          

И из блюдца молочко                                

Полакаю язычком.                                    

Лапкой грудку и животик                        

Я помою, словно котик.                          

А потом свернусь колечком                 

И усну у теплой печки.       

-Ребята, а сейчас вы сами прочтете этот рассказ, делать мы это будем по цепочке.

-Но перед этим давайте обратим внимание на слова, которые представлены на экране

Словарную работа (плюх-ну-лось; сос-ко-чи-ли; рас-кра-ши-ва-ли; при-от-кры-ли).

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»

- Как звали кота?

- Где сидел Васька?

- Кого увидел Васька на шляпе?

- Что Васька делал в начале рассказа?

- Как звали мальчиков, героев рассказа?

 - Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

- Что происходило со шляпой?

 - Что предложил сделать Вадик?

- Что предложил Вовка?

- Кто попал картошкой в шляпу?

- Кого увидели мальчики?

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?

-Это произведение относится к какому жанру? (Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?

-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

На доске хаотично представлены картинки с действиями, происходящими в рассказе, ребятам нужно выбрать правильную последовательность.

-Ребята, перед вами представлены картинки, которые показывают нам то, что происходило в рассказе, но они не соответствуют нужной последовательности повествования нашего текста .Сейчас  нам с вами предстоит выстроить картинки в правильном порядке и восстановить последовательность событий в тексте.

-Все верно, мы восстановили события, которые происходили в нашем рассказе.

 

Читают выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с разной интонацией, скороговоркой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на экран, отвечают, что видят кочергу и комод.

Пытаются сказать определение если знают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают текс

-ДА

- Под шляпой сидел кот Васька и двигал её

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словами

 

 

 

Чтение рассказа детьми. (По цепочке)

 

 

 

 

 

Отвечают:

-Васька

- на полу возле комода

- муху

-ловил мух

- Володя и Вадик

-кочергу и лыжную палку

-лежала возле стола и не двигалась

-спугнуть, стучать по полу кочергой

-кидать картошкой в шляпу.

-Вадик

- котенка

- веселое

-ему было страшно и т.д

 

 

 

 

 

-Рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Юмористическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят в доске, распределяют картинку и вешают в нужное место

 

Котёнок играет.

Мальчики заняты делом.

Испуг Володи.

Шляпа живая.

Мальчики раскрыли «секрет» живой шляпы.

 

 

 

 

Итоги урока

А сейчас давайте еще раз вспомним:

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась «живой»?

- Какая главная мысль этого рассказа?

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться?

- Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

- Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение

 

 

 

-Живая шляпа

 

-Н.Н.Носов

- Под ней сидел котенок

- Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

- Если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать

- Нужно научиться преодолевать страх, каждый это делает по-своему.

-Да, приходилось

-Да, было.

-Да, можем.

Рефлексия

-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

-Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Вы можете разрисовать шляпку, украсить ее так, как вы хотите, а потом. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на линейке самооценки (линейка самооценки вывешена на доске)

-Какие красивые у всех шляпки, и как высоко вы их подкинули(если у кого-то шляпка внизу, то спрашиваем, что понравилось и что нет)

-Всем спасибо за работу, урок окончен!

Разрисовывают, прикрепляют, говорят об эмоциях.

 




 

Тема урока: Н. Носов "Живая шляпа"

Тема урока: Н. Носов "Живая шляпа"

Самоопределение в деятельности-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия

Самоопределение в деятельности-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия

Давайте проверим ваши предположения

Давайте проверим ваши предположения

Взрослым ребёнком », в шутку называли

Взрослым ребёнком », в шутку называли

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи

Но перед этим давайте обратим внимание на слова, которые представлены на экране

Но перед этим давайте обратим внимание на слова, которые представлены на экране

Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? -Это весёлый, юмористический рассказ

Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? -Это весёлый, юмористический рассказ

Почему шляпа оказалась «живой»? -

Почему шляпа оказалась «живой»? -

Рефлексия -Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость? -Может слышали выражение «ШАПКАМИ

Рефлексия -Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость? -Может слышали выражение «ШАПКАМИ
Скачать файл