Изучение лирики посредством цветового восприятия

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настоящее открытие для учащихся - анализ стихотворения с точки зрения цвета. Цветовой анализ помогает прийти к пониманию философской концепции поэта. Подобный анализ стихотворения предполагает наличие ассоциативного мышления учащихся, не каждому дано по-настоящему «всмотреться», «вслушаться» в каждую строчку, в каждое слово.Настоящее открытие для учащихся - анализ стихотворения с точки зрения цвета. Цветовой анализ помогает прийти к пониманию философской концепции поэта. Подобный анализ стихотворения предполагает наличие ассоциативного мышления учащихся, не каждому дано по-настоящему «всмотреться», «вслушаться» в каждую строчку, в каждое слово.
Иконка файла материала Цветовой анализ стихотворений.docx
Изучение лирики посредством цветового восприятия И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа г.Владивосток      Настоящее открытие для учащихся ­   анализ стихотворения с точки зрения цвета. Последние компьютерные разработки дали возможность дать  цветовые соответствия гласным: А – густо, темно­красный цвет Я – ярко­красный О – светло­желтый или белый Е – зеленый Ё – желто­зеленый Э – зеленоватый, салатовый И – синий У – темно­синий, сине­зеленый, лиловый Ю – голубоватый, сиреневый Ы – мрачный темно­коричневый или черный.        В начале нашей работы с учениками было недоверие: нет ли здесь искусственной «привязки»   цвета   к   строкам     лирического   произведения.   Однако   после   долгой исследовательской работы мы пришли к выводу, что у авторов с тонкой поэтической организацией, у настоящих Мастеров слова, такое соответствие обязательно зазвучит.       Передо   мной   работа   ученицы   восьмого   класса.   Затейливые   звездные   всполохи розового,   голубого   и   желто­зеленого   цвета,   выполненные   тонким   пером   –   цветовое осмысление стихотворения Николая Рубцова «Зимняя песня». «Уже в самом названии стихотворения  «Зимняя   песня»  слышится   удивительное   звучание   М  и   Н.  Нежные   и светлые по своей природе, эти звуки создают образ хрустальных, звенящих сосулек. Ключевые   слова     стихотворения   ­   «огни»,   «звезды»,   «светятся»,   «светлые». Превалирующие буквы – А, Е, У, О, И. Именно потому мой рисунок и выполнен такими линиями и в таких тонах. Не только услышать любовь поэта к своей малой родине, но и увидеть в цвете зимы ее прелести, понять обращение автора к детским воспоминаниям и представить светлые звезды его надежды помогают именно цветовые соответствия его стихотворения».       Какие   цвета   ассоциативно   возникают   у   нас,   когда   мы   слышим   слово   «Родина»? Прежде всего, красный, затем зеленый, синий и, наконец, желтый. А теперь откроем стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина» и попробуем подсчитать, какие звуки встречаются в нем чаще. Именно эти цвета, которые уже были перечислены, и стали основополагающими  в этом стихотворении.         Когда­то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: “Где человек, до конца   понявший   Пастернака:   «И   сама   же   пояснила:   Пастернак   –   это   “тайнопись”, “иносказание”,   “шифр”.   “Пастернака   долго   читать   невыносимо   от   напряжения(мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому оно по глазу?)».     Однако распознавать удивительную “тайнопись” пастернаковского слова чрезвычайно интересно. Быть может, стоит вглядеться в краски его стихов? В осатаненьи льющееся пиво                                        Светло, как днем. Их озаряет пена. С усов обрывов, мысов, скал и кос,                              От этой точки глаз нельзя отвлечь. Мелей и миль. И гул и полыханье                                 Прибой на сфинкса не жалеет свеч Окаченной луной, как из лохани,                                  И заменяет свежими мгновенно. Пучины. Шум и чад и шторм взасос.                                                                        (“Тема”, 1918)      Попробуем прислушаться к пастернаковской музыке моря. Разве не гудят строки этого   стихотворения,   подобно   раковине,   которую   мы   прикладываем   к   уху? Проанализируем их лексический состав: «льющееся пиво», «полыханье», «окаченный луной», «чад», «светло, как днем», «озаряет пена», «не жалеет свеч»… Как умело поэт пользуется   светотехникой!   Стихотворение   все   буквально   напоено   светом.   Светом   и музыкой.    «Как вам, например, кажется… у вас есть чувство, созерцание звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами?» – спрашивал у юного Бориса Пастернака композитор Александр   Николаевич   Скрябин,  мечтающий   силой   искусства   изменить   жизнь   всего мира. Тот самый Скрябин (1872 – 1915), стремившийся установить связь между звуком и цветом, автор удивительных по богатству фантазии сонат и симфонических поэм. Одна из них – «Прометей» – была задумана как музыкально­цветовое произведение: музыка должна сопровождаться в нем цвето­световыми эффектами.       А.Н.Скрябин был близким знакомым отца будущего поэта – художника Леонида Осиповича   Пастернака,   профессора   московского   Училища   живописи,   ваяния   и зодчества.   Частыми   гостями   в   его   доме   были   художники   Репин,   Ге,   Врубель… Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все существо юного Пастернака. Нет, он не стал музыкантом, о чем неистово мечтал в течение целых шести лет, но будто услышав голос судьбы, сумел   воплотить в слове свое невероятное чувство музыки и цвета. Вся лирика Пастернака – своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.     Для цветового анализа на лексическом уровне интересно рассмотреть стихотворение Б.Пастернака «Светает» из сборника «Сестра моя – жизнь» (1917). Ты в ветре, веткой пробующем.                                 Он ожил ночью нынешней, Не время ль птицам петь,                                            Забормотал, запах. Намокшая воробышком                                               Всю ночь в окошко торкался, Сиреневая ветвь!                                                          И ставень дребезжал. У капель – тяжесть запонок,                                       Вдруг дух сырой прогорклости И сад слепит, как плес,                                                По платью пробежал. Обрызганный, закапанный                                          Разбужен чудным перечнем Мильоны синих слез.                                                  Тех прозвищ и времен,Моей тоскою вынянчен                                              Обводит день теперешний И от тебя в шипах                                                        Глазами анемон.      Не правда ли, настоящая цвето­звуковая соната! Слышится легкий шелест листвы, к которой   прикасается   ветерок.   Покачивается   на   ветке   «воробышек»…   Вот незамысловатое  содержание   первой   строфы.   Однако,   вглядевшись,   здесь   можно заметить целых три цвета. Сероватый (под стать раннему утру) – цвет оперенья птицы. Чуть различимый зеленый (именно такой должна быть в эту пору листва). И сиреневый – у соцветий.  Читаем   вторую   строфу:   по   саду   пробежали   первые   лучи   солнца,   и   сад,   «обрызганный,   закапанный),   загорается:   в   каждой   капле   словно   вспыхивает   огонек («мильоны синих слез»). И вот уже синий цвет заполонил все вокруг, однако, нет, он не весь синий, потому что в каждой капельке можно увидеть еще и целую радугу цветов. Попробуем   озвучить  эту   строфу:  «ми  мажор».  Почему?  По   свидетельству   А.Блока, присутствовавшего на эксперименте Скрябина, именно звук ми вызывал у композитора голубые ассоциации, впрочем, как и у Римского­Корсакова, и у Метнера. Отсюда – звук ми и небесный цвет – пастернаковская музыка этой строфы.    Следующие две строфы стихотворения – зарисовка ночного сада. Черный цвет ночи. И   здесь   же   –   тревожный,   глухой   аккорд:   «забормотал»,   «торкался»,   «ставень дребезжал».       И   вот  – заключительная  строфа:   сад   «разбужен»,   и,   словно   оживший,   анемон (цветок белой окраски) смотрит на него удивленно­восторженно.        Конечно,   подобный   анализ   стихотворения   предполагает   наличие   ассоциативного мышления учащихся, не каждому дано по­настоящему «всмотреться», «вслушаться» в каждую строчку, в каждое слово. И все­таки, можно попробовать, тем более что, по верному замечанию М.Цветаевой, «Пастернака читатель пишет сам».    Вот первые строки стихотворения «Импровизация»:                      Я клавишей стаю кормил с руки                      Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.  Ассоциативный   ряд   можно   выстроить   такой:   музыкант   у   рояля   –   черные   и   белые клавиши – черный пруд – белые и черные лебеди – «Лебединое озеро» Чайковского – свет и тьма – добро и зло – жизнь и смерть…     А, может, у ребят получится что­то иное? Выбрав самый интересный, можно записать его на доске. Подобный   цветовой   анализ   помогает   не   только   почувствовать   красоту пастернаковского стиха, но и понять его мировосприятие.    Попробуем сделать еще один анализ стихотворения. («Когда разгуляется». 1956.) Большое озеро как блюдо.                          Просвечивает зелень листьев, За ним – скопленье облаков,                       Как живопись в цветном стекле. Нагроможденных белой грудой                  В церковной росписи оконниц Суровых горных ледников.                         Так в вечность смотрят изнутри По мере смены освещенья                          В мерцающих венцах бессонницИ лес меняет колорит,                                Святые схимники, цари. То весь горит, то черной тенью                 Как будто внутренность собора Насевшей копоти покрыт.                           Простор земли, и чрез окно Когда в исходе дней дождливых                Далекий отголосок хора Меж туч проглянет синева,                         Мне слышать иногда дано. Как небо празднично в порывах,                 Природа, мир, тайник вселенной, Как торжества полна трава!                       Я службу долгую твою, Стихает ветер, даль расчистив.                  Объятый дрожью сокровенной, Разлито солнце по земле.                            В слезах от счастья отстою!                1 – 4 строфы представляют собой развернутую картину природы. Все в ней изменчиво, скоротечно и потому неповторимо. Голубоватая гладь воды, «белая груда» ледников   и   резко   –  красно­черные  отблески   освещенного   леса.   Что   это?   Солнце! Именно благодаря ему  жизнь наполняется цветами – синевою, праздничной зеленью… Солнечный свет – источник жизни, источник красоты.       Продолжит   ассоциативный   ряд  золотистый   цвет  солнечный   лучей,   которые   проникают  сквозь «росписи оконниц» во «внутренность собора», храма Природы. Под его   куполообразным   небом   –   «простор   земли».   Отсюда,   из   «внутренности   собора», смотрели   ввысь,   в   «вечность»,   Вселенную,   целые   поколения     ­   «святые,   схимники, цари». В разноголосице Вселенной слышны голоса Земли, которые сливаются в хор, хор Природы. «Далекий отголосок» его ловит чуткий музыкальный слух поэта, который «объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья» приобщается к великой тайне.    Природа, по Пастернаку, ­ «тайник вселенной», заглянуть в который дано не каждому. Поэту это удаётся («слышать иногда дано»). И как это ни трудно, он до конца своих дней   готов   воспевать   Природу   и   разгадывать   ее   «письмена»,   готов   «отстоять   «   ее «долгую службу».  Вот   так     от   цветового   анализа   вместе   с   учениками   можно   прийти   к   пониманию философской концепции поэта. (В данной разработке по лирике Пастернака  использованы    отдельные исследования литературоведа В.В.Рогозинского).