Сообщение из опыта работы
«Журфикс - инновационная форма взаимодействия ОДО и семьи»
Сегодня существуют десятки моделей, форм и технологий совместной деятельности педагогов и родителей, направленной на воспитание и образование дошкольников. В нашем дошкольном учреждении была апробирована инновационная форма работы-журфикс, с которой мне бы хотелось Вас познакомить.
Слово «журфикс» происходит от французского «jour fixe», то есть «фиксированный день».
В дореволюционной России так именовали регулярные домашние приемы, которые устраивались в определенное время (день недели, час). Каждый желающий, знакомый с семьей человека, организующего журфикс, мог приехать в его дом без особого приглашения. По сути, журфиксы представляли собой своего рода творческий досуг – гости, близкие друг другу по духу и интересам, свободно беседовали, обсуждая в непринужденной обстановке последние новости и важные проблемы, декламировали стихи, музицировали, играли в шарады и загадки, чаевничали.
Уже в XX веке под журфиксами стали понимать неформальные встречи какой-либо организации (группы организаций) с журналистами.
Давайте рассмотрим, чем же данная форма работы дошкольного образовательного учреждения с семьей отличается от других форм взаимодействия. На наш взгляд, можно выделить семь существенных признака журфикса.
1.Регулярность и фиксированность встреч
В отличие от родительского собрания или семейного праздника, которые могут проводиться в течение учебного года с разной частотой и в разные дни недели, журфикс предполагает однозначное определение времени встречи, например, «каждый первый и третий четверг месяца в 16-30». Оно устанавливается на основе взаимной договоренности между родителями и педагогами в начале учебного года, поэтому встречи становятся своего рода традицией.
Объединение всех субъектов образовательного процесса
На журфикс могут прийти не только мамы или папы воспитанников, но и бабушки, дедушки, старшие братья, сестры, и, что главное, сами дети! Степень участия дошкольников в обсуждении важных для субъектов образования вопросов зависит от тематики встречи и ее характера.
Добровольный характер участия
Мотивом для посещения взрослыми и ребенком журфикса является лишь их личное желание и заинтересованность. Журфикс не предполагает предварительной записи участников: родители и другие члены семьи дошкольника не должны испытывать чувство вины, если они по каким-то причинам не побывают на встречи.
Неформальность встречи.
Журфиксы
не предполагают следование жестким правилам. Встреча может быть продлена или
прекращена по обоюдному согласию. Вопросы, которые предлагаются к обсуждению,
могут быть в ходе встречи изменены и переформулированы.
Неформальность обстановки достигается еще и тем, что каждую встречу
сопровождают чаепитие, игровые моменты, музыкальное оформление.
Высокая мобильность и адаптивность тематики встреч к изменяющимся условиям
Для
того чтобы взрослые и дети могли понять насколько им необходимо побывать на
журфиксе, заранее объявляется его тематика (указывается в анонсах, размещаемых
в группах).
Возможный перечень тем определяется в начале учебного года на основе мониторинга
(анкетирование родителей), который позволяет выявить круг педагогических
проблем, интересующих семью. При выборе тематики встречи главное помнить: она
должна затрагивать интересы всех субъектов образовательного процесса. Кроме
того, желательно соблюдать следующее правило: «один журфикс – одна тема – одна
обсуждаемая проблема».
Диалоговый характер взаимодействия
Журфиксы предполагают равноправное общение участников: ведь только в диалоге можно согласовать ценностно-смысловые позиции. Каждый пришедший на встречу (будь то родитель, ребенок или педагог) имеет право на свободный обмен информацией, высказывание личного мнения, предъявление своей позиции. Поэтому в рамках журфиксов используются любые виды коммуникативного взаимодействия: беседы, дискуссии (фасилитированные, групповые, панельные), диспуты. Как правило, встречу проводят 2-3 педагога
Ориентация на высокую активность всех участников журфикса
Выразить свои взгляды на жизненные ценности, на стратегии воспитания и обучения дошкольников, взрослым, не связанным профессионально со сферой педагогики, бывает сложно. Многие из них просто никогда не задумывались над предлагаемыми вопросами, другие – не решаются высказываться, опасаясь быть неверно понятыми. Для участников встречи бывает проще и легче сформулировать свою позицию по определенной проблеме в ходе какой-либо совместной деятельности. Отсюда, неотъемлемой частью любого журфикса является мастер-класс, деловая игра или тренинг, позволяющие каждому пришедшему активно включиться в работу по переосмыслению своих ценностно-смысловых позиций.
Журфикс можно использовать в работе дошкольного учреждения в любом из направлений воспитательно-образовательной работы, но мы решили использовать его в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Т.к. считаем это одним из важнейших условий воспитания достойного поколения.
Наш родительский журфикс –фиксированный день встречи семей с педагогами создан для общения и рассмотрения в неформальной обстановке вопросов, связанных с ознакомлением с историей, традициями и бытом народов, населяющих наш край-Приднестровье и развития личности дошкольников.
Мы определили на учебный год тему : «Открываем наш край-Приднестровье вместе…»
Целью которого является: активное включение родителей в совместную с ребенком познавательную деятельность, связанную с освоением истории, культурного наследия нашего края и стимулирование творческих инициатив педагогов и родителей; создание условий для осознания родителями образовательной возможности окружающей обстановки в личностном развитии ребенка и приобретении ими знаний и умений.
Мы определили «Целевую группу» для участия в журфиксе. Наш родительский журфикс предполагает вовлечение в работу семей детей старшей и подготовительной групп, их родители и педагогов.
Наш журфикс реализуется через экскурсии и путешествия по мини-музею краеведения в детском саду, знакомство с экспонатами, выставочными стендами музея, в рамках дискуссий, мастер-классов, посиделок, совместных праздников и развлечений.
Каждая встреча посвящается определенной теме.
Проводятся они 2 раза в месяц т.е. каждую пятницу первой и третьей неделе месяца в 16.30.
В начале года мы провели анкетирование и беседы с родителями и детьми с целью выявления уровня знаний детей и педагогической компетентности родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
По результатам анкетирования и бесед мы составили план проведения журфикса в нашем детском саду на учебный год. В начале года на общесадовом родительском собрании мы оповестили родителей о том, что вводится новая форма совместной работы детского сада и семьи. Известили, в каким образов она будет проводиться, ознакомили с тематикой встреч и их регулярностью. Также каждому родителю были вручены приглашения на любой журфикс. Следовательно, родители могли посетить журфикс на любую, интересующую их тему и в любое удобное для них время.
Примерный план проведения семейного журфикса:
«Открываем наш край-Приднестровье вместе…»
месяц |
тема журфикса |
цель журфикса |
ответственный за проведение |
сентябрь 1 неделя |
Анкетирование родителей, беседа с детьми и родителями «Знаешь ли ты свой край, город?» |
определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. |
зам. зав по ОД |
сентябрь 3 неделя |
Видеопрезентация: «Наш край, наш город. Путешествие в прошлое…» |
знакомство с территориальным расположением города и республики, с символикой герба и флага ПМР и города Бендеры, с историей возникновения и развития города. |
в\м по приоритетному направлению «Социально-нравственное развитие дошкольников» |
октябрь 1 неделя |
Музейная педагогика. Посещение детьми и родителями мини-музея краеведения в ОДО. «Узнаю свой край родной» |
сформировать представления о краеведческом музее; познакомить с музейными экспонатами, выставочными стендами; воспитывать чувство гордости за свой край. |
в\м по приоритетному направлению «Социально-нравственное развитие дошкольников» |
октябрь 3 неделя |
Познавательная встреча «Достопримечательности города Бендеры» |
Познакомить родителей с достопримечательностями родного города; расширять знания о памятных местах; формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему. Прививать интерес к историко-культурному наследию. |
в\м по приоритетному направлению «Социально-нравственное развитие дошкольников» воспитатели |
ноябрь 1 неделя |
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «История моего города» |
закрепить знания детей и родителей об истории и достопримечательностях города. Привлечь родителей к созданию альбома. Вызвать желание активно участвовать в совместной деятельности. |
Воспитатели |
ноябрь 3 неделя |
Видеоролик: «Жители, прославившие наш город» |
воспитывать у детей и родителей гордость за людей, прославивших город. Продолжать знакомить со знаменитыми людьми города. |
воспитатели |
декабрь 1 неделя |
Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улице». Творческое задание: «Придумай названия будущим улицам города» придумать названия улицам и объяснить почему ты их так назвал? |
закрепить названия улиц родного города, формировать умение составлять творческий рассказ, опираясь на личный опыт; формировать умение строить свое развернутое высказывание. |
воспитатели |
Декабрь 3 неделя |
Блиц- диалог Презентация «Куда пойти с ребенком в выходные дни» |
Расширение возможностей сотрудничества со своими детьми. Применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогов заданий |
воспитатели |
январь 1 неделя |
Народные праздники ПМР. Проведение совместного развлечения «Новогодние святки» |
Помочь родителям приобрести знания о народных традициях, праздниках; укрепить внутрисемейные связи. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к празднику. |
муз. руководитель воспитатели |
январь 3 неделя |
«Каким мы видим мир вокруг?» Проблема для обсуждения: как увидеть окружающий мир (город) глазами другого? |
дать возможность родителям уяснить особенности детского восприятия и осознать потенциальные возможности городской среды в развитии личности ребенка. |
психолог воспитатели |
февраль 1 неделя |
Дискуссия «Правильное отношение детей к природе начинается в семье» |
Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы |
Воспитатели |
февраль 3 неделя |
Мастер-класс: «Природа и мы» (совместная продуктивная деятельность родителей и детей) |
формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения, получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности |
в\м по ИЗО |
март 1 неделя |
«Поэтический образ природы» -конкурс стихов о природе приднестровских поэтов |
рассширять знания о поэтах и писателях нашего края, прививать любовь к поэзии. |
воспитатели |
март 3 неделя |
Деловая игра «Мы жители Приднестровья». Ознакомление с бытом народов, населяющих ПМР. |
Закрепить знания о культуре и быте народов ПМР. Вовлечение родителей в пед. процесс ОДО |
воспитатели |
апрель 1 неделя |
спортивное развлечение «Играем вместе…». Проведение и разучивание народных подвижных игр |
привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через проведение русских народных подвижных игр. Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья воспитанников. |
в\м по ФИЗО |
апрель 3 неделя |
конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище». Совместная деятельность родителей, детей и педагогов по благоустройству территории детского сада |
расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме экологии. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. |
воспитатели |
май 1 неделя |
Встреча с ветеранами ВОВ и их потомками «Этих дней не смолкнет слава!» |
Привлечь родителей к участию к дне памяти. воспитывать желание знать больше о празднике «День победы», познакомить с ветеранами ВОВ и их потомками. Сформировать представление о героизме, подвиге людей. |
воспитатели |
май 3 неделя |
КВН «Знатоки родного края». Анкетирование «Что ты знаешь о своей малой родине?» |
выявление усвоенных знаний детьми и родителями |
зам. зав по ОД |
По итогам нашей работы в конце учебного года мы провели повторное анкетирование с целью определения уровня усвоенных знаний детьми и родителями. Результаты превзошли все наши ожидания.
Результаты проведения журфикса
Организация и проведение журфиксов поспособствовала активному вовлечению родителей в образовательный процесс. Родители стали его полноценными участниками.
*повысилась активность участия родителей в реализации культурно-образовательных проектов краеведческого содержания.
повысился
уровень развития детей по данному направлению
*повысился уровень педагогической компетентности родителей по нравственно
патриотическому воспитанию детей
* значительно повысился процент участия родителей в семейных журфиксах
*у родителей
–сформировались доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами
*родители стали больше посвящать времени своим детям и участвовать в
совместной деятельности, об этом свидетельствуют рисунки, подделки,
фотоальбомы, книжки-самоделки, которые они приносят в детский сад.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.