Настоящее открытие для учащихся - анализ стихотворения с точки зрения цвета. Цветовой анализ помогает прийти к пониманию философской концепции поэта. Подобный анализ стихотворения предполагает наличие ассоциативного мышления учащихся, не каждому дано по-настоящему «всмотреться», «вслушаться» в каждую строчку, в каждое слово.Настоящее открытие для учащихся - анализ стихотворения с точки зрения цвета. Цветовой анализ помогает прийти к пониманию философской концепции поэта. Подобный анализ стихотворения предполагает наличие ассоциативного мышления учащихся, не каждому дано по-настоящему «всмотреться», «вслушаться» в каждую строчку, в каждое слово.
Изучение лирики посредством цветового восприятия
И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа
г.Владивосток
Настоящее открытие для учащихся анализ стихотворения с точки зрения цвета.
Последние компьютерные разработки дали возможность дать цветовые соответствия
гласным:
А – густо, темнокрасный цвет
Я – яркокрасный
О – светложелтый или белый
Е – зеленый
Ё – желтозеленый
Э – зеленоватый, салатовый
И – синий
У – темносиний, синезеленый, лиловый
Ю – голубоватый, сиреневый
Ы – мрачный темнокоричневый или черный.
В начале нашей работы с учениками было недоверие: нет ли здесь искусственной
«привязки» цвета к строкам лирического произведения. Однако после долгой
исследовательской работы мы пришли к выводу, что у авторов с тонкой поэтической
организацией, у настоящих Мастеров слова, такое соответствие обязательно зазвучит.
Передо мной работа ученицы восьмого класса. Затейливые звездные всполохи
розового, голубого и желтозеленого цвета, выполненные тонким пером – цветовое
осмысление стихотворения Николая Рубцова «Зимняя песня». «Уже в самом названии
стихотворения «Зимняя песня» слышится удивительное звучание М и Н. Нежные и
светлые по своей природе, эти звуки создают образ хрустальных, звенящих сосулек.
Ключевые слова
стихотворения «огни», «звезды», «светятся», «светлые».
Превалирующие буквы – А, Е, У, О, И. Именно потому мой рисунок и выполнен такими
линиями и в таких тонах. Не только услышать любовь поэта к своей малой родине, но и
увидеть в цвете зимы ее прелести, понять обращение автора к детским воспоминаниям и
представить светлые звезды его надежды помогают именно цветовые соответствия его
стихотворения».
Какие цвета ассоциативно возникают у нас, когда мы слышим слово «Родина»?
Прежде всего, красный, затем зеленый, синий и, наконец, желтый. А теперь откроем
стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина» и попробуем подсчитать, какие звуки
встречаются в нем чаще. Именно эти цвета, которые уже были перечислены, и стали
основополагающими в этом стихотворении.
Когдато Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: “Где человек, до
конца понявший Пастернака: «И сама же пояснила: Пастернак – это “тайнопись”,
“иносказание”, “шифр”. “Пастернака долго читать невыносимо от напряжения(мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу
(кому оно по глазу?)».
Однако распознавать удивительную “тайнопись” пастернаковского слова чрезвычайно
интересно. Быть может, стоит вглядеться в краски его стихов?
В осатаненьи льющееся пиво Светло, как днем. Их озаряет пена.
С усов обрывов, мысов, скал и кос, От этой точки глаз нельзя отвлечь.
Мелей и миль. И гул и полыханье Прибой на сфинкса не жалеет свеч
Окаченной луной, как из лохани, И заменяет свежими мгновенно.
Пучины. Шум и чад и шторм взасос. (“Тема”,
1918)
Попробуем прислушаться к пастернаковской музыке моря. Разве не гудят строки
этого стихотворения, подобно раковине, которую мы прикладываем к уху?
Проанализируем их лексический состав: «льющееся пиво», «полыханье», «окаченный
луной», «чад», «светло, как днем», «озаряет пена», «не жалеет свеч»… Как умело поэт
пользуется светотехникой! Стихотворение все буквально напоено светом. Светом и
музыкой.
«Как вам, например, кажется… у вас есть чувство, созерцание звука в свете? Кажется
вам, что звуки светятся цветами?» – спрашивал у юного Бориса Пастернака композитор
Александр Николаевич Скрябин, мечтающий силой искусства изменить жизнь всего
мира. Тот самый Скрябин (1872 – 1915), стремившийся установить связь между звуком
и цветом, автор удивительных по богатству фантазии сонат и симфонических поэм.
Одна из них – «Прометей» – была задумана как музыкальноцветовое произведение:
музыка должна сопровождаться в нем цветосветовыми эффектами.
А.Н.Скрябин был близким знакомым отца будущего поэта – художника Леонида
Осиповича Пастернака, профессора московского Училища живописи, ваяния и
зодчества. Частыми гостями в его доме были художники Репин, Ге, Врубель…
Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все
существо юного Пастернака. Нет, он не стал музыкантом, о чем неистово мечтал в
течение целых шести лет, но будто услышав голос судьбы, сумел воплотить в слове
свое невероятное чувство музыки и цвета. Вся лирика Пастернака – своеобразный атлас
цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.
Для цветового анализа на лексическом уровне интересно рассмотреть стихотворение
Б.Пастернака «Светает» из сборника «Сестра моя – жизнь» (1917).
Ты в ветре, веткой пробующем. Он ожил ночью нынешней,
Не время ль птицам петь, Забормотал, запах.
Намокшая воробышком Всю ночь в окошко торкался,
Сиреневая ветвь! И ставень дребезжал.
У капель – тяжесть запонок, Вдруг дух сырой прогорклости
И сад слепит, как плес, По платью пробежал.
Обрызганный, закапанный Разбужен чудным перечнем
Мильоны синих слез. Тех прозвищ и времен,Моей тоскою вынянчен Обводит день теперешний
И от тебя в шипах Глазами анемон.
Не правда ли, настоящая цветозвуковая соната! Слышится легкий шелест листвы, к
которой прикасается ветерок. Покачивается на ветке «воробышек»… Вот
незамысловатое содержание первой строфы. Однако, вглядевшись, здесь можно
заметить целых три цвета. Сероватый (под стать раннему утру) – цвет оперенья птицы.
Чуть различимый зеленый (именно такой должна быть в эту пору листва). И сиреневый
– у соцветий.
Читаем вторую строфу: по саду пробежали первые лучи солнца, и сад,
«обрызганный, закапанный), загорается: в каждой капле словно вспыхивает огонек
(«мильоны синих слез»). И вот уже синий цвет заполонил все вокруг, однако, нет, он не
весь синий, потому что в каждой капельке можно увидеть еще и целую радугу цветов.
Попробуем озвучить эту строфу: «ми мажор». Почему? По свидетельству А.Блока,
присутствовавшего на эксперименте Скрябина, именно звук ми вызывал у композитора
голубые ассоциации, впрочем, как и у РимскогоКорсакова, и у Метнера. Отсюда – звук
ми и небесный цвет – пастернаковская музыка этой строфы.
Следующие две строфы стихотворения – зарисовка ночного сада. Черный цвет ночи.
И здесь же – тревожный, глухой аккорд: «забормотал», «торкался», «ставень
дребезжал».
И вот – заключительная строфа: сад «разбужен», и, словно оживший, анемон
(цветок белой окраски) смотрит на него удивленновосторженно.
Конечно, подобный анализ стихотворения предполагает наличие ассоциативного
мышления учащихся, не каждому дано понастоящему «всмотреться», «вслушаться» в
каждую строчку, в каждое слово. И всетаки, можно попробовать, тем более что, по
верному замечанию М.Цветаевой, «Пастернака читатель пишет сам».
Вот первые строки стихотворения «Импровизация»:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Ассоциативный ряд можно выстроить такой: музыкант у рояля – черные и белые
клавиши – черный пруд – белые и черные лебеди – «Лебединое озеро» Чайковского –
свет и тьма – добро и зло – жизнь и смерть…
А, может, у ребят получится чтото иное? Выбрав самый интересный, можно записать
его на доске.
Подобный цветовой анализ помогает не только почувствовать красоту
пастернаковского стиха, но и понять его мировосприятие.
Попробуем сделать еще один анализ стихотворения. («Когда разгуляется». 1956.)
Большое озеро как блюдо. Просвечивает зелень листьев,
За ним – скопленье облаков, Как живопись в цветном стекле.
Нагроможденных белой грудой В церковной росписи оконниц
Суровых горных ледников. Так в вечность смотрят изнутри
По мере смены освещенья В мерцающих венцах бессонницИ лес меняет колорит, Святые схимники, цари.
То весь горит, то черной тенью Как будто внутренность собора
Насевшей копоти покрыт. Простор земли, и чрез окно
Когда в исходе дней дождливых Далекий отголосок хора
Меж туч проглянет синева, Мне слышать иногда дано.
Как небо празднично в порывах, Природа, мир, тайник вселенной,
Как торжества полна трава! Я службу долгую твою,
Стихает ветер, даль расчистив. Объятый дрожью сокровенной,
Разлито солнце по земле. В слезах от счастья отстою!
1 – 4 строфы представляют собой развернутую картину природы. Все в ней
изменчиво, скоротечно и потому неповторимо. Голубоватая гладь воды, «белая груда»
ледников и резко – красночерные отблески освещенного леса. Что это? Солнце!
Именно благодаря ему жизнь наполняется цветами – синевою, праздничной зеленью…
Солнечный свет – источник жизни, источник красоты.
Продолжит ассоциативный ряд золотистый цвет солнечный лучей, которые
проникают сквозь «росписи оконниц» во «внутренность собора», храма Природы. Под
его куполообразным небом – «простор земли». Отсюда, из «внутренности собора»,
смотрели ввысь, в «вечность», Вселенную, целые поколения «святые, схимники,
цари». В разноголосице Вселенной слышны голоса Земли, которые сливаются в хор, хор
Природы. «Далекий отголосок» его ловит чуткий музыкальный слух поэта, который
«объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья» приобщается к великой тайне.
Природа, по Пастернаку, «тайник вселенной», заглянуть в который дано не каждому.
Поэту это удаётся («слышать иногда дано»). И как это ни трудно, он до конца своих
дней готов воспевать Природу и разгадывать ее «письмена», готов «отстоять « ее
«долгую службу».
Вот так от цветового анализа вместе с учениками можно прийти к пониманию
философской концепции поэта.
(В данной разработке по лирике Пастернака использованы
отдельные исследования литературоведа В.В.Рогозинского).