СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЯ
«ЖИЗНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ УРАЛА»
(ДЛЯ
4–5-Х КЛАССОВ)
Структура и содержание занятия
Цель: на основе коллекции дать учащимся представление об основных коренных народах Урала.
Форма занятия: тематическая экскурсия в сочетании с выполнением заданий учащимися, объединенными в две группы.
Структура занятия:
1. Вводная часть (в зале «На путях в Сибирь»). Деление класса на две
группы «Ханты-манси» и «Башкиры».
2. Тематическая экскурсия о коренных народах Урала по экспозиции «На
одной земле, под одним небом»),
3. Выполнение заданий по группам:
а) определение предметов, которые могли находиться в жилищах манси
и башкиров;
6) установление соответствий между предметами и их названиями;
в) для мальчиков — («снаряди рыболова» — группа «манси», «снаряди
охотника» — группа «башкиры»)
для девочек — («одень девочку-мансийку» и «одень девочку-
башкирку»).
Примерная структура занятия «Жизнь коренных народов Урала» (для младших классов)
Вводная часть: Место проведения: зал «На путях в Сибирь».
(Дети сидят на «волнах»).
Примерное содержание:
1. короткий рассказ ведущего по карте (определение границ расселения коренных народов, время появления этих народов на Урале, появление русских купцов на Урале и их отношения с представителями коренных народов).
Ребята! Мы с вами живем на Урале. Это обширная территория, расположенная вдоль Уральских гор. Сегодня в нашем крае проживает более 120 народов. Большинство из них - русские. Но русские не всегда жили на Урале. Раньше всех здесь появились ханты и манси. Они заселили север Урала, где достаточно суровый климат, и снег лежит круглый год. Позднее на юге Урала, где климат теплее и мягче, расселились башкиры и татары.
А первые русские люди появились на Урале только в 11 веке. Это были купцы, которые везли сюда порох и металлические изделия для обмена на пушнину — шкурки соболя, белки, лисы. Именно ханты, манси, башкиры и татары считаются коренными народами Урала, потому что они заселили наш край за долго до прихода русских.
Сегодня, вы совершите небольшое путешествие в далекое прошлое Урала и увидите необычные жилища, предметы быта, головные уборы, одежду, обувь и даже игрушки, которые принадлежали народам, издревле жившим на Уральской земле. Наше знакомство начнется с экскурсии по выставке в соседнем зале. Но прежде давайте разделимся на две команды, для этого я выдам каждому бейджик, который нужно прикрепить к одежде.
2. Деление класса на две равноценные группы (прикрепление бейджика каждому участнику занятия):
а) ханты-манси
6) башкиры
3. Мотивация детей на восприятие экскурсии в Зале этнографии по разделу «Ханты-манси. Башкиры-татары», включая острог русских
Основная часть занятия: Тематическая экскурсия
- содержание экскурсии должно быть адаптировано к возрасту детей 1-4-х классов
- оптимальное время проведения экскурсии -— 17-20 мин.
- работа с предметным рядом должна включать в себя информацию о жилищах, предметах быта, одежде, занятиях, используя которую дети в заключительной части будут делать групповые задания
(витрины 1 и 2)
Первые народы, с которыми мы с вами познакомимся, это северные народы - манси и ханты. Они живут на Урале с древности. Расселение этих народов в холодной лесной зоне обусловило и специфику их жилищ, занятий и одежды.
Важным занятием для этих народов было и остается оленеводство. Олень — настоящий кормилец для хантов и манси, он дает им шкуру для жилиша и изготовления одежды, мясо, а также используется как средство передвижения по тундре. Оленей впрягали в нарты, которые мы с вами видим на данном стенде, и погоняли длинной палкой с железным концом. Летом в условиях тайги, где болышое количество речушек главным средством передвижения являлись лодки берестяные и долбленые, зимой — лыжи (которые мы видим с вами на стенде), а по тундровой местности летом и по снегу передвигались на нартах, впрягая собак или оленей.
Первая витрина демонстрирует мужскую одежду и предметы быта. Мужской зимний охотничий костюм представляет собой верхнюю одежду из шкур оленя и меховую обувь — кисы, которые также были сделаны из шкурки с ног оленя. Кроме оленеводства основными занятиями этих народов были охота и рыболовство. Добыча речной рыбы являлась основой существования жителей этого края. Недаром многие из ранних путешественников называли эти народы - рыбоядцами. Посмотрите, на данном подиуме представлены предметы необходимые рыболову — лодка с веслами, сеть с грузилом и морда, которую оставляли в речке пока туда не заплывала рыба. Из выделанной рыбьей кожи делали предметы домашнего обихода. Как, например, эту сумку из рыбьей кожи. Охота была вторым по важности занятием у хантов и манси. Она обеспечивала как пропитание, так и уплату налогов. Охотничье снаряжение составляли нарты, лыжи, нож, лук со стрелами и разнообразные ловушки на зверя. В ХХ веке к охотничьему снаряжению добавилось ружье, которое местные народы выменивали у русских за пушнину.
Во второй витрине находятся женская одежда и предметы быта: верхняя зимняя одежда, которая называется гусь, сапожки-кисы, выполненные из шкурки с ног оленя, рукавицы расшитые бисером и меховая шапочка, украшенная традиционным орнаментом и разноцветными ленточками. Такая нарядная шапочка не только спасала девушек от холода, но и служила ориентиром в заснеженной тундре. Девичья прическа состояла из двух кос с вплетенными украшениями из бисера, бляшек, кроме того вплетали вот такие ложные косы. Когда девушка двигалась, бляшки звенели и, по поверьям хантов и манси, их звон отгонял от нее злых духов. С самого раннего детства девочек готовили к роли будущих матерей, поэтому игрушками для них служили вот такие самодельные куклы и колыбельки. Кукол делали из клюва уточки, она считалась у хантов и манси священным животным. На детских игрушках никогда не изображали лица, потому что игрушка с лицом — это не игрушка для детей, а идол.
Долгое время северные народы оставались язычниками: они верили в духов, которые населяли горы, леса и реки. Были хорошие, добрые духи, которым приносили дары и просили о помощи, были и плохие, они назывались менквы, их опасались и старались не злить. Деревянные идолы, которых вы видите, могли находиться в специальных домиках для духов — лабазах или специальной части дома. Каждая семья имела своих божков — домашних идолов, в виде деревянных изображений, одетых в специальную одежду. Они охраняли домашний очаг, им приносили жертвы перед охотой и т.д. Простые люди не могли общаться с духами и узнавать их волю, для этого в племени существовал специальный человек — шаман. Посмотрите, в витрине представлены костюм шамана и его ритуальные предметы — бубен и палочки, которыми он бил во время общения с духами.
На втором подиуме мы можем увидеть уменьшенную копию традиционного жилища хантов и манси под названием чум. Чум — это шалаш из жердей составленных в виде конуса. В зависимости от времени года чум покрывали оленьими шкурами (зимний вариант) или берестой (летний вариант). Сверху чума оставлялось отверстие для дыма. Установкой чума всегда занималась женщина. Внутри у каждого члена семьи и каждой вещи было свое четко определенное место. Женская территория располагалась у входа, в передней части чума. Здесь женщина занималась домашними делами, готовила еду, ухаживала за детьми. Мужчина находился в задней части чума. (здесь место для оружия, снаряжения для рыбной ловли,). Дома он отдыхал после охоты или рыбалки, развлекал себе игрой на музыкальных инструментах. Например, на таком, он называется лебедь. Посередине чума пролегала так называемая нейтральная полоса, разделяющая чум на две половины. На ней, ближе к входу лежат дрова, аза ними, располагается очаг. Очаг в чуме - это костер (или железная печь).
К очагу у этих народов особое отношение — он считался частью семьи. И это неудивительно! Ведь без огня в тундре прожить нельзя. Он дает такое необходимое тепло, обогревает жителей чума, также на нем готовят еду, а дым от костра выгоняет из чума комаров и других насекомых. Считалось, что угли из очага нельзя было передавать в другое место, иначе начнутся неприятности. Очаг располагался точно под центральным верхним отверстием чума, где перекрещивались шесты. К шесту подвешивали детскую колыбель, вдоль стен размещались или подвешивались на шестах различная домашняя утварь: деревянная и берестяная посуда, коробушки, туеса, инструменты для выделки шкур и т.д. Рядом с чумом всегда стояла лопата для выбивания снега с одежды, и прежде чем зайти в дом, ханты и манси обязательно стряхивали с себя весь снег, чтобы не замочить и не запачкать циновки и оленьи шкуры на полу.
А сейчас давайте пройдем дальше и познакомимся с другими представителями народов, населяющих Урал — это башкиры. Обратите внимание на витрину, в которой располагается комплекс, посвященный башкирам. Они пришли на Южный Урал еще в 1Х веке. В отличие от хантов и манси, которые живут в суровых условиях Северного Урала, родиной башкир является Южный Урал — теплый и засушливый регион, который располагается в зоне степей. Особенностью степей является почти полное отсутствие деревьев. Зато в степях растет множество трав, которые служат кормом для лошадей, овец и коз. Поэтому традиционным занятием башкир с древнейших времен было полукочевое скотоводство. Кочевники — это люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни. Они всегда находятся в движении, в поиске новых пастбищ для своего скота. Разводили, в основном, лошадей, которые обеспечивали почти все насущные потребности башкир. Они служили средством передвижения, их мясо было главным продуктом питания, а из кобыльего молока делали традиционный напиток кумыс. Конская шкура шла на изготовление одежды и посуды.
Обратите внимание, в витрине представлен кожаный вьючный сосуд для кумыса «турсук». Считалось, что настоящий кумыс может быть приготовлен только в посуде из кожи. Остальную домашнюю посуду, в основном, делали из дерева: из березы, липы, как например, эти великолепные резные ковшички для разливания кумыса. Красивая, породистая лошадь была настоящей гордостью для башкирского мужчины, за ней тщательно ухаживали, оберегали ее и даже украшали вот такими нагрудниками с монетками.
Образу жизни башкир соответствовал и традиционный костюм. Основной принцип традиционного костюма башкир — «нанизывание», т. е. умножение элементов одежды и декоративных деталей. Поэтому костюм получался многослойным и сложным. В витрине представлен женский комплекс: платье, на которое сверху надевался камзол – приталенная безрукавка. Дополнением к платью могли быть шаровары. Сверху на платье обязательным дополнением к одежде было нагрудное украшение - мониста, которое иногда закрывало торс женщины от шеи до талии. Часто монисту украшали монетами, ювелирными серебряными брошами, бусинами. Кроме этого, женщина украшала себя подвесками, браслетами. Большое количество серебряных украшений создавало при ходьбе мелодичный звон. Наиболее распространенным женским головным убором был платок - калфак, или покрывало из нескольких, вместе сшитых платков. Женская обувь выполнялась из кожи. Распространенным видом обуви были сапожки «четек» (или ичиги), красиво украшенные аппликацией из разноцветной кожи, как можно увидеть в витрине.
Традиционным жилищем у башкир была переносная юрта — это круглый дом кочевника, укрытый войлоком. Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте. Основные элементы юрты — деревянный каркас и войлочные покрытия — были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. В центре юрты располагался очаг, где стоял казан — котел для приготовления пищи. Посуда и домашняя утварь выполнялись из дерева и кожи. Обратите внимание, такой турсук сделан из кожи, а кувшин для воды (он называется кунган) из дерева. Вся домашняя утварь находилась справа, в женской половине юрты. Слева начиналась мужская территория. В это части юрты находилось все домашнее богатство, которое хранилось в сундуках, а также инструменты для охоты — колчан со стрелами. Стены юрты завешивались вот такими разноцветными коврами с традиционным орнаментом, а пол покрывался ткаными ковриками. За юртой на высоком шесте помещали череп барана, как оберег этой семьи от болезней, несчастий и т. д.
Именно так жили коренные народы Урала до прихода русских. Русские приходят позже и вот это первые предметы русского населения (см. витрины)....
Заключительная часть:
Задание № 1. на определение предметов, которые могли находиться в жилищах. Работают две группы. Задача каждой группы: из набора карточек группа «манси» выбирает только «свои», а «башкиры» свои» (лишние карточки убирает ведущий со столов, при этом корректирует выбор детей). «Правильные» карточки каждая группа прикрепляет на своей половине доски под жилищем, используя магнитики.
Ведущий подводит короткие итоги работы детей.
Задание № 2 на установление соответствий между картинками и надписям к ним. Ведущий при подведении итогов снимает с доски картинки, отдает их детям, переворачивает доску и говорит (примерный вариант):
Ведущий: теперь я усложняю вашу задачу, на доске вы видите названия тех предметов, которые вы видели на выставке. Вам нужно установить соответствие между этими надписями и картинками. Если вы будете затрудняться, то я советую вам найти на выставке эти вещи, и определить, как они называются, и только потом правильно прикрепить их на доске.
Задание № 3. Мальчики («снаряди рыболова» — группа «манси»,
«снаряди охотника» — группа «башкиры»)
Примечание: формулировка алгоритма действий должна быть на бумажном носителе: задание группы, определение маршрута (куда они должны идти), конечный результат работы группы.
Найдите на выставке информационный киоск (изображение)
Выполните на нем задание «снаряди рыболова»
Когда вы все сделаете правильно, получите у ведущего конверт с карточками.
Прикрепите карточки на магнитную доску рядом с изображением «рыболова».
Найдите на выставке большой экран (изображение)
Выполните на нем задание «снаряди охотника»
Когда вы все сделаете правильно, получите у ведущего конверт с карточками.
Прикрепите карточки на магнитную доску рядом с изображением «охотника».
Девочки («одень девочку»)
2 набора карточек с современной одеждой и мансийской, и башкирской одеждой (на карточках должны быть надписи).
Заключительное слово ведущего. подведение итогов и определение перспективы посещения занятия о жизни русских на Урале.
Постфактум: Фотографирование детей и фотографирование детьми предметов выставки (это включено в стоимость занятия) + работа детей по желанию с сенсорными киосками (7-19 мин.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.