Жизнь и деятельность Н Г Чернышевского

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 года в г. Саратове в семье священника. До 14-летнего возраста он воспитывался и обучался дома. Чернышевский с ранних лет пристрастился к чтению и стал “пожирателем книг”, каким оставался в течении всей своей жизни. В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образования в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики).
Иконка файла материала Жизнь и деятельность Н Г Чернышевского.doc
Жизнь и деятельность Н  Г  Чернышевского Великий   русский   мыслитель   и   общественный   деятель   Николай   Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 года в г. Саратове в семье священника.  До   14­летнего   возраста   он   воспитывался   и   обучался   дома.   Чернышевский   с ранних лет пристрастился к   чтению и стал “пожирателем книг”, каким оставался в течении всей своей жизни. В   1842   году   Чернышевский   был   определен   для   продолжения   образования   в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики).  Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии (духовная карьера совершенно   не   привлекала   Чернышевского)   он   в   1846   году   уехал   в   Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был зачислен студентом университета. По окончании университета в июне 1850 года Чернышевский вернулся в Саратов и с января 1851 года начал работать преподавателем словесности в гимназии. Весной 1853 года Чернышевский вступил в брак с дочерью саратовского врача Ольгой Сократовной Васильевой. Скоро после женитьбы вместе с молодой женой он переехал в Петербург. Осенью   1853   года   Чернышевский   начал   сдавать   экзамены,   а   к   концу   года   в основном была готова и диссертация на тему “Эстетическое отношение искусства к действительности”. Диссертация   звала   работников   искусства   к   справедливому   отражению   в   их произведениях действительной жизни. Она звала к активной борьбе со всем тем, что омрачало жизнь народа. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н.   А.   Добролюбова   ­М.:   Государственное   учебно­педагогическое   издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 5­11/. С   1854   г.   Чернышевский   становится   редактором   журнала   “Современник”   .   В своих научных работах, литературно ­ критических статьях много внимания он уделял вопросам образования, воспитания и школьного обучения. В работах Чернышевского содержались   основные   положения   революционно­демократической   педагогики, представлявшей   собой   вершину   педагогической   мысли   домарксова   периода.   В   них давался ответ по таким кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи   воспитания   и   образования,   проблема   всестороннего   развития   личности   и разделении   труда   умственного   и   физического,   роль   наследственности   и   среды   в формировании личности, биологическое и социальное развитие человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и дижакточеские принципы построения школьного обучения и др. / Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России  ­М.: Просвещение, 1986. ­ С. 179­180/. 7   июля   1862   года   Чернышевский   был   арестован   по   обвинению   в противогосударственной деятельности. 7 февраля 1864 года сенат приговорил лишить Чернышевского   всех   прав   состояния   и   сослать   на   каторжные   работы   в   рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибири навсегда.В   1889   году   благодаря   усиленным   хлопотам   сына   Чернышевскому   разрешено было вернуться в Саратов. Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питать надежду на то, что ему удастся развернуть большую творческую деятельность, создать ряд новых работ. Но этой надежде не суждено было осуществится. 17 октября 1889 года на 61­м году жизни перестало биться сердце пламенного патриота, борца за свободу и счастье трудового   народа,   великого   мыслителя   и   революционера   Николая   Гавриловича Чернышевского. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова ­М.: Государственное учебно­педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 18­28/. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского Мировоззрение   Чернышевского   формировалось   под   влиянием   идей   В.   Г. Белинского и  А. И. Герцена, а также немецкой классической философии, особенно Л. Фейербаха.     Свои   теоретические   воззрения   Чернышевский   целиком   подчинял   делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства. Из всех утопистов он наиболее близко подошел   к   научному   социализму,   свои   надежды   возлагал   на   революцию.   Его утопический   социализм   был   тесно   связан   с   революционным   демократизмом. /Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева   М. Ф. История педагогики. ­М.: Просвещение, 1982. ­ C.204/. Чернышевский развивал дальше свои теоретические воззрения по сравнению с Белинским   и   Герценом.   Он   давал     более   глубокое   материалистическое   и диалектическое обоснование педагогической теории. Чернышевский прямо говорил: все, что существует, есть материя, без материи нет и не может быть сознания. Чернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единства человеческого организма и психической деятельности человека. Вместе с тем он прекрасно понимал, что такое единство не исключает, а предполагает конкретные различия между ними. “На человека надобно смотреть как на одно существо , имеющее только одну натуру, чтобы не разрывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам” ­ говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970. ­С. 118/. После   общей   характеристики   теоретического   воззрения   Чернышевского перейдем к раскрытию его конкретных педагогических идей. Состояние образования и школы Обращаясь   к   воспитанию   как   к   одному   из   главнейших   факторов   , обуславливающих развитие и формирование человеческой личности, Чернышевский сособой силой отмечал то неблагополучие в области воспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно­крепостнического строя в России, те пороки , какими была проникнута “просветительная” политика правительства крепостников и официальная система воспитания. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.   Государственное   учебно­педагогическое   издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 41/. ­М.:   Касаясь состояния грамотности в России, в статье  “Суеверие и правила логики” он с болью в душе писал: “В целой Западной Европе , имеющей около 200 миллионов жителей   (в   России   тогда   насчитывалось   65­70   миллионов   ),   не   найдется   столько безграмотных людей , как в одной нашей родине ” / НГ Чернышевский , Полн. Собр. Соч., т. 5, ГИХЛ, 1950, стр. 695./. К тому же, говорил Чернышевский далее , большинство грамотных в городах. Значит,   какая   же     безграмотность   ,   тьма­тьмущая   в   деревнях   среди   трудового крестьянства.  Где же причина такого тяжелого положения с грамотностью? В той же статье Чернышевский указывал, что есть люди, которые пытаются отыскать причину этого неблагополучия   в   природе   русского   человека.     В   действительности   ,   утверждал Чернышевский,   наблюдается   как   раз   обратное,   именно   чрезвычайно   сильное стремление в народе к просвещению, “но обстоятельства (и учреждения) слишком не благоприятствуют его осуществлению”. Те же мысли Чернышевский продолжал развивать и в   статье “Ясная поляна”, когда касался “недоумения” Л.Н. Толстого   по поводу того , что “народ постоянно противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство“. Приведу цитату. “Кроме того, что иногда (очень редко) случается упорное сопротивление со стороны народа образованию, по какой­нибудь случайной ошибке народа или его просветителей, есть еще один факт, который мог бы ввести редакцию “Ясной поляны” в заблуждение насчет существенных отношений народа к образованию.   Этот   факт   уже   не   исключительный,   а   общий,   и   проходит   через   всю историю просвещения. Он состоит в то, что когда кто бы то ни был , ­ сам ли народ, т. е.   ,   большинство   простолюдинов,   ­   образованное   ли   общество,   правительство   ли задумает какую­нибудь реформу в народном образовании , реформа на первых порах встречает более или менее сильную оппозицию , ­   но не исключительно в народе, а точно так же и в образованном обществе (если ею занимается оно) и в некоторых членах самого правительства (если реформу задумает правительство).”/ Чернышевский Н.   Г.   Избранные   педагогические   высказывания.   ­М.:   Государственное   учебно­ педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. ­C. 158/. То есть Чернышевский хотел сказать что, во­первых, народ никогда не против образования, что если наблюдается подобное отношение к образованию со стороны отдельных лиц, то на основе этого нельзя делать обобщений и судить о народе в целом; во­вторых,   когда   крестьяне   не   посылают   своих   детей   в   школу   ,   если   она   есть поблизости, то не в силу якобы врожденного консерватизма в их натуре, а в силу своей материальной необеспеченности.Что же касается способов обучения, то они , по характеристике Чернышевского, стояли на таком низком уровне , что мало чем отличались от дрессировки, вследствие чего   убивали   в   детях   любознательность,   притупляли   их   ум   и   заглушали   всякое малейшее проявление самостоятельности детского мышления. Неудовлетворительное   состояние   школьного   преподавания,   по   его   мнению     в значительной степени объяснялось отсталостью педагогической теории и реакционной сущностью официальной педагогики , являвшейся теоретической основой современной ему системы обучения. Но главную, основную причину он видел в неблагоприятных обстоятельствах   ,   который   тормозили   развитие   просвещения   в   целом.   Под   этими обстоятельствами   подразумевались   социально­экономические   условия   крепостной России.   /   Смирнов   В.   З.   Педагогические   идеи   Н.   Г.   Чернышевского   и   Н.   А. Добролюбова.   Государственное   учебно­педагогическое   издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 44­47/. ­М.:   Обучение и воспитание (его задачи и содержание) Очень существенным является вопрос о задачах воспитания. Предшественники Чернышевского ­ Радищев, Белинский и Герцен ­ выдвигали идею подготовки человека ­ борца, революционера. Эта идея горячо поддерживалась Чернышевским и получила свое выражение в сформулированной им цели воспитания, сводившейся к тому, чтобы подготовлять человека, всегда думающего об общей пользе, активного участника в “гражданских делах”. Идеал   человека,   Чернышевскому представлялся как личность высоко идейная и всесторонне развитая в физическом и духовном отношениях.   активного   общественного   деятеля, Требование   о   всестороннем   развитии   личности, по   Чернышевскому,   диктуется двумя обстоятельствами: во­первых, правильным , материалистическим взглядом на природу   человека   как   на   единое,   неразделенное   целое   двух   присущих   ей   сторон: телесной   и   духовной,   и,   во­вторых   ,   правильно   понятыми   “настоятельными жизненными потребностями”.  Надо сказать, что самую главную общую жизненную потребность Чернышевский видел в том, чтобы каждый человек в полную меру своих сил и способностей мог трудиться, мог приносить максимум пользы общему благу. Руководствуясь общей задачей ­ всестороннего развития человека, Чернышевский выдвигает   некоторые   требования   к   общеобразовательной   школе   .   В   частности   он говорил   что   школа   должна   позаботиться     о   том   ,   чтобы   всем   содержанием   и организацией   своей   работы,   всеми   разнообразными   средствами   содействовать всемерному укреплению и развитию физических сил и здоровья учащихся и сделать их вполне образованными людьми.  Чернышевский   очень   строго   подходил   к   отбору   и   содержанию   учебных предметов.   Он   считал   что   отбор   предметов   должен   происходить   опираясь   насовременное состояние науки и настоящие, а не кажущиеся потребности современной жизни. Как   материалист     Чернышевский   очень   высоко   оценивал   роль   и   значение естественных наук . Он рассматривал их как могучее средство воспитания правильных представлений о явлениях окружающей природы , как средство борьбы с суевериями и предрассудками. Но при всей высокой оценке наук о природе, Чернышевский первостепенную роль отводил все же наукам о человеке. Среди наук о человеке на первый план он ставил родной язык, литературу и историю. “Изучить родной язык необходимо это не подлежит спору, ­ писал Чернышевский в статье “Высший курс русской грамматики , составленный Владимиром Стоюниным” . ­ Но с какой целью и в каком направлении должен каждый из них изучать его?” ­ спрашивал он и тут же отвечал:   “ Конечно, для того, чтоб уметь употреблять его для выражения своих мыслей”. Разумеется , свои мысли надо уметь выражать  устно и письменно и вполне грамотно. И в этом отношении очень важная роль принадлежит грамматике. Но   для   того   чтобы   учащиеся   общеобразовательной   средней   школы   овладели родным языком в такой степени, чтобы могли свободно пользоваться им для устного и письменного   выражения   своих   мыслей,   притом   для   вполне   грамотного   выражения, нужно ли изучать целый ряд филологических тонкостей: законы родного языка, его историческое развитие и место и т.д. Чернышевский придерживался в этом вопросе отрицательной точки зрения. В решении задач эстетического воспитания Чернышевский отводил особо видное место художественной литературе и музыке. Прекрасное   и   красота   в   человеке,   писал   Чернышевский,   немыслимы   без представления   о   гармоническом   развитии   организма   и   здоровья   человека.   Среди средств   физического   воспитания   Чернышевский   отводил   видное   место   ежедневно проводимым физическим упражнениям, а также прогулкам. Физические упражнения и другие средства развития и закаливания организма он расценивал   положительно   и   с   точки   зрения   воспитания   воли.   /   Смирнов   В.   З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. ­М.: Государственное учебно­педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 53­ 66/. О методах обучения и воспитания В методике учебной работы Чернышевский придает решающее значение развитию мысли. Уметь думать , самостоятельным путем добывать знания, формировать свое мировоззрение ­ вот, что интересует Чернышевского. Чернышевский   как   и   Добролюбов,   придает   большое   значение   воспитанию. Чернышевский пишет: “Разве воспитание не нужная вещь , и даже более, разве оно ненеизбежно необходимо?”. Воспитывать ­ это значит воздействовать на мысль, чувство и волю, которые взаимосвязаны. Воспитывать во время обучения вовсе не обозначает прибегать   к   патетическим   речам,   декламации   и   т.   д.   Само   познание   доставляет большой материал чувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце, оживляя и радуя.  “Однако одного воспитания мало. Оно должно дополняться самовоспитанием и самообразованием. Чернышевский рекомендовал  своим детям широко заниматься самовоспитанием и самообразованием. Мы приобретаем знания не только из школы, но и из жизни, из дружеских разговоров, из порядочных книг, в числе которых школьных книг нет” ­ говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970. ­С. 130 ­ 137/. Среди   разнообразных   методов   и   приемов   обучения   Чернышевский     видное место отводил живому слову учителя, беседе и самостоятельной работе учащихся. “ Если   наши   дети   хотят   быть   людьми   в   самом   деле   образованными   ,   они   должны приобретать образование самостоятельными знаниями”, ­ писал Чернышевский. Самостоятельные занятия оценивались им очень высоко по ряду причин. В них Чернышевский видел не только средство закрепления, но и расширения того круга знаний, какой получали учащиеся от устного изложения материала учителем и вообще в   школе.   В   них   он   видел   и   одно   из   важных   средств   развития   самостоятельного мышления учащихся, а также привития навыков и умения самостоятельно работать над повышением уровня своих знаний. Процесс обучения является т процессом воспитания. Эту мысль Чернышевский подчеркивал неоднократно. Своей практикой он показал, что это достигается путем тщательного   отбора   материала   для   каждого   очередного   занятия,   подбора   таких фактов и всяких иных данных, которые даже без особых комментариев заставляют учащихся   думать   в   определенном   направлении,   помогают   поднимать   и   укреплять определенные   убеждения   и   нравственные   чувства.   Он   показал,   как   в   процессе преподавания   при   помощи   фиксирования   внимания   на   главном,   наиболее существенном,   и   других   приемов   достигается   вместе   с   образовательной   и воспитательная цель. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.   Добролюбова.   ­М.:   Государственное   учебно­педагогическое   издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 66­68/. Дисциплина учащихся Вопрос о школьной дисциплине и телесных наказаниях занимал одно из видных мест в педагогической теории на протяжении многих веков. Чернышевский не оставил без внимания этот и этот вопрос. Он не выступил по этому вопросу  с обстоятельной статьей, как это сделал Добролюбов. Он ограничился отдельными , правда , довольно определенными,   замечаниями   на   этот   счет   в   некоторых   своих   работах   (“Ясная поляна”, “Статья в “Земледельческой газете”...”, ” Собрание чудес...”, “Очерк научныхпонятий ...” и др.). Он говорил, что мелочные шалости детей ­ пустяки, что они не могут служить для квалификации поведения учащихся как недисциплинированного , что   не   угрозы,   не   насилия   и   различные   наказания,   а   удовлетворение   здоровой любознательности детей , привлекательная постановка обучения, пример педагога и другие средства должны служить основанием школьной дисциплины. / Смирнов В.   З.   Педагогические   идеи   Н.   Г.   Чернышевского   и   Н.   А.   Добролюбова.   ­М.: Государственное   учебно­педагогическое   издательство   министерства   просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 68 ­ 69/. В заключении приведу цитату из работы Чернышевского “Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории”. “Нет надобности ни в каком насилии для того , чтобы дети и подрастающие юноши или девушки развивались именно так , как желают старшие: у них самих есть очень сильное стремление к этому; для воспитания их нужно не принуждение, а только доброжелательное содействие тому, чего сами они желают; не мешайте детям становиться  умными , честными людьми ­ таково основное требование   нынешней   педагогики;   насколько   умеете,   помогайте   их   развитию, прибавляет она , но знайте, что меньше вреда им будет от недостатка содействия, чем от насилия; если вы не умеете действовать на них  иначе,  как принуждением, то лучше для   них   будет   оставаться   вовсе   без   вашего   содействия,   чем   получать   его   в принудительной   форме”./   Чернышевский   Н.   Г.   Избранные   педагогические высказывания. ­М.: Государственное учебно­педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. ­C. 192/. Учебники и книги для чтения В   занятиях   учащихся   вообще   и   в   самостоятельном   (внеклассном)   чтении   в особенности огромная роль принадлежит книге. Отмечая это, Чернышевский  обращал внимание   на   тот   факт,   что   большинство   учебников   и   книг   для   чтения,   которыми пользовалась тогда школа, являлось неудовлетворительным , зачастую явно порочным. Главные   недостатки   и   пороки   большинства   учебников   и   книг   для   чтения заключалось,   по   мнению   Чернышевского,   в   том,   что,   во­первых,   они   были   пусты, бессодержательны,   во­вторых,   они   были   насыщены   нравственными   сентенциями   , имеющими   своей   целью   укрепить   в   детях   ложную,   вредную   верноподданническую мораль; в­третьих, события и факты освещались в них часто искаженно и, как правило, языком сухим или слишком водянистым, но тоже бесцветным. Более или менее удовлетворительных книг, официально рекомендованных, было крайне   мало.   К   ним   Чернышевский   относил,   например,   “Руководство   начальной геометрии” Остроградского,  которое , по его мнению, отличалось тем, что содержание материала   соответствовало   современному   уровню   науки,   что   изложено   оно   ясно   и стройно. Само собой понятно, что новое образование нуждалось в новых    учебниках и книгах для чтения. С точки зрения Чернышевского, учебники и книги для детского июношеского чтения должны отличаться новым идейным содержанием. По цензурным условиям он не мог прямо и откровенно говорить, что это означало. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. ­М.: Государственное учебно­педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 69­ 70/. Из   вышесказанного   можно   сделать   вывод,   что   по   мнению     Чернышевского учебники и книги для чтения, независимо от того, какой предмет явление или событие освещают, не должны допускать какого бы то ни было отступления от истины. Много   внимания   уделял   Чернышевский   языку   учебников   и   детских   книг.   Он осуждал   всякие   ненужные   длинноты,   фигурные   выражения,     всякую   неточность   в выражениях, а также  допускаемые иногда под предлогом доступности упрощенство и вульгаризацию литературного языка.   В учебниках и книгах для чтения каждое событие, каждый факт, каждое имя должны, по Чернышевскому, занять то место, какое по праву принадлежит им в науке, в   жизни.   Создание   новых   учебников   и   книг   для   чтения,   охватывающих   различные области знания ­ дело очень важное и полезное, но довольно сложное и не всякому автору доступное. Чернышевский считал, что успех в этом деле могу обеспечить те люди, которые имеют твердые и непогрешимые убеждения, в совершенстве владеют своим предметом, хорошо понимают педагогическое назначение своего труда и умеют писать грамотно, интересно, просто и доступно для детей. / Там же. ­ С. 71­72/. Об учителе Чернышевский хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники, книги для чтения   и   другие   средства   обучения   (и   воспитания),   все   же   главную   роль   играет учитель.   В   своих   сочинениях   он   посвятил   немало   прекрасных   строк   раскрытию назначения и характера педагогического труда, тех качеств, которыми с его точки зрения,   должен   обладать   учитель,   и,   наконец,   защите   материально­правового положения учителя, особенно сельского. Предмет   и   задачи   педагогического   труда   очень   сложны   и   ответственны. Выполнить эти задачи по­настоящему сможет только хороший учитель, т. е. такой, который   имеет   высокие   и   обширные   познания   (общие   и   специальные)   и   по   своим общечеловеческим качествам является тем, кем хочет сделать своего воспитанника , или   по   крайней   мере   искренно   и   всеми   силами   к   этому   стремится.  Если   всякому порядочному   работнику,   то   тем   более   учителю   надо   непременно   знать   ученика,  уважать в нем человека и никогда не пользоваться негуманными мерами воздействия на него. Чернышевский придавал большое значение педагогическому мастерству учителя. Он хотел, чтобы каждый учитель думал и работал в том направлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровень совершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когда все учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и сохотой, когда всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой. Обучение   и   воспитание   подрастающего   поколения   является   главной,   но   не единственной обязанностью учителя. Чернышевский считал, что учитель, правильно понявший   свое   назначение,   как   деятель,   призванный   всеми   своими   силами   и способностями служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми,   он   непременно   посвятит   себя   в   свободное   от   этих   занятий   время распространению знаний и просвещения среди населения. На своем примере работы в Саратовской гимназии он показал, что учитель должен быть   не   только   педагогом,   но   и   просветителем.   Помимо   классных   и   внеклассных занятий   с   гимназистами,   он   выступал   перед   взрослой   аудиторией   с   докладами   и лекциями на разнообразные темы, он пытался и в условиях суровой царской цензуры распространять полезные знания и передовые идеи. Чернышевский   настаивал   на   изменении   отношения   к   учителю,   на   коренном улучшении его материального и правового положения и, наконец на предоставлении ему как можно большей самостоятельности  в проводимых с детьми занятиях. Он был враг всего того, что сковывало здоровую творческую инициативу учителя. / Смирнов В.   З.   Педагогические   идеи   Н.   Г.   Чернышевского   и   Н.   А.   Добролюбова.   ­М.: Государственное   учебно­педагогическое   издательство   министерства   просвещения РСФСР, 1957. ­ С. 72 ­ 74/.           Значение педагогической теории Чернышевского Чернышевский   (и   Добролюбов)   развил   педагогические   взгляды   Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно­демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработал учение о содержании и методике   учебной   и   воспитательной   работы   школы,   о   воспитательном   значении учебных   предметов,   воспитании   самостоятельной   мысли   учащихся   в   процессе обучения,   о   сущности   сознательной   дисциплины   и   многое   другое.   Педагогическое наследие революционных демократов по своей идейно­политической направленности и научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему воспитания и обучения.   педагогические   мысли   Чернышевского оказали   большое   влияние   на   развитие   прогрессивной   педагогики   и   школьного образования   в   России.   Многое   из   этого   педагогического   наследия   не   потеряло актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева  М. Ф. История педагогики. ­М.: Просвещение, 1982. ­ C.215/. Революционно­демократическиеПедагогическое наследие Н. Г. Чернышевского ­ ценный вклад в золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно­демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в домарксистский период в истории педагогики.   В   работах   Чернышевского   содержались   основные   положения   революционно­ демократической   педагогики.   В   них   давался   ответ   по   таким   кардинальным   для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи  воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и разделение труда умственного и физического, роль наследственности и среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии   человека,   содержание   и   методы   общеобразовательной   школы,   идейные   и дидактические принципы построения школьного учебника и др. Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль в истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы.