|
2023-2024 учебный год
Задачи образовательной деятельности
на учебный 2023 – 2024 год
1. Развивать понимание речи.
2. Формировать ориентировочно – поисковую и эмоциональную реакции на звучание предмета.
3. Развивать фонематический слух.
4. Формировать лексико-грамматический строй речи.
5. Стимулировать развитие речевой активности у детей с тяжелой степенью недоразвития речи.
6. Развивать связную речь детей.
7. Развивать артикуляционную и мимическую моторику.
8. Формировать зрительно – предметный гнозис, зрительно – моторную координацию, элементарный графический навык.
9. Учить контролировать ощущения собственного тела, подражательность.
Рекомендации воспитателям группы
на период 1 квартала учебного года
1. «Коробочки»
Цель: привлечение внимания ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
Оборудование: две одинаковые коробочки, колокольчик.
На столе перед ребенком две коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает и, переставив коробочки, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Звягиной Е., Полуян С., Линцовым Д., Струкачевым Ж.
2. «Посмотри, где спрятался»
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.
Оборудование: бубен, ширма, мишка.
1. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагается инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?»), прослеживается движение игрушки в заданном направлении над ширмой.
2. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).
Проводить задание с Полтавской П., Шириновой С., Венжега П., Прозвонковым А., Старухиным Р., Трофименко А., Черноморовым М., Филипченко А., Свиридовой А.
3. «Что звучит?»
Дети садятся за стол, и логопед предлагает показать куколке, как можно играть с музыкальными инструментами. Взрослый поочередно показывает детям 2-3 (3-4) музыкальных инструмента (барабан, дудочку, бубен, пианино). Называя их, демонстрирует их звучание. Дети слушают звучание и рассматривают инструменты. Взрослый за ширмой повторяет игру на разных инструментах, а ребята по звуку угадывают «чья песенка слышится».
Проводить задание с Бабавердиевым М., Кульминским М., Захаренко А. Рыбалкиной Д., Черкасским М.
4. «Сначала, потом»
Дети садятся за стол. Взрослый демонстрирует звучание двух блоков и выставляет звуковые коробочки в заданной последовательности, используя слова «сначала», «потом». Затем предлагает ребятам сделать тоже самое с их набором звуковых блоков. (Если блоки разные по внешнему виду, то педагог пользуется ширмой).
Проводить задание с Бабавердиевым М., Кульминским М., Захаренко А. Рыбалкиной Д., Черкасским М.
5. Упражнение «Узнай фрукт»
Цель: формирование вкусовых ощущений.
Воспитатель ставит на стол перед детьми блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, называют их, дает попробовать на вкус. Потом предлагает закрыть глаза и угадать по вкусу этот фрукт.
Проводить задание со всеми детьми группы
6. Дыхательная гимнастика «Овощ (фрукт) запылился»
Вдох через нос, длительный выдох через рот и произносится при выдохе – с___________. Выдох сопровождается движением рук на звук «с»: поднять пальцы рук ко рту (держа овощ (фрукт) и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении «с».
Проводить задание со всеми детьми группы
7. Упражнение «Осенние листочки»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3-5 раз).
Проводить задание со всеми детьми группы
8. «Хлоп – хлоп, моя рученька!»
Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.
Оборудование: мисочка с водой, вата, жесткая щетка.
Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами:
«Хлоп – хлоп, моя рученька!»
Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действия.
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Звягиной Е., Полуян С., Линцовым Д., Струкачевым Ж.
9. «Топ – топ, скок – скок»
Цель: активизировать ощущение собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.
Оборудование: зеркало, массажный коврик.
Взрослый, работая рукой ребенка, водит по гладкой поверхности зеркала. Все действия сопровождаются словами:
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ – топ! (стучит ладонью по зеркалу)
По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)
Скок – скок! (постукивающие движения).
Аналогичные движения проводятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:
По кочкам, по кочкам – топ-топ,
На бугорочки – скок-скок,
В ямку – бух!
Проводить задание с Плетнёвой К., Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Звягиной Е., Полуян С., Линцовым Д., Струкачевым Ж.
10. «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»
Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию и слову взрослого.
Педагог предлагает ребенку выполнить ребенку поздороваться с ним и тянет руки к нему, произнося слова: «Дай ручку. Поздоровайся со мной». Затем предлагает поиграть с ладошками и вызывает его на контакт, проговаривая потешку «Ладушки». Если подражания не возникает, взрослый своими руками помогает выполнить нужные движения в соответствии с текстом потешки. После педагог прощается с ребенком, махая ему рукой, и стимулирует выполнение им таких же ответных действий.
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Звягиной Е., Полуян С., Линцовым Д., Струкачевым Ж.
11. «Прятки»
Цель: учить выполнять движения по подражанию и слову взрослого.
Оборудование: игрушки.
Педагог направляет действия ребенка выполнить по подражанию и слову действие. На вопрос взрослого «Где?» приблизиться к игрушке и снять с нее салфетку. Взрослый должен обыграть действия с игрушкой, которая находилась на постоянном месте, перенести ее в другое место, на глазах у ребенка закрыть ее салфеткой и только потом задать вопрос.
Проводить задание со всеми детьми группы
12. «Игра с крупой»
Цель: развитие чувствительности пальцев рук.
Оборудование: поднос однотонного цвета, пшено.
На поднос тонким слоем насыпается и разравнивается пшено. Воспитатель рисует на крупе указательным пальцем ребенка знакомые ему предметы. Называют их. Далее взрослый стимулирует самостоятельное творчество ребенка.
Проводить задание со всеми детьми группы
13. Пальчиковая гимнастика «Овощи»
На каждую стихотворную строчку – разминание одного пальца (направленные массажные движения от ногтевой фаланги к основанию пальца). Дети под стихотворение производят самомассаж. Логопед следит за правильностью выполнения и осуществляет необходимую помощь.
Вырос у нас чесночок, указательный левой руки
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец правой руки
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец правой руки
Наш друг – огород! большой палец левой руки.
Проводить задание с Полтавской П., Шириновой С., Венжега П., Соловьевой В.
14. Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
На каждую стихотворную строчку – соединение одинаковых пальцев рук.
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз – большие
Это самый вкусный груз! пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.
Проводить задание с Полтавской П., Шириновой С., Венжега П., Соловьевой В.
15. Малоподвижная игра «Дети, дети, где вы были?»
Взрослый сообщает правила игры и выбирает водящего. Водящий садится на стульчик спиной к остальным, а ребята придумывают действие. (Дети воспроизводят действия, которые можно выполнять с овощами (они раннее уже обсуждались): сеять семена, поливать, собирать, мыть, резать, варить, кушать). Пока идет обыгрывание действия дети на ушко взрослому отвечают, что они будут показывать. Затем зовут водящего по имени. Водящий спрашивает: «Дети, дети, где вы были?», а ребята отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». И показывают задуманное пантомимой. А водящий угадывает действие и называет его.
Аналогично можно играть с фруктами, обыгрывать увиденные за окном явления осенние признаки природы (ветер раскачивает деревья, капает дождик и т.д.)
Проводить задание с Аброткиным К., Бабавердиевым М., Полуян С.
16. Упражнения по развитию мелкой моторики:
· «Осенний лист» - обводка трафарета листиков из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами.
· «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на 2 части.
· «Орешек-художник» Что получилось?» - катание грецкого ореха по влажному песку на прогулке.
Проводить задание с Аброткиным К., Бабавердиевым М., Полуян С., Кузьминским М., Рыбалкиной Д.
17. «Чудесный мешочек»
Оборудование: мешочек, овощи, фрукты.
Вначале их нужно рассмотреть, назвать, если необходимо, то и ощупать, а потом складываются в мешочек. Дети по очереди опускают руку в него и, ощупав предмет, называют. Затем для подтверждения правильности ответа ребенок достает и показывает остальным этот предмет.
Проводить задание с Аброткиным К., Бабавердиевым М., Полуян С., Кузьминским М., Рыбалкиной Д.
18. «Рассказ об осени»
Оборудование: картина осени.
· Воспитатель беседует с детьми об осени, называет изменения произошедшие в природе, о заботах появившихся у людей осенью, о поведении животных.
· Воспитатель беседует по картине «Осень» и составляет с детьми рассказ: «Наступила осень. Часто идут дожди. Насекомые спрятались. Перелетные птицы улетают в теплые края. Листья на деревьях пожелтели и опадают на землю. Похолодало и люди оделись теплее».
Затем воспитатель предлагает детям по очереди пересказать этот рассказ. А воспитатель при необходимости задает наводящие вопросы.
Проводить задание с Аброткиным К., Бабавердиевым М., Полуян С., Кузьминским М., Рыбалкиной Д.
19. Артикуляционная гимнастика: «Первая считалочка»
Выполняется по подражанию за взрослым (желательно перед большим зеркалом).
Проводить задание со всей группой
Рекомендации воспитателям группы
на период 2 квартала учебного года
1. «Делай, как я»
Цель: учить ребенка в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции, сопровождая указательным жестом.
Оборудование: игрушки.
Взрослый показывает ребенку игрушку и побуждает его к выполнению инструкций: «на», «дай», «возьми». Вначале педагог протягивает ребенку игрушку и говорит: «На, игрушку». Затем, когда ребенок немного с ней поиграл, то просит его отдать ему игрушку, произнося: «Дай игрушку». Далее взрослый кладет игрушку рядом с ребенком и предлагает ее взять, говоря: «Возьми игрушку». Если ребенок не выполняет предложенных действий , то педагог, проговаривая фразы, действует его руками.
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Звягиной Е., Полуян С., Линцовым Д., Струкачевым Ж.
2. «Колокольчики»
Цель: учить определять направление звука.
Оборудование: 2 колокольчика.
Два колокольчика находятся в комнате на расстоянии 1 -1,5 метров друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит колокольчиками, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету. Взрослый, произнося стихотворную фразу, сопровождает ее демонстрационными действиями:
- Где же, где же колокольчик? (показывает колокольчик и прячет его в коробку).
- Нет-нет, нет-нет (покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям).
- Где же, где же колокольчик? (вынимает колокольчик из другой коробочки).
- Вот-вот, вот-вот (звонит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой).
Проводить задание с Полтавской П., Шириновой С., Венжега П., Прозвонковым А., Старухиным Р., Соловьевой В., Черноморовым М., Филипченко А., Свиридовой А.
3. «Где колокольчик?»
Цель: учить определять место звучащего предмета, развитие направленности внимания.
Оборудование: колокольчик.
Взрослый просит ребенка закрыть глаза, тихо встает в стороне от него (справа, слева, впереди, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, рукой указывает, откуда доносится звук, и поворачивается лицом в этом направлении.
Проводить задание с Захаренко А., Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
4. «Угадай, что звучит?»
Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок.
Оборудование: музыкальные инструменты, ширма.
Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты и звучащие предметы – барабан, колокольчик, погремушка и звучащая коробочка… Взрослый знакомит с их звучанием. Аналогичный набор предметов находится за ширмой. Далее, взрослый, демонстрируя звучание барабана за ширмой, предлагает ребенку выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан. Ребенок стучит по лежащему перед ним инструменту.
Проводить задание со всей группой
5. «Мышка»
Цель: формировать навык фонематического анализа слова из речевого потока.
Оборудование: игрушечная мышка.
Взрослый показывает ребенку игрушечную мышку и читает стихотворение, сопровождая текст движениями рукой и побуждая ребенка производить совместные действия.
Мышка, мышка, на горошку!
Вылей воду на дорожку! (рука вытянута вперед ладонью вверх)
Мышка, мышка, дай горошку! («забирающее» движение рукой)
Вылей воду на дорожку!
Затем взрослый показывает действие, а ребенок произносит слово «на» или «дай» в зависимости от движения. (Или – взрослый сам произносит слово или весь стихотворный текст, а ребенок производит соответствующие движения рукой.).
Проводить задание с Захаренко А., Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
6. «В гости к нам пришли зверюшки»
Способствовать повторению за взрослым звукоподражания. Для этого играя с игрушкой, произносится звукоподражание, а потом предлагается ребенку сделать тоже самое. Если ребенок выполняет в игре, то попросить повторить это звукопродражание, указывая на этот предмет. Отрабатывать звукоподражания, которые выделены: а (горлышко болит), о (голова болит), у (бычок), и (ослик), э (мишка), ам (кушает), оп (мяч), му (корова), ма-ма, па-па, би (машина), пи (мышка), га-га (гусь), ко-ко (курица), ку-ку, ту-ту (поезд), мяу.
Проводить задание с Захаренко А., Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
7. «Султанчики»
Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Оборудование: султанчики.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
Проводить задание с Захаренко А., Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
8. «Песенка ветра».
Вдох через нос, длительный выдох – в___________. Вдох через нос, прерывистый выдох – в__в__в__в_. Выдох сопровождается движение на звук «в»: поднять ко рту пальцы, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку вперед, при одновременном произнесении «в».
Проводить задание с Плетнёвой К., Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Звягиной Е., Полуян С., Линцовым Д., Струкачевым Ж.
9. «Сухое – мокрое»
Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).
Оборудование: два бокала (один с крупой, другой с водой.
Взрослый ставит перед ребенком два одинаковых широких бокала (в одном находится крупа, во втором – вода. Предлагает ребенку опускать пальчики поочередно в каждый бокал и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки». После этого можно попросить ребенка найти мокрый (сухой) бокал, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрый (сухой) бокал»).
Проводить задание с Плетнёвой К., Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Звягиной Е., Полуян С., Линцовым Д., Струкачевым Ж.
10. «Зима»
Оборудование: картина зимы.
Воспитатель беседует с детьми о зиме, называет изменения произошедшие в природе, о заботах появившихся у людей зимой, о поведении животных, о зимних забавах детей.
Проводить задание с Соловьевой В., Звягиной Е., Плетнёвой К., Трофименко А., Полтавской П.
11. Пальчиковая гимнастика:
· Комплекс «Разминка» (с каучуковым мячиком)
Проводить задание с Плетнёвой К., Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Звягиной Е., Полуян С., Линцовым Д., Струкачевым Ж.
·
12. «Кто как одет?»
Воспитатель рассказывает, во что одет один из ребят группы, а дети называют имя сверстника.
Усложнение: ребенок описывает одежду одного из ребят, остальные угадывают. Воспитатель оказывает необходимую помощь (наводящие вопросы…).
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
13. «Гардероб»
Дети подбирают кукольную одежду, которую необходимо одеть, чтобы взять куклу с собой на прогулку.
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
14. «Куда упала снежинка?»
Воспитатель предлагает поиграть со снежинкой. Он кладет ее на разные поверхности: на стол, на стул, на пол, в коробку, под стол, а дети с помощью взрослого отвечают, куда упала снежинка. Отрабатываются предлоги (на, в, под).
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д., Полуян С.
15. Артикуляционная гимнастика: «Вторая считалочка»
Выполняется по подражанию за взрослым (желательно перед большим зеркалом).
Проводить задание со всей группой
Рекомендации воспитателям группы
на период 3 квартала учебного года
1. Артикуляционная гимнастика: «Третья считалочка»
Выполняется по подражанию за взрослым (желательно перед большим зеркалом).
Проводить задание со всей группой
2. Пальчиковая гимнастика:
· «Фасоль и горох» № 30
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.,
· Комплекс «Фокусник» (с каучуковым мячиком)
· «Мамин день» Взрослый рассказывает ребятам, что мама постирала платочки, и положила в корзинку, чтобы повесить сушиться. Мама очень устали и просит помощи. Для этого нужно чистые платочки повесить на веревку.
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
3. Игра с мячом «Семья» Взрослый берет мяч и объясняет правила игры. И говорит слова: «Кто вы мне и кто вам я, если вы – моя семья?».
Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Вопросы: Кто ты для папы? Кто ты для мамы?
Проводить задание с Полуян С., Соловьева В., Венжега П., Аброткин К., Старухин Р. Струкачев Ж.
4. Составление описательного рассказа. Взрослый предлагает рассказать о себе и задает вопросы: «Кто ты? Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Во что ты одет? Во что обут?» Дети по очереди рассказывают о себе.
Проводить задание с Бабавердиев М., Аброткин К., Свиридова А., Филипченко А., Старухин Р.
5. «Где колокольчик?»
Оборудование: колокольчик.
Взрослый просит ребенка закрыть глаза, тихо встает в стороне от него (справа, слева, впереди, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, рукой указывает, откуда доносится звук, и поворачивается лицом в этом направлении.
Проводить задание с Полуян С., Соловьева В., Венжега П., Аброткин К., Старухин Р. Струкачев Ж., Линцов Д.
6. «Найди лишнюю коробочку»
Оборудование: наборы звуковых коробочек.
Перед малышом три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю».
Проводить задание с Полуян С., Соловьева В., Венжега П., Аброткин К., Старухин Р. Струкачев Ж.
7. «Дай - возьми»
Оборудование: игрушки.
Перед ребенком на столе игрушки. Взрослый предлагает ребенку попросить игрушку, произнося слово «дай», затем предложить кому-нибудь игрушку, произнося слово «на».
Проводить задание с Аброткин К., Старухин Р. Струкачев Ж., Полуян С., Соловьева В., Венжега П., Полтавская П.
8. «Что звучит?»
Оборудование: барабан, колокольчик, погремушка, ширма.
Перед ребенком на столе расположены в ряд звучащие предметы – барабан, колокольчик, погремушка. Взрослый знакомит с их звучанием. Аналогичный набор предметов находится за ширмой. Далее, взрослый, демонстрируя звучание барабана за ширмой, предлагает ребенку выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и ребенок с ним играет (демонстрирует его звучание). Таким образом, нужно проиграть с каждой игрушкой. Начинать с двух – барабана и колокольчика, лишь потом добавить погремушку.
Проводить задание со всеми детьми группы
9. Упражнения на дыхания:
· «Занавесочка»
Оборудование: бахрома из папирусной бумаги.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция:
«Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
· «Ветерок»
Оборудование: цветок одуванчика из папирусной бумаги.
Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, вырезанный из папирусной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подуй, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подуй, наш ветерок!
· «Задуй свечу»
Проще всего научить ребенка делать направленный выдох при задувании пламени свечи, несколько раз показав ему, что происходит, когда мы дуем на свечу. После вздоха зажимаем ребенку нос и рот и, дождавшись увеличения давления воздуха во рту, позволяем сделать выдох, подставив пламя под струю воздуха. После ряда повторений упражнение начнет получаться без дополнительной помощи, малыш будет с удовольствием сам задувать свечу.
Проводить задание со всей группой
10. «Поиграем с игрушками»
Оборудование: мягкие игрушки.
Педагог рассаживает перед ребенком игрушки и предлагает их «покормить», «поводить», «причесать», «покачать» и т.д.
Проводить задание с Старухин Р., Струкачев Ж., Венжега П., Полтавская П., Плетнева К., Ширинова С.
11. «Зеркало»
Взрослый предлагает ребенку стать «зеркалом» и повторять позы, ему предлагаемые:
Ну-ка, зеркальце смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Взрослый стоит в положении «руки в стороны», «руки наверху», «одна рука вперед, другая – на голову» и т. п.
Проводить задание со всей группой
12. «Речедвигательные упражнения»
· «Тук – тук – тук»
Тук-тук-тук! Строим дом (кулачком стучим по кулачку).
Дом высокий (руки вверх вытянуть),
Дом с окном (руки вместе и развести в стороны),
С острой крышей и трубой (руки в виде крыши).
В доме я живу с тобой (обнимаемся).
· «Животные»
(Ручки на головке как у зайчика).
Это зайка – белый бок.
Зайка, зайка – скок-скок (прыгаем).
Это гусь – га-га-га.
Га-га-га, иди сюда (руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями).
Вот коза – ме-ме-ме.
Дай воды, Аня мне (большие пальцы на обеих руках подняты вверх, остальные плотно прижаты друг к другу).
Это белка – прыг-скок (ручки прижаты к груди, как лапки),
Белка, белка – рыжий бок.
· «Тик – так»
(Руки на поясе, наклоны в сторону).
Тик – так, так – так.
Аня (или имя ребенка), Аня, делай так:
Руки вверх, руки вниз,
Аня, Аня, повернись.
Ноги топ-топ-топ,
Руки хлоп-хлоп-хлоп.
Проводить задание со всей группой
13. «Да, нет»
Во время занятий взрослый регулярно задает ребенку вопросы: «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой, а взрослый говорит «да» (вместо ребенка). Если ребенок не делает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук взрослого, вводится жест «нет», а взрослый говорит слово «нет» (вместо ребенка). Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы. Замечательно если ребенок начал повторять слова «да», «нет». Закрепляйте их в общении с ребенком.
Проводить задание со всеми детьми группы
14. «Кто как голос подает?»
Рассмотрите картинки и попросите ребенка: «покажи, где кошка. Кошка говорит: «МЯУ». Давай вместе скажем: «МЯУ». Если ребенку вместо «МЯУ» удастся произнести «МЯ» или «МЬ», это очень хорошо, обязательно похвалите его: «Да, молодец. «МЯУ!»». Затем переходите к другой картинке: «Посмотри – цыпленок. Давай скажем: «ПИ-ПИ». Далее: «МЕ-МЕ», «МУ-МУ», «АВ-АВ», «КУ-КУ», «ГА-ГА», «КО-КО». «ИГО-ГО», «ТИНЬ-ТИНЬ», «КАР-КАР», «УФ-УФ».
Проводить задание с Старухиным Р., Струкачевым Ж., Венжега П., Полтавской П., Плетневой К., Шириновой С., Бабавердиевым М., Линцовым Д.
15. «Повтори»
Рассматривая с ребенком картинки, задавайте ему вопросы: «Где часики? Покажи. Как часики идут? Давай скажем: «Тик-так»». Затем: «самолет летит: у-у-у», «колокольчик звенит: динь-динь», «поезд едет: ту-ту», «дождь капает: кап-кап», «лошадка скачет: цок-цок», «барабан стучит: бом-бом», «лягушка квакает: ква-ква», «воробей клюет: клю-клю», «поросенок хрюкает: хрю-хрю», «позовем голубя: гули-гуля», «погремушка гремит: дон-дон».
Проводить задание с Бабавердиевым М, Аброткиным К., Кузьминским М, Черкасским М., Старухин Р., Струкачев Ж., Венжега П., Полтавская П., Плетнева К., Ширинова С.
16. «Дай…на»
Этап введения в речь ребенка таких слов, как «дай» и «на». Зная их ребенок сможет построить простые фразы, например: «Мама, дай. Тетя, дай», «На би-би» и т.д.
Предложите ребенку поиграть в игру «Дай игрушку». Разложите перед ребенком 3-4 игрушки, которые он может назвать, например машинка – «би-би», кукла – «ля-ля», мышка – «пи-пи», поезд – «ту-ту».
Попросите ребенка дать вам игрушку: «Маша, дай куклу, дай ля-ля». Ребенок дает куклу и старается вместе с вами произнести: «На, на ля-ля». На данном этапе все слова произносятся в именительном падеже, т.е. не «Дай ля-лю», а «Дай ля-ля».
Затем вы с ребенком меняетесь ролями. Ребенок (вместе с вами) произносит: «Дай би-би». Вы даете машинку и говорите: «На би-би».
Заключительный вариант игры – перед ребенком разложены не игрушки, а их изображения (картинки).
Проводить задание с Бабавердиевым М, Аброткиным К., Кузьминским М, Черкасским М., Старухин Р., Струкачев Ж., Венжега П., Полтавская П., Плетнева К., Ширинова С.
17. «Волшебный мешочек» - определить на ощупь мелкие игрушки домашних животных: собака, кошка, коза, лошадь, корова, свинья, баран; диких животных: медведь, лиса, волк, заяц, белка, мышка (полевка).
Проводить задание с Черкасским М., Аброткиным К., Бабавердиевым М, Рыбалкиной Д.
18. «Кто где живет и что ест?» - подбирать картинки парами: животное и место его обитания, животное и что он ест.
Проводить задание с Филипченко А, Черноморовым М., Трофименко А.
Рекомендации воспитателям группы
на период 4 квартала учебного года
1. Артикуляционная гимнастика: «Четвертая считалочка».
Выполняется по подражанию за взрослым (желательно перед большим зеркалом).
Проводить задание со всей группой
2. Пальчиковая гимнастика:
· «На какой цветок (пальчик) села бабочка»: ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Взрослый сажает бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На пальчике (цветочке) сидела бабочка? Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом:
Девочке (мальчику) на руку
Бабочка села.
Девочка (мальчик) бабочку
Поймать не успел (а).
«Кого укусила муха»: если формирование пальцевого гнозиса затруднено, можно использовать более сильный раздражитель – щипок, укол. Вопросы: «Какой пальчик укусила муха? Покажи».
· «Следы»: перед ребенком на столе игрушечный или нарисованный домик и заранее размягченный пластилин или мягкий пластик в форме дорожки.
- Если к домику кто-нибудь пойдет, на дорожке останутся следы (взрослый показывает, как сделать следы, используя совмещенные действия). Упражнение проводится последовательно:
- каждым пальцем отдельно,
- каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними),
- указательным и средним пальцами каждой руки.
Проводить задание со всеми детьми группы
3.Игра «Солнышко и дождик» Под веселую музыку дети танцуют, веселятся, а когда зазвучит грустная музыка, прячутся под зонтик.
Проводить задание со всеми детьми группы
4. «Кто позвал меня?» Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова, а ребенок в центре танцует:
Миша (имя ребенка), ты сейчас в лесу
Кто завет тебя «АУ»
Ну-ка глазки закрывай
Кто позвал тебя узнай
После этих слов ребенок, который стоит в кругу, закрывает глаза, а кто-нибудь из ребят его зовет по имени. И этому ребенку нужно угадать, кто его позвал.
Проводить задание со всеми детьми группы
5. «Мышка» Взрослый показывает ребенку игрушечную мышку и читает стихотворение, сопровождая текст движениями рукой и побуждая ребенка производить совместные действия.
Мышка, мышка, на горошку!
Вылей воду на дорожку! (рука вытянута вперед ладонью вверх)
Мышка, мышка, дай горошку! («забирающее» движение рукой)
Вылей воду на дорожку!
Затем взрослый показывает действие, а ребенок произносит слово «на» или «дай» в зависимости от движения. (Или – взрослый сам произносит слово или весь стихотворный текст, а ребенок производит соответствующие движения рукой.).
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
6. «Наведем порядок» Ребенку предлагается бросать на ковер игрушки из коробки на каждый удар бубна с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». В конце игры взрослый помогает малышу собирать игрушки в коробку.
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
7. «Что звучит?»
Оборудование: наборы предметов (бумага, мяч, карандаш, монеты, спички).
Перед ребенком такой же набор предметов, как у взрослого (бумага, мяч, карандаш, монеты, спички и др.). Взрослый знакомит ребенка с действиями, которые можно совершать с этими предметами: бросать на пол мяч, катать его по столу, катать карандаш, стучать им по столу, мять или рвать бумагу, стучать монетой, ломать спички и др. Затем логопед воспроизводит действия за спиной ребенка, побуждая его к выполнению аналогичного действия.
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
8. Упражнения на дыхания:
· «Бабочка, лети»
Оборудование: бумажная бабочка.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопровождается стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над Вовочкой порхала.
Вова не боится –
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.
· «Пузырьки»
Оборудование: трубочка и стакан с водой.
Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и с помощью трубочки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
· «Кораблики»
Оборудование: тазик с водой, бумажный кораблик.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
Проводить задание со всей группой
3. «Бинокль»
Оборудование: бинокль.
Взрослый побуждает ребенка находить заданные предметы в пространстве комнаты, называть их:
Где шкаф? (окно, стол, стул).
Возьми книгу. Положи книгу на стол.
Найди мячик под столом.
Подойди к шкафу. Возьми из шкафа пирамидку.
Затем после предварительного показа взрослый на глазах ребенка прячет предмет и просит повернуться в сторону спрятанного предмета и найти его. (Взрослый просит найти спрятанный предмет в пространстве комнаты с помощью бинокля.)
Проводить задание со всей группой
10. «Покажи, где…»
Рассмотрите с ребенком картинки. Спросите его: «Где мячик? Покажи». Если ребенок не справляется с заданием, возьмите его пальчик и найдите картинку вместе, обязательно приговаривая: «Вот мячик». Если это задание вызывает трудности, возьмите 3-4 объемные игрушки и поиграйте подобным образом. Важно, чтобы ребенок начал понимать вопрос «где?» и просьбы «покажи…», «дай…».
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
11. «Расскажи историю» Расскажите вместе с ребенком историю про мальчика Колю (имя ребенка). Рассматривайте картинки и читайте короткие фразы, побуждая малыша повторять за вами выделенные слова. Произносите эти звукоподражания каждый раз, когда общаетесь с ребенком: «Коля идет гулять: топ-топ. Коля качается: кач-кач. Коля играет на дудочке: ду-ду-ду. Коля возит машинку: би-би. Коля пришел домой: тук-тук. Мама, открой дверь. Коля моет ручки. Водичка льется: с-с-с. Коля кушает: ам-ам, ням-ням. Коля спит: баю-бай».
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
12. «Дай…на»
Разложите перед ребенком 3-4 игрушки, которые он может назвать, например машинка – «би-би», кукла – «ля-ля», мышка – «пи-пи», поезд – «ту-ту».
Попросите ребенка дать вам игрушку: «Маша, дай куклу, дай ля-ля». Ребенок дает куклу и старается вместе с вами произнести: «На, на ля-ля». На данном этапе все слова произносятся в именительном падеже, т.е. не «Дай ля-лю», а «Дай ля-ля».
Затем вы с ребенком меняетесь ролями. Ребенок (вместе с вами) произносит: «Дай би-би». Вы даете машинку и говорите: «На би-би».
Заключительный вариант игры – перед ребенком разложены не игрушки, а их изображения (картинки).
Проводить задание с Бабавердиевым М., Аброткиным К., Кузьминским М., Черкасским М., Рыбалкиной Д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.