Мероприятие проходило в здании филармонии. Зал нарядно украшен. Урок назван живым, так как на празднике, кроме фонограмм, звучала музыка струнного квартета. Праздник вели ученики 4 класса.
Урок является итогом проектной деятельности. За месяц до католического Рождества стартовала проектная мастерская в рамках предметов: ОРКСЭ, музыки, литературного чтения, ИЗО и технологии. Весь класс поделился на 5 групп. Первая занялась исследованием темы “История Рождества Христова”, вторая подбирала произведения живописи, третья изучала литературные и музыкальные произведения на данную тему, четвертая подбирала рецепты к рождественскому столу, а пятая научилась делать рождественские подарки. Спустя две недели ребята обменялись найденным материалом. Возникла идея поделиться своими открытиями с обучающимися начальной школы. Так был задуман урок-праздник. Гостями праздника были 250 учеников начальной школы, а так же их родители. Грандиозное действо прошло успешно. На празднике присутствовали дети-инвалиды. Вместе с ребятами они стали участниками мероприятия. Знакомство с историей религиозного праздника у многих детей было впервые. Предлагаю сценарий урока-праздника.
«Живой» урокпраздник «Рождество Христово»
Мероприятие проходило в здании филармонии. Зал нарядно украшен. Урок назван живым, так как на
празднике, кроме фонограмм, звучала музыка струнного квартета. Праздник вели ученики 4 класса.
Урок является итогом проектной деятельности. За месяц до католического Рождества стартовала
проектная мастерская в рамках предметов: ОРКСЭ, музыки, литературного чтения, ИЗО и
технологии. Весь класс поделился на 5 групп. Первая занялась исследованием темы “История
Рождества Христова”, вторая подбирала произведения живописи, третья изучала литературные и
музыкальные произведения на данную тему, четвертая подбирала рецепты к рождественскому столу, а
пятая научилась делать рождественские подарки. Спустя две недели ребята обменялись найденным
материалом. Возникла идея поделиться своими открытиями с обучающимися начальной школы. Так
был задуман урокпраздник. Гостями праздника были 250 учеников начальной школы, а так же их
родители. Грандиозное действо прошло успешно. На празднике присутствовали детиинвалиды.
Вместе с ребятами они стали участниками мероприятия. Знакомство с историей религиозного
праздника у многих детей было впервые. Предлагаю сценарий урокапраздника.
Мелодия (квартет) Выход ведущих. Слайд 1
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости. Готовы погрузиться в мир искусства?
2 ведущий: Мы начинаем наш необычный урокпраздник.
1 ведущий: Урок, потому что вы обязательно услышите много нового, необычный, потому что
вести его будем мы, ученики 4а класса, праздник, потому, что наша встреча посвящена важному
событию.
2 ведущий: В нашей стране, как и во всем мире, довольно большое количество праздников.
1 ведущий: Виталий, как ты понимаешь, что такое праздник?
2 ведущий: Праздникэто какоелибо торжественное событие вызывающее особое состояние души,
эмоциональный радостный подъем.
1 ведущий: Какие бывают праздники?
2 ведущий: праздники делятся на:
Слайд 2
Национальные
Христианские
Семейные
У каждого праздника есть свой “цвет”, своя “музыка”, свой “запах”.
1 ведущий: Сегодня на уроке мы будем говорить о Рождестве.
2 ведущий: Итак, тема нашего живого урока: “Рождество Христово”.
3 Слайд, 4 слайд (вместе с песней)
ПЕСНЯ “Над землёй летит пушистый снег”
Ученик
Скоро, скоро Рождество,
Поскорей бы только —
Будет в доме торжество,
Засверкает елка!
Приготовят нам наряды
К Празднику чудесному.
Все мы будем очень рады
Торжеству Небесному.
В этот день веселый, яркий —
Смех и песни! Целый воз
Деткам привезет подарков
Добрый Дедушка Мороз!
Скоро, скоро Рождество,
Поскорей бы только —
Будет в доме торжество,
Засверкает елка!1 ведущий: К какой из трех групп праздников можно отнести Рождество Христово?
2 ведущий: Рождество Христово это христианский праздник.
1 ведущий: Ребята, а вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе?
А в России?
В Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество.
В России 7 января Рождество Христово. Почему в разное время?
2 ведущий: Мы узнаем сегодня и об этом.
День рождения Христа празднуют во всём мире.
1 ведущий: Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное
летосчисление ведётся от Рождества Христова. А наши зимние каникулы, которые мы так
любим, называются Рождественскими.
Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в ту прекрасную далекую, необыкновенную
ночь.
5 слайд
2 ведущий: 2014 лет назад на землю пришел Иисус Христос. Он прожил недолгую жизнь, но показал
людям самое главное – великую любовь Бога к человечеству. Сердца, ожесточенные трудной жизнью,
нестерпимым горем, отчаянием и безысходностью по сей день оттаивают и возрождаются к новой
жизни, полной смысла, радости и мира, благодаря этой любви.
1 ведущий: Какова цель нашего урока?
2 ведущий: Сегодня на уроке нам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю,
которая произошла многомного лет назад, узнать, как праздновали Рождество наши предки, какие
подарки можно дарить своим родным в этот день. Мы также ответим на ваши вопросы о Рождестве.
На наш рождественский почтовый ящик их пришло много. Спасибо вам, ребята, за это.
Помогать всё это представить и запомнить нам будут музыканты струнного квартета. Внимание на
экран.
РОЖДЕСТВО МУЛЬТФИЛЬМ. (5.19 мин)
3 ведущий: Мы с вами совершили необыкновенное путешествие. Рождество Христово в Вифлеемской
пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося
радость, мир, счастье.
4 ведущий: Это была великая, таинственная ночь. А еще она была необыкновенно тиха. Много
работы в эти дни у метелицы: нарядить все в лесу, укрыть потеплее. Ведь впереди
рождественские морозы, суровые, трескучие. Показалось мне, что к нам сюда впорхнуло
несколько белых снежинок. Смотрите!
6 слайд, 7 слайд
ТАНЕЦ СНЕЖИНОК
4 ведущий:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат;
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
3 ведущий:
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
4 ведущий:
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
8 слайд
3 ведущий: Волхвы принесли Иисусу золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну – как смертному
человеку.
9 слайд + фоном Авэ Мария
5 ведущий: Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству, следует
считать тот самый хлев в виде пещеры, давший приют Святому семейству. Память об этой
пещере свято хранилась последователями Христа.
6 ведущий: Неразрывно с храмостроением связана иконопись – вид искусства, удивительный и
неповторимый. Иконопись проникает на Русь с принятием христианства в 988 году. Слово “икона”
обозначает живописное изображение Бога, святого или святых, образ.
5 ведущий: Давайте рассмотрим некоторые из них. На иконах мы видим образ ангела. Ангел –
это спаситель человеческой души.
10,11,12,13,14 слайды подряд через 4 сек
6 ведущий: Принято считать по поверьям, что ангел приносит счастье, удачу, добро. Достаточно
взмахнуть ангельским крылом, как сбываются мечты молящегося. С этих пор художники стали
рисовать ангелам крылья. Ангелов рисуют на иконах в лучезарных лучах. Это обычно образ девочки и
мальчика, юноши – чистые души.
5 ведущий: Поднимите руку, кого в детстве называли ангелочком!
Предлагаю отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной.
(на сцене показ движений)
15 слайд ангелочки
Физкультминутка
Прилетели ангелочки, становились на носочки!
Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили, в стороны направили,
Наклонились до земли, словно тяжести несли.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Полетели в высоту, чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, плечи развернули,
Повели руками чуть над головами.
А теперь им всем пора делать добрые дела.
16 слайд
7 ведущий: – Зима. Земля, реки, лес – все укрыто снегом. Все кругом погружено в сон. Замерли
травы, кусты, деревья. Замерли, но не умерли. Под снежным покрывалом они таят могучую
силу жизни: силу роста и цвета.
Зимняя музыка (квартет). Ученик читает под музыку
С людьми вся природа в ту ночь ликовала:
Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога
И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли
И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.
А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.
Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.
И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.
Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:
“Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена”
Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.
И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.
И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!8 ведущий: – Кто из детей и взрослых не любит эту пору и дни, когда в доме появляется ёлка, её
наряжают в цветные шары, колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней? Обычай наряжать
елку родом из Германии, здесь первые рождественские елки стали украшать еще в 8 веке.
7 ведущий: Сначала праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем
вешали сладости, орехи и другую еду. И уже после всего устанавливали рождественские свечи.
Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие
стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие
тяжелые украшения. А восковые рождественские свечи, во избежание опасности возгорания,
стали заменять электрическими гирляндами.
Ученик
Она пришла из зимней дали,
Пройдя сквозь снег и холода.
Блестит на ней наряд хрустальный,
Горит огнем её звезда.
Внизу под пышными ветвями
Стоит нарядный Дед Мороз
С большой корзиной за плечами,
А в ней подарки он принёс.
У ёлки радостно кружится
Детей весёлый хоровод.
И песня звонкая, как птица,
Летит и славит Рождество.
8 ведущий: В России празднично украшенную елку впервые увидели в 19 веке, согласно указу
императора Петра I, вышедшего в 1699 году. Теперь Вы знаете всю “елочную” историю!
17 слайд
ПЕСНЯ ЁЛКА В РОЖДЕСТВО. 18 слайд, 19 слайд
9 ведущий: Рождество в России праздновали радостно и весело. Накануне праздника украшали дома и
улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали подарки и угощения к празднику. Это
предвещало праздничное настроение.
10 ведущий: Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и
переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. По древнему верованию, в дни святок
новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в
молитве, то и получишь.
9 ведущий: На Рождество любили дети рядиться. Наряжались попом, цыганом, надевали странные
маски. Девочки рядились в мальчиков, а мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз,
медведей, журавлей. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом.
10 ведущий: В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на
улицах жгли костры, чтобы “согреть новорожденного Иисуса Христа”.
С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. В эти дни по дворам ходили
колядовщики, которые славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия
хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на
окне которых выставлялась свеча...
МУЗЫКА КОЛЯДА, 20 слайд коляда. НА ВСТУПЛЕНИЕ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА КОЛЯДОВЩИКИ
После коляды 21 слайд
Хочется проверить, насколько вы были внимательны. Поиграем? Я начинаю фразу, а вы её закончите.
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – ... (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу ... (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят ... (лампады).
И, распушив зеленые иголочки,красуются рождественские ... (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают ... (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга ... (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И сердце замирает в ожиданье ... (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился ... (Иисус Христос).
22 слайд
На рождественской электронной почте мы увидели много вопросов о том, ЧТО ВЫ.
РЕБЯТА, ХОТИТЕ УЗНАТЬ О РОЖДЕСТВЕ. ВОТ ОТВЕТЫ НА некоторые из них.
1. ВОПРОС: Во многих странах за пределами России Рождество празднуют 25 декабря, а
в нашей стране – 7 января. Почему?
ОТВЕТ: С древнейших времен существовал ЮЛИАНСКИЙ календарь. В ХVI веке появился
новый календарь, который обгоняет старый на 13 дней. Именно поэтому Рождество в нашей
стране приходится на 7 января григорианского календаря, или как говорят, по новому стилю,
что соответствует 25 декабря юлианского календаря, или по старому стилю.
2. ВОПРОС: С чем связан обычай, посыпать стол сеном?
ОТВЕТ: В память о вертепе и яслях стол посыпали сеном, затем застилали белоснежную
накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых
непременно должно было быть двенадцать.
3. ВОПРОС: Почему именно 12 блюд ставили на стол в рождественскую ночь?
ОТВЕТ: (Число символическое: 12 апостолов, 12 месяцев...)
4. ВОПРОС
Что такое святки и сколько дней они длятся?
ОТВЕТ: (Святки праздничное гуляние с 8 января до крещения – 12 дней)
5. ВОПРОС: Чего ещё ждут ребята в эти праздничные дни?
ОТВЕТ: Рождественскую елку и детские праздники с долгожданными подарками.
6. ВОПРОС: Какие особенности в традициях Рождественской ёлки существовали в
царской России?
ОТВЕТ: Ёлку ставили в отдельном помещении, скрытом от детей и именно в сам день
Рождества дети могли её увидеть, наряжали елку только взрослые. Спасибо за вопросы.
23 слайд, 24 слайд
Ведущий: В Рождество принято дарить подарки, помогать тем, кто в этом нуждается. Мы, 4а, решили
помочь детям, от которых отказались мамы. Они находятся в детской больнице. 4а собрал им
посылку с памперсами, детским кремом и другими нужными им вещами. Ребята, предлагаем и вам
сделать пусть небольшое, но доброе дело.
Ведущий: Рождество Христово – это праздник, который называют матерью всех праздников мира. Он
учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы мы научились прощать, сочувствовать, понимать
друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним словом, чтобы мы научились любить
окружающих людей. К вере каждый человек обязательно придет, но у каждого свой путь.
Ведущий: Испокон века наш народ отличался крепкой верой. Он был близок к Богу. Каждый из нас
– маленький огонёк, а все вместе мы – великий свет.
СИЯЮТ СВЕЧИ. (клип 5.29 мин.) во время клипа.
ВЫХОДИТ ВЕСЬ КЛАСС
Дарим подарки каждому классу.
МУЗЫКА (УХОД ГОСТЕЙ)