Животные леса

  • Занимательные материалы
  • Работа в классе
  • docx
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с животным миром леса; знать по 5 представителей трёх групп: звери, птицы, насекомые; их внешние признаки; научить обучающихся определять группу животного по имеющимся признакам; расширить и углубить знания детей о животном мире леса, обратить внимание на особенности животных леса, подвести к выводу о необходимости охраны животного мира в лесу, учить приёмами сравнения и анализа, делать выводы, развивать речь обучающихся, умение анализировать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: выставка книг о животных леса; иллюстрации с изображением животных (еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, кабан, дятел, сойка, сорока, синица, бабочка, жук); картина леса; таблички с надписями: “зоология, животные, звери, птицы, насекомые”; таблица сходства и различия животного и растительного мира; запись объявления “Медвежьи услуги”, фонограмма с пением лесных птиц.
Иконка файла материала Животные леса..docx
Тема: Животные леса. 2 класс Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с животным миром леса; знать по 5  представителей трёх групп: звери, птицы, насекомые; их внешние признаки; научить  обучающихся определять группу животного по имеющимся признакам; расширить и  углубить знания детей о животном мире леса, обратить внимание на особенности животных леса, подвести к выводу о необходимости охраны животного мира в лесу, учить приёмами  сравнения и анализа, делать выводы, развивать речь обучающихся, умение анализировать и  делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: выставка книг о животных леса; иллюстрации с изображением животных  (еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, кабан, дятел, сойка, сорока, синица, бабочка,  жук); картина леса; таблички с надписями: “зоология, животные, звери, птицы, насекомые”; таблица сходства и различия животного и растительного мира; запись объявления  “Медвежьи услуги”, фонограмма с пением лесных птиц.  Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Ход урока I. Организационный момент. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. II. Актуализация имеющихся у детей знаний о природе. – Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне,  выслушав отрывок из стихотворения Н. Рубцова  У сгнившей лесной избушки Меж белых столов бродя, Люблю собирать волнушки На склоне осеннего дня. Летят журавли высоко Под куполом светлых небес И лодка, шурша осокой, Плывет по каналу в … (лес.) – Но, отправляться в лес, можно лишь заручившись знаниями. Почему? 1. Работа по карточкам (самостоятельная работа) Шаг №1. Самостоятельно. Найди среди перечисленных понятий природные сообщества. Луг, поле, трава, болото, дерево, лес, водоем, кустарник, сад, мхи, лишайники.Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Найдите среди  перечисленных понятий природные сообщества. Луг, поле, трава, болото, дерево, лес, водоем, кустарник, сад, мхи, лишайники. Проверка: Луг, поле, болото, лес, водоем, сад. – Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?  2. Фронтальный опрос. Сегодняшний урок поможет вам закрепить имеющиеся у вас знания и чувствовать себя  более уверенно. ­ Что такое природное сообщество?  ­ Прочитайте оставшиеся слова. Как их можно назвать одним словом? (Растения) ­ Теперь можно отправляться в лес. Наш общий дом – природа. Но кроме нас, людей, на  планете есть ещё очень много жителей.  ­ Кто живет в лесу? ­Какова же тема урока? ­Какие цели мы поставим себе на уроке? Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом и погостим  немного у его жителей. Научимся распознавать их и сравнивать. Сделаем научные выводы.  III. Формирование новых знаний. Повторение и знакомство с животным миром.  1.Особенности живых существ. ­ Кто они, жители лесного дома?  Дети. Растения и животные.  – Вспомните особенности животных – живых существ. Если это признак животного – хлоп,  если нет – топ.  РАЗМНОЖАЕТСЯ,  ГОВОРИТ,  ПИТАЕТСЯ,  РАСТЕТ,  СПИТ,  ПЕРЕДВИГАЕТСЯ,ДЫШИТ. 2.Выделение животных по группам. ­ Разных видов животных на Земле так мною, что, если составить их список, то получится  толстая книга. Наука, которая занимается изучением животных, называется зоологией.  Учёные­зоологи выделяют много групп животных, но сегодня мы поговорим только о тех,  которые обитают в нашем лесу.  Игра “Отгадай, кто я?”  1. Кто по ёлкам ловко скачет  И влезает на дубы?  Кто в дупле орехи прячет,  Сушит на зиму грибы? (Белка) 2. Зимой беленький, Летом серенький,  Никого не обижает,  А всех сам боится.(Заяц)  3. Летом по лесу гуляет,  Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)  — Как назвать всех этих животных одним словом? (Звери)  ­ Это первая и самая многочисленная группа.  ­ Внимательно посмотрите на изображение этих зверей. Чем покрыто их тело?  Вывод: звери ­ животные, тело которых покрыто шерстью.  — А каких зверей вы ещё знаете? Дети приводят свои примеры.  1. Хоть я не молоток—  По дереву стучу:  В нём каждый уголок  Обследовать хочу.  Хожу я в шапке красной,  И акробат прекрасный. (Дятел) 2. На дереве сидит, “Кар­кар” кричит. (Ворона) З. Всю ночь летает,  Мышей добывает,  А станет светло ­  Спать летит в дупло. (Сова)  ­ Как назвать всех этих животных одним словом? (Это птицы).  ­ Чем покрыто их тело? (Тело покрыто перьями).  Вывод: птицы — животные, тело которых покрыто перьями, и они имеют крылья.  — А каких птиц вы ещё знаете? (Дети перечисляют всех известных им птиц).  4. Не жужжу, когда сижу,  Не жужжу, когда хожу,Если в воздухе кружусь,  Тут уж вволю нажужжусь (Жук) 5. Спал цветок и вдруг проснулся —  Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся,  Взвился вверх и улетел. (Бабочка)  6. Погляди на молодцов:  Веселы и бойки,  Волокут со всех концов Материал для стройки.  Вот один споткнулся вдруг  Под тяжёлой ношей,  И спешит на помощь друг,  Тут народ хороший! Без работы, хоть убей,  Жить не может ... (Муравей)  ­ Как называется эта группа животных? (Это насекомые).  ­ Внимательно посмотрите на них и скажите, сколько ножек у насекомых? (6 ножек).  Вывод: насекомые — животные, у которых 6 ног (три пары) и ещё могут быть крылья. 3. Физминутка: Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Вправо, влево повернись! Наклонись и повернись! Лапки вверх и лапки в бок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, мои зайчишки! 4.Сходство и различие животного и растительного мира.  ­ Чем животные отличаются от растений? (Дети высказывают своё мнение).  ­ Казалось бы, очень простой вопрос. Однако правильно ответить на него не так просто.  1. Проблемная ситуация (движение).  Человек — топор — лиса  Человек — топор — дерево  Вывод: животные самостоятельно и активно передвигаются, а растения ведут  неподвижный образ жизни, прикрепляясь корнями к земле.  ­ Кто же беззащитнее в лесу? (Дети высказывают своё мнение).  2. Проблемная ситуация (способы питания)  ­Чем питаются животные? (Растениями, плодами растений, животными).  ­ Могут ли животные питаться ночью? Какие? (Совы питаются по ночам).  ­ А растения? (Они питаются только днём, когда светит солнышко).­ Если я позову растение, подойдёт ли оно ко мне? А животное? Вывод: животные видят  и слышат. 5. Игра “Закончи предложение” (работа в парах). Задание 9 с. 20 в рабочей тетради  №2 6. Адаптация животных. Биологическая сказка. На доске объявление медведя:  БЮРО ДОБРЫХ МЕДВЕЖЬИХ УСЛУГ предлагает птице и зверью менять свое жильё  Кому слишком жарко, кому слишком сыро, бюро подыщет другую квартиру, чтоб каждому жить удобнее было. ­ В один прекрасный день вывесил медведь на поляне такое объявление. Прочитали его  лесные жители, почесали лапами в затылках: “А что, если, правда, поменяться?”  Прискакала к косолапому белка пушистый хвост, прилетел дятел, даже крот — бархатная  спинка и тот пришёл. Медведь, знай каждому чужую квартиру расхваливает, всех меняться уговаривает. Уговорил белку с кротом, и они поменялись. Отправилась белка на новую  квартиру, сунулась в норку — батюшки! Темнотища­то какая! Ни побегать в тёмном  коридоре, ни попрыгать. А ползать белка не умеет. Подземные ходы она копать не умеет,  лапки для этого не годятся. И белкина гордость — пушистый хвост, оказывается, здесь  тоже ни к чему. Да и вообще что ей под землёй делать, когда главный корм ­ шишки да  орехи. А крот до беличьего гнезда даже добраться не смог. Поскрёб — поскрёб коготками  по коре — чуть не заплакал: “Не годятся мои лапки­лопатки, чтобы по деревьям лазать.  Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает, я к темноте привык. Да и что  мне на дереве делать, когда весь мой корм — червячки да личинки — под землёй! Нет уж,  я лучше к себе в норку пойду. Так ничего из этих обменов не получилось. Долго ещё  лесные жители ругали косолапого за его “медвежью услугу”. И поделом.  ­ Почему же услуга оказалась “медвежья”?  7. "Игровая опушка ". Задание: ­ Правильно помести жильцов в своих домиках. Кто, где живет?  Медведь     логово Лиса     дупло Белка     берлога Волк     нора IV. Закрепление изученного материала. 1. Игра “Кто лишний?” ­А сейчас я проверю. Кто из вас внимательнее. Я буду называть группы животных, а вы  будете называть, кто “лишний”. ­медведь, заяц, волк, конь, лиса, кабан;­сорока, ворона, попугай, снегирь, дятел; ­бабочка, стриж, жук, пчела, стрекоза. 2.Физминутка для глаз. Если я называю птицу – вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники – смотрите  по сторонам. Если я называю животного, то смотрите под ноги. Но я расставила вам  ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь –  закрывайте крепко глаза. Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика,  верблюд 3. Игра “Я знаю”. (работа в группах) 1 группа называет 5 названий животных, 2 группа называет 5 названий насекомых, 3 группа называет 5 названий птиц. 4. Игра “Я знаю пословицы”. Назовите пословицы и поговорки, где встречаются  животные. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Сколько волка не корми, он все в лес глядит. Всякая сорока от своего языка погибает. Волк режет скотину, медведь дерет. В сухой год зайцев больше, в сырой – мышей. 5.Обобщение. Охрана природы. ­ Нужны ли лесу хищные животные? Почему?  Можно ли сказать, что человек и природа это единое целое? Подтвердите это схемой. (На доске запись) Предлагается ситуация.­ Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один старшеклассник ответил так:  “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и  смогут жить без природы”. Прав ли он? (По ходу ответов детей на доске появляется запись) ­ А как вы в своих сочинениях ответили этому старшекласснику? 6. (Дети читают сочинения “Природа и я!) ­ А вот мы с вами можем помочь природе, стать ей другом? 7.Игра “Выбери правило вежливости”. Работа в группах. 1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.  Подумаешь, много зелени, ещё вырастет. 3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать. 4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно  прогнать, а лучше бы их совсем не было.  6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё  полезное дело.  Задание: Выберите правила вежливости, которые необходимо соблюдать в природе.  (1,4,6). ­ А что обозначают экологические знаки? ­ Экологические знаки нам говорят о том, чтобы мы охраняли животных.  По вине человека уже исчезло немало животных, а многие стали редкими. Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу. Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина:  “Охранять природу – значит охранять Родину”.V. Итог урока. Диагностика с помощью сигнальных карточек (правильно — неправильно).  1. В лесу живут звери, птицы, насекомые.  2. Звери — это животные.  3. Все насекомые живут в лесу.  4. Растения и животные взаимосвязаны. 5. Всем надо охранять природу.  Ответы:1—да;2—да;3 ­ нет; 4—да;5 – да. VI. Рефлексия ­ Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь животным,  добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать: ­ Теперь я знаю, что …. ­ Я понял, что ……… ­ Я буду ….. Продолжите любое из этих предложений. Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире животных, но это далеко не всё. Вы ещё можете познакомиться с книгами, которые представлены на нашей выставке из  рубрики “Моя природа”.  VII. Домашнее задание: по выбору:  1. Подготовить сообщение об одном животном леса. 2. Нарисовать иллюстрацию и подготовить загадки о животных леса.  3. Написать сочинение на тему: “Как вести себя в лесу”.