«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»
Оценка 4.9

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
docx
русская литература
11 кл
01.05.2017
«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»
Развитие ассоциативного мышления способствует развитию креативного мышления учащегося. Вот почему следует использовать различные приемы на уроках литературы, способствующие такому явлению. Представляю заметки с занятия, открывающего курс литературы 11 класса, которые могут пригодиться для введения учащихся в атмосферу литературы 20 века в целом и дать возможность в ярко и необычно познакомиться с романом Ивана Шмелева «Лето Господне».Развитие ассоциативного мышления способствует развитию креативного мышления учащегося. Вот почему следует использовать различные приемы на уроках литературы, способствующие такому явлению. Представляю заметки с занятия, открывающего курс литературы 11 класса, которые могут пригодиться для введения учащихся в атмосферу литературы 20 века в целом и дать возможность в ярко и необычно познакомиться с романом Ивана Шмелева «Лето Господне».
Цветовое восприятие романа Шмелева Лето Господне.docx
«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне» И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа г.Владивосток    Развитие ассоциативного мышления способствует развитию креативного мышления учащегося. Вот почему  следует  использовать    различные   приемы  на  уроках  литературы,  способствующие  такому явлению. Представляю  заметки с занятия, открывающего курс литературы 11 класса, которые могут пригодиться для введения учащихся в атмосферу литературы 20 века в целом и дать возможность в ярко и необычно познакомиться с романом Ивана Шмелева «Лето Господне».      Литература 10 класса – литература века девятнадцатого. Каким увиделось, чем запомнилось это тысячелетие по произведениям Достоевского, Лескова, Толстого, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова?    Не таким ли, как в стихотворении Александрова? А быть может, возникли свои ассоциации?  Парящий век! Батальный и победный, Фанфарный, мирный, гениальный век! Стихийный выплеск мощи заповедной, Свободной мысли дерзостный разбег!   Блестящий век! Лебяжий и бобровый, Ампирный, адюльтерный, бальный век. Пленительные плечи Гончаровой, Косящий взгляд под алебастром век. Давящий век муштры и политеса, Мундирный, крепостной, скандальный век. И выстрел белокурого Дантеса, И Пушкин, опрокинутый на снег…                           Х1Х век. Россия. (Александров)   ­  Попробуйте теперь вы передать восприятие 19 века, чувственное ощущение его через цвет и звук. С какими красками и почему ассоциируется он, какою музыкой наполнен…    В 11 классе мы знакомимся с литературой века ХХ. А какой видится вам эта эпоха? Такой ли, как О.Мандельштаму: Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки?    ………….. Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать. Это век волну колышет Человеческой тоской, И в траве гадюка дышит Мерой века золотой. И еще набухнут почки, Брызнет зелени побег, Но разбит твой позвоночник, Мой прекрасный  жалкий век!         ………..    ­ Или,  быть может,  совсем  иной – яркой солнечной  и манящей?  В красках и музыке теперь передайте свое видение века ХХ.    На нашем уроке сегодня мы попробуем ощутить мир XIX века таким, каким запомнилось это время автору века XX – Ивану Шмелеву.          Два чувства дивно близки нам,          В них обретает сердце пищу:          Любовь к родному городищу,          Любовь к отеческим гробам.                                   А.С.Пушкин ­ Как вы понимаете эти пушкинские строки? Проникновенные  слова  великого   поэта  стали  эпиграфом   к  роману  Шмелева   «Лето  Господне»,   в котором представлены впечатления детства, отражение мира детской души, а вместе с ними – дом, отец, народ, Москва, Россия Х!Х века, все то, что зовется одним коротким и столь емким по своей значимости словом – Родина.           А сейчас давайте побываем в Москве Ивана Шмелева, увидим ее краски, услышим ее звуки, почувствуем   запахи,   попробуем   уловить   неповторимый   дух   того   времени   и   оценить   яркий, неподражаемый слог автора.   предлагается     Задание классу:                 ­ По ходу чтения постройте цветовой и звуковой ряд. Какое впечатление помогают создать данные соответствия?    После   краткого,   эмоционального   рассказа   учителя   о   жизни   и   творчестве   Ивана   Шмелева 1 «Москва­река в розовом туманце, на ней рыболовы в лодочках, подымают и опускают удочки, будто водят усами раки. Налево – золотистый, легкий, утренний Храм Спасителя, в ослепительно золотой главе: прямо в нее бьет солнце. Направо – высокий Кремль, розовый, белый с золотцем, молодо озаренный утром… Идем Мещанской,­ все­то сады, сады. Движутся богомольцы, тянутся и навстречу нам. Есть московские, как и мы; а больше дальние, с деревень: бурые армяки сермяги, онучи, лапти, юбки из крашенины в клетку, платки, поневы,­ шорох и шлепы ног. Тумбочки – деревянные, травка у мостовой; лавчонки с сушеной воблой, с чайниками, с лаптями, с кваском и зеленым   луком,   с   копчеными   селедками   на   двери,   с   жирною   «астраханкой»   в   кадках.   Федя полощется в рассоле, тянет важную, за пятак, и нюхает – не духовного звания? Горкин крякает: хоро­ша! Говеет, ему нельзя. Вон и желтые домики заставы, за ними – даль». (гл. «Богомолье») 2.   «Да что тут толковать­с, извольте на Москву­Матушку полюбоваться!»  Мы смотрим на Москву и в распахнутые окна галдарейки, и через разноцветные стекла – голубые, пунцовые, золотые…­ золотая Москва всех лучше.             Москва в туманце, и в нем золотые искры крестов и куполов. Отец смотрит на родную свою Москву, долго смотрит… В широкие окна веет душистой свежестью, Москва­рекой, раздольем далей. Говорят,­ сиренью это, свербикой горьковатой, чем­то еще, привольным. ­ У меня воздух   особый здесь, «крынкинский»­с!..­ гремит Крынкин.­ А вот, пожалте­с в июнь­ месяце…­ну, живой­то­живой клубникой! Со всех полей­огородов тянет, с­под Девичьего…­ и все ко мне. А с Москва­реки – раками живыми, а из куфни вареным­с, понятно…рябчиками, цыплятами паровыми, ушкой стерляжьей­с с растягайчиками…  «…»   Все шутят весело. Отец смотрит на Москву, долго­долго. И будто говорит сам с собой: ­ А там… Донской монастырь, розовый… А вон, Казанская наша… а то – Данилов … Симонов… Сухарева башня… ­ А где же Чудов?.. что­то не различу?.. Панкратыч, Чудов разберешь?.. ­ А как же, очень слободно отличаю, розовеет­то… к Иван­Великому­то, главки сини!..»                                        (гл. «Москва»). 1 Розовый         тишина Золотистый         колокола Золотой              шорох и шлепы ног – удивительное соединение тишины, колокольного звона и Солнечный          какой­то степенной, важной суеты московского люда. Розовый Белый Золотой Бурый Зеленый Желтый –                    Солнечность, золотистость, искрящаяся разноцветность в самых нежных ее оттенках: розовый – зеленый – голубой. Вот она, Москва, глазами ребенка, который видит жизнь, исполненную красками. 2 Разноцветные (стекла – сквозь них мир кажется еще красочнее) Голубой                        тишина Пунцовый                     гремит (голос хозяина) Золотой                         шутят – веселость, говорливость на фоне постижения величавой тишины Золотой                          и значительности Москвы. Золотой Сиреневый Розовый Синий –                 И вновь  основной цвет – золотой,  передающий не столько изображение церковных куполов, сколько отношение к ним, ко всей златоглавой столице.    ­ А смогли ли почувствовать вы запахи Москвы конца Х1Х­го столетия?  Это запахи истинно народные: воблы и кваса, лука и селедки… Это запахи истинно поэтические: душистой свежести раздолья, сирени… Это запахи трудолюбивой и хлебосольной столицы: вареным, пареным… Запахи, ушедшие в прошлое…      Март,1934 – февраль,1944 – время написания романа «Лето Господне», когда в России уже иные краски, иная музыка и сам дух России иной.   Домашнее задание:    Образ красоты в романе И.Шмелева «Лето Господне».  1. Индивидуальные задания по отдельным главам по плану с кратким сообщением: 1.  Какое событие описывает   автор,   чем   любуется,   восхищается,   в   чем   видит   прекрасное   2.   Какие   художественно­ выразительные   средства   используются   для   передачи   образов   3.   Чувства,   ассоциации,   восприятие прекрасного на страницах произведения. Главы:   «Пасха», «Яблочный Спас», «Рождество», «Святки, птицы божьи», «Масляница» 2. Ассоциативно­звуковые ряды с размышлениями по гл. «Мартовская капель».    Короткие выдержки из творческих работ учеников их восприятия исторических эпох: «Век Х1Х мне видится в цвете черном – в параллель войны с французами, с романом Л.Толстого «Война и мир», в цвете белом – с поэзией Пушкина, Тютчева, Фета. А еще он – в чистых, переливчатых звуках арфы». (Наташа С.)    «Если обозначить Х1Х век четырьмя символами, то он выглядит так: часовня, стрелки, перо, шляпы, страницы нот и строчки стихов. В моем воображении все это медленно, как в рекламе, плывет на фоне сменяющих друг друга желтых и оранжевых пятен. Звук идет по нарастающей ­ бой курантов, звон колоколов… И вдруг – неожиданно ­ легкая, изящно­игривая улыбка». (Таня З.)      «Для меня Х1Х век ассоциируется с заснеженным Петербургом, пышными салонными приемами, литьем   Фаберже,   творчеством   Пушкина   и   Лермонтова,   с   музыкой   Чайковского…   Недаром   его называют «золотым веком». Это век полета мысли и творчества». (Ксюша Я.)    «Век ХХ видится мне в цвете красном, черном и желтом – цвете крови, бед и безумия». (Зарина М.)    «Вот и ХХ кончается век, и начинается новый забег…» ­ поет Валерий Леонтьев. Право, это о нас, сегодняшних. Все соревнуются друг с другом, торопятся, спешат куда­то…Музыка этого тысячелетия для меня – бой барабана. И нет покоя, нет тишины». (Наташа С.)      Вот так, начав с цветового восприятия эпохи, ученики задумываются над тем, что есть прошлое, настоящее и будущее…

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»

«Патриархальная Россия Х1Х века глазами автора века ХХ. Иван Шмелев «Лето Господне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017