Журфикс - инновационная форма взаимодействия ОДО и семьи
Оценка 4.7

Журфикс - инновационная форма взаимодействия ОДО и семьи

Оценка 4.7
docx
08.02.2021
Журфикс - инновационная форма взаимодействия ОДО и семьи
журфикс.docx

Сообщение из опыта работы

«Журфикс - инновационная форма взаимодействия ОДО и семьи»

       Сегодня существуют десятки моделей, форм и технологий совместной деятельности педагогов и родителей, направленной на воспитание и образование дошкольников. В нашем дошкольном учреждении была апробирована инновационная форма работы-журфикс, с которой мне бы хотелось Вас познакомить.

       Слово «журфикс» происходит от французского «jour fixe», то есть «фиксированный день».

     В дореволюционной России так именовали регулярные домашние приемы, которые устраивались в определенное время (день недели, час). Каждый желающий, знакомый с семьей человека, организующего журфикс, мог приехать в его дом без особого приглашения. По сути, журфиксы представляли собой своего рода творческий досуг – гости, близкие друг другу по духу и интересам, свободно беседовали, обсуждая в непринужденной обстановке последние новости и важные проблемы, декламировали стихи, музицировали, играли в шарады и загадки, чаевничали.

   Уже в XX веке под журфиксами стали понимать неформальные встречи какой-либо организации (группы организаций) с журналистами.

Давайте рассмотрим, чем же данная форма работы дошкольного образовательного учреждения с семьей отличается от других форм взаимодействия. На наш взгляд, можно выделить семь существенных признака журфикса.

1.Регулярность и фиксированность встреч

В отличие от родительского собрания или семейного праздника, которые могут проводиться в течение учебного года с разной частотой и в разные дни недели, журфикс предполагает однозначное определение времени встречи, например, «каждый первый и третий четверг месяца в 16-30». Оно устанавливается на основе взаимной договоренности между родителями и педагогами в начале учебного года, поэтому встречи становятся своего рода традицией.

Объединение всех субъектов образовательного процесса

На журфикс  могут прийти не только мамы или папы воспитанников, но и бабушки, дедушки, старшие братья, сестры, и, что главное, сами дети! Степень участия дошкольников в обсуждении важных для субъектов образования вопросов зависит от тематики встречи и ее характера.

Добровольный характер участия

Мотивом для посещения взрослыми и ребенком журфикса является лишь их личное желание и заинтересованность. Журфикс не предполагает предварительной записи участников: родители и другие члены семьи дошкольника не должны испытывать чувство вины, если они по каким-то причинам не побывают на встречи.

 

Неформальность встречи.

 

Журфиксы не предполагают следование жестким правилам. Встреча может быть продлена или прекращена по обоюдному согласию. Вопросы, которые предлагаются к обсуждению, могут быть в ходе встречи изменены и переформулированы.     
      Неформальность обстановки достигается еще и тем, что каждую встречу сопровождают чаепитие, игровые моменты, музыкальное оформление.

Высокая мобильность и адаптивность тематики встреч к изменяющимся условиям

Для того чтобы взрослые и дети могли понять насколько им необходимо побывать на журфиксе, заранее объявляется его тематика (указывается в анонсах, размещаемых в группах).      
        Возможный перечень тем определяется в начале учебного года на основе мониторинга (анкетирование родителей), который позволяет выявить круг педагогических проблем, интересующих семью. При выборе тематики встречи главное помнить: она должна затрагивать интересы всех субъектов образовательного процесса. Кроме того, желательно соблюдать следующее правило: «один журфикс – одна тема – одна обсуждаемая проблема».

Диалоговый характер взаимодействия

Журфиксы предполагают равноправное общение участников: ведь только в диалоге можно согласовать ценностно-смысловые позиции. Каждый пришедший на встречу (будь то родитель, ребенок или педагог) имеет право на свободный обмен информацией, высказывание личного мнения, предъявление своей позиции. Поэтому в рамках журфиксов используются любые виды коммуникативного взаимодействия: беседы, дискуссии (фасилитированные, групповые, панельные), диспуты. Как правило, встречу проводят 2-3 педагога

Ориентация на высокую активность всех участников журфикса

Выразить свои взгляды на жизненные ценности, на стратегии воспитания и обучения дошкольников, взрослым, не связанным профессионально со сферой педагогики, бывает сложно. Многие из них просто никогда не задумывались над предлагаемыми вопросами, другие – не решаются высказываться, опасаясь быть неверно понятыми. Для участников встречи бывает проще и легче сформулировать свою позицию по определенной проблеме в ходе какой-либо совместной деятельности. Отсюда, неотъемлемой частью любого журфикса является мастер-класс, деловая игра или тренинг, позволяющие каждому пришедшему активно включиться в работу по переосмыслению своих ценностно-смысловых позиций.

Журфикс можно использовать в работе дошкольного учреждения в любом из направлений воспитательно-образовательной работы, но мы решили использовать его в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Т.к. считаем это одним из важнейших условий воспитания достойного поколения.

    Наш родительский журфикс –фиксированный день встречи семей с педагогами создан для общения и рассмотрения в неформальной обстановке вопросов, связанных с ознакомлением с историей, традициями и бытом народов, населяющих наш край-Приднестровье и развития личности дошкольников.

Мы определили на учебный год тему : «Открываем наш край-Приднестровье вместе…»

Целью которого является: активное включение родителей в совместную с ребенком познавательную деятельность, связанную с  освоением истории, культурного наследия нашего края и стимулирование творческих инициатив педагогов и родителей; создание условий для осознания родителями образовательной возможности окружающей обстановки в личностном развитии ребенка и приобретении ими знаний и умений.

Мы определили «Целевую группу» для участия в журфиксе. Наш родительский журфикс предполагает вовлечение в работу семей детей старшей и подготовительной групп, их родители и педагогов.

Наш  журфикс реализуется через  экскурсии и путешествия по мини-музею краеведения в детском саду, знакомство с экспонатами, выставочными стендами музея, в рамках дискуссий, мастер-классов, посиделок, совместных праздников и развлечений.

  Каждая встреча посвящается определенной теме.

   Проводятся они 2 раза в месяц т.е. каждую пятницу первой и третьей неделе месяца в 16.30.

    В начале года мы провели анкетирование и беседы с родителями и детьми с целью выявления уровня знаний детей и педагогической компетентности родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

    По результатам анкетирования и бесед мы составили план проведения журфикса в нашем детском саду на учебный год. В начале года на общесадовом родительском собрании мы оповестили родителей о том, что вводится новая форма совместной  работы детского сада и семьи. Известили, в каким образов она будет проводиться, ознакомили с тематикой встреч и их регулярностью. Также каждому родителю были вручены приглашения на любой журфикс. Следовательно, родители могли посетить журфикс на любую, интересующую их тему и в любое удобное для них время.

Примерный план проведения семейного журфикса:

«Открываем наш край-Приднестровье вместе…»

месяц

тема журфикса

цель журфикса

ответственный за проведение

сентябрь 1 неделя

Анкетирование родителей, беседа с детьми и родителями «Знаешь ли ты свой край, город?»

определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

зам. зав по ОД

сентябрь 3 неделя

Видеопрезентация:

«Наш край, наш город. Путешествие в прошлое…»

знакомство с территориальным расположением города и республики, с символикой герба и флага ПМР и города Бендеры, с историей возникновения и развития города.

в\м по приоритетному направлению «Социально-нравственное развитие дошкольников»

октябрь

1 неделя

Музейная педагогика. Посещение детьми и родителями мини-музея краеведения в ОДО. «Узнаю свой край родной»

сформировать представления о краеведческом музее; познакомить с музейными экспонатами, выставочными стендами; воспитывать чувство гордости за свой край.

в\м по приоритетному направлению «Социально-нравственное развитие дошкольников»

октябрь

3 неделя

Познавательная встреча «Достопримечательности города Бендеры»

Познакомить родителей с достопримечательностями родного города; расширять знания о памятных местах; формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему. Прививать интерес к историко-культурному наследию.

в\м по приоритетному направлению «Социально-нравственное развитие дошкольников»

воспитатели

ноябрь

1 неделя

Оформление альбомов

«Достопримечательности моего города», «История моего города»

закрепить знания детей и родителей об истории и достопримечательностях города. Привлечь родителей к созданию альбома. Вызвать желание активно участвовать в совместной деятельности.

Воспитатели

ноябрь

3 неделя

Видеоролик: «Жители, прославившие наш город»

воспитывать у детей и родителей гордость за людей, прославивших город. Продолжать знакомить со знаменитыми людьми города.

воспитатели

декабрь

 1 неделя

Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улице». Творческое задание:

«Придумай названия будущим улицам города» придумать названия улицам и объяснить почему ты их так назвал?

закрепить названия улиц родного города, формировать умение составлять творческий рассказ, опираясь на личный опыт; формировать умение строить свое развернутое высказывание.

воспитатели

Декабрь

 3 неделя

Блиц- диалог

Презентация «Куда пойти с ребенком в выходные дни»

Расширение возможностей сотрудничества со своими детьми. Применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогов заданий

воспитатели

январь

1 неделя

Народные праздники ПМР.

Проведение совместного развлечения «Новогодние святки»

Помочь родителям приобрести знания о народных традициях, праздниках;

укрепить внутрисемейные связи. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к празднику.

муз. руководитель

воспитатели

январь

3 неделя

«Каким мы видим мир вокруг?» Проблема для обсуждения: как увидеть окружающий мир (город) глазами другого?

дать возможность родителям уяснить особенности детского восприятия и осознать потенциальные возможности городской среды в развитии личности ребенка.

психолог воспитатели

февраль 1 неделя

Дискуссия «Правильное отношение детей к природе начинается в семье»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы

Воспитатели

февраль 3 неделя

Мастер-класс: «Природа и мы» (совместная продуктивная деятельность родителей и детей)

формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения, получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности

в\м по ИЗО

март

1 неделя

«Поэтический образ природы» -конкурс стихов о природе приднестровских поэтов

рассширять знания о поэтах и писателях нашего края, прививать любовь к поэзии.

воспитатели

март

3 неделя

Деловая игра «Мы жители Приднестровья». Ознакомление с бытом народов, населяющих ПМР.

Закрепить знания о культуре и быте народов ПМР. Вовлечение родителей в пед. процесс ОДО

воспитатели

апрель

1 неделя

спортивное развлечение «Играем вместе…». Проведение и разучивание народных подвижных игр

привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через проведение русских народных подвижных игр. Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья воспитанников.

в\м по ФИЗО

апрель

3 неделя

конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище». Совместная деятельность родителей, детей и педагогов по благоустройству территории детского сада

расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме экологии. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

воспитатели

май

1 неделя

Встреча с ветеранами ВОВ и их потомками «Этих дней не смолкнет слава!»

Привлечь родителей к участию к дне памяти.

воспитывать желание знать больше о празднике «День победы», познакомить с ветеранами ВОВ и их потомками. Сформировать представление о героизме, подвиге людей.

воспитатели

май

3 неделя

КВН «Знатоки родного края».

Анкетирование «Что ты знаешь о своей малой родине?»

выявление усвоенных знаний детьми и родителями

зам. зав по ОД

 

По итогам нашей работы в конце учебного года мы провели повторное анкетирование с целью определения уровня усвоенных знаний детьми и родителями. Результаты превзошли все наши ожидания.

 

Результаты проведения журфикса

Организация и проведение журфиксов поспособствовала  активному вовлечению родителей в образовательный процесс. Родители стали его полноценными участниками. 

*повысилась активность участия родителей в реализации культурно-образовательных  проектов краеведческого содержания.

повысился уровень развития детей по данному направлению
 *повысился уровень педагогической  компетентности родителей по нравственно патриотическому воспитанию детей
* значительно повысился процент участия родителей в семейных журфиксах
*
у родителей –сформировались доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами
*родители стали больше посвящать времени своим детям и     участвовать в совместной деятельности, об этом свидетельствуют   рисунки, подделки, фотоальбомы, книжки-самоделки, которые они приносят в детский сад.

 

 

 

 


 

Сообщение из опыта работы «Журфикс - инновационная форма взаимодействия

Сообщение из опыта работы «Журфикс - инновационная форма взаимодействия

Степень участия дошкольников в обсуждении важных для субъектов образования вопросов зависит от тематики встречи и ее характера

Степень участия дошкольников в обсуждении важных для субъектов образования вопросов зависит от тематики встречи и ее характера

Ориентация на высокую активность всех участников журфикса

Ориентация на высокую активность всех участников журфикса

Каждая встреча посвящается определенной теме

Каждая встреча посвящается определенной теме

Привлечь родителей к созданию альбома

Привлечь родителей к созданию альбома

Деловая игра «Мы жители Приднестровья»

Деловая игра «Мы жители Приднестровья»

повысился уровень развития детей по данному направлению *повысился уровень педагогической компетентности родителей по нравственно патриотическому воспитанию детей * значительно повысился процент участия родителей в семейных…

повысился уровень развития детей по данному направлению *повысился уровень педагогической компетентности родителей по нравственно патриотическому воспитанию детей * значительно повысился процент участия родителей в семейных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2021