Жизненные ценности молодежи
Оценка 4.8

Жизненные ценности молодежи

Оценка 4.8
doc
20.01.2020
Жизненные ценности молодежи
Жизненныеценности молодежи (1).doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА№1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  «Жизненные ценности молодежи»

 

 

 

Выполнила: Кравчук Анастасия Юрьевна,

ученица 9Б клас

Руководитель: Волкова Надежда Андреевна:

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новый Уренгой

2019

Жизненные ценности и ориентиры современной молодежи» (на примере учащихся 9- 11 классов города Новый Уренгой).

Кравчук Анастасия Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №1",

9 Б класс

 

Аннотация

 

Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительство–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Актуальность темы: Данная тема обладает большой значимостью в условиях современного мира.

В социальной структуре общества особое место занимает молодежь. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него.

Гипотеза исследования: каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека

Цели исследования: Провести анализ представления современной молодежи о жизненных ценностях и ориентирах.  

Задачи исследования:

1.         Рассмотреть понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности».

2.         Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.

3.         Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения.

4.         Раскрыть влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи.

5.         Раскрыть влияние субкультуры на жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

6.         Провести социологическое исследование среди молодёжи, суть которого сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров.

7.         Провести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявить наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи.

8.         Сделать обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей. 

Предмет исследования: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.

Объект исследования: Современная молодёжь как социальная группа.

Методологической и теоретической основой моего исследования послужили работы российских социологов, историков, таких как; Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, связывавший личность с высшими нравственными и этическими ценностями; Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, связывавший личность с высшими нравственными и этическими ценностями.

    Методы, использованные мной для проведения исследовательской работы:
1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. графический;
5. интервьюирование;
6. сравнение.

Научная значимость исследовательской работы состоит в следующем:                                   1) Проведен социологический анализ ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи.                                                                                                                                                2) Выявлены основные факторы, влияющие на жизненные ценности и ориентиры молодежи.                                                                                                                                        3) Проанализировано влияние современного искусства на формирование жизненных ценностей молодых людей.   

    Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности. Также данные исследовательской работы могут быть учтены при разработке действенных и эффективных программ молодежной политики.

 

Содержание

 

Введение. 5

Глава 1. Особенности молодёжи как социально-психологической группы. 8

Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения. 9

Глава 3.Социологическое исследование. 12

Заключение. 14

Библиография. 16


Жизненные ценности и ориентиры современной молодежи» (на примере учащихся 9- 11 классов города Новый Уренгой).

Кравчук Анастасия Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №1",

9 Б класс

 

План исследования

В своей работе я рассмотрела проблему ценностных ориентиров молодежи в условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе. Данный вопрос особенно актуален в условиях современного мира так как в социальной структуре общества особое место занимает молодежь. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее

Предмет исследования: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.

Гипотеза –  каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека

Хотелось бы отметить следующие информационные источники:

«Российская молодежь: Ценности и ценностные ориентации (социологический анализ)». Статья основана на коллективном докладе «Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета». http://hdirussia.ru

«Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад». http://isras.ru

Так как я нахожусь в процессе изучения обществознания, то пока прибегаю к помощи старших товарищей и многих источников.

В своей работе я использовала основной метод – это исследование, то есть исследовала социологически и психологические особенности молодежи.

Для представления работы была создана презентация. Было проведено несколько исследований использовались методы анализа и синтеза.

 

Введение

 

   Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительство–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

   Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса.

Цели исследования: 

Провести анализ представления современной молодежи о жизненных ценностях и ориентирах.  

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности».

2.         Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.

3.         Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения.

4.         Раскрыть влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи.

5.         Раскрыть влияние субкультуры на жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

6.         Провести социологическое исследование среди молодёжи, суть которого сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров.

7.         Провести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявить наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи.

8.         Сделать обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей. 

Предмет исследования: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.

Объект исследования: Современная молодёжь как социальная группа.

         Методологической и теоретической основой моего исследования послужили работы российских социологов, историков, таких как; Сергей Леонидович Рубинштейн

    Методы, использованные мной для проведения исследовательской работы:
1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. интервьюирование;

5. графический метод анализа данных;
6. сравнительный анализ данных, полученных в ходе опроса.

Проблема: Современной молодежи в большей мере свойственна ориентация на ценности индивидуализма.

   Гипотеза: каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека.

Научная значимость исследовательской работы состоит в следующем:                           1) Проведен социологический анализ ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи.                                                                                                                                                2) Выявлены основные факторы, влияющие на жизненные ценности и ориентиры молодежи.                                                                                                                                        3) Проанализировано влияние современного искусства на формирование жизненных ценностей молодых людей.   

    Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности. Также данные исследовательской работы могут быть учтены при разработке действенных и эффективных программ молодежной политики.

 

Глава 1. Особенности молодёжи как социально-психологической группы.

 

Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.               

Возрастные границы этой социальной группы достаточно сглажены. К молодёжи чаще всего относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это период достижения экономической независимости, формирования чувства ответственности за совершенные поступки, выбора профессии и своего места в жизни, становления самосознания и формирования социального статуса личности, выработки мировоззрения и устойчивой системы ценностей, выбора спутника жизни и создания семьи.

У молодёжи есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость - это переходное состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, готовой отвечать за свои поступки, а в других - наивной, ограниченной и инфантильной.                                                                                Находясь на переходной стадии взросления, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – этап социализации. 

С точки зрения психологии молодость - это период утверждения человека как индивидуальной, особенной личности; процесс поиска собственного пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, чтобы принимать исключительно правильные решения в сложившихся жизненных ситуациях. Однако именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт.   

Молодость - это пора, когда каждый должен сам определить собственную судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей и утвердить себя в обществе. 

 

 

Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

2.1. Понятия «жизненные ценности» и «жизненные ориентиры».

Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни. 

Ценности могут быть религиозными, политическими, нравственными, гедонистическими, профессиональными.    

На формирование жизненных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.                                                      

2.2. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование.

На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние возрастно-демографический фактор, связанный с социальным статусом и в какой-то мере зависимостью молодых людей от опеки со стороны общества и государства. Образовательный фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи, является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций. Молодые люди, обучаясь таким предметам, как история, философия, социология, история искусств, уже в процессе образования сталкиваются с философскими идеями, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится чуть меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны, молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом для молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.

Следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.

Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.

2.3. Влияние современного искусства, средств массовой информации и интернета на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи.

В современном обществе возрастает влияние современного искусства, СМИ и интернета на духовно-нравственное воспитание молодежи и формирование ее личностных качеств, идеалов, ценностей и ориентиров.

Средства массовой информации и интернет, превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу, как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность функционирования и развития социума. Однако анализ содержания современных российских СМИ и интернет-сайтов показывает, что за редким исключением все эти функции практически не выполняются.                                   

  СМИ и интернет являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодёжи, так и отчасти его деформацию. Учитывая наибольшую внушаемость детей, подростков, молодежи, их неопытность, недостаточный уровень знаний, неустойчивость психики, неокончательную сформированность жизненных идеалов и целей, наибольшую активность и перспективность развития, пространство интернета выбрало их в качестве основного объекта своего влияния [1]

Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает

одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. Сцены насилия негативно

воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становится

агрессивной, несдержанной, проявляет девиантные формы поведения. 

Говоря о положительном влиянии СМИ и интернета, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли. В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. Появляются передачи радио- и телевещания с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.                                                    

Велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании полноценной личности, ее идеалов.  Читающая молодёжь быстрее находит правильное решение, имеет творческое воображение, лучше владеет речью. Она точнее формулирует мысль, свободнее пишет. Но проанализировав круг чтения подростков, к сожалению, выясняется, что около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера (триллеры, детективы, фантастика, приключения, ужас и мистика), тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21 %) [2]

Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего «я» с внешней средой.

2.4. Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи.

    Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Возникновение молодежной субкультуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. 

Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти

неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной

дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм

поведению. 

Молодежные субкультуры охватывают лишь незначительный процент молодежи, но тем не менее оказывают значительное влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодых людей.

Примерами молодежных субкультур являются рокеры, хиппи, панки, готы, скинхеды и многие другие.

 

Глава 3. Социологическое исследование  

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций Милтона Рокича - американского психолога, профессора социальной психологии. (Приложение1). Мною был проведен психологический тест по методике Рокича среди моих ровесников. В ходе исследования мною были опрошены 30 молодых людей, учащихся старших классов в возрасте от 16 до 18 лет.  

Респондентам было предложено изучить таблицу, в которой представлены два списка ценностей (по 18 в каждом) и, выбрать ту ценность, которая для них наиболее значима, поместив ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. Затем проделать то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная для молодых людей должна была остаться последней и занять 18 место. Полученный результат должен отражать истинную позицию человека. 

    Прежде всего, следует отметить, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице (Приложение 2).      

    Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

Рассмотрим полученные в результате анкетирования по методике Рокича ответы респондентов (Приложение 3 «Терминальные ценности» и приложение 4 «Инструментальные ценности»).

 Из общего списка ценностей были обозначены и представлены лишь те, которые являются наиболее значимыми и имеют больший процентный показатель.   

 85% опрошенных молодых людей считают, что наиболее значимой для них является такая общечеловеческая ценность, как физическое и психическое здоровье. Чуть ниже молодые люди расположили счастливую семейную жизнь. Значимость ее признает 79% молодых людей. Далее следует такие терминальные ценности, как наличие верных друзей (70%) и любовь (61%). Пятое место занимает такая ценность, как активная деятельная, полная эмоций жизнь, её показатель составляет 53%, шестое-уверенность в себе, которая проявляется в свободе от внутренних противоречий (45%). 40% респондентов отметили общественное признание и уважение окружающих в числе наиболее значимых ценностей.

Достаточно значимыми, но не указанными в диаграмме являются свобода, как независимость в суждениях и поступках (30%), материально обеспеченная жизнь (28%), интересная работа (27%), жизненная мудрость и зрелость суждений (25%), познание и возможность расширения своего кругозора (23%), развитие (22%) и продуктивная жизнь (20%).  

Наименее значимыми для молодых людей оказались следующие ценности: возможность творческой деятельности (15%), счастье других (11%), развлечения (8%), красота природы и искусства (5%). Таким образом, среди терминальных ценностей для молодежи наиболее значимы здоровье, счастливая семейная жизнь, верные друзья и любовь, которые являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков.

Среди инструментальных ценностей, на первое по значимости место опрошенные люди поставили честность, искренность. Их важность признает 73 % молодых людей. На следующей ступени располагаются воспитанность и хорошие манеры - 66%. Чуть ниже молодые люди поместили ответственность, чувство долга (63%). Далее следует образованность, которую отметили в числе наиболее значимых инструментальных ценностей 59% респондентов. Пятое место занимает жизнерадостность и чувство юмора (53%), шестое – терпимость, толерантность к взглядам и мнениям других (48%). Восьмерку значимых для молодых людей ценностей замыкают чуткость, заботливость (45%) и смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (40%).                                         

    Исходя из полученных данных исследования инструментальных ценностей, можно сделать вывод, что для молодежи наиболее значимыми, важными являются гуманистические ценности, такие как честность, воспитанность, образованность, терпимость, чуткость и т.д. Далее следуют эмоционально-волевые (жизнерадостность, воля, смелость и активность) и прагматические ценности (рациональность, исполнительность, дисциплинированность и независимость).

Помимо психологического теста по методике Милтона Рокича, респондентам было предложено из представленных им ценностных суждений выбрать наиболее значимые. Данные исследования представлены в диаграмме (Приложение 5).

По результатам исследования ценностных ориентаций видно, что большинство молодых людей (16 чел.-53%) в качестве главного суждения выбрали следующее: «Мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня». 23% опрошенных людей-7 человек, наиболее весомым посчитали суждение: «Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем». 13% респондентов, или 4 человека, выбрали следующую мысль: «Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел». 7% молодых людей (2 чел.) посчитали самым значимым суждение о том, что «материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо». Мысль о том, что «лучше не достигнуть материального благополучия и не сделать карьеру, но никогда не перешагнуть через свою совесть и моральные нормы» определил для себя в качестве значимой 1 человек (4%).

Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод, что молодые люди в планировании своего материального благополучия и благосостояния в первую очередь полагаются на себя, считают, что зарабатывать деньги необходимо честным путем, что успехов в материальном плане необходимо добиваться самостоятельно, стараясь не перешагивать через моральные нормы.

Заключение

Исследование ценностей и ориентиров современной молодежи с каждым днем приобретает всё большую значимость.

Молодость – переходное состояние между детством и взрослостью. В некоторых вопросах молодежь является уже вполне взрослой и серьезной, а в других - еще наивной и, в какой-то степени, ограниченной. Находясь, на переходной стадии взросления, молодые люди переживают важнейший жизненный этап-этап социализации. Насколько успешно пройдет этот этап в жизни подростка зависит главным образом от него самого.

Подтвердить это может следующее размышление американского психолога Эрика Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» (Erikson, 1964, р. 90).     

Молодежь, как наиболее динамичная часть населения, имеет довольно подвижные ценностные ориентации. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально–демографических характеристик и уровня социализации каждого человека, а также от внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). Именно в такой ситуации и реализуются разноплановые жизненные позиции молодежи.         

Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, - нацеленность на индивидуализм.                  

Для современной молодежи свойственны как духовно-нравственные, так и сугубо прагматичные, материальные жизненные ценности. Все они занимают значительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека.

В настоящее время возрастает значимость индивидуалистических ценностей и падает значимость коллективистских. В ряду жизненно важных ценностей молодежи наиболее популярными являются здоровье, благополучие, наличие верных друзей и любовь. Эти ценности реализуют гармоничное и полноценное развитие личности молодого человека.

Ценностное культурное пространство российской молодежи имеет некоторые особенности. Во-первых, формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс.  Во-вторых, современные молодые люди руководствуются иными принципами выбора жизненного пути, нежели их родители. В-третьих, все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания. В-четвертых, в образе мыслей современной молодежи серьезное значение имеют семейные ценности. Также высокий ранг в системе важнейших свойств личности и общественных ценностей получает такое качество как ответственность.

Важнейшей особенностью ценностной системы молодежи является и то, что в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными. Ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, оказывающих существенное влияние на становление развивающейся личности и регулирующих процесс социализации молодежи.   

Итак, можно сделать вывод, что на современном этапе произошло некоторое изменение ценностей современной молодежи по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются несколько хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска.

Таким образом, в ходе работы были выполнены следующие задачи: рассмотрены понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности», охарактеризованы молодёжь как социальная группу, выявлены её особенности, проанализированы основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения, раскрыты влияние современного искусства, средств массовой информации и интернета на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи, проведены социологические исследования среди молодёжи, суть которых  сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров, проведен анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявлены наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи, сделаны обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей. Все задачи реализованы, цель выполнена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.      «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства» Цымбаленко С.Б.

2.      «Влияние СМИ на сознание современной молодежи» Быкасова Л.В. http://sibac.info

3.      «Глобализм и функции кино в обществе» М.И.Жабский 

4.      «Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад». http://isras.ru

5.      Молодежь и молодежная политика http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html

6.      «Молодежная субкультура» Левикова С. И.: Учеб. пособие, 2004 г. 

7.      «Особенности современной субкультуры»: http://vevivi.rubest/Osobennosti-sovremennoi-subkultury 

«Особенности ценностных ориентаций современной молодёжи» Тырнова О.А. Журнал «Вестник Московского Государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология.

8.      «Российская молодежь: Ценности и ценностные ориентации (социологический анализ)». Статья основана на коллективном докладе «Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета». http://hdirussia.ru

9.      «Социальная сущность процесса коммуникации» Колбышева С.И. http:// mic.org.ru

10.  Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи. http://www.allsocio.ru/asocs-739-2.html                                                               

11.  Тест Рокича «Ценностные ориентации»: http://azps.ru/tests/tests_rokich.html

12.  «Ценностные ориентации современной российской молодежи» Кошарная Г.Б.; Афанасьева Ю.Л. http://cyberleninka.ru 

13.  Ценностные ориентации. http://enc-dic.com/philosophy/Cennostnye-Orientacii-3677.html

14.  «Ценностные ориентации современной молодежи» В.П. Вдовиченко. http://schoollibrary.ioso.ru  

15.  Чтение, как компонент духовно-нравственного развития подрастающего поколения». Чернышева Л.Н. http://cyberleninka.ru

 



[1] Королев А. Современная молодежь под прицелом СМИ. -2008. -№2. -С.6-11

[2] Гинзбург Г.И. Научно-познавательная книга в формировании читательских потребностей подростков. -1984. - №3. - С. 69-76

 

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи

Жизненные ценности молодежи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020