Впервые о Кате Дубро заявила газета «Литература и жизнь» - орган правления Союза писателей РСФСР – 5 сентября 1962 года за авторством спецкора по Новосибирской области Вячеслава Тычинина.
«Теперь на дорогу до школы уходило больше часа. Девочка опиралась на материнское плечо, делала несколько шагов и останавливалась. Грустно и виновато улыбалась: «Отдохнём?»
Это были трудные паузы… Потом купили лёгкую палочку - Катюше по росту. Потом и палочка перестала помогать.
Болезнь началась давно, в те годы, когда девочка только начала учиться. Можно остановить самую яростную реку, если построить плотину. Да нет пока такой плотины, которая бы задержала мышечную дистрофию…»
Девятый и десятый класс - учёба на дому.Впервые о Кате Дубро заявила газета «Литература и жизнь» - орган правления Союза писателей РСФСР – 5 сентября 1962 года за авторством спецкора по Новосибирской области Вячеслава Тычинина.
«Теперь на дорогу до школы уходило больше часа. Девочка опиралась на материнское плечо, делала несколько шагов и останавливалась. Грустно и виновато улыбалась: «Отдохнём?»
Это были трудные паузы… Потом купили лёгкую палочку - Катюше по росту. Потом и палочка перестала помогать.
Болезнь началась давно, в те годы, когда девочка только начала учиться. Можно остановить самую яростную реку, если построить плотину. Да нет пока такой плотины, которая бы задержала мышечную дистрофию…»
Девятый и десятый класс - учёба на дому.
6. Традиции в творчестве Е. Дубро (традиции Солженицына).docx
Жизнь и творчество Екатерины Дубро
Впервые о Кате Дубро заявила газета «Литература и жизнь» орган правления Союза
писателей РСФСР – 5 сентября 1962 года за авторством спецкора по Новосибирской
области Вячеслава Тычинина.
«Теперь на дорогу до школы уходило больше часа. Девочка опиралась на материнское
плечо, делала несколько шагов и останавливалась. Грустно и виновато улыбалась:
«Отдохнём?»
Это были трудные паузы… Потом купили лёгкую палочку Катюше по росту. Потом и
палочка перестала помогать.
Болезнь началась давно, в те годы, когда девочка только начала учиться. Можно
остановить самую яростную реку, если построить плотину. Да нет пока такой плотины,
которая бы задержала мышечную дистрофию…»
Девятый и десятый класс учёба на дому.
К счастью, её учителяпредметники были не только прекрасными педагогами, но и
душевными, доброты необычайной. Постоянно, поочерёдно посещали Катю на дому,
оказывая при этом огромную моральную поддержку ей и её родителям, которая
продолжалась ныне здравствующими из них до последних дней жизни их способной,
мужественной ученицы давно уже известной писательницы.
Более того, они оказали и продолжают оказывать моральную и материальную поддержку
«Фонду Д убро». К тому же отдельные из них живут за тысячи километров от Юрги,
достигли почтенного возраста. Связь с ними продолжается. Теперь со мною. Им важно
знать, как продвигается наша работа по подготовке к изданию творческих работ Кати (для
каждого из них она попрежнему остаётся Катей, Катюшей), по ходу ремонта квартиры,
пропаганде её творчества.
Параллельно со стихами Катя пробует себя и в прозе. Впервые её рассказ «Серебряные
колокольчики» публикуется в 1971 году в литературном журнале «Огни Кузбасса». Затем,
к своему 25му дню рождения – 19 октября – она подготовила к изданию первый сборник
рассказов «Вернусь звездопадом». Издан в начале 1973 года.
1 За этот сборник рассказов постановлением Кемеровского ОК ВЛКСМ Екатерине
Владимировне Дубро присуждена премия «Молодость Кузбасса» за 1973 год в области
литературы. Впервые в истории города.
Столь высокая оценка её литературного творчества добавила Кате оптимизма: она
продолжала неустанно трудиться писать, читать, вести обширную переписку с
читателями её стихов, рассказов, исполняя при этом функции машинистки, корректора,
превозмогая каждодневно усиливающиеся боли конечностей. И так год за годом,
десятилетие за десятилетием.
К 1985 году было издано четыре сборника её рассказов и повестей. Готовился к изданию
очередной сборник – «Сплошные вопросы».
Высшей оценкой литературного творчества Екатерины Владимировны Дубро стало
Постановление Президиума Союза писателей СССР в июне 1985 года о принятии её в
члены Союза писателей великой страны. Она первым и единственным писателем СССР В г.
Юрге и 20м в областной писательской организации.
Будучи к этому времени сугубо кроватной больной, не имеющей малейшей возможности
передвигаться, потеряв в канун 1986 года уже и маму, она не сломалась, продолжала поиск
путей жизни, творчества, теперь совершенно в другой жизненной ситуации.
И она их нашла. И для дальнейшей творческой работы, и для самообслуживания. Это дано
далеко не всем. Кате помогало величайшее мужество, несгибаемая сила духа и воли,
желание жить и не сдаваться в плен выпавшим на её долю жизненным обстоятельствам.
В труднейшие 90е годы она подготовила к изданию очередной сборник рассказов и
рассказочек – «Нежность». Издан в 2001 г.
За поименованную книгу рассказов Екатерина Владимировна Дубро распоряжением
Администрации Кемеровской области от 11.01.2002г. удостоена премии имени
А.Н.Волошина за литературные произведения в прозе, драматургии, публицистике.
Необъяснимы и непонятны многим горожанам решения Екатерины Владимировны
категоричные об отказе в получении какойлибо помощи, услуг от органов социальной
защиты города (её мотивация: инвалидов много, нам назначены пенсии, нужно както
самоорганизовываться и жить).
2 Оплату всех услуг по поддержанию в квартире элементарного порядка, выполнению
поручений по оплате коммунальных услуг и других, покупке продуктов питания, выносу
бытовых отходов она осуществляла наёмным женщинам за счёт своей пенсии (в шутку
называла себя работодателем). Если в 80е годы посещения домработницы были единожды
в неделю, то в 90е один раз в десятидневку по причине материального положения, а к
концу их и начале 2000х вынуждена была сократить до одного в пятнадцать дней.
Более того, она постоянно занималась благотворительностью:
в 7080 годы многократно помогала денежными средствами советскому Фонду Мира,
Обществу Красного Креста;
отправляла посылки, денежные переводы десяткам осужденным, книги из личной
библиотеки и свои – изданные в эти годы, отбывающим наказание в разных уголках страны,
с которыми вела переписку длительные годы. Замечу при этом, что многие из них затем
сумели встать на правильный образ жизни и поведения;
оформляла подписку на литературный журнал «Огни Кузбасса» большинству
общеобразовательных школ, школаминтернатам, обществу инвалидов города. Всем
городским библиотекам передавала дарила свои изданные книги, а также для библиотеки
села Бороковка. Не единожды дарила книги из своей библиотеки школеинтернату №11
(детский дом), ИТУ41 и другим.
Высшей оценкой вклада Екатерины Владимировны в развитие и пропаганду литературного
творчества в городе, активную жизненную позицию, обширную благотворительность
явилось присвоение ей звания «Почётный гражданин города Юрги» в сентябре 2002 года
решением Юргинского городского Совета народных депутатов.
В декабре 2004 года Постановлением Администрации Кемеровской области она
награждена медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» 3ей степени.
Постановлением Губернатора Кемеровской области от 26.09.2007 года ей присвоено
звание «Лауриат премии Кузбасса».
Обязательная правда
В творчестве любого поэта, писателя, драматурга используются те или иные
традиции. Это служит своего рода фундаментом в доме творческой личности. Всё зависит
от того, что человек читает: классику, модерн или постмодернистские книги. В этом
отношении любое новаторство изменяет то течение, которое поэт избрал для себя идеалом.
Писатели серебряного века всецело трансформировали классику. И у них
получались гениальные произведения. Но шаги в её деформации порой были настолько
осторожными, что наблюдались лишь незначительные изменения.
3 Дальше пошли футуристы, призывавшие сбросить «Пушкина с корабля
современности». Это были своеобразные Базаровы литературы. В эпоху нигилизма до
неузнаваемости изменилась поэзия.
Современная так называемая актуальная литература тоже не признаёт авторитетов.
И таким свойством следует за футуристами. Думается, этот период несколько затянулся.
Но сохраняются ещё художники, которые используют традиции предшествующей
классической литературы.
Екатерина Дубро – одна из немногих, кто в современной литературе следует
традициям классики. В этом отношении её рассказочки, как новая литературная форма,
художественно исследуют психологию личности. Рассказочки – это осколки произведений
великих писателейпсихологов: Тургенева, Гончарова, Достоевского. Вслед за классиками
девятнадцатого века юргинская писательница всесторонне исследует психологию своей
героини. Это изучение облегчено тем, что героиня – биографический двойник
писательницы из Юрги. Она занимается самоизучением. В психологии ведь важно узнать
самого себя, прежде чем помогать выходить из психологического пике другим. Вместе с
тем происходит идеальное строительство жизненного дома. Глядя на этот добротно
построенный особняк, окружающие следуют этому же примеру. Жизнь становится лучше и
прекраснее.
Героиня Екатерины Дубро – пленница в замке Одиночества, где она оказывается не
по своей воле. В этом отношении она напоминает сказочную Золушку. Но только вот
сказочных превращений не происходит. В такой же аллегоричной форме изображено
художественное пространство в повести «Двойные бусы». Постепенно одиночество
завладевает и душой писательницы. Будни для неё наполнены пустотой в физическом
плане, а душа варится в собственном соку.
К особняку рассказочек писательницы из Юрги приносит свои воды река традиций
А. П. Чехова. Следуя его принципу «краткость – сестра таланта», она и создаёт маленькие
рассказы. Объединяющим зерном служит ирония. В творчестве автора «Вишнёвого сада»
она выражена через юмор. А это разные виды смеха. Чеховская улыбка появляется при
цирковом выступлении клоуна. Каждый рассказ – будто новое представление. Этот юмор
безобиден. Он не способен принести человеку зла. Чаще тот, над кем смеются, и сам
улыбается. Юмор способен рассеяться, как дым, и поэтому это самая лёгкая степень
4 смехового опьянения. Но иногда чеховский юмор политически окрашен, что означает его
трансформацию в иронию. И так у Чехова через юмор проглядывает ирония. Онато как раз
и роднит творчество Екатерины Дубро с автором «Палаты № 6».
Ирония носит злободневный характер. Но это совершенно не значит, что она сугубо
публицистична. Она характеризует человека как возвышающегося над толпой. Это
возвышение придаёт писателю божественные черты, делает его недоступным для
окружающих.
Красота рассказочек Екатерины Дубро заключается в их правдивости. И пускай
здесь порой очень мало метафор, сравнений, метонимий, но прелесть отнюдь не теряется.
Правда – это то, чего сегодня очень не хватает. Вслед за древними софистами можно
сказать, что правда у каждого своя. Но существует два типа правды. Одну следует назвать
личностной. Она касается вопросов литературы, политики, эстетики. В этом отношении
примерами могут служить различные точки зрения критиков на одно и то же произведение,
разнообразные программы политических партий, отличающиеся друг от друга
мировоззрения.
И существует другой тип правды, касающийся моральных принципов. Эта правда
обязательна для всех. Большая их часть запечатлена в Библии – «не убий», «не укради» и
т.д. Во многих странах эти принципы закреплены законодательно. Именно последний тип
правды и выражен в рассказочках юргинской писательницы. Во многом она следует
многовековым принципам.
В современном мире важное значение приобретает не количество, а качество.
Размеры могут иногда ничего не значить, если бездарно написано. Это качество
распространяется и на другие стороны жизни. Огромная глыба не будет считаться
скульптурой, если из неё ничего не высечено. Художник так называемого концептуального
искусства может придавать бесформенному камню какой угодно смысл, но зрителю это не
будет понятно, будь он хоть сверхгениальный человек. В этом отношении на первый план
выступает особый субъективизм скульптуры, картины, романа, повести. Излишняя
субъективность негативно сказывается на творческом произведении.
Всякое произведение субъективно, поскольку проходит через сознание художника.
Но этой субъективности ровно столько, что она ни капли не мешает художественности.
Рассказочки Екатерины Дубро, как и крохотки Александра Солженицына, с которыми
5 чувствуется особая связь, обладают подобным характером так, что она не умертвляет
Художника в художнике.
Отмечается биографический материал, положенный в основу крохоток и
рассказочек. Александр Солженицын пишет о своей жизни, Екатерина Дубро – о своей.
Вместе с тем наблюдаются и некоторые различия: классик русской литературы рисует
открытое пространство, юргинская писательница – закрытое. Первый открыт физически, но
закрыт душевно. Вторая, наоборот, закрыта телом, но открыта духом. Закрытость
Солженицына выражается в том, что художественно он описывает своё состояние после
тюрьмы. Физическито он способен бегать, ходить, стоять, путешествовать. Но тюрьма
человеческая накладывает отпечаток на дух. Зачастую она негативно влияет на человека.
Выйдя из застенков, герой Солженицына угнетён первое время. Не случайно бывшим
заключённым требуется время для адаптации. Как персонаж, Екатерина Дубро занимается
как раз тем, что адаптирует таких людей к жизни. И чувствуется, что благодаря
рассказочкам герой крохоток сохранил чистый взгляд на мир. В этом видится ещё одна
перекличка крохоток Солженицына и рассказочек Дубро.
Также связывает крохотки и рассказочки магнит одиночества. Герой Солженицына
сознательно выбирает этот уголок. Бывший зек, он ищет уединения. Тому способствуют
затерянное озеро Сегден, прах Полонского, заставляющий задуматься о смысле жизни. И
даже тот факт, что могила поэта девятнадцатого века по недоразумению оказалась на
территории зоны, говорит о жизни после смерти, о радости после тюрьмы. Герой
Солженицына задумывается о вечности и мелочности всего сущего. Эти два одиночества
никогда не встретятся физически, но духовно они связаны. Солженицын ведь начал писать
лет на тридцать раньше Екатерины Дубро.
Для героя крохоток нет ничего слаще свободы. Он вслед за древнеримскими рабами
на первое место ставит именно свободу. Это понятие прошло сквозь века к современному
человеку. И в будущем это будет такая же ценность. Важно направить свою свободу в
правильное русло. Не случайно свобода одного заканчивается там, где начинается свобода
другого. Она должна быть ограничена рамками морали, этики, совести. Совсем не
обязательно быть при этом верующим. Религия, наоборот, несколько связывает человека.
Он также зависим от разнообразных материальных благ. Наиболее свободными были
дворяне в дореволюционной России. А нынешний век цивилизации сильно закрепощает
6 человека. Он становится зависим от телевизора, радио, Интернета, новостей, работы,
семьи. Писатель – вот истинно свободный человек современности.
Чувствуется, что Солженицын придавал жанру крохоток проходной характер. А
Екатерина Дубро, подхватив маленький шерстяной клубок, принялась его раскручивать всё
дальше и дальше. У неё кроется более глубокий смысл, тогда как у Солженицына в
крохотках видятся завоевания японской поэзии. Писательница из Юрги вкладывает в свои
произведения огромное философское значение. Но оно возникает из соборного смысла
рассказочек. А крохотки, как хокку и танка, после прочтения каждой заставляют
задуматься.
Также объединяющим является мотив воспоминаний. И озеро Сегден, и река Ока –
оставшиеся глубоко в сознании героя Солженицына образы реального мира. Автора
волнует каждая мелочь: и ржавое старое ведро, служившее верой и правдой защитникам
родины, и маленькие муравьи, волею человека попавшие в огонь, погибающие, но не
оставляющие своего дома. Так и человек: сколько его ни мори голодом, ни пытай, он всё
равно будет верен тому месту, где родился. Здесь проявляются патриотические чувства
писателя.
Вместе с тем в крохотках Солженицына на первый план выдвигается путевой
характер. Говоря о путевых очерках, сразу вспоминается «Фрегат «Паллада» Гончарова,
писавшего свои заметки во время кругосветного путешествия. Крохотки служат
своеобразным окном в мир. А связывая рассказочки Екатерины Дубро с творчеством
Солженицына, проявляется и их связь с окружающим миром.
7
"Жизнь и творчество Екатерины Дубро."
"Жизнь и творчество Екатерины Дубро."
"Жизнь и творчество Екатерины Дубро."
"Жизнь и творчество Екатерины Дубро."
"Жизнь и творчество Екатерины Дубро."
"Жизнь и творчество Екатерины Дубро."
"Жизнь и творчество Екатерины Дубро."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.