МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА№1»
Тема: «Жизненные ценности молодежи»
Выполнила: Кравчук Анастасия Юрьевна,
ученица 9Б клас
Руководитель: Волкова Надежда Андреевна:
учитель истории и обществознания
г. Новый Уренгой
2019
Жизненные ценности и ориентиры современной молодежи» (на примере учащихся 9- 11 классов города Новый Уренгой).
Кравчук Анастасия Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №1",
9 Б класс
Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительство–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Актуальность темы: Данная тема обладает большой значимостью в условиях современного мира.
В социальной структуре общества особое место занимает молодежь. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него.
Гипотеза исследования: каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности».
2. Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.
3. Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения.
4. Раскрыть влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи.
5. Раскрыть влияние субкультуры на жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.
6. Провести социологическое исследование среди молодёжи, суть которого сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров.
7. Провести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявить наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи.
8. Сделать обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей.
Предмет исследования: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.
Объект исследования: Современная молодёжь как социальная группа.
Методологической и теоретической основой моего исследования послужили работы российских социологов, историков, таких как; Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, связывавший личность с высшими нравственными и этическими ценностями; Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, связывавший личность с высшими нравственными и этическими ценностями.
Методы, использованные мной для проведения исследовательской работы:
1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. графический;
5. интервьюирование;
6. сравнение.
Научная значимость исследовательской работы состоит в следующем: 1) Проведен социологический анализ ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи. 2) Выявлены основные факторы, влияющие на жизненные ценности и ориентиры молодежи. 3) Проанализировано влияние современного искусства на формирование жизненных ценностей молодых людей.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности. Также данные исследовательской работы могут быть учтены при разработке действенных и эффективных программ молодежной политики.
Содержание
Введение. 5
Глава 1. Особенности молодёжи как социально-психологической группы. 8
Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения. 9
Глава 3.Социологическое исследование. 12
Заключение. 14
Библиография. 16
Жизненные ценности и ориентиры современной
молодежи» (на примере учащихся 9- 11 классов города Новый Уренгой).
Кравчук Анастасия Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №1",
9 Б класс
План исследования
В своей работе я рассмотрела проблему ценностных ориентиров молодежи в условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе. Данный вопрос особенно актуален в условиях современного мира так как в социальной структуре общества особое место занимает молодежь. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее
Предмет исследования: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.
Гипотеза – каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека
Хотелось бы отметить следующие информационные источники:
«Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад». http://isras.ru
Так как я нахожусь в процессе изучения обществознания, то пока прибегаю к помощи старших товарищей и многих источников.
В своей работе я использовала основной метод – это исследование, то есть исследовала социологически и психологические особенности молодежи.
Для представления работы была создана презентация. Было проведено несколько исследований использовались методы анализа и синтеза.
Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительство–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса.
Цели исследования:
Провести анализ представления современной молодежи о жизненных ценностях и ориентирах.
Задачи исследования:
2. Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.
3. Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения.
4. Раскрыть влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи.
5. Раскрыть влияние субкультуры на жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.
6. Провести социологическое исследование среди молодёжи, суть которого сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров.
7. Провести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявить наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи.
8. Сделать обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей.
Предмет исследования: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.
Объект исследования: Современная молодёжь как социальная группа.
Методологической и теоретической основой моего исследования послужили работы российских социологов, историков, таких как; Сергей Леонидович Рубинштейн
Методы,
использованные мной для проведения исследовательской работы:
1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. интервьюирование;
5. графический метод анализа
данных;
6. сравнительный анализ данных, полученных в ходе опроса.
Проблема: Современной молодежи в большей мере свойственна ориентация на ценности индивидуализма.
Научная значимость исследовательской работы состоит в следующем: 1) Проведен социологический анализ ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи. 2) Выявлены основные факторы, влияющие на жизненные ценности и ориентиры молодежи. 3) Проанализировано влияние современного искусства на формирование жизненных ценностей молодых людей.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности. Также данные исследовательской работы могут быть учтены при разработке действенных и эффективных программ молодежной политики.
2.2. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование.
На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние возрастно-демографический фактор, связанный с социальным статусом и в какой-то мере зависимостью молодых людей от опеки со стороны общества и государства. Образовательный фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи, является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций. Молодые люди, обучаясь таким предметам, как история, философия, социология, история искусств, уже в процессе образования сталкиваются с философскими идеями, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.
Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится чуть меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.
Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны, молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом для молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.
Следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.
Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.
2.3. Влияние современного искусства, средств массовой информации и интернета на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи.
Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает
2.4. Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Возникновение молодежной субкультуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе.
Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти
неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной
дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм
поведению.
Молодежные субкультуры охватывают лишь незначительный процент молодежи, но тем не менее оказывают значительное влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодых людей.
Примерами молодежных субкультур являются рокеры, хиппи, панки, готы, скинхеды и многие другие.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций Милтона Рокича - американского психолога, профессора социальной психологии. (Приложение1). Мною был проведен психологический тест по методике Рокича среди моих ровесников. В ходе исследования мною были опрошены 30 молодых людей, учащихся старших классов в возрасте от 16 до 18 лет.
Респондентам было предложено изучить таблицу, в которой представлены два списка ценностей (по 18 в каждом) и, выбрать ту ценность, которая для них наиболее значима, поместив ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. Затем проделать то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная для молодых людей должна была остаться последней и занять 18 место. Полученный результат должен отражать истинную позицию человека.
Прежде всего, следует отметить, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице (Приложение 2).
Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
Рассмотрим полученные в результате анкетирования по методике Рокича ответы респондентов (Приложение 3 «Терминальные ценности» и приложение 4 «Инструментальные ценности»).
Из общего списка ценностей были обозначены и представлены лишь те, которые являются наиболее значимыми и имеют больший процентный показатель.
85% опрошенных молодых людей считают, что наиболее значимой для них является такая общечеловеческая ценность, как физическое и психическое здоровье. Чуть ниже молодые люди расположили счастливую семейную жизнь. Значимость ее признает 79% молодых людей. Далее следует такие терминальные ценности, как наличие верных друзей (70%) и любовь (61%). Пятое место занимает такая ценность, как активная деятельная, полная эмоций жизнь, её показатель составляет 53%, шестое-уверенность в себе, которая проявляется в свободе от внутренних противоречий (45%). 40% респондентов отметили общественное признание и уважение окружающих в числе наиболее значимых ценностей.
Достаточно значимыми, но не указанными в диаграмме являются свобода, как независимость в суждениях и поступках (30%), материально обеспеченная жизнь (28%), интересная работа (27%), жизненная мудрость и зрелость суждений (25%), познание и возможность расширения своего кругозора (23%), развитие (22%) и продуктивная жизнь (20%).
Наименее значимыми для молодых людей оказались следующие ценности: возможность творческой деятельности (15%), счастье других (11%), развлечения (8%), красота природы и искусства (5%). Таким образом, среди терминальных ценностей для молодежи наиболее значимы здоровье, счастливая семейная жизнь, верные друзья и любовь, которые являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков.
Среди инструментальных ценностей, на первое по значимости место опрошенные люди поставили честность, искренность. Их важность признает 73 % молодых людей. На следующей ступени располагаются воспитанность и хорошие манеры - 66%. Чуть ниже молодые люди поместили ответственность, чувство долга (63%). Далее следует образованность, которую отметили в числе наиболее значимых инструментальных ценностей 59% респондентов. Пятое место занимает жизнерадостность и чувство юмора (53%), шестое – терпимость, толерантность к взглядам и мнениям других (48%). Восьмерку значимых для молодых людей ценностей замыкают чуткость, заботливость (45%) и смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (40%).
Исходя из полученных данных исследования инструментальных ценностей, можно сделать вывод, что для молодежи наиболее значимыми, важными являются гуманистические ценности, такие как честность, воспитанность, образованность, терпимость, чуткость и т.д. Далее следуют эмоционально-волевые (жизнерадостность, воля, смелость и активность) и прагматические ценности (рациональность, исполнительность, дисциплинированность и независимость).
Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, - нацеленность на индивидуализм.
Для современной молодежи свойственны как духовно-нравственные, так и сугубо прагматичные, материальные жизненные ценности. Все они занимают значительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека.
В настоящее время возрастает значимость индивидуалистических ценностей и падает значимость коллективистских. В ряду жизненно важных ценностей молодежи наиболее популярными являются здоровье, благополучие, наличие верных друзей и любовь. Эти ценности реализуют гармоничное и полноценное развитие личности молодого человека.
Ценностное культурное пространство российской молодежи имеет некоторые особенности. Во-первых, формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс. Во-вторых, современные молодые люди руководствуются иными принципами выбора жизненного пути, нежели их родители. В-третьих, все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания. В-четвертых, в образе мыслей современной молодежи серьезное значение имеют семейные ценности. Также высокий ранг в системе важнейших свойств личности и общественных ценностей получает такое качество как ответственность.
Важнейшей особенностью ценностной системы молодежи является и то, что в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными. Ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, оказывающих существенное влияние на становление развивающейся личности и регулирующих процесс социализации молодежи.
Итак, можно сделать вывод, что на современном этапе произошло некоторое изменение ценностей современной молодежи по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются несколько хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска.
Таким образом, в ходе работы были выполнены следующие задачи: рассмотрены понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности», охарактеризованы молодёжь как социальная группу, выявлены её особенности, проанализированы основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения, раскрыты влияние современного искусства, средств массовой информации и интернета на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи, проведены социологические исследования среди молодёжи, суть которых сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров, проведен анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявлены наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи, сделаны обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей. Все задачи реализованы, цель выполнена.
1. «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства» Цымбаленко С.Б.
«Особенности ценностных ориентаций современной молодёжи» Тырнова О.А. Журнал «Вестник Московского Государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология.
9. «Социальная сущность процесса коммуникации» Колбышева С.И. http:// mic.org.ru
12. «Ценностные ориентации современной российской молодежи» Кошарная Г.Б.; Афанасьева Ю.Л. http://cyberleninka.ru
13. Ценностные ориентации. http://enc-dic.com/philosophy/Cennostnye-Orientacii-3677.html
14. «Ценностные ориентации современной молодежи» В.П. Вдовиченко. http://schoollibrary.ioso.ru
15. Чтение, как компонент духовно-нравственного развития подрастающего поколения». Чернышева Л.Н. http://cyberleninka.ru
[1] Королев А. Современная молодежь под прицелом СМИ. -2008. -№2. -С.6-11
[2] Гинзбург Г.И. Научно-познавательная книга в формировании читательских потребностей подростков. -1984. - №3. - С. 69-76
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.